Научная статья на тему 'Применение модерационных семинаров при разработке практикоориентированных учебных пособий'

Применение модерационных семинаров при разработке практикоориентированных учебных пособий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачева Г. В.

В условиях модернизации профессионального образования основополагающим механизмом его обновления становится создание практикоориентированных учебных пособий, средством для разработки данных пособий может послужить метод модерации как форма интерактивного общения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the conditions of vocational training modernisation by the basic mechanism of its updating there is a creation practical manuals, as means for working out of the given grants the moderation method as the form of interactive dialogue can serve.

Текст научной работы на тему «Применение модерационных семинаров при разработке практикоориентированных учебных пособий»

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕРАЦИОННЫХ СЕМИНАРОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

ТКАЧЕВА Г.В.

В условиях модернизации профессионального образования основополагающим механизмом его обновления становится создание практикоориентированных учебных пособий, средством для разработки данных пособий может послужить метод модерации как форма интерактивного общения.

Модерация как форма интерактивного общения может успешно использоваться при решении вопросов управления, сбора информации, разработке продуктов, обеспечивающих деятельность учреждения, фирмы и пр.

Методика модерации эффективна при работе в группе, она позволяет учесть опыт и знания каждого участника и интегрировать их в единое знание, сделав его многомерным и всесторонне учитывающим ситуацию.

Использование метода модерации позволяет:

- вырабатывать совместный план действий по разрешению проблемы;

- определять роль каждого члена коллектива в реализации этого плана;

- вносить корректировки в учебные планы и программы;

- собирать и интегрировать информацию;

- выявлять проблемы, четко их формулировать;

- проводить системный анализ проблем;

- разрабатывать учебные пособия, методические рекомендации, должностные инструкции.

В образовательных учреждениях г. Омска накоплен большой опыт использования методики модерации при создании практикоориентированных учебных пособий. Работа над ними была начата в 2001 году в Омском государственном колледже отраслевых технологий строительства и транспорта (директор Борилов А.В.). К этой работе в разное время подключились и другие образовательные учреждения города Омска: Колледж торговли экономики и сервиса (директор Гурбо Н.М.), Профессиональное училище 14 (директор Антипина Л.А.), Промышленноэкономический колледж (директор Коровин С.В.), Механико-технологический техникум (директор Долматов Г.Г.).

В пособиях, разработанных омскими авторами, дается четкое и подробное описание профессиональных компетенций, сложившихся на рынке труда в рамках профессиональной деятельности. Во многом такой результат достигается тем, что пособия содержат информацию, полученную непосредственно от работодателей, что называется «из первых рук». Организаторы семинара для получения максимального эффекта от его проведения должны строго придерживаться технологии его проведения.

При определении темы модерационного семинара действует принцип: « каков вопрос -таков ответ». Вопрос должен быть кратко и чётко сформулирован. Например, при разработке учебных пособий, в которых необходимо дать четкое описание профессиональных приемов, приглашенные с предприятий специалисты отвечают на вопрос «Какие действия Вы выполняете на своем рабочем месте?». В качестве носителей информации на семинаре выступают приглашенные с предприятий специалисты. Это могут быть все, кто, по мнению организато-

In the conditions of vocational training modernisation by the basic mechanism of its updating there is a creation practical manuals, as means for working out of the given grants the moderation method as the form of interactive dialogue can serve.

ров семинара, располагает информацией по интересующему их вопрос ветить.

При выборе специалистов для модерационного семинара учитывает фикации, стаж работы, условия в которых они выполняют свои професс сти, предприятия на которых они работают, они должны уметь аргументи ся по обсуждаемому вопросу и обязательно работать, что называется коллег и воспринимать их точку зрения.

Кроме специалистов в семинаре участвуют наблюдатели, к которым м ганизаторов семинара, обычно это руководители образовательных учре. будет в дальнейшем обрабатывать полученную информацию, это члены ва. Авторами являются преподаватели и мастера производственного с

высказывают приглашенные специалисты по обсуждаемой проблеме. Н соглашаться с мнением приглашенных специалистов, но они ни в кое вступать с ними в спор или высказывать свою точку зрения. Главная з перед организаторами семинара - получить информацию от приглашён допуская «скатывания» к банальной дискуссии. Работа с приглашенныг модерационном семинаре позволяет получить объективную и всесторо! профессиональной деятельности, которую авторам пособия предстоит оп Обязательным условием для проведения модерационного семинара модератора (ведущего). Модератор — это ведущий семинара, он упра1 принимает участия в содержательной части дискуссии, чаще всего он н стом в обсуждаемой проблеме, но он должен хорошо владеть методикой ционного семинара. От этого во многом зависит результат, так как мод блюдением правил и поддерживает динамичное равновесие в группе. Д но выполнить возложенные на него функции, он должен следовать следую

— быть объективным по отношению к обсуждаемой проблеме;

— не оценивать поведение или высказывания экспертов, высказыван правильно» для модератора не существует;

— задавать вопросы, активизируя деятельность экспертов, а не вступать

— создать максимально доброжелательную атмосферу во время семи циалисты чувствовали себя равными, не взирая на заслуги и звания понять, что мнение каждого из них ценно и его необходимо высказать

— не корректировать мнение специалистов без их согласия;

— если специалист высказывает не совсем верную, с точки зрения друг должен создать условия, при которых он сам откажется от своего мне коллег в своей правоте;

— давать высказываться всем специалистам, даже если они повторяютс

— следить за тем, чтобы все специалисты участвовали в обсуждении п| нии всего семинара, они не должны отвлекаться, так как включиться ет сложно;

— модератор должен уметь остановить специалиста, который слишком вая высказываться другим;

— нельзя позволять специалистам критиковать высказывания своих ко сказывать свои мнения и уметь их аргументировано защитить, если сп

— следует решительно пресекать любые попытки уйти от обсуждаемой п[

й в семинаре ограничивается тем, что они следят за тем как

— следить за тем, чтобы наблюдатели (обычно это организаторы модера не вступали в дискуссию со специалистами, здесь можно проявить т лить наиболее «активного» наблюдателя;

— почувствовав усталость специалистов, модератор должен уметь снять I Опыт проведения семинаров показывает, что, соблюдая эти правил

успешно провести семинар, создать условия для раскрытия потенциала как носителя информации, сделать отдельные мнения общими, получит ем информации для ее дальнейшего использования организаторами м нара.

Потребители

информации

Но

инфор

Рис.1. Традиционная коммуникация для получения инфор|

Успех модерационного семинара определяется многими факторами,

нара должны учитывать, что:

— у специалистов должно быть достаточно времени, чтобы «погрузиться проблему, они должны иметь время чтобы, актуализировать свои зн формулировать свои мысли. Необходимо учитывать и то, что пригла семинаре занимаются не свойственной им деятельностью, особенно ны с производства, им трудно адаптироваться в непривычной для н этого нужно время. Недостаток времени может свести на нет все ус ров;

— распорядок работы должен обязательно предусматривать перерывы часа работы. Во время перерывов участникам семинара можно пре деятельности;

— для того, чтобы участники семинара не испытывали затруднения с н сказываний, эту функцию на семинаре выполняет секретарь, челове стро и четко записать то, что говорят специалисты;

— большое значение при проведении модерационного семинара имеет ходящего процесса, которая достигается тем, что каждое высказыва помещается на доску, поскольку на доске карточки с высказываниям место, то они должны легко передвигаться. Практика показывает, что дерационном семинаре использовать магнитную доску, на которой ка ся быстро и легко. Специалисты должны быть свободны в своих выс каждого из них должно быть услышано, поэтому все они должны сиде тив магнитной доски и чувствовать себя максимально комфортно.

Обычно при проведении модерационных семинаров участники разм как показано на рисунке 3.

м оде ратор

секретарь

Рис. 3. Размещение участников модерационного семи

Подобное размещение приглашенных специалистов позволяет им вид появляются их высказывания. Модератор должен легко двигаться у до точки, быстро подойти к любому участнику семинара, если это необходи участвуя в обсуждении проблемы, должны иметь возможность слышать перты и наблюдать за тем, как они уточняют свои мнения или изменяют зации обсуждения темы семинара должен быть хорошо виден наблюдате В начале работы модератор должен представить каждого специалис ные профессиональные достижения, причем в представлении заслуги ка ваться равнозначно. Значение имеет только профессионализм специа данной проблемы.

Затем модератор обозначает цель семинара, называет основную про обсуждаться. Это может быть профессиональная деятельность, выполне фессиональных компетенций, приемы работы на сложном оборудовани вых материалов и пр. Вопрос, на который необходимо получить ответ на писать на доске, так как к нему придется обращаться часто.

Каждое высказывание специалистов записывается на подготовленны тами прикрепляется на доску. На этом этапе не нужно тратить время на р Главное условие, которое необходимо выполнять, делая записи спе точка — один ответ. После того как все высказывания будут записаны и можно приступать к систематизации полученных высказываний. Легко и пировать высказывания специалистов, передвигая карточки по магнитно Разделив все карточки с ответами на группы, модератор предлагае группу карточек. Если приглашенные специалисты отвечали на вопрос, выполняете на своем рабочем месте?», то заголовки будут обозначать о нальные компетенции, т.е. основные сферы профессиональной деятель организатора работы офиса это:

— организовывать работу офиса руководителя,

— создавать документ,

— организовывать работу с документами,

— организовывать деловые встречи руководителя,

— организовывать прием посетителей,

— оптимизировать работу офиса.

Под этими заголовками группируются карточки, на которых записаны рые специалисты реализуют свои профессиональные компетенции организовывать работу офиса руководителя, необходимо:

— подготовить офис к началу рабочего дня;

— подготовить офис к приему посетителей;

— подготовить зону для совещания;

— спланировать работу офиса на день;

— осуществить коммуникации «сверху вниз»;

— осуществить коммуникации «снизу верх»;

— завершить работу офиса.

Группируя карточки, модератор должен добиться того, чтобы каждая как можно точнее. Специалисты часто вносят изменения в свои формул дополняют. После того, как все карточки будут сгруппированы, на доске ная схема. Это может быть схема определенной профессии, алгоритм р^ фессиональной компетенции, профессиональных приемов использовани Схема — это результат коллективной деятельности специалистов, в ней о дого из них.

На модерационном семинаре, который проводится перед началом | ориентированных учебных пособий, специалистам предлагается состав вый список — это перечень инвентаря, инструментов, оборудования, сыр го того, что необходимо специалисту для решения профессиональных зад Второй список — это перечень умений, навыков и знаний, которыми циалист для успешной профессиональной деятельности. Анализируя этот бий точнее могут определить уровень компетентности, которую должен и щийся, чтобы решить на практике ту или иную профессиональную задачу В третьем списке указываются профессионально значимые личност менного специалиста. Опыт показывает, что специалисты с предприяти модерационный семинар, заполняя эти списки, отвечают неожиданно Например, повара самым главным профессионально значимым лично звали выносливость, а каменщики - умение работать в бригаде, т.е. секретари отмечали умение быть «незаметной», водители считают, что менеджеры коммерческой деятельности, прежде всего, должны уметь а точку зрения.

После завершения работы над составлением списков модерацион считать законченным. Организаторы семинара получили структурирован интересующему их вопросу.

Модерация как технология интерактивного общения используется в д те авторских групп, а также при подготовке ими иллюстраций для практи учебного пособия. Авторы пособий - преподаватели и мастера произво, они сами являются специалистами в какой-то конкретной отрасли про знают требования образовательного стандарта. Такое сочетание позвол ронне проанализировать информацию, полученную на модерационном над созданием пособия работает несколько человек, то их работа носит тер, в этом случае модерация позволяет обобщить знания и опыт автор

ние профессиональных компетенций деятельности максимально точны ловия сложившиеся на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.