Научная статья на тему 'Перевернутое обучение - путь интенсификации современного урока'

Перевернутое обучение - путь интенсификации современного урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1508
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / INVERTED LEARNING / ТөңКЕРіЛГЕН ОқЫ-ТУ / АРАЛАС ОқЫТУ / УәЖДЕМЕ / БіЛіМ БЕРУ КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнев М. Н.

В статье рассматриваются основные принципы и особенности технологии «перевернутое обучение», описаны предпосылки и причины для использования данной технологии в образовательном процессе. Представлена сравнительная характеристика традиционной формы обучения и «перевернутого класса». Акцентировано внимание на принципах определяющих «перевернутое обучение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перевернутое обучение - путь интенсификации современного урока»

ü

Корнев М.Н.,

заведующий центром международной интеграции Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования

Нег1зг1 свздер: тецкерыген оцы-ту, аралас оцыту, уэждеме, бшм беру контент.

Ключевые слова: перевернутое обучение, смешанное обучение, мотивация, образовательный контент.

Keywords: inverted learning, blended learning, motivation, educational content.

t* s

m о

w О

L

О §

ш t-

к

PL,

о

ш t-

ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ - ПУТЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Ацдатпа

Макалада «тецкершген окыту» технологиясы-ныц непзп принциптерi жэне ерекшелiктерi кара-стырылган, осы технологияны бшм беру Yрдiсiнде пайдалану Yшiн алгышарттар мен ce6enTepi бейне-ленген. Окытудыц дэстYрлi формалары мен «тецкершген окытудыц» салыстырмалы сипаттамасы усынылган. «Тецкершген окытуды» аныктайтын принциптерiне ерекше назар аударылады.

Аннотация

В статье рассматриваются основные принципы и особенности технологии «перевернутое обучение», описаны предпосылки и причины для использования данной технологии в образовательном процессе. Представлена сравнительная характеристика традиционной формы обучения и «перевернутого класса». Акцентировано внимание на принципах определяющих «перевернутое обучение».

Annotation

The article deals with the main principles and features of the "inverted learning" technology, described the background and reasons for the use of this technology in the educational process. The comparative characteristic of traditional forms of learning and the "inverted-class." The attention is focused on the principles defining the "inverted learning".

Идея «перевернутого класса» возникла несколько десятилетий назад в США. Суть этой модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо выполнения десятка примеров или решения другого десятка задач, когда при всем желании редко удается получить консультацию здесь и сейчас, а проще списать по утру в школе, ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам. Главным образом, это учебное видео по теме, сделанное самим учителем или найденное в Интернете. На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, со-

rn

здание мини - проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов [2].

Перевернутое обучение

Перевернутое обучение (flipped learning) представляет собой одну из форм смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обычный класс следующим образом. Вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети - самостоятельно проходят теоретический материал, - а все аудиторное время, когда учитель или преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий - западные коллеги сравнивают это с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»).

Пионерами перевернутых уроков являются Джонатан Бергман и Аарон Сэмс - именно они придумали термин и впервые опробовали этот метод. По сути, перевернутый урок - это одна из форм смешанного обучения [1].

Зачем же переворачивать обучение? Основным мотивирующим фактором является наличие проблемы (ряда проблем), с которыми учитель сталкивается в ежедневной работе с учащимися?

Основные предпосылки для переворачивания класса:

• пассивность учеников;

• роль учителя;

• развитие современных технологий (в том числе ИТ);

• неэффективная зубрежка;

• навыки 21 века;

• «противостояние» классной и домашней работы.

Пассивность учеников

Особенностью современного образования является непрерывный процесс развития и интеграции содержания образовательного процесса. В силу столь стремительного развития данных особенностей, особое внимание уделяется образу современного школьника, который должен обладать способностью и готовностью к постоянному изменению в сфере образования.

Но тем не менее, современная школа сталкивается с такой проблемой, как интеллектуальная пассивность у учащихся.

До сих пор в школе продолжает преобла-

дать формальное обучение. Учитель выступает в роли основного источника знаний и информации, учащемуся же достается роль потребителя и пассивного слушателя-наблюдателя. Необходимо четко понимать, что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих от ребенка максимальной отдачи, мобильности и физических сил. Многие знания остаются не востребованными.

Роль учителя

Роль учителя, по-прежнему, занимает ведущую руководящую роль в образовательном процессе, учитель остается единственным источником знаний для учеников. Эта позиция приводит к тому, что доминантная функция педагога сводится к передаче информации, контроле знаний и в удержании дисциплины на уроке.

Развитие современных технологий

Сонмище цифровых средств и веб-инструментов уже не «намекает», а открыто «указывает» на необходимость изменения, сложившейся веками, учебной ситуации.

Учебная работа с учениками посредством блога, совместная работа над необязательным домашним заданием в документах Google, проведение дистанционных консультаций, а затем и онлайн-уроков, запись и размещение видеолекций.

Неэффективная зубрежка

Постоянно происходит конфликт между академическими и практическими знаниями из реальной жизни.

Ответьте на следующие вопросы:

Сколько времени длятся события, описанные в первой части романа "Обломов" И. Гончарова?

Какую сумму в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» проиграл в карты Николай Ростов Долохову (в совокупности она составляет возраст Сони и Долохова)?

Способность свободных его атомов (в более узком смысле - мера его способности) к образованию определённого числа ковалент-ных связей.

К какому семейству относится Ромашка?

К какому классу относятся Черепахи?

Правила ударений в русском языке.

m

о

Рч

w

О *

s

1-4

о §

S

Рч

о

и

А для большей части учителей фактором успешного усвоения материала учащимися служит пересказанная или переписанная выученная наизусть информация. И это диктуется, к сожалению, требованиями, которые выдвигает аттестация (ВНТ, ЕГЭ и т.д.).

Навыки 21 века

Творческий подход и новаторство.

Критическое мышление и способность решать проблемы.

Коммуникабельность и сотрудничество.

Информационная грамотность.

Медиа грамотность.

Грамотность в ИКТ.

Гибкость и способность к адаптации.

Инициативность и самостоятельность.

Социальные и кросскультурные качества.

Продуктивность и вовлеченность.

Лидерство и ответственность [3].

«Противостояние» классной и домашней работы

Обратимся к таксономии Бенджамина Блу-ма, предложенной в 1958 году. Именно она считается базовой и существенной в современной сфере образования.

Образовательные цели имеют три области: когнитивную (касаются знания, понимания и критического мышления), аффективную (отражают то, как человек реагирует эмоционально) и психомоторную (способность к манипуляциям с орудиями или инструментами).

[4].

Таблица 1 - Шесть Уровней когнитивной области

в;

т

0

1

Рч РЧ

О

1-4

о §

ш Е-

Рч

О ш Е-

Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1. Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории. - воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. - объясняет факты, правила, принципы; - преобразует словесный материал в математические выражения; - предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. - применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; - использует понятия и принципы в новых ситуациях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура - вычленяет части целого; - выявляет взаимосвязи между ними; - определяет принципы организации целого; - видит ошибки и упущения в логике рассуждения; - проводит различие между фактами и следствиями; - оценивает значимость данных.

5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. - пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; - предлагает план проведения эксперимента или других действий; - составляет схемы задачи.

Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. - оценивает логику построения письменного текста; - оценивает соответствие выводов имеющимся данным; - оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Достижение учебных целей проходит линейно от нижнего к верхнему уровням, именно поэтому при изучении новой темы фокус будет на первых 1-3 уровнях. Самые сложные уровни, требующие консультаций, помощи и сопровождения или упускаются, или перехо-

Принципы и Особенности

дят в режим домашней работы. Именно поэтому метод перевернутого класса и подразумевает «переворот» образовательных целей. Первые 2 уровня (частично 3 уровень) изучаются дома, а последующие три реализуются в классе с учителем.

Таблица 2 — Особенности «перевернутого образования»

Традиционный подход "Перевернутый" подход

Учащийся Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме "послушай, запомни, вопроизведи". Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение.

ИКТ Использование технологий и веб- инструментов в обучении. Изменение методов и форм работы посредством ИКТ.

Учитель Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся. Конструирование учебной ситуации, формирование у учеников ответственности за обучение, доверительное отношение.

Методы Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ученику. Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход.

Построение урока В учебном классе классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку. Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы.

т

0

1

Рч РЧ

О в; х

и

О §

К

Рч

о

и

Схематически работу учителя и ученика можно представить так: Учитель:

Сопровождение

Демонстрация

п,

ередача

Ученик:

Делится

Создает

Потребляет

т о

РЧ

О

и

О §

ш Е-

К

о

ш Е-

Границы перевернутого класса шире границ традиционного. Привычные очертания классического традиционного подхода размываются, когда мы переворачиваем обучение. Это важно понимать, иначе не будет перевернутого класса, будет просто некая техническая перестановка: классную и домашнюю работу поменяли местами.

Конструирование в процессе обучения определяется как "средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей учащихся", философия конструктивизма занимает в перевернутом обучении ключевое место как тактика личностно ориентированной парадигмы образования [5]. Вовлечение учеников Очевидно, что для осмысленного обучения

необходима активная позиция обучаемого. А это предполагает изменение роли ученика в учебном процессе. Подобные изменения, увы, даются нелегко для учащихся, являющихся объектами обучения и привыкших за многие годы к пассивной позиции в учебном процессе. Ученики привыкли получать знания в готовом виде. Эффективность их познавательной деятельности оценивается количеством правильных ответов на заранее поставленные вопросы.

Перевернутая модель возлагает большую ответственность за обучение на плечи самих учащихся. Акцент на свободной, творческой, самостоятельно-познавательной деятельности, в ходе которой учащиеся приобретают знания, не являющиеся заученными из учебника. Эти знания они присваивают на основании собственного пережитого опыта.

т

Огромная роль отводится проработке мо-тивационной части. Весь теоретический материал должен заинтересовать ученика, возбудить к нему интерес, соответствовать его увлечениям.

Например:

• климат разных материков изучать от вопроса «Что нужно одеть чтобы выжить в Африке или Антарктиде?»

• физический закон о силе изучать через вопрос «Может ли автомат Калашникова пробить рельс?»

• влияние внешних факторов на эволюцию живого организма через вопрос «Каким будет строение организма человека в будущем?»

Учитель как фасилитатор

Перевернутое обучение предполагает изменение не только роли ученика, но и роли учителя. Его роль, по-прежнему, важна и является главной, но она становится "невидимой". Здесь имеет значение переосмысление самим учителем его места в образовательном процессе. Ведь для части педагогов "невидимая" позиция на уроке воспринимается как потеря статуса Учителя. Появляется ощущение потери контроля над учебной ситуацией, и, даже, чувства ненужности. И здесь важно понимать, что задача учителя, как организатора учебного процесса, заключается не в том, чтобы дать урок и передать знания, а в том, чтобы создать учебно-проблемную ситуацию для познавательно-исследовательской деятельности учащихся.

Контент - это ресурс

Благодаря современным технологиям коллекции лекций (видео, интерактивы, учебные материалы, тесты для самопроверки) доступны каждому в интернете. Учебные заведения уже не являются хранителями информации, а учителя единственными источниками знаний. Любой, кто имеет выход в сеть, в удобное для него время может получить качественный контент.

Приоритеты смещаются: лекции (в любой форме) должны поддерживать обучение, а не занимать центральное место. Содержание обучения уже не является самоцелью, а ста-

новится как-бы отправной точкой. Акцент на процессе познавательной деятельности, в ходе которой ученик, опираясь на контент, открывает для себя новое знание.

Обсуждение, размышление, проекты При перевернутом подходе на уроке высвобождается время для контакта с учениками. Фактически, появляется возможность работать с учеником один на один. Больше внимания можно уделить тем учащимся, у которых возникают проблемы с домашней работой. А у продвинутых учащихся теперь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от темпа одноклассников.

Это говорит о том, что перевернутый класс способствует индивидуальному подходу в обучении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виртуальная образовательная среда: Смешанное обучение [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elms.eoi.ru/Wiki/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Transformation of Education: Первые шаги по организации перевернутого класса [Электронный ресурс] / авт. Е. Латыпова - Режим доступа: http://elatypova.tumblr.com, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Компетенции 21 века [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://letopisi.org/index. php/Компетенции_21_века, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. Таксономия Блума [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ ,шЫ/Таксоновия_Блума, свободный. - Загл. с S экрана. - Яз. рус. Д

5. Технология «перевернутое обучение» в g облачно ориентированной учебной среде как компонент развития медиаобразования в сред- g ней школе [Электронный ресурс] / С. Г. Литви- t^ нова - Режим доступа: http://www.institutemvd. g by/components/com_chronoforms5/chronoforms/ g uploads/20160415110548_Litvinova.pdf , сво- ^ бодный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

6. Мастерская Марина Курвитс (блог) S [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// К www.marinakurvits.com, свободный. - Загл. с О экрана. - Яз. рус. ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.