№ 4, 2009
ЧЕРЕЗ МОДЕРАЦИЮ К НОВОМУ КАЧЕСТВУ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Н. В. Кирий, А. П. Пересыпкин
(Белгородский государственный университет)
В статье затрагиваются проблемы анализа и поиска новых моделей обучения в системе дополнительного профессионального образования. Рассматривается модель, предполагающая создание на базе высшего учебного заведения инновационной структуры — центра модерации.
Ключевыге слова: модерация; центр модерации; модераторы; интерактивные методы обучения взрослых; система повышения квалификации педагогических работников.
Белгородский государственный университет (БелГУ) на протяжении 17 лет сотрудничает с учреждениями системы образования земли Северный Рейн — Вестфалия Федеративной Республики Германия в области повышения квалификации педагогических кадров. Начало сотрудничества, направленного прежде всего на повышение профессиональной компетентности педагогов, пришлось на период перехода к новым рыночным отношениям и построения демократического правового государства. В указанный период обострился кризис образования и обнаружилось несоответствие сложившейся в России системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников изменившейся социокультурной ситуации. Последняя характеризовалась потребностью школы и вуза в таком педагоге, который мог бы воспитывать людей самостоятельных, умеющих отстаивать свои права и вести диалог, способных нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Решение данной задачи выдвинуло на первый план реализацию в ходе дополнительного профессионального образования идей, категорий и приемов личност-но ориентированного образования, которые предполагали не обучать тому, что «нужно знать», а развивать то позитивное, что уже достигнуто педагогом, ориентироваться на учет его индивидуального профессионального опыта, уровня подготовленности, образовательных интересов и потребностей, творческих намерений и способностей. Такой подход
потребовал замены типовых моделей обучения на новые, в которых сохранились бы достоинства старых моделей, но в качестве системообразующих выступали бы процессы организованного само-изменения педагогических кадров, приобретения ими способов и средств индивидуальной и групповой самоорганизации, саморазвития в ходе постановки и решения профессиональных педагогических проблем. Одной из таких моделей обучения служит модерация — повышение квалификации педагогов в условиях реализации деятельностно-коммуникативной парадигмы.
Сущностная характеристика модера-ции состоит в том, что целью совместной деятельности преподавателя (модератора) и взрослого обучаемого является развитие у последнего способности к самоуправлению в профессиональной деятельности. Совместные исследования немецких и российских специалистов на протяжении насыщенного и плодотворного сотрудничества показали, что понятие «модератор» можно рассматривать, во-первых, как социально-педагогический феномен, имеющийся в любом межличностном, индивидуально-групповом и межгрупповом взаимодействии и выполняющий в нем функцию руководства процессами самоуправления; а во-вторых, как условие обеспечения субъектной позиции обучаемых в ходе взаимодействия с обучающим и развития у них способностей к самоуправлению собственной деятельностью.
Именно отсутствие оптимального русского эквивалента со сходной семантической нагрузкой определило утверж-© Кирий Н. В., Пересыпкин А. П., 2009
37
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
дение термина «модератор» в отечественном педагогическом лексиконе. Однако заимствование данного понятия происходило не механически: преподаватели университета брали его на вооружение с учетом российских реалий и на основе интегрирования отечественного и зарубежного опыта обучения на разных ступенях системы непрерывного образования: ДОУ — начальная школа — средняя школа — вуз — послевузовское образование.
На каждой из ступеней непрерывного образования участниками сотрудничества ставились и решались конкретные исследовательские задачи. Повышение профессиональной компетентности работников образования осуществлялось в рамках совместных тематических проектов путем реализации следующих компонентов научно-исследовательской и образовательной деятельности:
— изучение психолого-педагогиче-ской литературы (отечественной и зарубежной);
— ежегодные стажировки участников программ сотрудничества в ФРГ и детальное знакомство с опытом работы германских коллег;
— взаимная экспертиза;
— создание экспериментальных площадок с развивающей дидактической средой;
— разработка авторских учебных программ на разных ступенях системы образования;
— проведение международных семинаров и конференций;
— подготовка и защита диссертационных работ;
— написание учебно-методических пособий, монографий, статей.
За годы сотрудничества белгородскими и северорейн-вестфальскими специалистами был реализован ряд совместных проектов, в том числе «Квалифицирована модераторов» (1999—2001), «Повышение квалификации управленческих кадров в образовании» (2001— 2003), «Квалифицирование модераторов с использованием новых информацион-
ных технологий» (2004—2005), которые, по единодушному мнению всех участников сотрудничества, были успешными и завершились с большой отдачей для обеих сторон.
Хотя участники отдельных проектов организовывали совместную работу на разном тематическом материале, одной из общих задач, стоящих перед ними, было обучение максимально возможного числа российских педагогов искусству модерации, побуждающей по-новому взглянуть на процессы образовательной деятельности, ее внутренние пласты, связанные с изменением поведенческого стиля обучающего и способов его взаимодействия с обучаемыми. В ходе ме-тодико-технологической подготовки модераторов им не просто передавались ведущие идеи модерации: развивались их способности к трансформации того или иного (предметного) содержания в деятельностно-коммуникативной форме, к преобразованию образовательного процесса за счет использования интерактивных методов обучения. В целом закладывались основы новой профессионально-технологической культуры педагогов, позволяющей им убедительно присваивать и творчески воспроизводить моде-рационный опыт коллег для совершенствования и обогащения типовых моделей обучения.
В отличие от северорейн-вестфаль-ского опыта при подготовке модераторов в российских условиях в качестве ведущего выступал не столько принцип отработки с ними в режиме тренингов максимально возможного количества инт-рактивных методов обучения, сколько принцип «выращивания» нового индивидуального и коллективного сознания. Ведь в современной педагогической практике в России встречается немало методик и концептуальных подходов, соответствующих основным требованиям модерации. Однако они не отделены от традиционных способов обучения, не объяснены и не описаны технологически. Поэтому при подготовке модераторов в БелГУ наряду с прямой передачей се-
111!111Й1И1!Ш № 4,
верорейн-вестфальского опыта повышения квалификации педагогических кадров (теории, методов и др.) велась тонкая работа по анализу имеющихся в индивидуальной педагогической практике сходных образчиков зарубежного опыта, их критическому осмыслению и окончательному «переналаживанию» в соответствии с главными идеями модерации.
Именно создание условий для становления у российских учителей и вузовских преподавателей профессиональной (психологической) готовности к реализации на практике новых образовательных технологий, инициация глубинных изменений в их профессиональной мотивации и в ценностном аспекте сознания вообще являлись приоритетными задачами, решаемыми участниками сотрудничества между БелГУ и образовательными учреждениями земли Северный Рейн — Вестфалия в рамках каждого из вышеназванных проектов.
В настоящее время кооперационные связи с северорейн-вестфальскими модераторами сохраняются и реализуются в форме ежегодных обучающих семинаров, в том числе по программе «Инновационные методы обучения специалистов», для учителей школ г. Белгорода и преподавателей БелГУ, желающих овладеть модераторскими методиками с целью обогащения своего методического багажа. В 2008 г. на базе БелГУ в рамках курсов повышения квалификации «Инновационная деятельность образовательного учреждения по освоению современных образовательных технологий» состоялся российско-германский семинар «Инновационные технологии обучения специалистов».
О масштабности сотрудничества Белгородского государственного университета с образовательными учреждениями земли Северный Рейн — Вестфалия, осуществляемого при поддержке Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области и Управления образования г. Белгорода, красноречиво говорят следующие циф-
ры: за годы сотрудничества свыше 2,5 тыс. педагогических работников с обеих сторон имели возможность стать участниками международных семинаров, более 300 из них смогли пройти стажировку непосредственно на территории страны-партнера. Каждый из них узнал что-то новое для себя в профессиональном и личном плане, соприкоснулся с иной, еще незнакомой ему, культурой, нашел новых друзей и навсегда оставил в своей памяти тепло радушного приема и интенсивность делового общения.
Владение преподавателями БелГУ интерактивными методами обучения, освоенными ими на модераторских курсах в рамках сотрудничества с северо-рейн-вестфальскими коллегами, благоприятно сказывается и на повышении качества образовательного процесса в университете. Интерактивные формы групповой работы вовлекают студентов в управление учебными действиями, обеспечивают им субъектную позицию в обучении, стимулируют межличностное взаимодействие и позволяют им отождествить себя с образовательным процессом, предоставляя возможность влиять на ход обучения, самим принимать решения, преодолевать проблемы и иметь успехи. При таком деятельном участии студентов в процессе собственной профессиональной подготовки динамика образовательного процесса возрастает: студенты задают все больше вопросов, увеличивается число осознанных ими профессиональных трудностей, вскрываются существующие в практике противоречия, осуществляется интенсивный поиск более оптимальных профессиональных действий и т. д. Благодаря разумному использованию активных форм обучения образовательный процесс становится более интересным и тем самым более эффективным.
Одним из ярких примеров является опыт использования активных форм обучения на переводческом отделении факультета романо-германской филологии, к числу которых прежде всего следует
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
отнести работу над проектом, организацию экскурсии, интервьюирование, ролевую игру, творческое составление прозаических и поэтических текстов, коллаж, фотороман и некоторые другие. Большинство из этих методов и приемов интерактивной групповой работы было разработано преподавателями университета совместно с их германскими коллегами в ходе плодотворной работы по направлению «Немецкий язык как иностранный». Преподаватели иностранного языка стремятся развивать умения и навыки чтения, аудирования, говорения в спонтанно сформированных группах, используя проблемный подход к обучению. Такой подход, с одной стороны, позволяет активизировать мыслительную и речевую деятельность каждого обучающегося, а с другой — стимулирует творческое участие всех членов малой группы в решении общей проблемы, способствует дифференцированному распределению ролей при выполнении тех или иных задач. Четкая формулировка заданий, продуманность последовательности их выполнения, использование эстетически оформленной наглядности и современных технических средств, интересные приемы и формы работы над языковым и лингвострановедческим материалом, варьирование видов работы — все это составляет основу успешности учебных занятий и является условием создания доброжелательной рабочей атмосферы сотрудничества.
Модераторские семинары пользуются постоянным успехом среди преподавателей БелГУ. Высокая заинтересованность последних в прохождении модера-торской подготовки свидетельствует о ее востребованности. В связи с этим на базе БелГУ создается Центр модерации как инновационная структура, выполня-
ющая культурно-диалогическую, организационно-методическую, опытно-экспериментальную и образовательно-квалификационную функции. В Центре наряду с выполнением конкретных российско-германских проектов и дальнейшей адаптацией положительного зарубежного опыта к российской действительности планируется регулярно проводить различные курсовые мероприятия, нацеленные на овладение все большим числом преподавателей БелГУ модерационными методиками. Как показывает опыт, организация учебной деятельности в условиях реализации деятельностно-коммуникативной парадигмы вузовского обучения обеспечивает самостоятельность студентов и интенсивность усвоения ими новых знаний в режиме активного решения учебных задач. Кроме того, наличие в БелГУ квалифицированных модераторов — носителей идей, технологий и практического опыта обучения специалистов в деятельностно-коммуникативной форме — в значительной мере способствует появлению в вузе новой модели повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Специально подготовленные в Центре модерации БелГУ модераторы способны вести работу по обучению своих коллег использованию инновационных образовательных технологий в практической деятельности с опорой на ведущие положения синергетического, андрагогического и компетентностного подходов.
Ожидается, что функционирование в БелГУ Центра модерации придаст новый импульс совершенствованию внут-ривузовской работы по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава и внесет свою лепту в непрерывное повышение качества образовательного процесса в университете.
Поступила 10.03.09.