. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки ^ St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 3(179)2013
УДК 37.015.3
Л.А. Минко
модерация как технология формирования коммуникативной компетентности студентов
Lyudmila A. Minko
moderation as technology
of communication competence of students
Аннотация
В статье рассматривается понятие «модерация», а также этапы ее проведения в контексте формирования коммуникативной компетентности студентов. Особое внимание уделено функциям модератора, процессу модерации и модерационным методам.
Ключевые слова
МОДЕРАТОР, МОДЕРАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
Abstract
The article discusses the concept of "moderation", the stages of its holding in the context of formation of communicative competence-students. Special attention is paid as moderator, the process of moderation and Moderation methods. Keywords
MODERATOR, MODERATION, TECHNOLOGY, COMPETENCE APPROACH, COMMUNICATIVE COMPETENCE, THE FORMATION OF COMMUNICATIVE.
Модерация и модератор — эти термины в последние десять-пятнадцать лет все чаще употребляются не только в современном менеджменте, маркетинге и управленческом консультировании, но и в сфере образования. Эти понятия подразумевают деятельность, связанную с управлением групповым обсуждением, анализом мнений, поиском объединяющих позиций и решений.
При организации учебного процесса в вузах необходимо учитывать принципиальную особенность концепции новых Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования — их компетентностную ориентацию. Компетент-ностный подход — это подход, нацеленный на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не только сумма усвоенной информации, но и способность человека действовать в различных ситуациях, использо-
вать полученные знания. В современной ситуации в качестве задачи системы образования отмечается необходимость коренной перестройки содержания и технологий обучения, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов и совершенствование средств и процедур их оценки [1, с. 41]. Одним из средств реализации компетентностного подхода в последнее время стала модерация.
В технических вузах в числе значимых требований к результатам освоения дисциплины «Психология и педагогика» выделяется формирование коммуникативной компетентности студентов. Коммуникативная компетентность студента — это интегративное качество личности, дающее человеку возможность успешно взаимодействовать с другими людьми, гармонично и эффективно сочетая свои собственные позиции и интересы с позициями и интересами других членов общества.
При выборе технологий формирования коммуникативной компетентности необходимо учитывать следующее:
• компетентность, как деятельностный результат образования, формируется в деятельности;
• коммуникативная компетентность формируется в совместной деятельности членов сообщества;
• в силу природы коммуникативной компетентности ее формирование затруднено при индивидуальной форме организации обучения, поэтому при выборе форм обучения предпочтение отдается групповой и коллективной формам;
• в условиях компетентностно ориентированного образования происходит перераспределение активности преподавателя и студентов в пользу студентов, возрастает ответственность студента за результаты образования, акцентируется его самостоятельность в принятии решений;
• преподаватель занимает позицию организатора процесса обучения.
В системе подготовки специалистов с высшим образованием в настоящее время существует противоречие между потребностью внедрения адекватных компетентностному подходу современных образовательных технологий формирования коммуникативных компетенций и его недостаточной разработанностью.
Следует отметить, что модерация отвечает требованиям компетентностного подхода, его целям и задачам и может быть использована как технология формирования коммуникативной компетентности студентов [2, с. 24].
Метод модерации возник в Германии в начале 1970-х годов как составляющая уже широко известного в то время американского метода brainstorming (мозговой штурм). В переводе с латинского термин «модерация» означает приводить в равновесие, управлять, регулировать. Таким образом, проясняется смысл термина «модерация» как технология оптимизации процесса обсуждений производственных, профессиональных и прочих проблем путем управления процессами групповой динамики. Модератор содействует гармонизации целей, потенциалов участников и динамики групповых дискуссий. Принципы управления групповым обсуждением и навыки эффективного участия в дискус-
сиях включены в учебные планы большинства бизнес-школ и центров подготовки кадров для менеджмента.
Разработка целей, содержания и методов модерации основывается на психолого-педагогических и социологических аспектах, направленных на создание комфортной атмосферы в группе, ее конструктивного взаимодействия, способствующего решению многих профессиональных задач, а также взаимному обучению. Применение модерации как образовательной технологии имеет целью достижение эффективного уровня деловой коммуникации для решения в кратчайшие сроки конкретных проблем или деловых ситуаций, предложенных преподавателем. Частные целевые установки совпадают с требованиями интерактивного подхода к обучению и связаны с созданием таких условий для студентов, в которых они овладевают навыками активного слушания, открытого обмена идеями, конструктивной критики и взаимооценки [3, с. 56].
Процесс модерации предусматривает последовательное прохождение следующих шести этапов:
• организация процесса взаимодействия участников модерации; выработка правил работы в группе и регламента работы;
• обсуждение цели занятия;
• интерактивная лекция;
• проработка содержания темы в малых группах;
• презентация работы в группах; ознакомление с предварительными итогами;
• подведение итогов: участники анализируют собственное поведение, получают обратную связь от других членов группы, от преподавателя, совершенствуют собственные мыслительные и коммуникативные навыки.
. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки ^ St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 3(179)2013
Одной из распространенных форм метода является модераторский семинар (семинар с использованием техники модерации), реализуемый в соответствии с приведенными шестью этапами. Основными этапами и базовыми процессами модерации являются визуализация, вербализация, обратная связь и презентация. Визуализация — это процесс оптического представления мнений, идей с использованием графических схем, модерационных карточек, фломастеров, стикеров, флипчарта, плакатов, пинбордов или обычной классной доски и других наглядных средств. Визуализация поддерживает процесс коммуникации в группе. Все методы модерации сопровождаются визуализацией. Вербализация — это процесс вербального сопровождения коммуникации участников групповой работы. Одной из важных составляющих модерации такой работы является техника постановки вопросов и активное слушание. Обратная связь — один из базовых процессов модерации, представляющий собой взаимообмен информацией (содержательного и эмоционального плана) между участниками групповой работы. Благодаря обратной связи возможны корректировка дальнейших действий студентов и улучшение эмоционального фона групповой работы. В идеальном случае обратная связь модератора должна служить своеобразной моделью обратной связи для участников групповой работы. Презентация представляет собой невербальное сопровождение коммуникации участников групповой работы. Для формирования эффективных стратегий презентации необходимо учитывать следующие факторы: область познания в решении конкретной проблемы участников групповой работы; творческие возможности участников; особенности групповой динамики; профессиональные, личностные, возрастные, половые различия группы; особенности технического, материального сопровождения групповой работы.
В контексте педагогического сопровождения формирования коммуникативной компетентности студентов модератор — это организатор групповой дискуссии, направленной на решение реально существующей или воображаемой проблемы, затрудняющей формирование коммуникативной компетентности студентов, способствующий открытому обмену мнениями и конструктивному взаимодей-
ствию, сохраняющий при этом нейтральную позицию. Следует признать, что функциональная роль модератора освоена еще далеко не всеми преподавателями вузов, поскольку его роль многофункциональна:
• модератор организует и направляет групповую дискуссию, обладая знаниями техник, методов и приемов модерации;
• участвуя в групповой коммуникации, модератор регулирует обмен информацией, идеями и действиями участников, поддерживает и согласовывает их совместные действия, поощряет их к сотрудничеству;
• модератор фасилитирует работу группы: стремится выявить скрытые возможности участников, устраняет напряжение в группе, обеспечивает создание благоприятного эмоционального климата;
• модератор активизирует обмен мнениями и процесс принятия группового решения, побуждает участников к активности.
Преподаватель в процессе проведения мо-дераторского семинара может использовать разнообразные методы модерации [См., например: 4, с. 328].
Опрос-перекличка. Модератор представляет группе заранее подготовленный флипчарт с формулировками вопросов, адресованных всем. Участникам предлагается дать свои ответы. Модератор руководит процессом, инициирует и поддерживает высказывания, записывает прозвучавшие предложения. Запись может также вестись вторым модератором или кем-то из участников встречи.
Банк проблем. Меню. Модератор «пролистывает», перечисляет все темы, названные участниками в процессе карточного опроса или опроса-переклички и подлежащие обсуждению на следующих этапах работы группы. Тут же он предлагает участникам определить очередность рассмотрения проблем, точность формулировок, пересечения с ранее обсужденными проблемами и т. п. Высказанные мнения сразу фиксируются с использованием нумерации, стрелок, схем.
Опрос-рейтинг «Маркер — несколько пунктов». Модератор просит поставить заданное количество отметок (2-4 маркера или стикерса) на заранее нарисованной матрице. В матрицу включается несколько альтернатив, для формулировки которых может использоваться ранее
созданный «Банк проблем». Каждый участник «проставляет» свои «голоса» в соответствии с собственными интересами и предпочтениями.
Матрица «Два поля». Модератор представляет группе таблицу, разделенную на две части. Названия рубрик-полей определяются в рамках прорабатываемой темы и соответствуют целям групповой работы. Важно, чтобы участники пытались ответить на сформулированные вопросы как можно конкретнее и четче. Участники индивидуально поочередно отвечают на вопросы каждого из полей. Модератор поддерживает рабочий процесс и фиксирует каждый прозвучавший ответ на плакате.
Таблица «4 поля» = «Перекресток» = «Квадрат альтернатив». Модератор представляет группе заранее подготовленную таблицу, состоящую из четырех полей. Название каждого поля определяется целями обсуждения и необходимостью поиска ответов на определенные вопросы. Важна как можно более конкретная формулировка каждой рубрики-вопроса. Участники поочередно по приглашению модератора отвечают на вопрос каждого квадранта. Модератор поддерживает и инициирует высказывания и фиксирует ответы на плакате.
Барометр настроений. Модератор представляет группе заранее подготовленный плакат или флипчарт, на котором изображается какая-либо шкала, позволяющая отразить актуальное состояние или настроение. Каждому участнику предлагается «маркировать» то настроение, в котором он сейчас находится. Это можно делать с помощью стикерсов или отметок фломастером так же, как в процедуре «Опрос — 1 пункт».
Шесть думающих шляп. Формулировка проблемы записывается на доске или флипчар-те. Участникам предлагается мысленно менять шляпы, что предполагает фокусировку на размышлениях определенного рода:
• Информативность. Белая шляпа: незапятнанно-белый цвет, чистые факты, цифры и сведения;
• Эмоции. Красная шляпа: накал страстей, эмоции и чувства, а также предчувствия и интуиция;
• Критика. Черная шляпа: адвокат дьявола, рассуждения о бесполезности намечаемого мероприятия;
• Позитивизм. Желтая шляпа: солнечный свет, блеск и оптимизм, позитивное и конструктивное мышление, видение благоприятных возможностей;
• Креативность. Зеленая шляпа: плодотворное творчество, поиск нарождающихся ростков среди зерен, движение, стимул;
• Производительность. Синяя шляпа: хладнокровие и контроль, управление оркестром, мысли о том, как думать.
Одним из модераторских семинаров, проведенных нами в рамках практики по дисциплине «Психология и педагогика» по осуществлению педагогического сопровождения формирования коммуникативной компетентности студентов Инженерно-строительного института СПбГПУ, был семинар по теме «Роль коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности инженера-строителя». Целью данного семинара было повышение уровня сформиро-ванности коммуникативной компетентности студентов, а продуктом — составленный студентами — участниками семинара портрет коммуникативно-компетентного выпускника Инженерно-строительного института СПбГПУ.
В ходе семинара использовались следующие методы: опрос-перекличка, работа в малой группе, мозговой штурм, матрица «Два поля», ассоциации, ранжирование карточек. Семинар продолжался 2 академических часа. В ходе семинара использовались средства визуализации.
Практика использования метода свидетельствует об активном, заинтересованном участии студентов в модераторских семинарах, а результаты экспериментальной работы говорят о том, что модерация является одной из самых эффективных технологий формирования коммуникативной компетентности студентов.
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки
St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 3(179)2013
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипина, Л.Б. Компетентностный подход в реализации образовательного процесса [Текст] / Л.Б. Антипина // Методист. — 2010. — № 2.
2. Петров, А.В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации [Текст] / А.В. Петров. - СПб.: Речь, 2005.
3. Эдмюллер, А. Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров [Текст] / А. Эдмюллер, Т. Вильгельм. — М.: Омега-Л, 2007.
4. Чанько, А.Д. Команды в современных организациях [Текст] / А.Д. Чанько. — СПб.: Высш. шк. менеджмента, 2011.
REFERENCES
1. Antipina L.B. Competence approach in the implementation of the educational process. Methodist, 2010, nr 2.
2. Petrov A.V. The discussion and decision-making in the group: technology moderation. St. Petersburg, Speech, 2005.
3. Edmyuller A., Wilhelm T. Moderation: The art of meetings, conferences and seminars. Moscow, Omega-L, 2007.
4. Chanko A.D. Teams in modern organizations. St. Petersburg, Graduate School of Management, 2011.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ / AUTHOR
МИНКО Людмила Анатольевна — старший преподаватель кафедры инженерной педагогики и психологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 [email protected]
MINKO Lyudmila A. — St. Petersburg State Polytechnical University. Politekhnicheskaya Str., 29, St. Petersburg, Russia, 195251 [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013