Научная статья на тему 'Урок внеклассного чтения в 10 классе по теме «Санкт-Петербург: перекличка веков»'

Урок внеклассного чтения в 10 классе по теме «Санкт-Петербург: перекличка веков» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
197
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ТЕКСТА / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНСПЕКТ УРОКА / ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ / TEXT ANALYSIS / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / LESSON NOTES / EXTRACURRICULAR READING LESSON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шумейко Оксана Витальевна

Читателям предлагается конспект урока внеклассного чтения. Это занятие поможет в формировании метапредметного навыка работы с информацией. Предлагаемый материал позволит десятиклассникам развить умение образного анализа текста, расширить и углубить понимание образа Санкт-Петербурга в произведениях разных литературных эпох. Для этого предусмотрены индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы. Урок построен на приемах технологии развития критического мышления, проблемной технологии, развивающего обучения, личностно ориентированного подхода в обучении, что дает возможность учащимся сопоставлять и обобщать факты, раскрывать свой творческий потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LESSON OF EXTRACURRICULAR READING IN THE 10-TH GRADE “ST. PETERSBURG: CENTURIES CROSSING“

The readers are proposed the abstract of the extracurricular reading lesson. This lesson provides the formation of cross-subject skills of working with information. This material helps the 10-th graders to master the text analyzing abilities, to broaden and deepen the understanding of St. Petersburg’s image in the works of different literary epochs. Individual, team and front forms of teaching are planned to reach the goal. The lesson is based on the critical thinking technology, the problem-solved technology, the development education, the student-centered training approach. It gives the opportunity to compare, generalize facts and display student’s creative potential.

Текст научной работы на тему «Урок внеклассного чтения в 10 классе по теме «Санкт-Петербург: перекличка веков»»

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шумейко О. В. Урок внеклассного чтения в 10 классе по теме «Санкт-Петербург: перекличка веков» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 135-142. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/3jul2020/kvo215/

Шумейко Оксана Витальевна | shumeyko7-2@mail.ru

Учитель русского языка и литературы МАОУ г. Калининграда СОШ № 46 с УИОП Калининград,Россия

Урок внеклассного чтения в 10 классе по теме «Санкт-Петербург: перекличка веков»

Аннотация. Читателям предлагается конспект урока внеклассного чтения. Это занятие поможет в формировании мета-предметного навыка работы с информацией. Предлагаемый материал позволит десятиклассникам развить умение образного анализа текста, расширить и углубить понимание образа Санкт-Петербурга в произведениях разных литературных эпох. Для этого предусмотрены индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы. Урок построен на приемах технологии развития критического мышления, проблемной технологии, развивающего обучения, личностно ориентированного подхода в обучении, что дает возможность учащимся сопоставлять и обобщать факты, раскрывать свой творческий потенциал.

Ключевые слова: анализ текста, современные образовательные технологии, конспект урока, внеклассное чтение.

Цель урока: проследить, как создается и меняется образ Санкт-Петербурга в русской литературе XIX — XXI веков.

Образовательные цели:

1) учить анализу образа через исследование текста;

2) развивать навык аргументированного ответа;

3) развивать умение отбирать необходимую информацию;

4) учить обобщать материал и делать выводы.

Воспитательные цели:

1) воспитывать интерес и пробуждать любовь к родной литературе, к истории государства;

2) формировать гражданскую позицию, основанную на патриотизме.

Оборудование: тексты поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», повести Н. В. Гоголя «Невский проспект», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», эссе Т. Толстой «Чужие сны», медиакомплекс для демонстрации презентаций (презентации с сообщением о Т. Толстой, «Мой Петербург», таблицы), тетради.

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шумейко О. В. Урок внеклассного чтения в 10 классе по теме «Санкт-Петербург: перекличка веков» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 135-142. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/3jul2020/kvo215/

Предварительное домашнее задание: в

произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского найти изображение Санкт-Петербурга; определить, что является символом (доминантой) города для каждого писателя.

Индивидуальные задания:

- Найти в разных толковых словарях значение слов «оплот», «чужой».

- Определить этимологию слов «Москва» и «Санкт-Петербург».

- Найти значение имен «Юрий» и «Петр».

- Подготовить презентацию «Мой Санкт-Петербург» (рассказ о путешествии в Северную Столицу).

Ход урока 1. Вступительное слово учителя.

— Ребята, к 10 классу мы с вами успели прочитать достаточное количество произведений русской классической литературы. Местом действия во многих из них является Москва или Санкт-Петербург. Запишите эти имена собственные.

2. Разминка.

— Перед нами два слова: «Москва» и «Санкт-Петербург». Что их связывает? Что разъединяет?

— Предлагаю вам такую работу в качестве разминки: составьте слова из букв названия этих городов (учащиеся работают 2-3 минуты). Сколько слов у вас получилось в каждой колонке? У кого больше?

Посмотрите, что получилось у меня (таблица 1).

Таблица 1 — Составление слов из заданных букв (слова «Санкт-Петербург» и «Москва»)

Санкт-Петербург Москва

Стена, пурга, груб (прил.), скуп (прил.), кант, бургер, пуск, труп, снег, бартер, грант, сетка, куст, аскет, треск, перст, герб, крест, берег, секта- Сок, воск, квас, коса, ком, сом, мок (гл.), сова, квас-

— Оцените лексику в каждой колонке (по происхождению, по стилистической окраске и т. п.). Какой вывод можно сделать? (В колонке «Санкт-Петербург» слов получается больше, но среди них есть слова иноязычного происхождения, учащиеся также могут обратить внимание на слова с отрицательным значением.) Как вы думаете почему? Вывод запишите в

тетрадь (как правило, учащиеся делают вывод о том, что Москва — город исконно русский, древний, разрастался постепенно, иногда хаотично, имеет национальный дух, поэтому слова обозначают бытовые реалии (воск, коса, квас), а Санкт-Петербург — город, возникший по прихоти императора, парадный, улицы по линейке (даже названия — «Линия»,

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шумейко О. В. Урок внеклассного чтения в 10 классе по теме «Санкт-Петербург: перекличка веков» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 135-142. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/3jul2020/kvo215/

он стал подобием европейских столиц. Видимо, у них разное предназначение). Но при этом — две столицы.

3. Введение в тему (стадия вызова).

— С тех пор, как на берегах Невы возник новый город, две столицы ведут между собой непримиримый спор. Почему? Давайте попробуем их сравнить, записывая наблюдения в таблицу. В этом помогут ученики, которые получили предварительное индивидуальное задание». (Во время сообщения учеников все слушатели работают с таблицей.)

— Годы основания нам хорошо известны: первое упоминание о Москве относится к 1147 году (обратите внимание — упоминание, значит, поселение уже было; более того, оно было достойно занесения в летопись, так как имело важное экономическое значение). Санкт-Петербург возник по указанию Петра Первого в 1703 году (помните, у Пушкина в «Медном всаднике об этом) как военный оплот.

— Кто подскажет значение слова «оплот»? (Значение слова «оплот» по словарю В. И. Даля: «Оплот — м. забор, тын, стена, ограда, вал, обнос, а особенно забор дощатый, в столбах. Оплотный — к нему относящийся. Оплотить — огородить» [Цит. по: 4].) То есть миссия города — загораживать, заслонять собой страну от внешнего врага.

Индивидуальное задание. Этимология.

Имя города происходит от названия реки Москва. Этимология гидронима Москва точно не установлена, однако есть

предпочтительные версии. В последнее время широкое распространение среди специалистов-этимологов получили гипотезы о балтийском, славянском происхождении названия реки. В славянской и балтийской версиях исконным значением слова было «жидкий, топкий, сырой, слякотный». Многие этимологи считают родственными слова москит и москва (москы по аналогии кровь — кры).

Санкт-Петербург — немецкое название, переводится как «город святого Петра». А имя Петр означает камень, твердый. Если вспомнить, что это имя одного из апостолов Христа, то название города приобретает символическое значение: вечный город, который будет стоять твердо, пока будет сильна вера.

Индивидуальное задание. Значение имени.

Москву как стольный град основал Юрий Долгорукий. От греч. Гесорую^ ([г,иэур-г,иос]),«землепашец, крестьянин». Это имя возникло от сокращенного варианта Гюрги, бытовавшего на Руси до XIV века, когда имя окончательно трансформировалось в Юрий. Это то же имя, что и Георгий или Егор; ассоциируется с Георгием Победоносцем [2]. Имя же Петр происходит от древнегреческого камень, скала, твердый [1], ассоциируется с апостолом Петром.

— Можно ли сказать, сравнив данные таблицы (см. таблицу 2), почему эти две столицы находятся в вечном противоборстве? Вывод запишите. (Они противоположны буквально во всем, это и рождает вечный спор.)

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шумейко О. В. Урок внеклассного чтения в 10 классе по теме «Санкт-Петербург: перекличка веков» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 135-142. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/3jul2020/kvo215/

Таблица 2 — Сравнение Москвы и Санкт-Петербурга

Параметры сравнения Москва Санкт-Петербург

Год основания города 1147 1703

Этимология названия Жидкий, топкий, сырой, слякотный (природа) Город святого Петра (человек)

Основатель, значение имени Юрий Долгорукий. От греч. Ггюрую^ ([г,иэург,иос]), «землепашец, крестьянин». Возникло от сокращенного варианта Гюрги, бытовавшего на Руси до XIV века, когда имя окончательно трансформировалось в Юрий [2] Петр Первый. От древнегреческого камень, скала, твердый [1]

Место расположения города Расположен на высоком берегу реки на равнине, рельеф — чередование холмов с небольшими впадинами Расположен на месте впадения реки Невы в Финский залив в низменности, острова

Принцип застройки Хаотичный, часто эклектичный, деревянные постройки, в позднее время — на каменном основании (фундаменте). Москва приземистая Планомерный, по последней моде, улицы ровные (по линейке), парадные дома, каменные постройки. Стремится вверх

Стихийные бедствия Москва часто горела (из-за деревянных домов) Петербург страдал от наводнений (находится в низменности, в болотистой местности)

— Как только Санкт-Петербург набрал силу как город, был назначен столицей, в русскую литературу он вошел как непременный участник событий художественных произведений XIX века. Не обходили вниманием этот город и писатели XX и даже XXI веков. Поэтому наш урок называется «Санкт-Петербург: перекличка веков».

— Какова же цель нашей работы? (Учащиеся формулируют цель и записывают ее в тетрадь.)

Проверка домашнего задания.

— Чтобы достичь поставленной цели, мы должны вспомнить, каким изображали Санкт-Петербург писатели XIX века (работа проходит по группам или по рядам — каждый ряд работает с произведением одного писателя).

(Учащиеся сверяют свои находки, обсуждают, каждая группа готовит развернутый ответ с опорой на текст. На работу отводится примерно 5 минут.)

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шумейко О. В. Урок внеклассного чтения в 10 классе по теме «Санкт-Петербург: перекличка веков» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 135-142. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/3jul2020/kvo215/

Пушкин «Медный всадник» Гоголь «Петербургские повести» Достоевский «Преступление и наказание»

Что объединяет образ

Санкт-Петербурга у писателей XIX века?

— В ходе ответа каждой группы все остальные записывают микровыводы, затем обобщают материал.

— Вывод запишите. (Город не такой, каким кажется: за сверкающим парадным обликом таится то, что требует постоянной человеческой жертвы. Надо обладать недюжинной силой, чтобы противостоять ему, не дать себя поглотить, раздавить, нельзя поддаваться его чарам, мороку (то есть туману, когда видимое не соответствует реальному), искушениям).

— Что становится символом города, по мнению каждого из писателей? Запишите эти слова. (Пушкин — памятник Петру «Медный всадник», Гоголь — Невский проспект, Достоевский — Исаакиевский собор.)

— Ваш одноклассник тоже был в Санкт-Петербурге (сейчас чаще говорят: «В Питере»), и он готов рассказать о своих впечатлениях. Послушайте и ответьте на вопросы: «Чем отличается образ Санкт-Петербурга в восприятии современного человека отобраза города в произведениях классиков? Какой символ современного Санкт-Петербурга отметил ваш одноклассник?»

— Индивидуальное задание: эссе о городе с презентацией. (NB: интересно, что нельзя предугадать, какой символ

города выберет учащийся, — всегда разные объекты.)

4. Стадия осмысления.

— Еще один Санкт-Петербург мы увидим глазами современной писательницы Т. Толстой. (Учитель показывает презентацию.)

— Индивидуальное задание. Короткое сообщение о Татьяне Толстой.

— Свое эссе Т. Толстая назвала «Чужие сны». Охарактеризуйте кратко особенности жанра эссе. (Эссе — это жанр малого объема, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. В нем на примере бесценного личного опыта писатель раскрывает социальные, философские, нравственные и другие темы [3].)

Фронтальная беседа.

— Какую литературную традицию поддерживает Толстая? («Сны» как прием довольно популярны, начиная с фольклора и древнерусской литературы: сны видят и Иван из сказки «Жар-птица», где к нему приходит какой-то старец, который дает ему советы, и Святослав из «Слова о полку Игореве...», после чего он понимает неизбежность гибели войска Игорева. А позднее мы становимся

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шумейко О. В. Урок внеклассного чтения в 10 классе по теме «Санкт-Петербург: перекличка веков» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 135-142. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/3jul2020/kvo215/

свидетелями сновидений Митрофанушки из «Недоросля» Фонвизина, Мцыри из одноименной поэмы Лермонтова и самого его лирического героя, Петруши Гринева из «Капитанской дочки», Софии из «Горя от ума» Грибоедова (этот сон героиня наскоро выдумала, но подсознание ее сделало выдумку весьма многозначительной), Татьяны из «Евгения Онегина», князя Андрея из «Войны и мира», нескольких — Раскольникова из «Преступления и наказания», множества

— из «Стихотворений в прозе» Тургенева... А «Сон Обломова» Гончарова стал ядром, из которого возник роман.)

— В чем особенность «Снов» как литературного приема? (В «Снах» заключается закодированная информация, с помощью которой объясняются многие обстоятельства жизни героев, истоки их поведения и т. п., но иногда это другая реальность, в которой человек открывает в себе что-то новое.)

— Толстая — москвичка. Какое это может иметь значение? (Человек может ревностно относиться к городу-конкуренту и подсознательно обращать внимание на то, что будет говорить не в его пользу.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— А что такое «чужие сны»? Что может скрываться за названием? (Слово «чужой»

— многозначное. 1. Тот, кто не состоит с кем-либо в близких отношениях; посторонний. 2. Тот, кто не является родственником, неродной 3. Принадлежащий

другому, не собственный. 4. перен. Далекий по духу, внутренне чуждый, такой, с которым нет подлинной близости. 5. перен. Отчужденный, отрешенный, чуждый [4].)

— Сделайте в тетради две колонки — «До чтения» и «После чтения». Запишите свой ответ в первую колонку.

— Мы сейчас прочитаем произведение, по ходу чтения определите отношение москвички к городу. Обратите внимание на различные выразительные средства (эпитеты, гиперболы, метафоры, сравнения).

(Чтение текста произведения.) Работа с текстом.

— Что Т. Толстая — москвичка видит в Санкт-Петербурге? (Что город «строился не для нас» [5], «...раз в год, чтобы ты не забывался, сама река легко и гневно выходит из берегов и показывает тебе кузькину мать» и т. п. В общем, город неприветлив. Более того, он — сон, сон Петра, не очень приятный сон, после которого просыпаешься разбитым; Петр умер, а сон остался, в нем приходится жить; город — иллюзия и т. п.)

— Любит ли автор Санкт-Петербург? Аргументируйте. (Т. Толстая словно намеренно пытается нас убедить в своей нелюбви к городу. Она прямо говорит о надменности, которая всегда была свойственна городу,

1 Здесь и далее курсивом выделены отрывки / слова из текста произведения Т. Н. Толстой «Чужие сны» [5].

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шумейко О. В. Урок внеклассного чтения в 10 классе по теме «Санкт-Петербург: перекличка веков» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 135-142. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/3jul2020/kvo215/

о презрении «к властям всех уровней», о том, что «Питер опустился». И приводит нас к выводу, что в Санкт-Петербург надо ехать, «если драгоценное чувство живой жизни притупилось». Не скупится Толстая и на яркие средства выразительности. Писательница обращает внимание на самые разные детали, подбирая им эмоционально окрашенные эпитеты: например, водянистые, голубоватые лица жителей, погода страшная брон-хитная, город торжественный, бедный, что вообще похоже на оксиморон. Находим мы и гиперболы — не по-человечески прекрасный, не по-людски страшненький (здесь же и антитеза). Богатые метафоры тоже говорят об отношении Толстой к Санкт-Петербургу (например, блеск трамвайного рельса под жидким, красным огнем ночного ненужного винного бара; томительные ночи, выпивающие душу; кто не слышал, как смерть дует в спину, не обрадуется радостям очага). Интересны сравнения: серые многослойные тучи, как ватник водопроводчика; лиловатый, словно в мертвецкой, свет фонарей. Не очень приятные, правда? Не преминула писательница отозваться и о погоде, и о домах, и об окнах, которые никто никогда не моет. Не остаются без внимания также элементы архитектурного декора: «Если же смотреть вверх, <...> то увидишь совсем другой город: там еще живут маски, вазы, венки, рыцари, каменные коты, раковины, змеи, стрельчатые окна, витые колонки, львы, смеющиеся лица младенцев или ангелов». И все-таки остается ощущение ошибки: не совсем она «не любит». Нет! Не любит в этом состоянии — состоянии «чужих снов». Ведь читаем же мы в конце:

«Никому ничем нельзя помочь, разве что жить здесь, видеть свои собственные сны и развешивать их по утрам на просушку на балконных перилах, чтобы ветер разносил их, как мыльную пену, куда попало: на верхушки тополей, на крыши трамваев, на головы избранных, несущих, как заговорщики, белые флоксы — тайные знаки возрождения». Ключевое слово

— возрождение.)

— Какие аллюзии мы находим в тексте? (Т. Толстая сразу предупреждает читателя: «...все, кто писал о Петербурге, — Пушкин, Гоголь, Достоевский, Белый, Блок, — развесили свои сны по всему городу....» А затем мы видим отсылки к творчеству указанных поэтов и писателей: погода — Пушкина, дома и квартиры и их запахи

— Достоевского, улицы — Гоголя.)

— Что для Толстой стало символом города? (Здесь может быть и должно быть несколько ответов, потому что учащиеся видят разные символы. И это связано с идеей произведения.)

— Заполните вторую колонку «После прочтения». Почему «Чужие сны»? В каком значении употреблено прилагательное? Совпали ли у вас первая и вторая колонка, то есть верны ли были ваши предположения? Поясните.

— Город, как сны, бывает разным: он и парадный, сверкающий, — и трущобный, словно в лохмотьях. Он завораживает и пугает. Его изменения сиюминутны, неуловимы — впечатления зависят от настроения, от погоды, от запаха... У

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шумейко О. В. Урок внеклассного чтения в 10 классе по теме «Санкт-Петербург: перекличка веков» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 135-142. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/3jul2020/kvo215/

писателей, жителей, гостей — свой Город. Он никогда не будет повторяться, как сон. Прошлое лепниной, ликами ангелов с фасадов, архитектурой напоминает о себе и о величии Петербурга. Настоящее же с ним тесно связано.

5. Стадия рефлексии.

— Итак, сегодня для нас образ Санкт-Петербурга обрел новые черты. Понравилось ли эссе Татьяны Толстой? Аргументируйте ответ. Вспомните, пожалуйста, как вы работали, и оцените свою работу. Что стало самым сложным? Что вызвало наибольший интерес?

6. Домашнее задание.

— Напишите эссе на тему «Символы Санкт-Петербурга». В своей работе постарайтесь использовать те записи, которые появились в ваших тетрадях по ходу урока.

Список литературы

1. Значение имени Петр. Толкование имени [Электронный ресурс]. — URL: http://analiz-imeni.ru/men/petr/ znacenie-imja.htm (дата обращения: 20.02.2020).

2. Значение имени Юрий [Электронный ресурс]. — URL: https://names. neolove.ru/male/27/293.html (дата обращения: 20.02.2020).

3. Краткая литературная энциклопедия [Электронный ресурс]. — М.: Сов. Энцикл., 1962-1978.Т. 1-9. — URL: http:// feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/default. asp (дата обращения: 12.05.2020).

4. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Сайт].

— URL: http://slovardalja.net/ (дата обращения: 12.05.2020).

5. Толстая, Т. Н. «Чужие сны» [Электронный ресурс] / Т. Н. Толстая // Изюм (сборник). — М., 2010. — URL: https:// www.litres.ru/tatyana-tolstaya/izum/ chitat-onlayn/ (дата обращения: 13.05.2020).

OksanaV. Shumeyko

Secondary School № 46 Kaliningrad, Russia

The lesson of extracurricular reading in the 10-th grade "St. Petersburg: Centuries crossing"

Abstract. The readers are proposed the abstract of the extracurricular reading lesson. This lesson provides the formation of cross-subject skills of working with information. This material helps the 10-th graders to master the text analyzing abilities, to broaden and deepen the understanding of St. Petersburg's image in the works of different literary epochs. Individual, team and front forms of teaching are planned to reach the goal. The lesson is based on the critical thinking technology, the problem-solved technology, the development education, the student-centered training approach. It gives the opportunity to compare, generalize facts and display student's creative potential.

Keywords: text analysis, modern educational technologies, lesson notes, extracurricular reading lesson.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.