УДК/uDC 378.12 М. И. Губанова
Margarita Gubanova
организация групповой рефлексии профессиональной деятельности педагогов средствами модерации
THE MODERATION IN GROuP REFLECTION OF TEACHERS' ACTIVITIES
В статье представлен опыт организации серии модераторских семинаров в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общего, профессионального и дополнительного образования. Отражены логика, содержательное наполнение, особенности организации совместной деятельности слушателей в структурном, процессуальном и методическом аспектах. Подтверждается эффективность использования интерактивных форм занятий с педагогами-практиками.
The article reflects the practical experience of the moderator seminars series in the system of teachers' retraining and professional skill improvement in the sphere of general, vocational and further education. It provides logic, content, organization definiteness of the participants' joint activities in the structural, procedural and methodological aspects. The results of the scientific research confirm the effectiveness of Interactive Forms classes with teachers and practitioners.
Ключевые слова: интерактивное обучение, модератор, компетентность, профессионализм.
Keywords: online training, moderator, competence, professionalism.
Информационное обеспечение и методическая организация эффективной профессиональной деятельности современного педагога представляют собой создание и постоянное развитие целостной системы оптимальных по затратам, продуктивных по результату, технологичных по освоению и использованию педагогических средств. Особо отметим, что применение инновационных технологий на разных этапах образования все отчетливее приобретает характер приоритетного направления профессиональной деятельности педагогов-практиков. Не меньшее значение отводится этому феномену и как эффективному средству функционирования образовательных организаций в режиме развития и самодиагностики качества их работы.
Вполне очевидно, что активно используемые образовательные технологии профес-
сиональной подготовки студентов в высшей школе, педагогических работников в системе повышения квалификации разнообразны по содержанию, интегративны по направленности, достаточно гибки по характеру применения. Несомненно, парадигма современного образования позволяет модифицировать традиционные методики преподавания, разрабатывать новые концепции обучения, эффективно внедрять их в практику применительно к конкретным условиям. При этом процесс совершенствования профессионального мастерства самих педагогов в большей степени должен быть направлен не только на накопление высокого уровня новейшей информации, но и на личностное развитие и саморазвитие педагога, акцентирование его ценностных приоритетов, овладение профессиональными компетенциями, обогащение практического опыта конструктивного взаимодействия с обучающимися, воспитанниками, подчиненными, коллегами.
Однако достижение эффективности в образовательной практике возможно только в случае преобладания активного, творческого, поискового начала в деятельности обучающихся (слушателей курсов, участников семинаров) над исполнительской, репродуктивной составляющими. При организации образовательного пространства учебных занятий и отборе обучающих стратегий существенной задачей преподавателя становится стимулирование «встречной» активности слушателей курсов. Многолетняя практика работы в данном направлении выявила несколько значимых аспектов, связанных с формированием профессиональной культуры (общей, поведенческой, интеллектуальной, информационной, методической) и обращенных на совершенствование педагогического мастерства (личностная направленность, активное слушание, эффективное обучение, индивидуальный стиль). Комплексный характер приобретает информационно-организационно-методическое сопровождение самоактуализации и успешной самореализации каждого участника взаимо-
действия. Уникальные возможности для формирования общекультурных и профессиональных компетенций в образовательном процессе организаций высшего и среднего профессионального образования представляет использование модераторских семинаров.
Модерация как образовательная методика, разработанная еще в 70-е гг. в Германии, распространена в европейских странах и применяется в системе повышения квалификации не только преподавателей, но и государственных служащих. Разработка целей, содержания и методов модерации основывается на психолого-педагогических и социологических аспектах, направленных на создание комфортной атмосферы в группе; конструктивное взаимодействие ее участников, способствующее решению многих профессиональных задач, а также взаимному обучению. Методы и приемы модерации становятся не только приемлемыми, но и весьма эффективными в деятельности образовательных организаций при подготовке специалистов, бакалавров, магистров, аспирантов.
Целенаправленное развитие личностной сферы человека связано с овладением им навыками социального поведения. В основе конструктивного социального взаимодействия лежит целый спектр разнообразных умений и способностей человека: слушать и слышать собеседника, наблюдать и учитывать нюансы его эмоционального состояния и поведенческих реакций, «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа,интерпретировать ситуацию и конструировать соответствующие действия. Непосредственная межличностная коммуникация, расширение социальных контактов и масштабов общения с окружающим социумом, приобретение опыта конструктивного взаимодействия — системообразующие компоненты и современного воспитательно-образовательного процесса. Его организация требует целесообразных и согласованных действий педагога и обучающихся по поиску, обработке и применению учебной, научной информации, овладению непосредственным (а не косвенным) опытом практической деятельности. Эффективность образовательного процесса в равной степени зависит от профессионализма обучающего и активности обучающегося. Для любого конструктивного взаимодействия необходимы желание, стремление, умение партнеров искать совпадающие интересы, точки соприкосновения, обходить барьеры общения, находить ком-
промиссы и взаимовыгодные решения, нести ответственность за последствия их принятия.
Целый ряд существенных обстоятельств, связанных с процессуальной стороной взаимодействия преподавателя и студентов (субъект-субъектная парадигма образования, требование функциональной педагогической грамотности, логика современных образовательных технологий), предопределил необходимость поиска путей действенной подготовки педагогических работников к успешности совместной деятельности со студентами. По мнению автора, эффективно работающему преподавателю наиболее свойственны следующие характеристики:
• увлеченность своим предметом;
• уверенность в собственных способностях обучать;
• наличие коммуникативных умений и организаторских способностей,
• стремление к профессиональному росту;
• убежденность в способностях каждого из своих учеников быть успешным в обучении;
• заинтересованность в продуктивности профессиональной деятельности.
В обобщенном плане интеракция в образовании интерпретируется как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся. Существенные особенности интерактивного занятия отражают следующие характеристики: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают свое собственное поведение и действия коллег, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению. Основным признаком интерактивности является постоянная смена видов, направлений и организационных форм деятельности, позиций и ролей участников взаимодействия; делегирование функций и полномочий от обучающего к обучающимся.
Однако теоретическое ознакомление и овладение косвенным опытом взаимодействия («на примере», «по образцу...», «в проговоре», «теоретически») являются необходимыми, но недостаточными для практической деятельности. Интерактивные лекции, лабораторные занятия, тренинги, практикумы, внеаудиторное общение и прочее — достаточно перспективные и надежные педагогические средства. Их использование способствует развитию инициативности, самостоятельности, креативности, толерантности как обучаемых, так и обучаю-
щих. Основные требования к их отбору: целесообразность, продуктивность, перспективность применения.
Эффективно работающий преподаватель, реализуя интерактивную функцию педагогического общения, организует активный обмен образами, идеями, действиями, чувствами, ролями, функциями всех участников взаимодействия. Именно он первым демонстрирует возможности двух основных типов взаимодействий: симметричных (равноправных) и асимметричных («социального доминирования»).
Предлагаемый для практического освоения слушателями спектр направлений, позиций, стилей, способов и техник педагогического общения зависит от уровня педагогического мастерства, степени обученности и заинтересованности студентов, типа взаимоотношений. Важным, по нашему мнению, является адекватность выбора средств интерактивного обучения образовательным целям и перспективам личностного развития участников, их последовательное и творческое применение на каждом этапе общения и обучения. Интеракция, например, на этапе контроля и учета результативности осуществляется при условии, если грамотно проведены «самооценка», «взаимооценка», «экспертиза» деятельности каждого каждым участником общения.
Для реализации конструктивных интерактивных бесед в группах необходимо их умелое руководство — модерация (от латинского слова тобвгайо — регулирование). Являясь «искусством приведения группы к продуктивным результатам», модерация обеспечивает обучение на двух уровнях: деловом (содержательный) и эмоциональном (отношенческий).
Об успешной модерации можно говорить в том случае, если по ее окончании все участники имеют результаты, способствующие переосмыслению и совершенствованию их деятельности. Управление эмоциональным групповым процессом, фасилитационный акцент способствуют этому. Иначе можно сказать: недостаточно искусное руководство эмоциональной стороной происходящего может усложнить заслуженный успех или даже сделать его невозможным.
В содержательном плане интерактивные занятия направлены на реализацию основных задач курсов повышения квалификации и обучающих семинаров, методических практикумов, мастер-классов:
а) содействовать формированию современных представлений об организации
и мастерстве профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных организаций, предметных и отраслевых областях;
б) способствовать овладению педагогическими работниками основными понятиями и терминами, описывающими реалии, традиции и нововведения в профессиональном образовании, включая вопросы управления и организации воспитательно-образовательного процесса;
в) активизировать развитие профессиональных педагогических способностей и умений, повышение культуры умственного труда, профессиональной деятельности и педагогического взаимодействия;
г) обеспечить подготовку слушателей к модификации и модернизации собственной профессиональной деятельности работника системы профессионального образования и сформировать необходимые компетенции.
В методическом аспекте при организации работы на модераторском семинаре необходимо учитывать следующее:
• занятие — не монологическая лекция, теоретическое занятие, а полилог, конструктивное взаимодействие, заинтересованное обсуждение, общая работа;
• суммарный профессиональный и жизненный опыт группы больше опыта преподавателя, «тренера», консультанта, коммуникатора;
• все участники взаимодействия равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;
• каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;
• нет места прямой критике личности, имеет место только критика идеи;
• все сказанное на занятии — информация для последующего размышления и использования.
Нельзя забывать, что социальные системы управляются только условно, поэтому предусмотрительный модератор всегда обращает внимание на то, каким образом ситуацию, к которой он адресуется, заранее так организовать, чтобы условия ее протекания содействовали успешности осуществляемой им работы. Например, при обсуждении условий повышения качества профессиональной подготовки в высшей школе одним из вариантов была выделена возможность вовлечения каждого студента в активную познавательную деятельность, применения им на практике полученных
знаний, а также четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть использованы. При этом сценарный ход модераторского семинара «Итог», как правило, выстраивается вокруг поиска(набор — отбор — выбор) участниками наиболее целесообразных вариантов конструктивного взаимодействия.
Для успеха модерации необходимо учитывать следующие предпосылки:
— четкое представление. Перед каждой мо-дерацией ее ведущий должен прояснить для себя целый ряд организационных вопросов о цели совместного обсуждения и реальности ее достижения, участниках и их намерениях, тематике вопросов, проблем и прогнозируемых результатах;
— заинтересованные участники. Выбор «правильных, заинтересованных» участников является одним из факторов, обеспечивающих успех групповой работы. Модератор при выборе участников должен учитывать следующее:
а) в работе над темой должны участвовать только заинтересованные участники;
б) необходимо их личное участие в работе над темой;
в) участники должны быть заранее информированы о теме/проблеме модерации, а также об организационных деталях сотрудничества;
г) участники должны быть заинтересованы в теме/проблеме модерации или, как минимум, готовы принять участие в работе над ее темой/проблемой;
— оптимальное количество участников группы. Участники приглашаются согласно принципу: «лучше меньше, да лучше», так как каждый лишний участник осложняет работу. Группа в количестве 7-Ю участников является оптимальной по своему составу. Если группа насчитывает более 20 участников, то ее необходимо разделить на несколько микрогрупп с учетом привлечения к работе дополнительных модераторов. В таком случае в пленарной работе происходит обмен наработанной в микрогруппах информацией;
— позитивные условия, ограниченные рамками:
а) ничто не должно отвлекать участников группы во время работы;
б) выбранное помещение должно быть достаточно просторным, уютным, обеспечивающим свободное перемещение участников, произвольное расположение стульев и небольших столов, способствующим «мягкому» режиму работы и неформальному общению, снятию физического и эмоционального напряжения;
в) реальные рамки времени, проводимого участниками в модерации;
г) своевременное обеспечение средствами наглядности.
К названным условиям необходимо отнести «технику управления группой» в двух плоскостях: деловой и эмоциональной.
Педагогически грамотное обеспечение организации групповой рефлексии собственной профессиональной деятельности предусматривает приобретение слушателями курсов практического опыта фасилитационной деятельности, основанной на сотрудничестве, совместном творчестве преподавателей и студентов, ситуации успеха с применением методов, методических средств и приемов интерактивного общения, толерантного взаимодействия, проблемного обучения, поисковой деятельности и др.
Поэтому принципиальным является интерактивный характер занятий со слушателями курсов переподготовки (организация совместной поисковой деятельности, делегирование полномочий, обмен опытом, смена позиций, расширение функционально-ролевого репертуара и т. д.). При обучении педагогов следует соблюдать принцип информационной достаточности, в соответствии с которым слушатели должны получить все сведения, необходимые для правильного использования новой технологии, так как недостаток информации нередко приводит к торможению процесса освоения, а недостаток знаний восполняется использованием старых приемов и методов.
В процессе взаимообучения решается целый ряд образовательных задач:
• проблематизация педагогической деятельности;
• мотивация на освоение новых образовательных технологий;
• передача и уточнение сведений о новых технологиях;
• формирование умений использовать новую технологию в практической деятельности;
• развитие умений разработать недостающие дидактические средства;
• обучение введению и апробации конкретной технологии;
• обучение оценке результатов применения новых технологий.
Таким образом, совместная организация занятий способствует целенаправленному формированию умений специалистов педагогически грамотно и целесообразно действо-
вать на практике: а) применять отдельные приемы и методы работы, используемые в новой технологии; б) проводить учебные занятия различного типа, анализировать проведенные уроки и выделять скрытые причины недо-
статков; в) обучать студентов новым приемам учебной деятельности, которыми они должны пользоваться в новой технологии; г) объективно оценивать результативность использования новой технологии.
УДК/uDC 37.01
Е. П. Лебедева Elena Lebedeva
преемственность в инновационной деятельности педагогов на разных этапах образования
CONTINuITY IN INNOVATION ACTIVITIES OF TEACHERS AT DIFFERENT STAGES OF EDuCATION
В статье рассматриваются вопросы освоения и применения педагогами в практической деятельности инновационных технологий с целью получения образовательных результатов нового качества на разных этапах образования: при обучении школьников, студентов, слушателей курсов повышения квалификации.
The article discusses the development and application of educators in the practice of innovative technologies for the purpose of obtaining educational results of a new quality at different stages of education: in teaching pupils, students, students on training courses.
Ключевые слова: системно-деятельност-ный подход, инновационная образовательная технология, профессиональная компетентность педагога.
Keywords: system-activity approach, innovative educational technology, professional competence of a teacher.
Как известно, методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) на разных этапах образования стал системно-деятель-ностный подход. Системный подход означает, что между дошкольным, общим (начальным, основным и средним), профессиональным образованием, а также системой повышения квалификации предполагается преемственность как объективная необходимая связь между новым и уже известным в процессе развития обучающихся. Преемственность, или непрерывное образование, понимается как согласованность всех компонентов образовательной системы, начиная от целей, задач и содержа-
ния образования и заканчивая используемыми методами, технологиями, средствами и формами организации воспитания и обучения.
Модель обучения на основе деятельност-ного подхода предполагает:
со стороны педагога: изменение методики обучения от транслирования новой информации в готовом виде и контроля за ее воспроизведением, от формирования умений и навыков по отдельным предметным дисциплинам к организации и управлению активной познавательной деятельностью обучающихся;
— со стороны обучающегося: целепола-гание, планирование своей учебной деятельности, выбор методов и средств достижения целей, в том числе источников информации, освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками, контроль и анализ процесса и результатов работы.
Согласно ФГОС начального и основного общего образования целью школьного образования, наряду с общей грамотностью (усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося), становится формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, а также личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие [1].
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования принципиально новую задачу: воспитание новых людей, мыслящих и действующих нестан-