Научная статья на тему 'Модерация как гуманитарная технология повышения квалификации педагогических кадров вуза'

Модерация как гуманитарная технология повышения квалификации педагогических кадров вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
860
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОДЕРАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕРАЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукшина Татьяна Ивановна, Еналеева Наталья Ивановна

В статье обосновывается модерация как эффективная гуманитарная технология, даны процессуальные характеристики технологии модерации в системе занятий курсов повышения квалификации преподавателей вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модерация как гуманитарная технология повышения квалификации педагогических кадров вуза»

35. Шамова, Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. - М., 2001. - 384 с.

36. Шукшина, Т. И. Методологические основы проектировании гуманитарных технологий в образовании / Т. И. Шукшина //Теоретико-методологические основы проектирования гуманитарныхтехнологий в образовании: монография / под ред. Т. И. Шукшиной ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. - С. 152-174.

37. Шукшина, Т. И. Гуманитарные технологии в формировании управленческой компетентности будущего учителя [Текст] / Т. И. Шукшина, Т. В. Татьянина // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 12. - С. 73-79.

УДК 009: 378 (045)

Шукшина Татьяна Ивановна

Доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, Ия к uk.sk та@уапс1ех. ги, Саранск

Еналеева Наталья Ивановна

Дандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, tishukshina@yandex.ru, Саранск

МОДЕРАЦИЯ КАК ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВУЗА*

Shukshin Tatyana Ivanovna

The doctor of pedagogical sciences, the professor, the pro-rector on scientific work of the Mordovian state teacher training college of a name ofM. E. Evseveva, tishukshina@yandex.ru, Saransk

Enaleeva Natalia Ivanovna

The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of chair ofpedagogics of the Mordovian state teacher training college of a name M. E. Evseveva, tishukshina@yandex.ru, Saransk

MODERATION AS HUMANITARIAN TECHNOLOGY OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF PEDAGOGICAL SHOTS OF HIGH SCHOOL

* Работа осуществлялась при финансовой поддрежке Министерства образования и науки за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании» (№ 02.740.11.0427)

В современной России наблюдается мощное теоретическое и практическое обогащение технологического аспекта педагогического процесса в непрерывной системе образования. Гносеологическая связь усматривается с европейскими историческими идеями естественного и свободного воспитания, с реформаторскими типами школ конца XIX - начала XX вв. (школами «свободного воспитания» и «труда» в противовес кризисной школе «учебы»), а также с гуманистическими идеями о границах свободы человека, которые в педагогическом контексте звучат как идеи меры педагогического вмешательства в жизнь ребенка и многими другими.

Сегодня разработка технологического аспекта педагогического взаимодействия в гуманистических традициях подготовлена отечественными современными концепциями и теориями, озвученными в педагогиках ненасилия, свободы, сотрудничества, сопровождения, поддержки. В указанных парадигмах актуализируется природная сущность человека - его активность, что вносит в педагогическое мировоззрение признание за ребенком субъектной позиции, изменяет подчиненное по отношению к педагогу положение ребенка на положение обоих участников педагогического взаимодействия, осуществляющих коммуникацию на паритетных началах, то есть как человека с человеком; личности с личностью.

В настоящее время для вузовских педагогов становится привычной такая терминолексика, как тьюторство и тьюторы, синергетика в образовании, модерация и модераторы и т. п. Она отражает стремление российских педагогов ученых и практиков найти адекватные современной идеологии в мировом и российском образовании способы общения и взаимодействия, несущие обновление в педагогический процесс и педагогическую деятельность, способы преодоления трудностей во взаимосвязанных и взаимообусловленных процессах индивидуализации и социализации. Автократическая позиция традиционного педагога ненасильственно сопрягается или замещается гуманитарными технологиями, в рамках которых мощно разрабатываются активные методы обучения (АМО).

В отечественное высшее образование успешно адаптируются из мировой инновационной практики гуманитарные технологии (модерация, кейс-стади, портфолио, тьютерство и др.). И не только адаптируются, но, преломляясь содержанием образования, образовательными средами, обогащаются и приобретают новые черты, характеристики, способные обновить развивающиеся в России гуманитарные технологии в образовании [1; 2; 5; 6; 8; 9; 11; 14; 16; 20].

На современное образование возложена функция формирования личности, активной по отношению к миру, владеющей гуманитарными технологиями бесконфликтного общения с различными субъектами социального взаимодействия, навыками сотрудничества, умениями анализировать различные жизненные ситуации. В связи с этим одной из ее главных задач становится обеспечение подготовки и переподготовки педагогических кадров, владеющих гуманитарными технологиями, способных быстро адап-

тироваться к требованиям динамично изменяющегося социума, умеющих работать с людьми и решать профессиональные задачи в образовательной сфере [12; 13].

С 2009 года в научно-образовательном центре «Гуманитарные науки и образование» при Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева реализуются проекты «Развитие профессиональной компетентности педагога высшей школы», «Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений», с 2010 года - проект «Воспитательная деятельность куратора группы учреждения высшего профессионального образования» [7]. Их реализация основана на активном использовании технологии модерации.

Мы разделяем взгляд на происхождение термина «модерация» от итальянского тос1егаге, что означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание» [20, с. 111].

Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы XX века в Германии. Она разрабатывалась как технология групповой работы, в которой с помощью различных рабочих техник создаются условия для принятия эффективного решения в группах. В современном значении под модерацией понимают технологию организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной» [11, с. 9]. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Целью модерации принято считать достижение эффективного уровня деловой коммуникации при демократическом планировании и стимулировании активного участия сотрудников. Такое понимание предвосхищяемых результатов органично в системе переподготовки педагогических кадров, так как деловой характер коммуникации задается общностью профессиональных устремлений, открытостью к инновациям и желанием слушателей творчески обогатиться для оптимизации собственной педагогической деятельности. Технология модерации обращена к взаимообогащению профессионалов за счет погружения их в широкое семантическое поле профессионального языка, эстетическое переживания красоты своей науки, ситуации эмоционального выражения логически упорядоченного индивидуальногруппового научного или учебного продукта.

В этом смысле, указанные выше проекты-программы повышения квалификации обладают потенциалом реализации их в технологиях модерации через систему активных методов обучения.

Обратимся к одному занятию из проекта «Воспитательная деятельность куратора группы учреждения высшего профессионального образования» по теме «Культурный опыт куратора в становлении личности студента» (численность группы - 25 человек). В педагогических задачах данного занятия нашел отражение общий замысел проекта, а именно: реализация

его содержания в таких технологиях, которые актуализируют и обогащают субъектную профессиональную и общую культуру слушателя-куратора посредством творческих заданий, ситуаций. При этом приобретенный слушателем-куратором в проекте опыт становится праобразом содержания и технологий его педагогического взаимодействия и общения уже со студентами своей группы.

Значительную роль в его проведении играло оснащение процесса групповой работы. Слушателям предлагался следующий вариант организации модераторских средств (табл. 1).

Таблица 1 - Вариант организации модераторских средств

Материал Обеспеченность с расчетом на одного участника

«Рабочая стена» для крепления карточек 0,5 м

Писчая бумага (формата А4) 2 листа

Карточки из плотного картона (100 х 210 мм) пяти цветов: белый, желтый, оранжевый, зеленый, синий 20 шт.

Карточки из плотного картона круглой формы (100 мм) пяти цветов По 2 шт. каждого цвета

Карточки из плотного картона (150 х 680 мм) пяти цветов По 1 шт. каждого цвета

Маркеры разных цветов (черный, красный, синий, зеленый) 2 шт. любого цвета

Клеящий карандаш 2 шт.

Липкие точки (10 мм) пяти цветов 20 шт.

Правила групповой работы определяются объективными закономерностями эффективной совместной деятельности группы. Процесс модерации был осуществлен как последовательный ряд этапов: подготовительный, технологический, аналитический. Рассмотрим их.

На подготовительном этапе (подготовка к модерации) для успешного протекания модерации организаторы поставили перед собой ряд вопросов:

- Что произойдет после модерации?

- Что знают участники?

- Каковы их намерения, ожидания и цели?

- Как расположить группу в помещении?

- Какие ограничения уже имеются?

- Насколько знакомы участники занятия?

- Знакомы ли участники занятия с методами модерации?

Дальнейшие шаги модератора на подготовительном этапе связаны с построением сценария события. В теме «Культурный опыт куратора в становлении личности студента» на занятии слушателям предлагалось проектирование культурных маршрутов г. Саранска.

В отдельных случаях модерации организационная подготовка заканчивается разработкой сценария предстоящего события (заседания, мозгового штурма, ролевой или деловой игры). Сценарий является некоторой относительно условной оценкой возможного развития группы как системы, поскольку всегда строится в рамках предположений о будущих условиях раз-

вития, которые чаще всего непредсказуемы. Другими словами, сценарий отвечает на вопрос, что может быть, если условия развития группы как системы сложатся так, а не иначе.

Следующий этап технологический - проведение модерации, вбирал в себя различные фазы: ориентацию в ситуации, определение проблемы, фазу группообразования, разработку темы, презентацию, планирование дальнейших мероприятий (перспективных направлений деятельности) группы.

Непосредственная подготовка к работе в первую очередь связана с фазой ориентации в ситуации. Основными задачами данной фазы являются: установление эмоционально благоприятного микроклимата, выяснение потребностей группы, установление проблемного поля, определение цели мероприятия. На этом этапе слушатели знакомились друг с другом.

Фаза определения проблемы. Проблема, которой посвящен процесс групповой работы, уточнялась и формулировалась в конкретную тему: «Культурные достопримечательности г. Саранска». Тему занятия «создали» на «рабочей стене». «Рабочая стена» представляет собой открытое поле различных аспектов, которые группа хотела бы обсудить: памятники г. Саранска; музеи г. Саранска; исторические места г. Саранска; театры г. Саранска; и т. п. При этом использовались методы вызова, карточного опроса, «С1и81ет» и др.

Фаза группообразования. Первичное формирование группы имело едва ли не самое большое значение для успеха всей дальнейшей работы. Здесь закладываются первичные основы специализации действий членов группы, намечаются способы и формы координации и интеграции действий разных участников. На этой фазе группа делает первые шаги по превращению в коллективного субъекта деятельности. Здесь определяется, сможет ли в дальнейшем группа дать синергетический эффект, либо останется конгломератом просто общающихся между собой людей.

При организации групповой работы по достижению общих целей и принятию группового решения существуют специфические условия, связанные со стадиями развития малой группы (причины возникновения; механизмы групповой динамики; последовательность стадий движения группы по пути приобретения признаков коллектива) [14, с. 250]. При этом исследователи (Б. Такмен, Л. И. Уманский, Н. И. Шевандрин, В. А. Ядов и др.), подчеркивают, что необходимо особое внимание акцентировать на комплектование малых групп, их расположение в аудитории, организацию позиционной динамики, сотрудничества и соревнования между участниками, а также организацию конфликта.

Из известных нам способов комплектования малых групп («случайный» и «нормативный») мы выбрали способ случайного формирования. Способ случайного формирования малых групп - это свободное группообразова-ние, когда малые группы могут образовываться по их месторасположению в аудитории или по желанию участников. Для распределения требуется незначительное количество времени. В случае нормативного образования

групп модератор может использовать приемы деления на группы, описанные С. А. Шмаковым [15].

Особое внимание со стороны модератора было уделено расположению малых групп в помещении, поэтому работа пяти групп по пять человек не дестабилизировала обстановку и не привела к снижению работоспособности участников.

Организация сотрудничества. Сотрудничество понимается как позитивное взаимодействие для достижения желаемого результата. Сотрудничество участников группы реализуется во взаимной поддержке, развитии идей друг друга, помощи, взаимовыручке, взаимной ответственности и сопровождается положительными эмоциями. В основе группового сотрудничества лежит процесс кооперации, суть которого заключается в особом способе соединения индивидуальных действий для выполнения совместной работы, в нашем случае, по созданию мини-проекта экскурсионного маршрута по одной из выбранных тем.

Организация соревнования. Соревнование между участниками значительно повышает продуктивность работы группы за счет мобилизации усилий, концентрации сил в ходе реализации соревновательного напряжения. Слушателям были предложены следующие критерии оценивания продукта: количество затраченного времени на подготовку мини-проекта; соответствие содержания теме; выразительность средств; мера вклада каждого слушателя в создание мини-проекта и его презентации.

Организация конфликта. Конфликт используется для активизации участников групповой работы, выявления и уточнения позиций, точек зрения, для мобилизации усилий и концентрации сил. Это самое сильное средство и самая острая форма организации групповой работы, поэтому использовать его нужно с величайшей осторожностью.

Фаза разработки темы начиналась с определения системы общего руководства в малых группах, методов разработки темы, формы представления результатов в конце занятия. Тема формулировалась на видном для всех участников групповой работы месте (это был лист ватмана). Разработка темы в малой группе происходило в режиме обсуждения, для которого отводилось достаточное количество времени. Основные требования к разработке темы таковы: точное отображение темы; выделение отдельных аспектов (задач) и определение их последовательности; определение возможных решений (использование метода мозговой атаки и других методов модерации); выбор лучшего решения; определение критериев для воплощения лучшего решения (Что должно быть сделано? С какой целью должно быть сделано? Кто должен делать? Кто партнеры? Каков выигрыш? Когда должно быть сделано?)

Третий этап технологии модерации - аналитический. После решения групповых задач занятие завершалось рефлексивной фазой и подведением итогов. Организация групповой рефлексии - одно из самых важных и сложных явлений групповой работы. Важнейшей задачей данного этапа являлась

оценка занятия ее участниками. Один из важных вопросов, который должен задать модератор группе, покидающей рабочую аудиторию: «Как участники оценивают прошедшее заседание?» Ответы должны быть очень краткими и представлены в визуализированном виде.

Визуализация - это процесс оптического представления мнений, идей, с использованием графических схем, пикботов и других средств наглядности. Визуализация поддерживает процесс коммуникации в группе, но не заменяет его. Содержание визуализированного материала должно соответствовать правилам, которые позволяют участникам групповой работы адекватно воспринимать представленную информацию: расстояние от участников до материала от 3 до 5 метров; использование в работе различных шрифтов; написание слов печатными буквами.

При работе с карточками необходимо соблюдать следующие условия: 1) количество карточек соответствует количеству идей; 2) тексты карточек содержат не более 7 слов; 3) на карточке расположено не более 3 строк [11, с. 45^6].

Вербализация - это процесс вербального сопровождения коммуникации участников групповой работы. В коммуникативном процессе всегда активизируются межличностные взаимосвязи. И в этом смысле коммуникация - это всегда взаимный процесс. Справедливой представляется позиция Л. Франка и М. Герхарда о том, что содержательный (деловой) разговор, как правило, выстраивается заранее - конструируется. Определяются фазы, действия, операции разговора, соответствующие его цели. Естественно, что в реальном разговоре мы не сможем полностью сохранить заготовленный конструкт и реализовать все поставленные задачи. В данном контексте под операцией понимаются те элементарные, простые формы-сигналы разговора (дискуссии), которые способствуют становлению беседы или ее окончанию. В полноценной коммуникации большинство операций комбинируются в действия. Коммуникативное действие представляет собой набор операций, объединенных одной целью. Как правило, цели направлены на сохранение и развитие контекста разговора (дискуссии). В свою очередь, комбинация действий приводит к появлению отдельных фаз беседы. Фазы беседы могут быть связаны с установлением эмоционального климата, выражением точек зрения «авторов», обсуждением и оспариванием мнений, рассмотрением проблемы с разных сторон, поиском решений и т. д. В своем комплексе фазы придают ситуации общие очертания коммуникации [18, с. 56].

Один из базовых процессов модерации - это презентация, представляющий собой невербальное сопровождение коммуникации участников групповой работы. Данный процесс протекает при соблюдении следующих условий: наличие презентатора; наличие публики (в том числе модератора); содержания (информации); контекста ситуации (культурных и коммуникативных рамок). Сущность процесса презентации заключается в отправке вербального и невербального послания с учетом того, что всякий человек может получить информацию и составлять карту когнитивных представлений с помощью органов чувств: зрение, слух, вкус, тактильно-кинестетические

ощущения, обоняние. В теории презентации все они составляют «репрезентативную систему человека» [17].

В этой связи выделяется группа репрезентативных каналов, которая играет определенную роль в ходе проведения презентации (табл. 2) [11, с. 57].

Таблица 2 - Репрезентативная система человека

Репрезентативный канал Преимущество Основание

Аудиальный Способствует развитию идей в их повторении Логика и критическое мышление

Визуальный Помогает организовать идеи в единое целое Воображение и образное мышление

Кинестетический Обеспечивает условия для принятия конкретного мышления Двигательная активность

В процессе своей профессиональной деятельности модератору необходимо учитывать, что при организации интеракции в группе, как правило, присутствуют участники с разными доминирующими репрезентативными каналами. Для формирования эффективных стратегий следует учитывать и такие факторы, как область познания в решении конкретной проблемы участников группы; творческие возможности участников; особенности групповой динамики; профессиональные, личностные, возрастные, половые различия группы; особенности технического, материального сопровождения групповой работы.

Одной из важных составляющих модерации групповой работы преподаватели курсов считали технику постановки вопросов. Сохранение процесса вербализации требовал от педагога-модератора знания различных форм постановки вопросов и умения применить их на практике. В практике курсов повышения квалификации использовалась расширенная классификацию вопросов Г. Хаусмана и X. Штюрмера [19] (табл. 3).

Таблица 3 - Расширенная классификация вопросов

Форма вопроса Примерное содержание Назначение Воздействие

Открытый Что вы на это скажете? Сбор информации об интересующих проблемах, темах, решениях; сбор и систематизация мнений Располагающее - открытость, доброжелательная атмосфера

Закрытый Вы за или против? Побуждение к решению, управление ходом заседания Концентрирующее

Суггестив- ный Вы ведь тоже думаете, что модерация - это хорошее дело? Ориентация на приоритетную идею Внушающее - привнесение чужого мнения

Уточняющий Правильно ли я вас понял, что...? Уточнение позиций Направляющее

Риториче- ский Вы же не хотите сказать, что...? Обдумывание исходных положений Побуждающее к самоанализу

Альтернатив- ный Мы должны обсудить этот вопрос сейчас или на следующем заседании? Определение позиций и приоритетов Разделяющее на микрогруппы

Встречный Почему вы задаете этот вопрос? Побуждение к ответу Пугающее или побуждающее к рефлексии

Направляю- щий Кажется, наша тема связана с проблемой... ? Выстраивание структуры заседания Пугающее или побуждающее к рефлексии

Занятие по теме «Культурный опыт куратора в становлении личности студента» в проекте «Воспитательная деятельность куратора группы учреждения высшего профессионального образования» позволило актуализировать все формы вопросов и получить открытость, доброжелательную атмосферу, концентрирующее, внушающее побуждающее к самоанализу, разделяющее на микрогруппы, побуждающее к рефлексии воздействие. Процедура занятия предполагала воссоздание индивидуальной культуры и культуры группы на основе рефлексии имеющегося собственного культурного опыта слушателя в целях осознания его как одного из средств воспитания студентов.

В реализации проектов «Развитие профессиональной компетентности педагога высшей школы», «Повышение квалификации руководителей школ», «Воспитательная деятельность куратора группы учреждения высшего профессионального образования» нашли применение многие известные методы модерации: метод мозгового штурма, прямая мозговая атака, обратная мозговая атака, комбинированные варианты мозговых атак (двойная прямая мозговая атака, обратная и прямая мозговая атака, прямая и обратная мозговая атака, мозговая атака с оценкой идей, мозговая атака по круговой схеме), метод номинальной группы, метод карточного опроса (метод двойного карточного опроса, модифицированный карточный опрос), метод вызова, метод точечных вопросов, метод смыслового поля, метод «горячего стула, предписание, протоколирование, систематизация ожиданий, настроений, а также такие приемы групповой работы, как анализ, синтез, сведение, восхождение, индукция, дедукция рефлексия, понимание, выращивание идеи, непонимание, сомнение, проблематизация, критика, отрицание, инверсия, приведение к абсурду [3, с. 66-102; 11, с. 68-70].

В технологии модерации наиболее распространенны основные техники: «Mind-mapping», «СВУС», «SOFT», «Clustem» и др. «Clustem» - специальный термин модераторской практики, характеризующий процесс систематизации рабочего материала по принципу от частного к общему. Технологически этот процесс состоит из ряда последовательных операций.

В качестве примера приведем таблицу ранжирования тем по проблеме «Развитие профессиональной компетентности педагога высшей школы».

Таблица 4 - Графическое средство «Ранжирование темы»

Темы Предпочтения Место

1 2 3

Управление развитием педагогического вуза в системе многоуровневого профессионального образования +++ 7

Окончание таблицы

Научно-методическое обеспечение учебного процесса в педагогическом вузе +++ 7

Научные проекты как средство развития профессиональной компетентности преподавателя педагогического вуза ++++++++++ 2

Компетентностный подход в современном высшем профессионально-педагогическом образовании ++ 8

1 2 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социально-гуманитарное знание как универсальная база развития профессиональной компетентности преподавателя вуза ++ 8

Компетентностная модель в проектировании карьеры в сфере профессионально-педагогического образования ++++ 6

Исследовательская компетентность преподавателя вуза ++Н—1—1—к 4

Речевая компетентность преподавателя вуза +++Н—1—ь++ 3

Социально-педагогическая компетентность преподавателя вуза в системе воспитательной работы со студентами ++++ 6

Педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности студентов в условиях педагогических практик ++ 8

Мониторинг качества овладения студентами педагогического вуза профессиональной компетентностью: система учета и контроля усвоения учебных дисциплин. +Н—1—1—Ь 5

Проектирование компетентностно-ориентированных образовательных программ в педагогическом вузе ++ 8

Педагогическая мастерская «Современные образовательные технологии в профессиональной деятельности преподавателя вуза». ++++++++++++ 1

Мастер-класс «Мое педагогическое кредо»: презентация педагогической идеи в профессиональной деятельности преподавателя вуза. ™++++++ 1

Технология модерации обладает достаточными возможностями для решения проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Интерактивные методы обучения, используемые в каждой фазе модерации, идеально подходят для данной технологии, обуславливая качество образовательного процесса.

Библиографический список

1. Бебина, О. И. Технология обучения студентов педагогических специальностей реализации мобилизационной функции учителя / О. И. Бебина // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 5. - С. 199-209.

2. Буянова, И. Б. Технологии социокультурной адаптации студентов в образовательном процессе педагогического вуза / И. Б. Буянова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 12. - С. 21-29.

3. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: метод, пособие / О. В. Акулова, А. А. Ахаян, Е. Н. Глубокова, И. Ю. Гутник, А. Е. Бахмутский, О. Б. Даутова, О. Н. Крылова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына / под ред. С. А. Гончарова. - СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 159 с. - С. 66-102

4. Демиденко, О. П. Содержание управленческой деятельности в научнопедагогическом и психологическом контексте / О. П. Демиденко, С. С. Библина // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 5. - С. 322-329.

5. Ерофеев, В. К. Сценарное моделирование как технология принятия групповых решений: учебное пособие / В. К. Ерофеев, Н. Е. Карягин, Е. Г. Ноздрина. -Астрахань: изд-во Астраханского гос. пед. ун-та , 1998. - 65 с.

6. Жезлова, С. А. Модерация как инновационная форма повышения квалификации учителя: дис. . .. канд. пед. наук / С. А. Жезлова. - Ярославль, 2000. - 165 с.

7. Кадакин, В. В. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Воспитательная деятельность куратора студенческой группы учреждения высшего профессионального образования / В. В. Кадакин, Т. И. Шукшина, Н. И. Еналеева // Сборник дополнительных образовательных программ повышения квалификации научно-педагогических работников ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2010/2011 учебный год / отв. ред. В. В. Кадакин, Т. И. Шукшина ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. - С. 32-41.

8. Лазаренко, И. Р. Модерация как форма повышения квалификации педагогов учителей и руководителей образования / И. Р. Лазаренко, М. А. Лобанова // http://sci.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_l 1/mkf.html

9. Лаптева, И. Д. Рефлексивно-аналитические технологии как условие формирования гражданской культуры студентов педагогического вуза / И. Д. Лаптева // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 8. - С. 145-155.

10. Михеева, Л. В. Развитие коммуникативной компетентности педагогов в системе повышения квалификации // Л. В. Михеева // Сибирский педагогический журнал. - 2010.-№ 7. - С. 158-167.

11. Петров, А. В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модера-ции / А. В. Петров. - СПб.: «Речь», 2005. - 80 с.

12. Плеханова, О. Е. Профессиональная подготовка будущего учителя к осуществлению внеучебной деятельности в общеобразовательной школе / О. Е. Плеханова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 8. - С. 101-106.

13.Ушачев, В. П. Развитие профессионально-педагогического потенциала педагога в процессе инновационной деятельности / В. П. Ушачев, 3. М. Уметбаев // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 2. - С. 24—32.

14. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании: учебное пособие / Н. И. Шевандрин. - М.: Владос, 1995. - 544 с.

15. Шмаков, С. А. Уроки детского досуга / С. А. Шмаков. - М.: NB МАГИСТР, 1993.-88 с.

16. Шукшина, Т. И. Технологии модерации в непрерывном педагогическом образовании / Т. И. Шукшина, Н. В. Бычков, Д. Г. Нижегородов / Гуманитарные технологии в образовательном процессе вуза: проектирование и внедрение / под ред. Т. И. Шукшиной. - Морд. гос. пед. инст. - 2010. - С. 208-230.

17. Dills, R. В. Kommunikation in Grappen & Teams: Lehren und Lehmen effektiver Prasentationstecnniken. Aagewandtes NLP. - Paderbom: Junfermann, 1997.

18. Frank, L. Das Gaspracfa - ein Weg zum mundigen Lemen. Anleitung fiir Schuieund Erwacksenenbildung / L. Frank, M. Gerhard. - Munchen: Bhrenwirth, 1996.

19. Hausmann, G., Zielwirksame Moderation / G. Hausmann, H. Sturner. -Renningen-Malmsheim, 1999.

20.Wachtel, S. Sprechen und Moderieren in Horfunk und Femsehen. Verlag Olschlager in: Uriitersitatsverlag Konstant GmbH (UVK - Medien / Olschlager), 1994.

УДК 376 (045)

Парфенова Татьяна Александровна

Учитель ОГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида», Ульяновск

Рябова Наталья Владимировна

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальных методик; Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, assist-nir@mordgpi.ru

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ*

Parfyonova Tatyana Aleksandrovna

Teacher OrOy «Special (correctional) comprehensive school of VIII kind», Ulyanovsk

Ryabova Natalia Vladimirovna

The doctor of pedagogical sciences, the senior lecturer, the professor of chair of correctional pedagogics and special techniques; the Mordovian state teacher training college of M. E. Evseveva.

IMAGING TECHNOLOGIES SOCIAL AND CONSUMER ORIENTATION OF THE CHILD WITH DISABILITIES

Образовательная парадигма, складывающаяся в современном обществе, ориентируется на новое содержание, иные подходы, иные права и отношения между людьми, новый педагогический менталитет. Сегодня в России предпринимаются попытки изменения отношения общества и государства к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сегодня общество и государство не может игнорировать проблемы этих детей, оно ответствен-

* Работа осуществлялась при финансовой ноддрежке Министерства образования и науки за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании» (№ 02.740.11.0427)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.