Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в системе дополнительного профессионального образования руководящих педагогических кадров'

Интеграционные процессы в системе дополнительного профессионального образования руководящих педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазаренко И. Р.

В статье представлен материал по результатам исследования инновационных процессов в системе дополнительного профессионального образования (ДПО). Рассматривается реализация в практике ДПО двух тенденций: интеграции потенциала образовательных учреждений и управленческих структур в целях удовлетворения профессионально-образовательных потребностей школы и ее руководителей; интеграции в отечественную практику ДПО зарубежного опыта. По мнению автора, данные тенденции расширяют возможности системы ДПО в целом, способствуют развитию ее мобильности, обеспечивают непрерывность повышения квалификации руководителей образовательных учреждений с учетом современных требований и на основе научных исследований, расширяют спектр дополнительных профессионально-образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrational Processes in the System of Supplementary Professional Improvement of Education Administrators

The article is devoted to the results of investigation dealing with the modern trends in the system of Supplementary Professional Improvement (SPI). In particular, with putting the following trends into the SPI practice: 1.. To integrate the potential of educational establishments and administrative bodies in order to meet 2.professional and educational needs of schools and their administration. 3.. To put experience from abroad into SPI practice in Russia. The above mentioned trends widen the opportunities for the SPI system on the whole. They contribute to the development of its mobility, enable heads of educational establishments to improve their qualification continuously in accordance with modern requirements and on the basis of scientific research, broaden the spectrum of additional services in the sphere of professional training

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в системе дополнительного профессионального образования руководящих педагогических кадров»

в Республике Татарстан /В. Г. Иванов // Служебная лестница. 2004. № 4. С. 16 — 19.

“ Образование взрослых на рубеже веков : вопросы методологии, теории и практики. Т. 4, кн. 2 | Проектирование новых институциональных форм образования педагогов / под ред1; Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной, СПб., 2000. С. 116.

6 Гневко В. А. Научные основы становления и развития негосударственных инновационных образовательных учреждений высшей школы /

В. А. Гневко, А. А. Горбунов, Н. П. Литвинова, Г. И. Лукин, Т. А. Селютина. СПб., 2004. С. 4.

* Образование взрослых на рубеже веков... Т. 4, кн. 2. С. 8

8 См.: Лукашенко М. А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг ; актуальные проблемы управления / М. А. Лукашенко. М., 2003. С, 30 — 31.

9 См.: Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании». Ст. 33, п. 25 // Правовая система «Гарант».

Поступила 23.11.04.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РУКОВОДЯЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

КАДРОВ

И. Р. Лазаренко, старший научный сотрудник кафедры управления развитием образования факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Барнаульского государственного педагогического университета

В статье представлен материал по результатам исследования инновационных процессов в системе дополнительного профессионального образования (ДПО). Рассматривается реализация в практике ДПО двух тенденций: интеграции потенциала образовательных учреждений и управленческих структур в целях удовлетворения профессионально-образовательных потребностей школы и ее руководителей; интеграции в отечественную практику ДПО зарубежного опыта. По мнению автора, данные тенденции расширяют возможности системы ДПО в целом, способствуют развитию ее мобильности, обеспечивают непрерывность повышения квалификации руководителей образовательных учреждений с учетом современных требований и на основе научных исследований, расширяют спектр дополнительных профессионально-образовательных услуг.

Развитие стало символом современности, смыслообразующим фактором существования любой системы. Понимание развития как ценности заложено в философии, культуре организации, в настоящее время движение вперед неразрывно связывают с возможностями сохранения стабильности системы и ее продвижения. Сегодня, как никогда, актуальны слова: «Чтобы оставаться на месте, нужно двигаться вперед». Исследования показывают, что особенностью современного состояния общества является непрерывное увеличение объема информации. По данным специалистов, ежегодно обновляется 5 % теоретических и 20 % профессиональных знаний. Изменение информационного поля настолько динамично, что некоторые из знаний, полученные студентом к момен-

ту окончания вуза, становятся частично устаревшими, а через 10 лет устаревают полностью. В американской литературе фигурирует даже особая единица измерения устаревания знаний специалиста — так называемый период полураспада компетентности, который отражает продолжительность времени после окончания высшего учебного заведения, когда в результате устаревания полученных знаний по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50 %. Таким образом, высшее образование уже не может претендовать на окончательную подготовку специалистов к различным видам профессиональной деятельности — в современных условиях экспансии знаний и технологий профессиональное образование не является достаточным. Сегодня обу-© И. Р. Лазаренко, 2005

чение в вузе — всего лишь база, позволяющая человеку развиваться дальше, продолжая индивидуальную образовательную траекторию.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) в целом и руководящих педагогических кадров в частности занимает важное место в системе непрерывного образования. По существу оно есть его интегрирующий этап, так как, во-первых, актуализирует имеющиеся знания и опыт, во-вторых, позволяет констатировать профессиональные затруднения и, в-третьих, дает возможность определить перспективы профессионального совершенствования.

В отечественной научной литературе, посвященной проблемам дополнительного профессионального образования и профессионального развития специалистов, такие понятия, как «постдипломное образование», «послевузовское образование», «повышение квалификации и профессиональная переподготовка», «дополнительное профессиональное образование», рассматриваются в едином проблемном поле, нередко заменяя друг друга. Перечисленные дефиниции отражают процессы становления и развития одной из подсистем системы образования — дополнительного, тем не менее их синонимичное использование некорректно.

Понятие дополнительное профессиональное образование встречается в современной нормативной и научной литературе по проблемам образования взрослых и определяется как «система непрерывного образования, включающая в себя совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по отдельным дополнительным профессиональным образовательным программам и направлениям, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций»1. В экономичес-

кой науке совокупность, качественно однородную группу предприятий и организаций, роль которых (т. е. производимая продукция, выполняемые работы, оказываемые услуги) предопределяется общественным разделением труда, принято называть отраслью2. В соответствии с этим все образовательные учреждения независимо от формы собственности и (или) ведомственной принадлежности, расположенные на территории Российской Федерации, образуют отрасль «система образования», относящуюся к сфере услуг. В контексте данного толкования относительно внутриотраслевого деления можно сказать, что разделение сфер деятельности в рамках системы образования выделяет систему дополнительного образования в отдельную подсистему, а дополнительное профессиональное образование — в ее компонент. Поэтому представленное в Программе развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002—2005 гг. понятие может выступать лишь основой для последующего анализа любой подсистемы непрерывного образования при условии осуществления ее конфигурации, раскрывающей состав, структуру, указывающей на отраслевую специфику — направленность деятельности системы на конкретный объект, а также характеризующейся спецификой деятельности в рамках системы.

Система ДПО управленческих кадров образования отличается от других подобных образовательных систем объектом и целями деятельности, функциями, содержанием и результатами, временными параметрами. Объектом выступают образовательные системы различных организационно-правовых форм, ступеней образования (дошкольные образовательные учреждения, образовательные учреждения общего среднего, начального и среднего профессионального образования). Специфику деятельности в рамках педагогических систем определяет управленческий аспект. С учетом этого под дополнительным профессиональным образованием руково-

дящих педагогических кадров мы понимаем совокупность преемственных профессиональных (управленческих) образовательных программ, комплекс требований к минимуму содержания и уровню подготовки управленческих педагогических кадров по программам дополнительного профессионального образования, сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм,типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций, обеспечивающих непрерывность повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленцев.

Состояние ДПО управленческих кадров системы образования на современном этапе представлено отраслевой моделью, разнообразными формами взаимодействия подразделений системы с образовательными учреждениями, научным и кадровым потенциалом, тенденциями развития. К тенденциям развития системы ДПО мы относим следующие:

— дифференциацию содержания, форм, методов повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленцев;

— приоритетность субъектных детерминантов — пересмотр концепции учебного процесса в рамках курсовых мероприятий, акцентирование внимания на диалоговом подходе к его организации;

— интеграционные процессы, в частности организационно-структурные преобразования — интеграцию различных образовательных учреждений;

— интеграцию зарубежного опыта в отечественную практику дополнительного профессионального образования;

— регионализацию дополнительного профессионального образования, реализуемую через специфику содержания как учебных модулей, так и образовательных программ в целом (целевой, содержательный, технологический компоненты);

— диверсификацию дополнительных профессиональных образовательных услуг.

Анализ деятельности системы ДПО руководящих педагогических кадров сви-

детельствует о том, что в России накоплен значительный опыт в разработке и реализации инновационных проектов, программ, образовательных моделей, направленных, в том числе, и на интеграцию потенциала различных образовательных и управленческих структур (организационно-структурные преобразования).

В изменении организационной структуры системы ДПО четко прослеживаются три направления.

1. Использование базы и образовательного потенциала инновационных общеобразовательных, средних специальных учебных заведений в целях повышения квалификации управленцев, включение внутренних ресурсов как самого образовательного учреждения, так и его конкретных участников (Барнаул, Москва и др.).

2. Создание в структуре ФПК и ИПК центров модерации, центров активных методик, интегрирующих отечественный и позитивный зарубежный опыт (Барнаул, Белгород, Волгоград, Кострома, Красноярск).

3. Укрупнение учреждений системы ДПО: создание центров повышения квалификации, институтов управления развитием образования.

Одним из значимых аспектов для развития системы ДПО в контексте заявленной темы является формирующаяся тенденция создания на базе общеобразовательных учреждений структур, в функции которых входит организация повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (например, образовательная программа «Образовательная система „Школа-парк“» в Екатеринбурге; Центр гуманитаризации профессиональной деятельности учителя в Барнауле и др.).

Интересной с точки зрения совершенствования практики повышения квалификации является проблема поиска механизмов управления профессиональным развитием педагогов в условиях инновационной образовательной практики (Л. Н. Шкуркина, г. Барнаул). В частности, рассматриваются способы и пути ее

решения с позиции совершенствования структуры ДПО, управления процессами развития данной системы, возможности для расширения сферы деятельности как образовательного учреждения, так и учреждений системы дополнительного профессионального образования при условии объединения усилий и выработки соответствующих механизмов взаимодействия.

Не менее интересен и опыт по подготовке организаторов гуманитарных практик (М. Н. Фроловская, г. Барнаул). Вариативная по структуре и содержанию программа подготовки предполагает создание условий для обнаружения собственных ценностей и смыслов педагогической деятельности и гуманитарных основ педагогического процесса у руководителей школ. Содержание программы обеспечивает теоретико-методологичес-кую базу для разработки и организации гуманитарных образовательных практик. В процессе подготовки создаются необходимые организационно-педагогические условия для проектирования слушателями образовательной деятельности и ее самоэкспертизы.

Основу программы повышения квалификации управленцев в школе-парке составляет личностно значимый для слушателей принцип деятельности студий (г. Екатеринбург). По мнению авторов модели, слушатели не должны «проходить» составленную заранее программу, пытаясь «выучить» часто непонятный набор понятий и терминов или овладеть чуждыми собственному педагогическому менталитету педагогическими технологиями. Единственный путь реального повышения квалификации — выращивание и развитие в себе собственной педагогики, конструирование собственных способов работы с коллегами и собственное понимание образования в целом. Такой способ деятельности не имеет ничего общего с «прохождением» программы3.

Подобная практика интересна и привлекательна для педагогов и руководителей образовательных учреждений — очевидно, что повышение квалификации

по направлению инновационной деятельности целесообразнее организовывать в формате самой образовательной системы. Формирующаяся тенденция интеграции характеризует образовательное учреждение как саморазвивающуюся систему и выступает показателем высокого уровня ее самоорганизации. Однако, если рассматривать ее в структуре ДПО, эта тенденция внутренне противоречива. Выступая позитивной характеристикой деятельности образовательного учреждения, она в то же время потенциально содержит в себе элемент дестабилизации системы ДПО в целом. Разрешение данного противоречия возможно при интеграции усилий образовательных учреждений и учреждений системы повышения квалификации на новом качественном уровне — уровне управления инновационными процессами в системе ДПО на основе принципа образовательного партнерства.

Под принципом образовательного партнерства мы понимаем деятельность коллективных и индивидуальных субъектов, направленную на решение различных образовательных и управленческих проблем, получение взаимовыгодных результатов. Эта деятельность основана на равноправных возможностях участия субъектов в процессах разработки, принятия и реализации решений по совершенствованию педагогических систем: их целей, содержания и форм развития, саморазвития субъектов. Осуществляется она в формах, обеспечивающих учет интересов всех участников образовательной деятельности, и может приводить к созданию новых или модификации имеющихся образовательных и управленческих структур. Реализация данного принципа обеспечивает учет профессиональных (образовательных и управленческих), индивидуальных и корпоративных интересов субъектов при управлении процессами развития системы дополнительного профессионального образования; способствует формированию ценно-стно-смыслового единства участников взаимодействия; предполагает соответствующую подготовку кадров из числа

практиков (андрагогов, модераторов), готовых к творческой деятельности и профессиональному участию в повышении квалификации управленцев; актуализирует необходимость целенаправленного перспективного планирования научных исследований, интенсификацию развития исследований, опирающихся на выявленные тенденции, органическую связь с практикой управления педагогическими системами и практику повышения квалификации, высокий уровень разработанности результатов исследований и инфор-мационно-методическое выражение. Деятельность в данном направлении — интеграция знаний, опыта, ресурсов — создает условия и возможность не только для непосредственного профессионального развития, но и для привлечения слушателей, руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в системе ДПО.

В современном мире все больше внимания уделяется изучению опыта стран в различных областях общественной жизни. Система образования, в том числе и последипломного, не является исключением. «Мировое сообщество, приняв к исполнению концепцию выживания и устойчивого развития, определяет наступивший век как век не только информатики, глубоких технологий, освоения космоса, экологии, творчества, но и гармонизации и интеграции. Чтобы выполнить свою миссию, образование должно развиваться и постоянно обновляться»4. В контексте цитаты вполне правомерно одним из направлений развития образования считать интеграцию в отечественную образовательную практику зарубежного опыта.

Среди инновационных программ Барнаульского государственного педагогического университета есть и программа международного сотрудничества Германии (земля Северный Рейн-Вестфалия) и России (Алтайский край) по повышению квалификации учителей и руководителей образовательных учреждений. Опыт совместной деятельности в рамках этого международного проекта, специальные исследования становления и

развития системы повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений в Германии, в земле Северный Рейн-Вестфалия позволяют утверждать, что в целях повышения мобильности, гибкости отечественной системы дополнительного профессионального образования управленцев возможно и целесообразно использование германского опыта. Этот вывод опирается на следующие основания5.

Первое — репрезентативность оригинальных источников, в которых представлены не только информационные материалы по системе образования Германииг повышению квалификации педагогов и управленцев, но и теоретические разработки в области образования взрослыхг инструктивно-методические материалы.

Второе — степень разработанности теоретико-прикладных основ модерации: рассмотрение генезиса модерации как социально-педагогического феномена, ее полипредметного характера (М. А. Лобанова, А. П. Пересыпкин); изучение модерации как педагогической системы, инновационной формы повышения квалификации (С. А. Жезлова, И. К. Шалаев); разработка научно-методических основ подготовки школьных модераторов (А. П. Пересыпкин); управление повышением квалификации в Германии — уровневый, функциональный и субъектный аспекты (И. Р. Лазаренко, М. А. Лобанова).

Третье — опыт многолетнего сотрудничества, результаты опытно-экспериментальной деятельности по внедрению и использованию идей модерации, в частности модераторской технологии, подготовки модераторов-управленцев, в отечественной практике ДПО. Целенаправленное взаимодействие систем повышения квалификации России и Германии на этапе экспериментальной апробации позволило прогнозировать новые целевые ориентиры и направления в развитии системы ДПО; активизировало управленческий потенциал руководителей образовательных учреждений через их целенаправленное участие в прогнозировании и проектировании повышения квалифика-

ции своих коллег и в целом участие в развитии системы последипломного образования управленческих кадров; расширило спектр проблематики научных исследований, способствовало увеличению научно-педагогического потенциала кафедр, развитию их экспериментальной базы.

Целесообразность использования зарубежного опыта, с нашей точки зрения, определяется непротиворечивостью основных идей, принципов модерации отечественной теории и практики дополнительного профессионального образования; сохранением целостности существующей системы; наличием потенциала для развития российской системы ДПО в целевом, содержательном и технологическом аспектах; соотносимостью потенциала с внутренними процессами в отечественной системе дополнительного профессионального образования (тенденции, противоречия, проблемы) и управления ею.

Современная образовательная практика в целом и практика ДПО руководящих педагогических кадров в частности развиваются исходя из принципа сохра-

нения многообразия в единстве и достижения единства в многообразии. Верным ориентиром в реализации этого принципа выступают интеграционные процессы, задача которых состоит как в объединении потенциала различных образовательных и управленческих подсистем и компонентов, так и в придании им нового импульса для непрерывного совершенствования, в раскрытии внутреннего потенциала каждой из подсистем.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Программа развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002—2005 гг. С. 3.

2 См.: Балыххш Г. А. Управление развитием образования : организационно-экономический аспект /Г. А. Балыхин. М., 2003. С. 60.

3 См.: Гольдин А. М. Образовательная система «Школа-парк» : Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) У А. М. Гольдин // Управление школой (прил. к газ, «Первое сентября»), 2002. № 1.

С. 7—10.

4 Загвязинский В. И. Проектирование региональных образовательных систем/В. И. Загвязинский//Педагогика. 1999. № 5,С. 8.

а См.: Лазаренко И.Р. Основы модерации : учеб. пособие / И- Р. Лазаренко. Барнаул, 2002.

Поступила 30.11.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.