УДК 378.091.3:364-43
Е. В. Князева
ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Статья посвящена проблемам формирования коммуникативной компетентности будущих социальных работников путем интеграции традиционных и интерактивных методов обучения. В исследовании обосновывается важность интеграции традиционных и интерактивных методов обучения как педагогического условия формирования коммуникативной компетентности, анализируются наиболее эффективные формы работы в данном направлении. Рассматриваются фазы и основные принципы применения таких интерактивных методов обучения, как модерация, метод кейсов, а также модульная технология обучения.
Ключевые слова: интеграция, интерактивный, традиционный, методы обучения, коммуникативная компетентность, социальный работник.
Актуальность исследуемой проблемы. Неизменное улучшение качества высшего образования по направлению «Социальная работа» на базе компетентностного подхода - одна из самых важных задач на современном этапе. Решение данной задачи связано с реализацией новых моделей и технологий вузовской подготовки, позволяющих обеспечивать профессиональную компетентность как основу конкурентоспособности и мобильности будущих социальных работников, что, в свою очередь, позволит молодым специалистам удовлетворить потребности рынка труда в области социальной работы.
Материал и методика исследований. Данное исследование потребовало изучения педагогических достижений в области интерактивных методов обучения. Основные методы - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, федерального государственного образовательного стандарта, рабочих учебных программ, обобщение результатов исследования.
Результаты исследований и их обсуждение. Современная социальная работа -это практическая деятельность, теоретическая ее рефлексия и образовательная область, способные в совокупности обеспечить решение социальных проблем разного уровня. В центре системы социальной работы находится человек, а работники социальной сферы
© Князева Е. В., 2016
Князева Евгения Валерьевна - аспирант кафедры педагогики и методики начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.03.2016
имеют дело с проблемами человека непосредственно в условиях постоянно меняющегося социума. Будучи направленной на положительные изменения в обществе, социальная работа не только решает проблемы, но и предотвращает их возникновение.
Имея целью решение всего круга проблем как отдельного индивида, так и общества в целом, социальная работа как профессиональная деятельность ориентирована на научность, открытость в постановке проблем, разносторонность, профессиональную самостоятельность, моральную ответственность, глобализацию и регионализацию в профессиональной деятельности, этические принципы, комплексный подход к поиску решений проблем, использованию нормативно-правовой базы, разработку и внедрение новых направлений деятельности специалиста социальной работы, модернизацию профессиональной деятельности, повышение требований к профессиональной компетентности и стимулирование постоянного личностно -профессионального роста социальных работников [1].
Задача формирования профессиональной коммуникативной компетентности работников социальной сферы и применения наиболее современных методов обучения, отвечающих постоянно изменяющимся требованиям государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов, представляется сегодня наиболее важной [6].
Исследованием проблем формирования профессиональной компетентности личности занимались В. А. Болотов, А. В. Вишнякова, И. А. Сасова, Г. Л. Смирнов, А. П. Тря-пицына, М. А. Хроменкова. Проблему ормирования профессиональной коммуникативной компетентности социальных работников, а также разнообразные педагогические подходы, решающие задачи формирования данной компетентности у различных специалистов, изучали Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, А. А. Миролюбов, С. Г. Тер-Минасова, Г. И. Щукина и др. Одной из форм, обеспечивающих высокое качество обучения работников социальной сферы, является интерактивное обучение. Его основы подробно рассмотрены в работах А. А. Вербицкого, А. М. Смолкина, И. М. Сы-роежкина и др.
Коммуникативная компетентность - умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия, присущим конкретному обществу [7]. Коммуникативная компетентность социального работника подразумевает знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих программ речевого поведения, влияющих на качество решения профессиональных задач. Для определения эффективности профессиональной коммуникации социального работника была составлена коммуникативная профессиограмма - система квалификационных требований к навыкам общения, в соответствии с которой социальный работник должен знать речевой этикет и уметь его использовать; организовать требуемый вид общения, управлять им; анализировать предмет общения, его цели и задачи; корректно ставить вопросы и точно на них отвечать; уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, командную деловую игру, переговоры, торги; уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их; владеть искусством доказывать и обосновывать, критиковать и опровергать, аргументировать и убеждать, достигать соглашений и компромиссов; владеть техникой речи, уметь использовать риторические фигуры и приемы; уметь правильно строить публичные выступления; знать служебный этикет и уметь его исполь-
зовать; уметь с помощью слов осуществлять психотерапию в общении, снимать стресс, напряжение, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки [9, c. 251].
Изучение первоисточников по проблеме выбора методов обучения с целью формирования коммуникативной компетентности у социальных работников показало, что наиболее часто используемыми методами сегодня являются традиционные, такие как лекция, семинар или самостоятельная работа студентов с источниками. Это можно объяснить минимальными необходимыми усилиями по подготовке к занятию со стороны преподавателя, однако подавляющее большинство научных исследований по данной проблематике показывает, что использование лишь традиционных методов обучения дает крайне низкие результаты в области развития коммуникативных навыков студентов в сравнении с методами интерактивными. Однако провести занятие с использованием интерактивных методов обучения, как то дискуссия по теме или кейс-метод, описывающий проблемную ситуацию, предполагающих самостоятельную, практически автономную работу студентов, без достаточной теоретической базы, тоже представляется проблематичным и даст менее яркие результаты, чем у студентов, теоретически подготовленных. Таким образом, очевиден тот факт, что наиболее высоких результатов в формировании коммуникативной компетентности будущих бакалавров социальной работы можно добиться путем комбинирования традиционных методов (создание базовых теоретических знаний) с интерактивными, которые позволят приобрести или отработать практические умения и навыки.
Верно выбранные способы воздействия преподавателя на студентов, иными словами - метод обучения, являются решающим фактором, оказывающим влияние на эффективность формирования профессиональной коммуникативной компетентности бакалавров социальной работы [4]. С целью развития коммуникативной компетентности используют традиционные методы обучения, интерактивные методы, а также различные их комбинации (табл. 1).
Таблица 1
Методы обучения
Традиционные методы
Лекция Семинар Объяснение Работа с источниками Рассказ Письменная работа Просмотр фильмов
Интерактивные методы
Модульная технология Метод кейсов Метод модераций Круглый стол Дискуссия Ролевая игра Тренинг
Традиционные методы представляются наиболее удобными способами передачи информации, так называемой теории. Что же касается развития у учащихся заинтересованности в конкретном предмете, наиболее качественного усвоения учебного материала, обучения толерантности, формирования уважения к чужой точке зрения, умения выражать свое мнение, основанное на информации в виде учебного материала, и формирования профессиональных навыков в результате взаимодействия учащихся и преподавателя,
то здесь наиболее эффективными показали себя интерактивные методы обучения [11]. Эти способы являются смоделированной реальностью с параметрами, заданными преподавателем в соответствии с планом обучения, и позволяют достичь ряда целей, а именно выработать навыки общения в группе, рассмотреть как типичные коммуникативные ситуации и пути выхода из них, так и нестандартные проблемы и их решения, скорректировать свои действия и найти оптимальные способы решения возникших проблем. Основным условием использования интерактивных методов обучения является то, что преподаватель уступает доминирующее положение студентам, предоставляя им лишь необходимый объем теории и аккуратно направляя ход дискуссии в сторону достижения поставленных учебных целей. Изучение первоисточников по проблеме усвоения информации обучающимися показало, что она усваивается и запоминается в случае слухового восприятия на 10 %, зрительного - на 50 %, при использовании обоих каналов восприятия будет усвоено более половины информации, а в случае самостоятельных действий и адаптации этой информации через практическую деятельность студенты запомнят практически все. Следовательно, задача преподавателя состоит в том, чтобы организовать и направить работу студентов, интегрируя традиционные и интерактивные методы обучения с целью повышения качества и результативности работы.
Обозначим некоторые интерактивные формы и методы работы, которые, как показали результаты нашего исследования, в сочетании с качественной теоретической подготовкой наиболее эффективно формируют коммуникативную компетентность будущих социальных работников. Это:
- модерация;
- метод кейсов;
- модульная технология обучения.
Метод модерации. Moderare (лат.) - приводить в равновесие, управлять, регулировать. Задача преподавателя, выбравшего метод модерации для проведения занятия, - заинтересовать обучающихся, создать комфортную, располагающую атмосферу и поставить четкие учебные цели. Как показывает наше исследование, использование данного метода обучения имеет своим результатом заинтересованное участие всей группы студентов и комфортные условия работы, способствующие достижению поставленных учебных задач за счет снятия коммуникативных барьеров, развития творческого мышления и формирования навыков работы в группе. Данный метод обучения используется для проведения занятий, где новый учебный материал предполагает дискуссию по заданной проблеме. Технология модерации опирается на определенные принципы построения занятия: структурированность, систематичность, комплексность, прозрачность.
Фазы модерирования включают в себя следующие этапы:
- начало занятия, знакомство;
- постановка целей занятия;
- планирование хода обсуждения по заданной теме;
- изучение теоретического материала;
- непосредственная работа студентов в группе с целью проработки материала;
- подведение итогов занятия, рефлексия;
- эмоциональная заминка.
Метод модерации предусматривает сбор и обработку информации (ведение записей по теме, разработку рабочих карточек), систематизацию выработанных вариантов ответов и их группировку, дискуссии по принятым решениям и их оценку, анализ и прогно-
зирование дальнейшего хода работы, который позволит оптимизировать процесс принятия решений. Таким образом достигается эффективное взаимодействие и коммуникация между участниками группового процесса, происходит постоянный контролируемый обмен информацией как между преподавателем и студентами, так и внутри группы обучающихся. Следовательно, обеспечиваются наглядность хода образовательного процесса, рефлексия, анализ и оценка результата занятия.
Метод кейсов и практических ситуаций. Метод кейсов (англ. case method, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) - метод обучения, использующий описание реальных ситуаций, где обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на фактическом материале или же приближены к реальной ситуации [3, с. 22].
Кейсы делятся на:
1) структурированные кейсы - изложение конкретной ситуации с точными данными. Этот тип кейсов предполагает наличие ограниченного количества верных решений и помогает отработать конкретный навык в определенной сфере;
2) неструктурированные кейсы - изложение более абстрактной ситуации с большим количеством данных. Они позволяют оценить стиль и качество мышления обучающихся, умение вычленить главное из всего объема предоставленной информации, а также оценить практические и теоретические навыки в конкретной области. Здесь возможны большее количество правильных ответов и нестандартные решения;
3) первооткрывательские кейсы могут иметь самый разнообразный объем общей информации и конкретных данных. Эта разновидность кейсов в первую очередь позволяет выявить у студентов способность к нестандартному видению проблемы и принятию самостоятельных креативных решений, а также развивать и использовать на практике частично готовые решения в условиях отведенного на это времени.
Помимо этого в зависимости от типа представления информации кейсы делятся на бумажные и видеокейсы.
Кейс-метод как интерактивный метод обучения представляет собой обсуждение заданной ситуации с явной или скрытой проблемой. Кейсами могут выступать как реальные истории из жизни, так и постановочные ситуации, а также случаи, описанные в профессиональной литературе, с последующим рассмотрением проблем и методов их решения.
Формирование коммуникативной компетентности, интеграция профессиональных ситуаций в учебный процесс, использование накопленного теоретического и практического опыта учащимися для решения поставленных задач является целью метода кейсов. К кейсам как к образовательному методу предъявляются следующие требования: описанная ситуация должна быть правдоподобна, количество фактов и цифр должно быть достаточным для понимания проблемы, но при этом минимальным, без излишних сведений и подсказок.
Занятие на основе учебного видеокейса строится на основе цикла Д. Колба [12]. На первом этапе цикла используется собственный опыт студентов, далее идет оценка этого опыта, собственно рефлексия, затем следует создание более верной модели поведения в аналогичной ситуации и, как итог, использование вновь приобретенных знаний на практике. Занятие по данному методу может проходить в форме групповой дискуссии во время просмотра видеокейса, самостоятельного разбора кейса с последующим написанием
письменной работы, экзамена. Таким образом, во время данного вида деятельности используются и аудиальный, и визуальный, и кинестетический каналы восприятия информации. Видеокейсы делятся на два вида: документальный (основанный на реальных событиях) и игровой (профессиональные актеры разыгрывают ситуацию в соответствии с учебной целью). Сюжет может иллюстрировать различные модели поведения, как корректные, так и ошибочные, с целью выработки оптимальных решений или описывать проблемную ситуацию с целью проведения анализа. Здесь следует принимать во внимание тот факт, что не всегда существует единственно правильный ответ, но важен поиск верных выходов из ситуаций, аргументированных, основанных на теоретических и практических знаниях, умениях и навыках. На занятиях по методу кейсов преподаватель может принимать активное участие в дискуссии, занимая ту или иную позицию и давая оценку действиям студентов, а может только наблюдать за ходом обсуждения и дать оценку результату проведенной работы.
Данный вид обучения имеет огромные перспективы в развитии профессиональной коммуникативной компетентности в процессе подготовки будущих соцработников, так как служит для создания языковой и информационной среды, которая позволяет использовать общение как средство для решения поставленных учебных задач, применять теоретический и практический опыт студентов, а также формировать собственно профессиональную коммуникативную компетентность в рамках активной совместной исследовательской и творческой деятельности.
Модульная технология обучения. Обучающий модуль - это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемым данным модулем. Задача познавательной части - скомплектовать теоретическую составляющую знаний, а профессиональной части - сформировать профессиональные знания, умения и навыки на основе усвоенной теории. Информационный модуль может представлять собой как целые дисциплины, так и некоторые их части, а в качестве деятельностных модулей могут выступать спецкурсы и факультативы, лабораторные работы и практики, курсовые и дипломные работы.
Модульное обучение базируется на следующих принципах:
- модульности: обучение идет по отдельным блокам информации, имеющим конкретные образовательные цели, из определенного набора модулей можно сконструировать более обширную область знаний;
- структурированности: внутри одного модуля можно выделить отдельные значимые части, служащие, однако, одной дидактической цели, т. е. каждый обучающий модуль имеет четкую структуру;
- динамичности: теоретическая часть модуля должна иметь возможность меняться в соответствии с социальным заказом;
- действенности знаний: практические знания приобретаются, когда в ходе работы учащиеся используют известную им теорию на практике, то есть действуют и, как результат, овладевают новыми практическими умениями;
- гибкости: модуль должен быть сконструирован таким образом, чтобы его содержание легко можно было адаптировать под конкретную аудиторию в соответствии с индивидуальными требованиями обучающихся;
- осознанной перспективы: преподаватель при составлении обучающего модуля должен четко представлять близкие, средние и отдаленные цели обучения, а также регулировать степень управления со своей стороны и самостоятельность студентов;
- паритетности: преподаватель активизирует работу студентов в педагогическом процессе, поощряет развитие управления и его переход в самоуправление [5].
Модуль состоит из учебной программы, содержащей в себе программу действий, методические указания и источники информации, что позволяет учащимся частично или полностью самостоятельно проработать заданный блок информации. Преподаватель здесь выступает в роли дополнительного источника информации, консультанта, координатора, а в конце работы - в качестве эксперта, оценивающего достигнутый результат.
Данная технология позволяет:
- получить мобильные знания путем замены устаревших модульных единиц на новые, с адекватной информацией;
- произвести самостоятельное обучение, выбирая не только скорость работы, но и содержание изучаемого материала;
- отработать навыки четкого выражения мыслей благодаря компактным записям теоретического материала;
- сократить время на изучение блока информации за счет действия фактора «сжимания информации» [2, с. 177].
Помимо предложенных интерактивных методов обучения существует еще и студенческая практика, которая является не менее важным методом обучения, чем вышеописанные. Именно во время практики студенты имеют возможность приложить все теоретические знания к практической профессиональной деятельности. Социальная направленность профессиональной деятельности будущих специалистов продуктивнее всего отрабатывается на реальной практике, где есть возможность приобрести не только профессиональный, но и личностный, социальный опыт, проявить свой гражданский облик, убеждения, ценности, качества и активность [8]. Участие студентов в реальных взаимодействиях с клиентами, специалистами социальных служб позволяет преодолеть разрыв между теорией и практикой, достичь целей не только профессионального, но и личностного развития будущего специалиста [10]. Отношение к каждому обучающемуся как к личности со стороны преподавателя соединяется с эффективным воспитательным воздействием других субъектов образовательной среды вуза в процессе совместной деятельности и также позволяет формировать все компоненты профессиональной компетентности.
Процесс обучения вне зависимости от выбранных методов преследует определенные педагогические цели. Более полувека назад была создана так называемая таксономия Блума, классификация когнитивных целей, являющаяся актуальной и на сегодняшний день. Эта классификация содержит шесть уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценивание. Теоретические методы обучения, где преподаватель дает студентам готовый блок информации, позволяют достигать первых двух уровней, а вот достижение последующих четырех уровней обеспечивается с помощью интерактивных методов обучения, где студенты работают самостоятельно, осмысливают полученные знания, отрабатывают практические навыки, рефлексируют, анализируют полученные результаты.
Примером успешной интеграции традиционных (ТМ) и интерактивных (ИМ) методов обучения в рамках изучения дисциплины «Социальная работа» может служить образовательный модуль по теме «Общие технологии социальной работы», состоящий из следующих элементов:
1) лекция на тему «Технологии социальной работы, понятие, классификация, цели»
(ТМ);
2) список источников для самостоятельного изучения материала по теме (ТМ);
3) круглый стол по одной из технологий либо обсуждение различных технологий в группах студентов с последующим отчетом о результатах обсуждения (ИМ);
4) промежуточный контроль теории (ТМ);
5) просмотр видеокейса на тему «Социальная диагностика и профилактика», обсуждение (ИМ);
6) устный или письменный контроль по видеокейсу (ТМ).
Резюме. Итак, интеграция интерактивных методов обучения с традиционными является основным педагогическим условием обеспечения эффективности формирования профессиональной коммуникативной компетентности, способствует большей вовлеченности студентов, провоцирует рефлексию, дает возможность оценить, проанализировать действия, осмыслить полученные результаты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гарашкина Н. В. Дидактическое проектирование подготовки специалистов социальной работы в вузе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01, 13.00.02. - Тамбов, 2004. - 418 с.
2. Данилина Е. А. Компетентностно-модульный подход к обучению английскому языку в системе бакалавриата // Международный научно-исследовательский журнал. - 2012. - № 9. - С. 176-180.
3. Деркач А. М. Кейс-метод в обучении // Специалист. - 2010. - № 4. - С. 22-23.
4. Искакова Ж. Т. Формирование коммуникативной компетентности учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://infourok.ru/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-uchaschihsya-703337.html.
5. Кукушин В. С. Принципы модульного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.univer5.rU/pedagogika/pedagogicheskie-tehnologii-kukushin-v.s/Page-57.html.
6. Полханов А. А. Технология вузовского обучения будущего социального работника правовому просвещению населения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Тамбов, 2011. - 234 с.
7. Седов К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетентности. - М. : Лабиринт, 2004. - 320 с.
8. Семенова Г. А. Особенности методов и форм обучения, построенных на позиционном диалоге [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2781.
9. Социальная работа / под общ. ред. В. И. Курбатова. - Ростов н/Д. : Феникс, 1999. - 576 с.
10. Социальная работа в России: тенденции и перспективы : сб. мат. II Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. - Таганрог, 2013. - 297 с.
11. Швыдко Е. Ю. Обучение коммуникативным навыкам менеджеров для эффективной трудовой деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/5477.pdf.
12. Kolb D. A., Rubin I. M., McIntyre J. M. Organizational Psychology : a Book of Readings. - 2nd edition. -Englewood Cliffs : Prentice-Hall, 1994. - 359 p.
UDC 378.091.3:364-43
E. V. Knyazeva
INTEGRATION OF TRADITIONAL AND INTERACTIVE METHODS IN TEACHUNG AS PEDAGOGICAL CONDITION OF FORMATION OF SOCIAL WORKERS' COMMUNICATIVE COMPETENCE
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article deals with the problems of formation of the communicative competence of future social workers through the integration of traditional and interactive teaching methods. The work substantiates the importance of integration as an effective pedagogical condition of formation of communicative competence; analyzes the most effective forms of work in this direction; considers the phases and basic principles of interactive teaching methods such as moderation, case method and modular technology of training.
Keywords: integration, interactive, traditional, teaching methods, communicative competence, social worker.
REFERENCES
1. Garashkina N. V. Didakticheskoe proektirovanie podgotovki specialistov social'noj raboty v vuze : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01, 13.00.02. - Tambov, 2004. - 418 s.
2. Danilina E. A. Kompetentnostno-modul'nyj podhod k obucheniju anglijskomu jazyku v sisteme ba-kalavriata // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 2012. - № 9. - S. 176-180.
3. Derkach A. M. Kejs-metod v obuchenii // Specialist. - 2010. - № 4. - S. 22-23.
4. Iskakova Zh. T. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti uchashhihsja [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : http://infourok.ru/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-uchaschihsya-703337.html.
5. Kukushin V. S. Principy modul'nogo obuchenija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.univer5.ru/pedagogika/pedagogicheskie-tehnologii-kukushin-v.s/Page-57.html.
6. Polhanov A. A. Tehnologija vuzovskogo obuchenija budushhego social'nogo rabotnika pravovomu pro-sveshheniju naselenija : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02. - Tambov, 2011. - 234 s.
7. Sedov K. F. Diskurs i lichnost': jevoljucija kommunikativnoj kompetentnosti. - M. : Labirint, 2004. - 320 s.
8. Semenova G. A. Osobennosti metodov i form obuchenija, postroennyh na pozicionnom dialoge [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2781.
9. Social'naja rabota / pod obshh. red. V. I. Kurbatova. - Rostov n/D. : Feniks, 1999. - 576 s.
10. Social'naja rabota v Rossii: tendencii i perspektivy : sb. mat. II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ch. 1. -Taganrog, 2013. - 297 s.
11. Shvydko E. Ju. Obuchenie kommunikativnym navykam menedzherov dlja jeffektivnoj trudovoj deja-tel'nosti [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/5477.pdf.
12. Kolb D. A., Rubin I. M., McIntyre J. M. Organizational Psychology : a Book of Readings. - 2nd edition. -Englewood Cliffs : Prentice-Hall, 1994. - 359 p.
© Knyazeva E. V., 2016
Knyazeva, Evgenia Valeryevna - Post-graduate Student, Department of Pedagogics of Primary Education. I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: evgeniaknyazeva21@gmail .com
The article was contributed on March 22, 2016