УДК 378.046.2
АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ПЕДАГОГИКИ БУДУЩИМИ БАКАЛАВРАМИ
ANDRAGOGICAL AS A BASIS TO IMPROVE MOTIVATION OF THE BACHELORS
DURING THE COURSE OF PEDAGOGIC
В.Л. Холод V.L. Kholod
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Belgorod National Research University, 85, Pobeda Str., Belgorod, 308015, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация. В настоящей статье рассматривается андрагогический подход как основа повышения мотивации при изучении курса педагогики будущими бакалаврами в ходе получения ими непедагогических специальностей: «Таможенное дело», «Туризм», «Государственное и муниципальное управление, «Социология» и др. Выбор такого подхода обусловлен необходимостью реализации федеральных образовательных стандартов нового поколения. Автор опирается на использование опыта образования взрослых в системе повышения квалификации в Германии, а также на современную педагогическую литературу. На основе интерактивных методов и приемов обучения коренным образом изменились способы взаимодействия преподавателя и обучающихся вуза. Использование методики модераторской деятельности при проведении практических занятий позволяет значительно повысить мотивацию будущих специалистов.
Abstract. The article deals with the question of andragogical as basis to improve motivation of the bachelors during the course of pedagogic for non-pedagogical professions: "Customs", "Tourism", "State and municipal administration", "Sociology" and others. The choice of this method is conditioned by the need of realization of next generation education standards. The author relies on the adult education experience in the career development system in Germany and modern pedagogic literature. Interactive education methods and techniques have changed the ways of interaction between the professor and students. The moderator methodic usage during the practical exercises allows to improve the motivation of the future specialists.
Ключевые слова: повышение квалификации, андрагогическая модель, мотивация, модератор, модерация, бакалавр.
Keywords: improving motivation, andragogical model, motivation, moderator, moderation, bachelor.
Введение
При внедрении новых ФГОС - образовательных стандартов третьего поколения в высшей школе особый упор делается на формирование необходимых компетенций: общекультурных, профессиональных и др. [Приказ МО РФ 2015 №206].
Отрадно, что основы педагогических знаний теперь изучаются бакалаврами, обучающимися по непедагогическим специальностям: «Таможенное дело», «Государственное и муниципальное управление», «Социология», «экономика и управление предприятием» и т.д. Ими изучаются такие темы как: «Педагогика в системе наук о человеке. Основные категории педагогики», «Личность как субъект профессиональной деятельности. Воспитание в целостном педагогическом процессе», «Профессиональный коллектив и его функции. Межличностные отношения в группе, групповая динамика. Преодоление конфликтов в профессиональном коллективе», «Общение как педагогическая категория. Коммуникативная культура личности. Профессиональное общение. Педагогические аспекты профессиональной деятельности специалиста».
И если для студентов - будущих педагогов-бакалавров курс педагогики является одним из основных, то и для студентов непедагогических специальностей и направлений необходимо организовать систему работы, нацеленную на создание не только необходимых и достаточных условий, но и на обеспечение повышенного внимания к педагогическим проблемам. Ведь
подготовка педагогов в настоящее время взята на контроль государством в качестве приоритетной среди всех направлений вузовского образования.
В связи с переходом на двухступенчатую систему высшего образования, в практику работы с будущими бакалаврами, обучающимися по другим, непедагогическим специальностям, согласно новому стандарту, вузовскими преподавателями созданы новые рабочие программы.
Свою задачу мы видим в разработке и реализации новых подходов к осуществлению высшего образования в новых условиях. При этом мы опираемся не только на сложившийся личный опыт работы в качестве «обучающих» (от слова «доцент»), но и достижения в области образования взрослых как в России, так и за рубежом.
Основная часть
Чтобы обеспечить формирование обозначенных ниже соответствующих компетенций, в самом начале процесса образования будущих специалистов-бакалавров считаем необходимым сформировать у них повышенную мотивацию при освоении не только специальных, но гуманитарных дисциплин. В этих целях используем имеющиеся в нашем арсенале наработки в области педагогики общего образования.
Лабораторией воспитательных пространств БелГУ, под руководством автора статьи, в течение 3-х лет проводилось социально-педагогическое исследование по проблеме повышения мотивации учителей-предметников в рамках новой системы оплаты труда (на материалах общеобразовательных учреждений Белгородской области: в Грайворонском, Новооскольском, Ровеньском районах и в г.Белгороде). По его результатам составлено учебно-методическое пособие и разработан курс лекций в электронном виде [Герасименко, Холод 2009:298].
А с сентября 2009 года, на базе Беловской СОШ Белгородского района, по 2013 г. проведен формирующий эксперимент по повышению мотивации педагогов этой школы на осуществление более качественного образования сельских школьников [Цыбина, 2011:115]. Тема исследования: «Методика повышения мотивации учителей-предметников МОУ «Беловская средняя общеобразовательная школа» Белгородского района Белгородской области в рамках новой системы оплаты труда». Педагогический коллектив школы на конец 2012 года составлял 29 человек, из них 25 - имели высшее образование, что составляло 86% от всего коллектива, 1 педагог имел неоконченное высшее образование.
Вышеназванная тема исследования выбрана не случайно. Его суть состояла в том, чтобы побудить коллектив функционирующей сельской школы начать переход в новое качественное состояние. Показателем начала такого перехода и является вступление в фазу формирующего педагогического эксперимента. На основе Концепции была разработана и утверждена Программа развития на 5 лет. Работая по ней, педколлектив постепенно, пошагово «прирастал» педагогами, повысившими или вновь получившими квалификационную категорию. И, если в начале эксперимента, таковых было единицы (с высшей категорией работали 2 учителя-предметника), то уже через четыре года - 8 (восемь!) (27,5 %). На день завершения эксперимента первую категорию имели 16 (61,5) педагогов. Без категории «осталось» только 3 человека (10%).
Начало исследования послужило своеобразным катализатором, способствующим быстрейшему протеканию процесса повышения квалификации каждого (!) коллеги до определенного уровня. Сказалось воодушевляющее управление как внешнее, так и внутреннее: со стороны органов управления образованием и со стороны администрации и управляющего совета школы.
Слово «повышение» для педагогов стало ключевым, т.к. повышая мотивацию, мы повышаем и квалификацию, и качество знаний, и компетенции обучающихся. А в целом - свою профессиональную компетентность.
Из психолого-педагогической литературы известно, что мотивация - есть процесс побуждения человека к деятельности ради достижения определенных целей. Целью нынешнего образования является не только воспитание, обучение и формирование разносторонне развитой личности. Современное общество выдвинуло новую образовательную парадигму: подготовить человека компетентного.
Но что же можно предложить нынешним первокурсникам - будущим специалистам не педагогам, чтобы не только заинтересовать их педагогикой, «формировать у них профессионально-ценностную установку» [Ерошенкова, 2010:139], повысив при этом их мотивацию на новый для них предмет, но и действительно сформировать обозначенные компетенции.
Например, для направления подготовки 38.05.02. «Таможенное дело» ОК-2 характеризуется готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала. ОК-3 предполагает владение способностью к самоорганизации и самообразованию. А для направления подготовки 100400.62 «Туризм» ОК-4 представлено способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные
различия. Особенно важны те компетенции, которые помогут бакалаврам в предстоящей постдипломной и профессиональной деятельности.
В «портфеле» преподавателя высшей школы много форм и методов, достаточно описанных в педагогической литературе. К примеру, в трудах профессора И.Ф. Исаева, изданных на основе деятельности его авторской школы по формированию профессионально-педагогической культуры [Исаев, 2011:130]. По И.Ф. Исаеву - понятие профессиональной компетенции педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм [Исаев, 2011:3-10].
В научных изданиях профессора М.Т. Громковой [Громкова, 2006:372, 2012] широко представлен андрагогический подход, столь необходимый в системе образования взрослых.
Активно развивающаяся в последние годы наука андрагогика (хотя ей уже более 100 лет) занимается теорией и практикой образования взрослых и вполне заслуживает внимания кадровых служб, менеджеров разного уровня [Громкова, 2006:495]. Она стала востребованной на рубеже 20 и 21 веков, когда повысилось внимание к образованию взрослых. А теперь, когда в силу вступило Болонское соглашение и, согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», высшее образование стало двухступенчатым (бакалавриат и магистратура), потребность в реализации андрагогического подхода ещё более возросла [Закон РФ, 2012].
В зарубежной педагогике известен опыт немецких ученых - педагогов земельного института школы и переподготовки кадров Земли Северной Рейн-Вестфалия, основательно представивших идею модерации в ходе образования взрослых [Браунек и др. 1997].
Анализ научных работ педагогов современной Германии, опыта, сложившегося в Федеральной Земле Северный Рейн-Вестфалия, основательно изученный А.П. Пересыпкиным, «...показывает, что одной из эффективных форм повышения квалификации работников образования является модерация. Исследование различных подходов к понятию «модерация», сложившихся в трудах немецких педагогов, позволило рассматривать ее в качестве особой формы консультирования и руководства деятельностью групп взрослых людей в процессе обучения, при этом главным в этой форме является не содержание, а пути и методы, которые должны помочь группе использовать свои внутренние резервы для решения профессиональных проблем (П. Браунек, У. Даушер, Г. Израэль, Ю. Майбаум, Н. Поссе и др.) [Пересыпкин, 2002].
Изучая теоретические подходы российских и зарубежных учёных, получив практические навыки их реализации в ходе нашего непрерывного образования и на основе личного опыта многолетней педагогической деятельности, хотелось бы остановиться на андрагогическом подходе как методе повышения мотивации [Холод, Сиротина 2009:129]. Мы согласны с Л.Д. Рагозиной, в совершенстве владевшей методикой подготовки модераторов, что «.образовательный процесс настолько многолик, пёстр, разнообразен, что отражает в себе, как капелька росы солнечный свет, все типы взаимодействия. Мастерство преподавателя позволяет выбрать оптимальный тип взаимодействия со студентами и направить их действия на продолжение приобретения опыта в зависимости от социальной ситуации, в которой они здесь и сейчас находятся» [Рагозина 2006:139].
Суть андрагогического подхода состоит в том, что с первых дней пребывания в университете студент как бы проходит своеобразную инициацию. А в конечном результате став свободной самостоятельной, ответственной счастливой самодостаточной личностью.
Анализ зарубежной педагогической литературы [Германия, 1996:462-468], а также опыт преподавателей, выезжающих в Германию, США, Францию на стажировку показывает, что важен момент «погружения» в программу вуза и дальнейшее сопровождение будущего бакалавра. Неоценима наша помощь первокурсникам в составлении индивидуального образовательного маршрута со стороны преподавателя, модератора, тьютора. В роли сопровождающих (тьюторов) в образовательном пространстве Белгородского государственного университета выступают преподаватели, кураторы студенческих групп, научные руководители студентов, руководители кружка, секций, библиотекари и сотрудники научно-образовательного психолого-педагогического центра «Ресурс» (педагоги, психологи) [Ерошенкова, 2010:133].
Особенность взаимодействия преподавателей и студентов - его причинная взаимообусловленность и связь. При этом «.каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обуславливает развитие объектов и их структур». Как отмечают авторы «Методической копилки» [Браунек и др., 1997], усваивая новые формы отношений преподавателя с обучающимися, модераторы тем самым обогащают свой собственный репертуар.
Главная задача - ориентация вчерашнего абитуриента в новых для него условиях (в пространстве и во времени). В выборе курсов ознакомление с набором обязательных к изучению предметов, уточнение количества часов, которые он должен набрать за семестр и за весь период обучения в бакалавриате. Тут же происходит ознакомление с балльно-рейтинговой системой (БРС)
при оценке знаний, умений, навыков и опыта их применения, а так же с уровнем необходимых компетенций по каждому предмету.
Выбор тех или иных форм организации предстоящих учебных занятий осуществляется нами с учетом их образовательной эффективности [Кирий, Боруха, 2010:198-202]. Кроме знакомства с рабочими программами, Балльно-рейтинговой системой, нами применяются педагогические техники, способствующие сплочению членов первичной группы. Так, в период знакомства студентов друг с другом мы совместно составляем так называемое «зеркало группы». Где указаны фамилия, имя, отчество, что потом необходимо для обращения обучающихся друг к другу и преподавателя к ним [Браунек и др., 1997].
Обязательно идет личное представление студента и преподавателя в учебной группе. Каждый указывает образовательную организацию, которую он закончил, наличие медали за курс средней школы (это важно для последующего индивидуального сопровождения студента, уже имеющего повышенную к учёбе мотивацию). Студент сообщает о своих интересах, увлечениях, что помогает для их объединения в микрогруппы, опять-таки, по интересам. Это также способствует сплочению группы и созданию в ней коллектива. «Зеркало» вывешивается в аудитории при проведении занятий в этой же группе в период проведения практических занятий. А на следующий год уже будет использована другая техника: «кто с кем знаком». В обязательном порядке будущие модераторы знакомятся с содержанием методической копилки [Браунек и др., 1997].
Студентам интересны такие методики как «ролевая игра», «деловая игра», «мозговая атака», «работа над проектом», «дебаты «за» и «против», «педагогическое мнение», «опрос эксперта», «нарисуй картину, составление кары мыследеятельности», «ну что, как прошёл семинар?», «телеграмма». Из нескольких десятков будущие модераторы выбирают наиболее подходящее к содержанию практического занятия, в котором они будут участвовать.
Педагогическая техника, используемая преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, осуществляется с опорой на всех обучающихся, давших согласие выступать в роли модераторов. Преподаватель проводит их обучение, инструктаж, оказывает помощь в составлении плана-конспекта и презентации. Обучающиеся, назначенные для участия в проведении семинара (практического занятия), тщательно отрабатывают методику его организации, априори становясь субъектом активной деятельности. Причем, распределение поручений происходит в самом начале изучения курса педагогики (после прохождения первых лекций). Тем самым мы повышаем не только ответственность за полное усвоение теоретического материала, излагаемого на лекции, но и мотивацию на последующее его закрепление.
Используя балльно-рейтинговую систему учета и оценки знаний, умений, навыков, опыта их применения, мы осуществляем пропедевтику андрагогической деятельности. В строгом соответствии с ФГОС формируются обозначенные в РПД (рабочей программе дисциплины) необходимые компетенции. Позже мы увидим самооценку тех студентов, которые «примерили на себя» роль организатора-модератора. Многие выразили мнение о том, что такая андрагогическая технология запомнилась им на всю жизнь, так как они впервые выступали в роли педагога.
Приведём некоторые методики, разработанные нашими немецкими коллегами и апробированные нами на занятиях в процессе освоения двухгодичной программы повышения квалификации в г. Зост (Германия) и в НИУ «БелГУ». Они доступны для студентов - будущих бакалавров [Браунек и др., 1997].
Техника «Ролевая игра». Даются примерные вопросы и задания. Модератор комментирует ситуацию, описание которой получили все обучающиеся группы. Кроме того, каждый из них получает ролевую карточку, на которой описана та роль, которую он возьмет на себя. После быстрой рефлексии начинается игра. По окончании игры всем исполнявшим роли предоставляется возможность высказаться. Комментировать высказанные мнения не разрешается. Первоначальный обмен мнениями об игре заканчивается чётко организованной модератором дискуссией, во время которой слово предоставляется также и членам группы наблюдения. При проведении занятий по педагогике данную методику целесообразно использовать при изучении функций сотрудников коллектива предприятия, организации (директор, его заместители, начальники отделов, менеджеры, специалисты).
Техника «Деловая игра». Деловая игра является чрезвычайно сложным методом, требующим основательной подготовки и затрат времени для ее проведения. Перед ее началом нужно определить цели и задачи игры. Осуществить планирование, подготовку к игре. Уточнить ролевые позиции каждой микрогруппы, установить правила игры. Целесообразно при проведении практических занятий по таким темам как: «Воспитание», «Общение».
Техника «Мозговая атака». Модераторы записывают проблему или тему на доске или демонстрационном стенде. Если у студентов появляются вопросы по теме, модераторы сразу на них отвечают. После этого модераторы поясняют следующие правила и одновременно вывешивают их на отдельных карточках для общего обозрения на какое-либо видное место:любая
идея приветствуется, даже если она на первый взгляд кажется ошибочной или нереальной; количество важнее, чем качество; критика запрещается; пусть идеи других вдохновляют вас. Обучающиеся в течение заранее установленного времени высказывают по предложенной теме (проблеме) любые идеи, которые тут же фиксируются модераторами на доске или демонстрационном стенде. Применение данной техники уместно на обобщающих занятиях по всему разделу.
Техника «Пчелиный улей». По окончании этапа восприятия информации (в устной или письменной форме, через ТСО) или этапа интенсивной индивидуальной работы всем студентам предоставляется возможность в непринуждённой форме обменяться мнениями со своими соседями о том, кто что узнал. Для этого студенты делятся на микрогруппы из двух, трёх или четырёх человек. Обмен мнениями в микрогруппах можно использовать для обдумывания и разработки вопросов к модератору, докладчику, вопросов по тексту, вопросов по поводу увиденного и услышанного. Данную методику можно использовать на любом занятии по педагогике.
Составление карты мыследеятельности. Модераторы выбирают содержательную по объему тему и предлагают ее слушателям. Это может быть тема «Педагогика в системе наук о человеке. Основные категории педагогики». Сначала обучающиеся концентрируются на спонтанно возникающих относительно предложенной темы мыслях, чувствах, воспоминаниях или идеях. Затем они фиксируют их на бумаге, записывая соответствующие слова и короткие предложения, комбинируя их с рисунками и небольшими графическими символами. Название темы пишется обычно в центре листа так, чтобы вокруг него могла возникнуть своего рода графическая карта продуманного, всплывшего в памяти или запланированного и желаемого, позволяющая модератору среди прочего проследить движение мысли студентов, путь их логического мышления.
Моделирование ситуации «Ну что, как прошел семинар?». Обучающиеся выбирают себе партнера. Затем каждая пара моделирует ситуацию возвращения домой. Студент, взявший на себя роль члена семьи, спрашивает возвращающегося с семинара другого студента «Ну что, как прошел семинар?». На что тот должен дать краткий, но ёмкий ответ. После этого студенты меняются ролями. Позже тот же самый вопрос задаётся ещё раз, но уже при встрече с «другими людьми» (студентом другой группы, куратором, тьютором). Данная техника может использоваться при подведении итогов каждого занятия.
Чтобы более глубоко мотивировать обучающихся на содержание изучаемой дисциплины, преподаватель кафедры педагогики передает им в электронном виде рабочую программу (РПД), знакомит с содержанием предстоящих лекционных и практических занятий, компетенций, с уже вышеназванной БРС, со списком литературы и методическими рекомендациями. Как уже было отмечено, тут же осуществляется ознакомление со шкалой оценивания результатов изучения курса каждым студентом.
Тем самым - задается самая «высокая планка», а именно возможностью получения зачета «автоматом» при наборе необходимого количества баллов.
Предлагаются темы для докладов, презентаций и другие задания для самостоятельной работы и доводятся инструкции по их выполнению. Важно, что кроме списка литературы, на электронный адрес учебной группы в системе «Рунет» НИУ «БелГУ» нами пересылаются базовые учебные пособия. Например, учебное пособие В.А. Сластенина и И.Ф. Исаева «Педагогика» [Сластенин, Исаев, 2007:576], М.А. Громковой «Андрагогика» [Громкова, 200б:495]и другие.
Как уже было сказано, в период лекционных занятий формируются микрогруппы модераторов, которые будут выступать на практических занятиях. Отметим важность идеи, апробированной ещё великим педагогом А.С. Макаренко - «института дежурных командиров». Продолжая формирование повышенной мотивации (победности), по А.С. Макаренко, интереса не только к получению, но и применению педагогических знаний, мы поступаем с обучающимися как с равными! В течение 15 лет применения нами этой методики никто из студентов, выступающих в роли модераторов, не сорвал практическое занятие.
А опыт, полученный в ходе реализации идеи модерации в ходе изучения нашего предмета, как отмечают сами выпускники, очень пригодился им на практике. Работая с будущими учителями-предметниками, мы на практике убедились в важности такого подхода. Выходя на педагогическую или производственную практику (которая теперь есть у бакалавров), они уверенно чувствуют себя на уроках, при проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы.
Для преподавателя очевидна важность включения всех и каждого студента в самостоятельную работу по предмету - с помощью раскрываемых в данной статье методик. Кроме того, идет процесс «воспитания в коллективе и через коллектив» (А.С. Макаренко). Выступая сегодня в роли модератора (дежурного командира), он завтра становится рядовым членом группы. При этом каждый просто обязан подготовиться к семинару, предстоящей дискуссии, быть готовым к ним.
В конце каждого занятия оценивается (заметим - модераторами, а не только преподавателем), активность всех и каждого члена группы. С другой стороны - уровень и качество модерации (студентами). В «зеркале группы» находит отражение реальной «победности» каждого в ходе изучения курса педагогики.
Следующий аспект, отмечаемый в процессе работы с взрослыми обучающимися -необходимость ориентации на применение получаемых знаний в будущей профессии. Кроме того, у первокурсников продолжается активный процесс профессионального самоопределения. Как отмечает В.Н. Кормакова, что выбор профессии - важный и ответственный этап в жизни молодого человека. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы помочь юношам и девушкам окончательно утвердиться в правильности выбранного ими жизненного пути [Кормакова, 2113:18-25].
Изучая проблемы работы в коллективе (команде, как принято теперь говорить), мы просим акцентировать внимание будущих специалистов на особенностях трудового коллектива.
В соответствии с рабочей программой, обращаем внимание на умение преодолевать конфликты. Причём не только в будущей работе, но и в нынешней, повседневной деятельности [Тонков, 2000:434].
И ещё: для каждого студента делом чести считается не только «скачать» из «Интернета» должностную инструкцию по своей профессии, но и «защитить» свою специальность на занятии. К примеру, профессионально-педагогическая культура должна обеспечить работу учителя как субъекта педагогической деятельности. Модель личности представлена в профессиограмме (профессиограмма - система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику) [Валуйский, 2015:89].
Так, выпускник бакалавриата - учитель английского языка «должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя».
Он должен обладать такими психолого-педагогическими умениями, как: самостоятельно анализировать педагогические явления; анализировать передовой педагогический опыт; проводить самоанализ; проявлять эмпатию к обучающимся; организовывать себя, управлять своим состоянием.
В профессиограмме будущего таможенного специалиста отражены такие личностные и профессиональные особенности, как общение, готовность к сотрудничеству, отзывчивость, приспособляемость, легкость включения в групповую активность. На выработке таких качеств мы как раз и акцентируем внимание при изучении курса «Педагогика».
Немаловажным считаем подготовку к заключительному занятию по теме «Общение», которое можно провести в описанной ранее форме «ОДИ» - организационно-деловой игры. В ходе игры студент выступает в роли специалиста, а сокурсники - в роли посетителей, в роли потребителей услуг, клиентов и т.д.
Заканчивая курс педагогики, студенты отмечают, что они научились не только ставить цели на каждое занятие (требование ФГОС), но и оценивать результаты достигнутого, причем не только общие, но и личные (в виде саморефлексии).
Как отмечают Н.В. Кирий, Л.В. Верзунова и А.П. Пересыпкин, студент должен приобрести определенные компетенции, которые будут выражаться в «способности организовывать образовательную деятельность. То есть использовать имеющийся опыт студентов, слушателей, обеспечивать непрерывность этого процесса, инициировать его, противостоять поспешным решениям, учить критически подходить к содержанию обучения, к использованию научных знаний» [Кирий, Верзунова, Пересыпкин, 2010:199].
В целях повышения интереса к изучаемой дисциплине нами разработаны типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы по педагогике.
При устном опросе развернутый ответ обучающегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, термины, отвечать на дополнительные вопросы.
При оценке ответа основными являются следующие критерии: полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного; языковое оформление ответа; ответы на дополнительные вопросы.
Может быть предложен и развернутый письменный ответ по типовым заданиям:
1. Дайте развернутый письменный ответ по теме «Конфликт в профессиональном коллективе».
2. Дайте определения основных понятий темы «Педагогика как наука».
3. Найдите в словарях определение следующих понятий и запишите их в свой педагогический словарь (педагогическая задача, педагогическая ситуация, педагогическая
эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, интуиция, импровизация, педагогическое творчество, педагогический оптимизм, педагогическая рефлексия).
4. Приведите примеры, иллюстрирующие функции воспитательного процесса из своей личной жизни, из школьной практики, из литературных и кино (видео) источников (организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся, охрана физического и психического здоровья воспитанников, использование общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования системы ценностных отношений к окружающему миру и людям и социализации воспитанников).
5. Допускаете ли Вы авторитарное и гуманистическое воспитание, обучение? Почему? Аргументируйте свой ответ.
Критерии оценивания компетенций (результатов): развернутый письменный ответ обучающегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, термины, отвечать на дополнительные вопросы.
Обучающимся, у которых сформирована повышенная мотивация, предлагается подготовить доклад-презентацию по определённой тематике (в пределах изученного курса педагогики). Так же, как и при устном и письменном опросе, доводятся критерии оценивания компетенций (результатов).
Оценивается умение найти в отечественной и зарубежной литературе, а также в сети Интернет, и выделить наиболее важные и современные работы по теме, структурировать изложение темы, уровень владения понятиями, качество представления доклада, умение ответить на вопросы. Доклад оценивается по 4-хбалльной шкале. Студент может пройти тестирование, набрав при этом дополнительное количество баллов, учитываемых при рейтинговании.
Полный фонд тестовых заданий и размещен в системе электронного обучения «Пегас» (http://pegas.bsu.edu.ru/course/view.php?id=3952J и предназначен для самоконтроля и контроля знаний студентов по дисциплине «Педагогика». Во время тестирования студенту последовательно предъявляются тест-кадры. К базовой группе тест-кадров относятся: информационный кадр, задание закрытого типа, задание открытого типа, задание на установление правильной последовательности и задание на установление соответствия.
В конце последнего занятия нами применяется ещё один из способов оценки достигнутого: блиц-опрос по методу «Телеграмма» из одиннадцати слов [Браунек, 1997]. В ней, в сжатом виде, идет оценка значения изученного курса педагогики в будущей практической деятельности бакалавра.
Вот как оценили значение педагогики обучающиеся группы №05001621 - будущие менеджеры на итоговом занятии 22.12.2016 г.:
- курс педагогики дал мне начальные знания о работе с людьми;
- курс педагогики помог мне более просто общаться с людьми;
- курс педагогики дал для меня возможность научиться общаться в процессе руководства;
- курс педагогики дал мне представление о самовоспитании и воспитании других людей;
- курс педагогики дал мне знания, которые помогут правильно и грамотно взаимодействовать с людьми;
- я научилась общению, правильному обращению к людям, узнала много нового, полезного;
- я научилась ставить цели, быть модератором и вести коллектив за собой.
Заключение
Нами рассмотрена проблема повышения мотивации обучающегося вуза на основе андрагогического подхода при изучении курса «Педагогика» будущими бакалаврами в ходе получения ими непедагогических специальностей. В результате проделанной работы установлено, что на основе интерактивных методов и приемов обучения коренным образом изменились способы взаимодействия преподавателя и обучающихся вуза. Использование методики модераторской деятельности и андрагогического подхода при проведении практических занятий по педагогике позволяет значительно повысить мотивацию будущих бакалавров. А в целом, применяя балльно-рейтинговую систему оценки знаний, умений, навыков, обеспечить накопление опыта взаимодействия с членами коллектива, освоение необходимых для практической деятельности компетенций.
Литература
Браунек, П., Урбанек, Р. Циммерман Ф. Методическая копилка. Новые идеи и примеры для модерации/перевод на рус. язык под науч. редакцией М.Н. Костиковой. Зюст. - 1997- - 240 с.
Валуйский, В.А. Проблемы переподготовки и повышения квалификации работников образования / Педагогика и образование в системе научного знания: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. / Отв. ред. И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова - Белгород: ИД «Белгород», 2015. - 460 с.
Герасименко, О.А. Холод, В.Л., Холод А.В. Содержание деятельности учителя современной школы: Учеб. методическое пособие / авторы-составители В.Л Холод, А.В. Холод, О.А. Герасименко; под ред. доц. В.Л. Холода. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 298 с.
Германия. Факты. Издательство «Социетэтс-ферлаг», Франкфурт-на- Майне, 1996. - 539с.
Громкова, М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие для системы доп. проф. образования: учеб. пособие для студентов вузов / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012- 497 с.
Громкова, М.Т. Андрагогическая модель целостного образовательного процесса: дисс. ... докт. пед. наук - М. 2006. - 372 с.
Ерошенкова, Е.И. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки. № 6 (77) 2010. Выпуск 5. - C.131-138.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электрон. ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 19.12.2016).
Исаев, И.Ф. Функции образовательных стандартов и проблема структуры профессиональной компетентности учителя / Профессионально-педагогическая культура: содержание и технологии реализации новых стандартов общего и профессионального образования: материалы IV Всероссийского научно-методического семинара. Отв. И.Ф. Исаев. - Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. - 196 с.
Камышанченко, Н.В., Костикова М.Н., Холод В.Л. Структурные преобразования и новые модели управления в организации повышения квалификации учителей.// Инновации в российском образовании. Высшее профессиональное образование 2000. Часть 1. М. Издательство МГПУ, 2000.
Кирий, Н.В., Боруха, С.Ю. Педагогические техники модерации в практике дополнительного профессионального образования / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2010. - № 6 (77). - Выпуск 5. - C.193-198.
Кирий, Н.В., Верзунова Л.В., Пересыпкин А.П. Педагогические условия подготовки модераторов вуза / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2010. - № 6 (77) Выпуск 5. - C.199-202.
Кормакова, В.Н. Профессиональное самоопределение школьников как педагогический и социокультурный феномен // Самоопределение личности: история, теория и технология: материалы Всероссийской научно-практической конференции с элементами научной школы / Отв. Редактор И.Ф. Исаев
- Белгород ООО «ГиК», 2013 - C.18-25 (317 с.).
Кормакова, В.Н., Шеховцова, С.Л. Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения школьников / Самоопределение личности: история, теория и технология: материалы Всероссийской научно-практической конференции с элементами научной школы / Отв. Редактор И.Ф. Исаев
- Белгород ООО «ГиК», 2013 - C.253-256. (317 с.).
Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5.
Пересыпкин, А.П. Научно-методическое обеспечение подготовки школьных модератов в системе дополнительного профессионального образования: дисс. канд. пед. наук. - Белгород, 2002. - 231 с.
Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 206 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 15.03.06 Мехатроника и робототехника (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2015 N 36931) [Электрон. ресурс]. URL: https://zn/ourofc.ru/standart_uchitelya_angliyskogo_yazyka/rta.customs.ru/nrta/ attachments/1636_1469_№ 769 ( дата обращения 23.12.2016).
Рагозина, Л.Д. Характеристика взаимодействия преподавателя-воспитателя и студентов в образовательном процессе вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2010. № 6 (77) - Выпуск 5. - C.139-146.
Сиротина, С.С, Холод, В.Л., Андрагогический подход к деятельности преподавателя естественнонаучных дисциплин / Профессионально-педагогическая культура: проблемы воспитания учащейся и студенческой молодёжи: материалы III Всерос. науч. семинара (г. Белгород, 19-20 марта 2009 г.) / отв. Ред.: И.Ф. Исаев. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - С. 129 - 132. (372 с.).
Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. 6-е издание. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 576 с.
Тонков, Е.Е. Теоретические основы педагогического управления организационными конфликтами: На материале правоохранительной деятельности: дисс. ... докт. пед. наук - Белгород. 2000. - 434 с.
Холод, В.Л. Система модерации в повышении качества подготовки специалистов // Образование как фактор повышения качества жизни:Материалы межвузовской научно-практической конференции. // Вып. 1. Белгород, ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2004. - С. 30-32- (146с.).
Холод, В.Л. Индивидуальное сопровождение личности школьника в условиях внедрения новых ФГОС в РФ «Теорiя та методика навчання суспшьних дисциплш»: науково-педагопчний журнал, вип. 2, Сум ДПУ iм. А.С. Макаренка, 2013. - С.53-58.
Цыбина, Л.Н., Холод, А.В., Повышение мотивации педагогов как необходимое условие обеспечения социально-психологической безопасности школьников // Известия Академии педагогических и социальных наук № XXV (в двух частях), М, 2011. - С.115-124.
УДК 37.013-316.28