ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ МОДЕРАЦИИ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Наличие высшего образования на сегодняшний день не гарантирует стабильную работу и карьерный рост, требуется постоянное обновление знаний и умений в любых сферах. Система дополнительного образования призвана обеспечить этот процесс. Обучение взрослых предполагает применение форм коллективной и групповой деятельности. Педагогические техники модерации позволяют на всех этапах процесса обучения организовывать совместную групповую, кооперативную деятельность обучающихся. В статье представлены новые формы применения техник модерации из «Методической копилки» на курсах повышения квалификации учителей.
Ключевые слова: система дополнительного образования взрослых; личностно-ориентированный подход в системе дополнительного профессионального образования; педагогические техники «Методической копилки»; техника модерации.
Приоритетная задача образования взрослых, как это отмечается в материалах ЮНЕСКО, - обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично изменяющемся обществе. Речь идет о пожизненном развитии человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности. Образование, сопровождающее человека в различные периоды его жизни, имеет различные названия - пожизненное, перманентное, возобновляющееся. Нередки случаи отождествления теории непрерывного образования с теорией пожизненного учения. К настоящему времени сложилась определенная общность взглядов на роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса личности и общества и на подходы к осмыслению путей его обновления. Главной целью образования взрослых является формирование и развитие творческой личности, активно, компетентно и эффективно участвующей во всех сферах общественной жизни.
Эта цель достигается посредством удовлетворения конкретных образовательных потребностей взрослых людей, которые сводятся к нескольким группам: получение общего среднего образования; приобретение или усовершенствование профессиональных навыков; поддержание и улучшение здоровья, экологическое образование; улучшение качества семейной жизни; активизация участия в общественной жизни; содержательное проведение досуга; развитие собственной личности.
Н. В. Кирий С. Ю. Боруха
Белгородский
государственный
университет
e-mail:
[email protected] [email protected]
В сложившейся современной экономической ситуации в России - ситуации глобального экономического кризиса нарастают тенденции развития безработицы. Под безработицей понимается социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить в соответствии со своим образованием. Безработица обусловлена снижением спроса и падением производства. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Различают фрикционную, структурную, сезонную, циклическую и региональную безработицы. Фрикционная безработица обусловлена наличием людей, временно находящиеся без работы в результате смены работы. Структурная безработица возникает в результате реструктуризации экономики, циклическая безработица связана с цикличностью экономики. Сезонная безработица - результат кратковременных сезонных изменений рынка труда.
К концу 2009 года официальная безработица в стране может достичь 2,8 млн. человек, сообщила в начале марта на заседании Совета федерации министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова. Причем большая часть людей, потерявших работу и испытывающих затруднения в поиске работы «белые воротнички», т.е. служащие - люди, имеющие высшее профессиональное образование. Таким образом, наличие высшего образования на сегодняшний день не гарантирует в нашей стране стабильную работу и карьерный рост. Кроме того, что для продвижения по профессиональной лестнице, для активного участия в жизни страны и социума сегодня категорически недостаточно просто получить профессиональное образование. Сегодня в информационном обществе знания и умения в любых сферах требуют постоянного обновления. Чтобы «не отстать от жизни», нужно непрерывное совершенствование профессиональных и общекультурных умений и навыков.
Возникает вопрос: что может помочь гражданам страны в условиях кризиса избежать шоковой ситуации - безработицы, найти выход из затруднительного положения?
Очевидно, система дополнительного образования взрослых может помочь людям в решении проблем отдельных видов безработицы. При фрикционной и сезонной безработице улучить общее состояние способны различные курсы повышения квалификации, самообразование, интенсивные курсы без отрыва от производства и т.п. При структурном и циклическом типах безработицы необходимы меры, направленные на обеспечение возможности получения образования иного уровня, смена квалификации, что, безусловно, требует дополнительного финансирования и значительных временных затрат.
«Производство компетентных людей - таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни» - вот основная задача системы дополнительного образования взрослых [2].
Однако и сама система дополнительного образования взрослых должна претерпевать изменения в соответствии с требованиями общества. На первый план сегодня выходят задачи гуманизации и обеспечения личностно-ориенированного подходов в системе дополнительного профессионального образования. Как отмечает В.Ф.Хозов, базовыми педагогическими условиями гуманизации дополнительного образования взрослых являются: становление личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования как андрагога; развитие личностно-ориентированных форм организации учебного процесса; создание учебно-профессиональной общности обучающихся взрослых в процессе дополнительного образования. Реализация этих условий может обеспечиваться за счет применения техник предлагаемых «Методической копилкой» [1]. «Методическая копилка» представляет собой сборник педагогических техник и методических приемов активизации деятельности обучающихся - техник модерации, направленных на развитие комму-
никативной, информационной компетентностей, интеллектуальных и рефлексивных умений и навыков. Описание каждой педагогической техники снабжено методическими рекомендациями по применению.
В своей статье мы хотим представить вашему вниманию содержание «Методической копилки» на примере обучения слушателей на курсах повышения квалификации учителей школ Белгородской области. На каком бы этапе жизненного профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным. Психологическая теории и практика убеждают, что развитие личностных качеств, наиболее эффективные изменения в психике человека происходят не в индивидуальном контексте деятельности, а в групповом взаимодействии. Освоение учителями форм коллективной и групповой деятельности эффективно способствует развитию их профессиональной компетенции. Для учителя эти формы важны не только как средство саморазвития, но и как профессиональный инструментарий. Ведь учитель сам использует формы коллективной и групповой деятельности, управляя развитием учащихся. В тоже время, развивать индивидуальность учителя можно только активизируя его жизненный опыт - один из источников обучения, и предоставляя возможность учителю ведущей роли в процессе своего развития. Педагогические техники «Методической копилки» позволяют на всех этапах процесса обучения организовывать совместную, групповую, кооперативную деятельность обучающихся учителей и обучающего преподавателя, специалиста.
Освоение педагогических техник и форм работы со взрослыми, представленных в «Методической копилке» позволило не только повысить профессиональный уровень модераторов - специально обученных педагогов, привлекаемых к работе на курсах повышения квалификации учителей, но и привело к появлению новых форм применения данных методик в работе со слушателями курсов и школьниками, послужило толчком для создания новых методик.
Рассмотрим некоторые из них подробнее. На основе педагогической техники «Поговорки - зеркало настроения», направленной на эмоциональную разрядку и развитие сензитивности обучаемых на курсах повышения квалификации учителей математики Алексеевского района Белгородской области появилась подборка русских поговорок для различных типов учебных занятий. Так, например, для вводного учебного занятия предложены поговорки: для молодца семь верст не околица; все хорошо в меру; борода с вершок, а слов с мешок; мал золотник, да дорог и т.п. В ходе учебного занятия по применению знаний и способов действий для анализа работы в парах, групповой работы можно применить такие поговорки как: один в поле не воин; один битый двух не битых стоит; один ум хорошо, а два лучше; одним выстрелом двух зайцев убить и другие. Для учебного занятия контроля, оценки и коррекции знаний и способов действий учащихся предложены поговорки: своя рубашка ближе к телу, не пойман - не вор, тяжело в ученье - легко в бою, сделал дело - гуляй смело и другие.
Интересной, на наш взгляд, получилась и подборка для проведения этой методики строф из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Оказалось, что с их помощью тоже можно помочь слушателям курсов снять напряжение, создать условия для анализа и рефлексии своей деятельности.
На основе педагогической техники «Пейзаж - зеркало настроения», позволяющей проводить анализ и оценку занятия, рефлексию деятельности доцент Верзу-нова Л. В. предложила технику «Воздушные шары - зеркало настроения». В ходе работы всем слушателям раздаются копии изображенной на карточке воздушных шаров разной формы и взаимного расположения. Слушатели рассматривают изображение. Модераторы просят слушателей найти на картинке свой шарик и раскрасить его цветными карандашами. Затем слушатели по очереди показывают свои рисунки и кратко комментируют свой выбор. Свободное обсуждение своего эмоционального состояния по итогам занятия или этапа занятия позволяет выявить затруднения, возникающие в процессе освоения программы, в коммуникации внутри группы, осуществить мониторинг психо-эмоционального напряжения слушателей.
В процессе работы с «Методической копилкой» появились новые варианты применения описанных в ней педагогических техник, например, техники «Неоконченные предложения» (идея доцента Кирий Н. В.). При использовании этой техники модераторы записывает предложения не на доске, а по одному предложению на отдельных карточках, а слушатели произвольно выбирают карточку и дописывают окончание предложения. В другом варианте модераторы, обращаясь к конкретному слушателю, начинает фразу, которую слушатель должен продолжить. Такие вариации не изменяют сути техники, но позволяют учесть особенности контингента слушателей, специфику аудитории, временные ресурсы во время занятия.
Рассмотренные выше техники являются творческим развитием «Методической копилки».
Под влиянием «Методической копилки» появились новые педагогические техники эмоциональной разрядки и развития сензитивности слушателей, проведения анализа и рефлексии деятельности - это техники «Букет», «Корзина с фруктами», «Фантастическое дерево». Данные техники в большей степени являются групповыми по форме работы. Они схожи по способу проведения, однако используют разные образные предметы. В основе этих техник лежит деятельность, направленная на активизацию наглядно-образного мышления. Наглядно-образное мышление, как известно, представляет собой совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними. Такое мышление позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением. Именно это свойство наглядно-образного мышления используется в приведенных ниже техниках.
В технике «Букет» (идея доцента Посохиной Е. В.) основным действием является составление букета из цветов различной окраски: зеленой - удовлетворенность работой, желтой - частичная удовлетворенность, красной - неудовлетворенность. Для составления букета необходима пустая ваза, изображенная на листе бумаги, стенд. В ходе работы каждому слушателю выдается набор из трех цветков. Модератор поясняет, что все слушатели имеют возможность выразить свое мнение о ходе семинара, «поставив» свой цветок в общую вазу. В результате работы получается букет, цветность которого может дать основу для обсуждения хода и результатов работы на семинаре. Слушатели, по желанию, могут объяснить свой выбор цветка и высказать свое мнение.
Техника «Корзина с фруктами» (идея доцента Кирий Н. В.) аналогична по способу проведения, но разнообразнее по содержанию. Основой для ее проведения является пустая корзина и набор бумажных изображений овощей и фруктов. В отличие от техники «Букет» слушатели высказывают свое мнение шире, не только обосновывая удовлетворенность или неудовлетворенность работой на семинаре, но и представляя свое «Я», плоды своего труда и процесс работы в образном виде, а также имеют возможность комментировать свой выбор одновременно с составлением корзины. Это, на наш взгляд, существенное достоинство данной техники. По окончании работы модератор может обсудить богатство и разнообразие фруктов и овощей в корзине и подвести итоги занятия.
Способ проведения техники «Фантастическое дерево» (идея доцента Бору-хи С.Ю.) практически полностью повторяет предыдущую. Основой для нее является изображение дерева без листьев. Листья, вырезанные из бумаги, предлагаются слушателям на выбор. Интерес заключается в том, что листья, принадлежат разным сортам деревьев. Среди них: кленовые и березовые, ивовые и дубовые, каштановые и тополиные листья и т. д. Полученное в результате работы группы дерево является нереальным, фантастическим, соединившим в себе все возможные виды, взгляды, настроения.
В качестве примера новой техники проработки, планирования работы можно предложить технику «Нарисуй понятие» (идея доцента Верзуновой Л.В.). По форме проведения - это групповая работа. В основе этой техники также лежит деятельность, базирующаяся на образном мышлении. Основная функция образного мышле-
ния - создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных. Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник. Таким образом, деятельность представления, на каком бы уровне она ни осуществлялась, обеспечивает создание нового по отношению к исходному, т.е. является продуктивной. Поскольку образное мышление оперирует не словами, а образами, то в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов. Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными, с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности. В ходе техники «Нарисуй понятие» модератор предлагает понятие, требующее проработки, являющееся основой для темы семинара. Слушатели рисуют цветными карандашами понятие так, как они его представляют. Роль модератора на этом этапе сводится к стимулированию деятельности слушателей; подбадривая, поощряя, одобряя, мотивируя участников семинара, модератор добивается того, что каждый слушатель включается в работу и в ходе работы в малых группах получаются изображения понятия. Полученные рисунки или схемы обсуждаются в ходе общей дискуссии, организованной модератором, обосновываются компоненты, цветность исполнения. По окончании дискуссии может быть предложена работа с текстом, раскрывающим сущность обсужденного понятия, или прочитана лекция по соответствующей теме. Важно отметить, что модераторы не должны давать пояснения понятия, предлагать свои идеи или критиковать идеи слушателей.
Схожей с данной является техника «Вчера - сегодня - завтра» (идея доцента Кирий Н. В.), также основанная на образном представлении тех или иных понятий, явлений, педагогических систем. Однако здесь использован другой прием. В ходе работы модератор предлагает слушателям нарисовать три рисунка или схемы, соответствующие представлению слушателей о данном понятии (явлении, педагогической системе): каким оно было вчера, каким является сегодня, каким оно, по их мнению, будет завтра. Таким образом, на первый план выходит способность человека анализировать развитие понятий, а образное мышление является лишь средством активизации деятельности. Говорить об активизации и развитии исторического мышления на основе техники «Вчера - сегодня - завтра» как о способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, наверное, было бы ошибкой, однако, очевидно, что и такой аспект применения этой техники возможен при соответствующей постановке цели учебного занятия. По готовности слушатели представляют свои рисунки (схемы). Каждый слушатель или представитель малой группы представляет результаты своего труда. В результате сравнения представлений слушателей о понятии (явлении, педагогической системе) в прошлом, настоящем и будущем, выявляются существенные признаки понятия, имеющиеся проблемы, потенциальные возможности и перспективы его развития. На основе выявленных проблем можно выстроить цели семинара ли завязать беседу со слушателями по теме семинара. В качестве примера использования описанной выше техники можно привести семинар на тему «Профессиональное образование: вчера - сегодня - завтра».
Техника анализа, оценки и структурирования информации - техника «Кооперация» (идея профессора Давыденко Т.М.). Данная педагогическая техника по организации представляет собой последовательное применение индивидуальной, парной, группой и коллективной форм работы со слушателями. В ходе работы слушателям предлагается письменно (по определенной форме) высказать свое мнение о выявленных в ходе предварительной дискуссии проблемах. Затем слушатели обмени-
ваются своими высказываниями в парах, группах, определяя состояние каждой проблемы с различных точек зрения. В ходе заключительной дискуссии определяется состояние данных проблем в регионе (районе, городе, области). Роль модератора в проведении данной техники чрезвычайно важна. Модератор выступает не только как организатор деятельности пар и групп, но он следит за тем, чтобы время, используемое парами и группами на обсуждение, было примерно одинаковым, чтобы слушатели не оставались без партнера по обсуждению проблемы, чтобы в работе групп не возникали паузы, чтобы обсуждение носило конструктивный характер. Деятельность модератора в этой технике можно сравнить с деятельностью дирижера оркестра.
В работе с учащимися школы родилась педагогическая техника «Физика за чайным столом». По содержанию данная техника направлена на проработку материала, получение дополнительной информации, развитие сензитивности. По форме работы - групповая, коллективная. Эта техника разработана для учебного занятия по обобщению и систематизации знаний и способов действий учащихся на материале темы «Тепловые процессы» (физика, 8 класс), однако, несколько изменив, ее можно применить и на других учебных дисциплинах, а также в работе с взрослыми. В ходе занятия учащиеся собираются за «чайным» столом, сервированным таким образом, чтобы предметы и продукты на столе соответствовали заявленной учебной дисциплине и позволили раскрыть обсуждаемую тему. Рядом с приборами у учащихся лежат конверты с вопросами, на которые в течение занятия они должны в ходе самостоятельной индивидуальной, парной работы получить ответы. Ответы обсуждаются в ходе общей дискуссии. Учащиеся могут сами выбрать заинтересовавший вопрос из списка. Учитель (модератор) должен иметь список дополнительных и вспомогательных вопросов. Ответы на вопросы учащиеся получают в результате свободного обсуждения за столом. Обстановка непринужденного общения позволяет учащимся самостоятельно выбирать партнера для обсуждения вопросов, образовывать микрогруппы. Учитель (модератор) может помочь каждому учащемуся найти партнера.
Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что педагогические техники «Методической копилки» постоянно творчески совершенствуются. Модераторами университета и учителями школ предлагаются новые педагогические техники и мы надеемся, что этот процесс будет способствовать эффективному развитию их профессиональной подготовки.
1. Браунек Т., Урбанек Р., Циммерманн Ф. Методическая копилка. Новые идеи и примеры для модерации. / Пер. на русск. яз. под науч. ред. М. Н. Костиковой. - Зост, 1997. -240 с.
2. Змеёв С.И. «Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов», М.: Флинта: Наука,1999 г. - 152 с.
Список литературы
PEDAGOGICAL METHODS OF MODERATION IN PRACTICE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
Belgorod
State
University
e-mail:
N. V. Kiriy S. Y. Borukha
Nowadays the possession of a higher professional education doesn't guarantee a sustainable employment and career advancement, it's necessary to update skills and knowledge in any spheres. The system of additional education is served to provide this process. Adult education involves the application of the forms of collective and group activities. Pedagogical methods of moderation enable to organize joint group cooperative activities of trainees on all stages of the educational process. The article presents the new forms of application of the moderation methods from «Methodical bank» at teaching skills improvement course.
Key words: The system of additional education for adults, person-centered approach in the system of additional professional education, pedagogical methods of "Methodical bank", moderation technique.