Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» / ЦИФРОВЫЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕРВИСЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладких Елена Александровна

Рассматривается использование модели «Перевернутый класс» технологии смешанного обучения на уроках в начальной школе в условиях дистанционного обучения. Раскрываются приемы и методы, применяемые на уроке в соответствии с моделью «Перевернутый класс» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Р а з д е л V

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННОМ ПОИСКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

УДК 373.3.016:004

Е.А. Гладких

Применение модели «Перевернутый класс» в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в условиях дистанционного обучения

Рассматривается использование модели «Перевернутый класс» технологии смешанного обучения на уроках в начальной школе в условиях дистанционного обучения. Раскрываются приемы и методы, применяемые на уроке в соответствии с моделью ««Перевернутый класс» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Ключевые слова: смешанное обучение, модель ««Перевернутый класс», цифровые, информационные сервисы, дистанционное обучение.

Смешанное обучение - это образовательная технология, которая совмещает урочное обучение с использованием компьютерных технологий. Существует несколько моделей смешанного обучения [1]. Самая простая и известная модель, которую используют в своей практике учителя начальных классов, - это «Перевернутый класс». Данная модель позволяет уйти от фронтальной работы в классе и реализовать интерактивные формы урока. Изучение нового материала происходит дома, а «домашняя работа» - в классе. Модель «Перевернутый класс» прекрасно работает в начальной школе, но требует наличия Интернета, компьютеров или планшетов как в классе, так и дома.

Учитель подбирает материал к уроку и выкладывает его в Сеть, продумывает разные формы контроля, с помощью которых можно проверить, насколько внимательно дети просмотрели видеоряд, прочитали текст, поняли суть выложенного по теме материала.

Обучающийся сам добывает знания, находясь у себя дома перед компьютером. Это позволяет ему осваивать материал в своем темпе, не будучи зажатым временными рамками урока. В период подготовки домашнего задания используется обратная связь в онлайн-режиме.

Современные младшие школьники испытывают затруднения в общении, возникающие из-за проблем развития коммуникативно-речевых умений, они затрудняются говорить без подготовки, спонтанно, строить устные высказывания, вступать в диалог, а эти умения наиболее ценимы в наше время. Использование в учебном процессе модели «Перевернутый класс» смешанного обучения помогает решить эти проблемы.

В проекте ФГОС от 04.04.2018, в новой редакции, особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий, а основной акцент сделан на овладении коммуникативно-речевыми умениями:

- осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля - определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);

- использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;

- участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение);

- осознанно строить речевое высказывание; составлять устные и письменные

тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;

- готовить небольшие публичные выступления;

- соблюдать правила межличностного общения при использовании персональных электронных устройств [4].

Использованию в учебном процессе модели «Перевернутый класс» способствует быстрое развитие цифровых и информационных технологий.

Для организации урока по этой модели в дистанционном режиме необходимо сделать несколько шагов:

Шаг 1. Выбрать платформу для обучения: Google Classroom, Google Sites, Google Blogger [3]. Выбираем Google Blogger (веб-сервис для ведения блогов, с помощью которого любой пользователь может завести свой блог, не прибегая к программированию и не заботясь об установке и настройке программного обеспечения) и создаем блог-урок [5].

Шаг 2. Определить, какие цифровые сервисы помогут организовать онлайн-встречи с учениками и провести урок в режиме реального времени с помощью сервиса Zoom.

Шаг 3. Для передачи учебного содержания провести отбор учебных материалов. Это могут быть как собственные материалы, так и тексты, графическая, звуковая информация, видео с сайтов: Видеоуроки.ру, InternetUrok.ru, Яндекс.Учебник, Screencast-O-Matic (видео с экрана монитора), LearningApps (тексты с пропусками, викторины, классификации), а также тренажеры с автоматической проверкой (Coogle-форма, МакеТев^ Moodle и др.). Отобранный материал загружаем в разделы блога.

Шаг 4. Для обратной связи с учениками использовать: Kahoot, виртуальную онлайн-доску Раdlet, Google-документы (Google-фор-ма, Google-презентация, Google-таблица) [2].

Рассмотрим на примере, как «перевернуть» урок литературного чтения «Наши проекты». Урок-проект - это особая форма урока, которая предполагает выполнение ряда творческих заданий, обсуждение и изготовление конечного продукта. Это могут быть живая газета, альбом, журнал, синк-

вейн и покетмот, видеоролик, которые нужно будет представить участникам проекта. Кто работает по программе «Школа России», тот знает, что такие уроки есть в конце раздела каждой темы. Мною они используются для проведения внеклассного чтения во 2-м классе. Чтобы сориентировать учащихся в тематике чтения, опубликовать учебные задания, создаем интернет-ресурс в формате блог-урока, например «Рассказы о войне С.П. Алексеева», и отправляем ученикам ссылку на блог - в электронный журнал или на электронную почту родителей.

На страницах в блоге размещаем теоретический материал для самостоятельного изучения, включающий разделы «Книжная выставка», «Тексты рассказов С.П. Алексеева», «Рекомендации для родителей». Страницы для подготовки к уроку оставляем активными, а страницы, по которым будем работать в классе, активируем во время он-лайн-урока.

Для самостоятельной подготовки загружаем в раздел «Маршрутный лист домашнего задания» пошаговую инструкцию, которая служит детям руководством к работе дома. Остановимся на заданиях в инструкции. Знакомство с любым произведением начинается с изучения жизни и творчества писателя. Это помогает детям лучше понять его художественные произведения, глубину мыслей и чувств. Предлагаем информацию о писателе прочитать в разделе «Биография писателя» или найти дополнительный материал в Интернете. Проверяем выполнение заданий этого раздела с помощью разноуровневых тестов, предложенных в «Маршрутном листе».

В период подготовки к уроку идет большая словарная работа. Например, во время чтения рассказов С.П. Алексеева ребятам предлагается выписать слова, значения которых они не знают, найти значение этих слов в «Толковом словаре», составить по ним анаграмму, разместить ее в блоге, проверить свои знания по викторине «Словарные слова».

Выполнение заданий ученики фиксируют в «Маршрутном листе домашних заданий»: зеленым цветом, если задание выполнено успешно, желтым - если во время выполнения задания возникли небольшие

Пермский педагогический журнал (№ 11/2020)

проблемы, красным - если ученик затруднялся выполнить задание.

«Маршрутный лист домашнего задания» построен таким образом, что результаты выполненной работы приходят автоматически в Google-таблицу, где есть возможность отследить, на каком этапе подготовки находится каждый ученик.

Для обратной связи в блоге есть виртуальная онлайн-доска Padlet, на которой ребята оставляют свои отзывы о прочитанных рассказах, выставляют анаграммы. Умение выразить свое отношение к прочитанному -важный момент в работе над произведением. Отзывы, оставленные ребятами на виртуальной онлайн-доске, помогают изучить их читательский интерес.

Таким образом, уже в период домашней подготовки дистанционно происходит сопровождение учителем читательской деятельности учащихся, взаимодействие учителя с учениками и учеников между собой. Благодаря большой проделанной дома работе освобождается время на уроке для совместной литературной деятельности. Например, во время чтения произведений С.П. Алексеева многим школьникам понравился рассказ «Капитан Гастелло». Об этом они написали в своих отзывах на «Стене» в блоге, поэтому работа над содержанием этого рассказа и легла в основу литературной игры на уроке.

Работа на уроке начинается в Zoom в основном зале; получив задания, ребята распределяются в группы по сессионным залам.

Чтобы включить каждого ученика в литературно-творческую деятельность, создаем группы-команды. Перед учителем всегда стоит вопрос, как же поделить детей на группы. В моей практике есть разные приемы: заинтересованность детей по теме, по уровню подготовки домашнего задания. Наполняемость групп лучше сделать небольшой (4-5 человек), чтобы все смогли включиться в групповую работу.

Обратная связь показала, что все дети находятся на разном уровне освоения учебного материала, поэтому составляем для групп задания разной степени сложности: для 1-й группы - разгадывание викторины «Расшифруй слово», для 2-й - составление

картинного плана последовательности событий. 3-й группе предлагается узнать, в каких городах установлены памятники Н. Гастелло, и подписать фотографии памятников. Для создания этих заданий используем сервис LeamingApps. 4-й группе, более сильным ребятам, нужно сочинить синквейн о герое, 5-й - посмотреть видеоролик «Военные хроники» и составить несколько «тонких» и «толстых» вопросов.

1. Задание для 1-й группы «Расшифруй слово». Составьте пару. Найдите к слову его значение. Пройдите по ссылке в чате для выполнения работы: https://leamingapps.org/ display?v=pp5fiy9bj20.

2. Задание для 2-й группы «Что за чем?». Восстановите последовательность событий героического поступка Н. Гастелло. Пройдите по ссылке в чате для выполнения работы: https://learningapps.org/ display?v=pc3nb43ma20.

3. Задание для 3-й группы «Географическое». Рассмотрите памятники Н. Гастелло и разгадайте, в каких городах они установлены. Пройдите по ссылке в чате для выполнения работы: https://leamingapps.org/ display?v=pxxd8900t20.

4. Задание для 4-й группы «Героическое». Узнайте ключевое слово синквейна. Пройдите по ссылке в чате, составьте синквейн и обсудите в группе, почему Н. Гастелло можно назвать настоящим героем.

5. Задание для 5-й группы ««Боевые хроники». Посмотрите видеосюжет о Н. Гастелло (ссылка в чате). Составьте «тонкие» и «толстые» вопросы по содержанию сюжета.

Во время дистанционного урока контролируем работу каждой группы в сессионных залах, переходя в другой зал, передаем свои полномочия капитанам. Ребята обсуждают предложенные задания и после их выполнения возвращаются в основной зал, где представляют результаты своей работы.

На этапе «Рефлексия» с помощью приема «Продолжи предложение» подводится итог урока. Процесс обучения становится намного эффективнее, если ребенок понимает:

- ради чего он изучал данную тему, как она ему пригодится в будущем;

- какие цели он ставил и достиг ли их на этом уроке.

Итак, желание ребенка читать и готовить выступления надо постоянно подпитывать новыми нестандартными формами работы. Включение учеников в литературно-творческую деятельность на уроке после изучения художественных произведений дома способствует повышению его интереса к чтению и книге. Опыт использования модели «Перевернутый класс» показывает,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

что свобода работать внутри материала самостоятельно в любое удобное для ребенка время повышает ответственность за свое обучение и самостоятельность. А продуктивные дифференцированные задания, качественная обратная связь (ученик - учитель, ученик - ученик), обучение в малых разноуровневых группах положительно влияют на формирование коммуникативных учебных навыков [3].

1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Смешанное обучение: основные модели // Шаг в смешанное обучение. - М. : Рыбаков фонд, 2016. - С. 25-30 [Электронный ресурс]. - URL: 1_3.pdf (yandex.ru) (без даты обращения).

2. Курвитс М. Как организовать дистанционное обучение. План действия для учителя // Мастерская Марины Курвитс [Электронный ресурс]. - URL: http://marinakurvits.com/ kak_organizovat_distancionnoe_obuchenie/ (без даты обращения).

3. Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий» : вебинар // ООО «Знанио» [Электронный ресурс]. - URL: https://znanio.ru/ medianar/83 (без даты обращения).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Проект от 29.04.2019 // Преобразование [Электронный ресурс]. - URL: https://www.preobra.ru/ fgosnoo19 (без даты обращения).

5. Blogger // Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Blogger (без даты обращения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.