Научная статья на тему 'Технология "перевернутый класс" в вузе: потенциал и проблемы внедрения'

Технология "перевернутый класс" в вузе: потенциал и проблемы внедрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4788
820
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / TEACHER / STUDENT / LEARNING / FLIPPED CLASSROOM / INVERTED CLASSROOM / FLIPPED LEARNING / QUALITY ASSURANCE / CRITICAL THINKING / CREATIVITY / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Наталия Владимировна

Одной из причин существующего кризиса системы образования и снижения качества профессиональной подготовки студентов является «догоняющий» тип организации обучения в высшей школе. В условиях виртуализации жизнедеятельности и общественных коммуникаций очевидна необходимость внедрения новых подходов к обучению, более приспособленных к потребностям сегодняшних студентов, и изменение роли преподавателя, в том числе. В последнее время в учебных заведениях развитых стран широкое распространение получила технология «перевернутый класс», которая является одной из форм смешанного обучения. В данной статье представлены основные характеристики данной технологии, анализируются различные возможности ее применения в условиях России, а также ее преимущества и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE "FLIPPED CLASSROOM" METHOD IN HIGHER EDUCATION: OPPORTUNITIES AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

One of the causes of the current crisis in the education system and the decline of students' professional skills is the "catch-up" type of organization of teaching process in higher education. In the context of virtualization of life’s activity and social communications, the need for integrating new approaches to teaching and learning, more adapted to the needs of today's students, and changing the role of the teacher, is evident. In recent years, the "flipped classroom" method, which is one of the forms of blended learning, has become popular in the educational institutions of developed countries. This article presents the main characteristics of this approach, analyzes various possibilities of its application in the conditions of Russia, as well as its advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «Технология "перевернутый класс" в вузе: потенциал и проблемы внедрения»

УДК 378.147

ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В ВУЗЕ:

ПОТЕНЦИАЛ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ

Н.В. Тихонова

Аннотация. Одной из причин существующего кризиса системы образования и снижения качества профессиональной подготовки студентов является «догоняющий» тип организации обучения в высшей школе. В условиях виртуализации жизнедеятельности и общественных коммуникаций очевидна необходимость внедрения новых подходов к обучению, более приспособленных к потребностям сегодняшних студентов, и изменение роли преподавателя, в том числе. В последнее время в учебных заведениях развитых стран широкое распространение получила технология «перевернутый класс», которая является одной из форм смешанного обучения. В данной статье представлены основные характеристики данной технологии, анализируются различные возможности ее применения в условиях России, а также ее преимущества и недостатки.

Ключевые слова: перевернутое обучение, перевернутый класс, высшее образование, преподаватель, студент, критическое мышление, креативность, качество образования.

THE «FLIPPED CLASSROOM» METHOD IN HIGHER EDUCATION:

OPPORTUNITIES AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

N. Tikhonova

Abstract. One of the causes of the current crisis in the education system and the decline of students' professional skills is the "catch-up" type of organization of teaching process in higher education. In the context of virtualization of life's activity and social communications, the need for integrating new approaches to teaching and learning, more adapted to the needs of today's students, and changing the role of the teacher, is evident. In recent years, the "flipped classroom" method, which is one of the forms of blended learning, has become popular in the educational institutions of developed countries. This article presents the main characteristics of this approach, analyzes various possibilities of its application in the conditions of Russia, as well as its advantages and disadvantages.

Keywords: teacher, student, learning, flipped classroom, inverted classroom, flipped learning, quality assurance, critical thinking, creativity, higher education.

Современное общество характеризуется виртуализацией жизнедеятельности и общественных коммуникаций. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) активно используются в экономике, управлении, медицине, культуре, они глубоко проникли в нашу повседневную жизнь и уже изменили наше поведение, способы общения, наши подходы к работе, к отдыху, наш образ жизни. Неизбежное внедрение цифровых технологий в учебный процесс требует пересмотра существующей педагогической парадигмы, опирающейся на нарративный характер передачи знаний. Учитывая внушительное количество

информации, доступной студентам благодаря Интернету, очевидно, что преподаватель уже не является единственным источником знаний. Для повышения качества образования необходимо внедрение новых подходов к обучению, более приспособленных к потребностям сегодняшних студентов.

Кроме того, ключевым фактором развития современного общества являются инновации. Чтобы ответить на вызовы будущего, необходимо готовить студентов к профессиям, которые еще не существуют, к технологиям, которые еще не изобретены, к решению проблем, которые

невозможно представить. В условиях постоянных экономических и социальных изменений весьма важно научить студентов учиться самостоятельно, обновлять свои знания на протяжении всей жизни, постоянно повышать квалификацию. В этой связи перед преподавателем встает трудная задача выбора способов и форм организации образовательной деятельности, реализация которых в конкретных условиях образовательного учреждения даст высокий уровень качества подготовки студентов.

В последнее время за рубежом широкое распространение получило так называемое гибридное или смешанное обучение, которое заключается в активном использовании элементов дистанционного обучения,

электронных образовательных ресурсов, совместных платформ, цифровых технологий и Интернета. Одной из последних тенденций зарубежной педагогики развитых стран, в частности Франции, является технология «перевернутого класса», которая представляет собой одну из форм смешанного обучения. Перевернутый класс - это новый подход к организации обучения, при котором аудиторная и внеаудиторная работа меняются местами. Пересекаясь также с проблемно-

ориентированным обучением, данный метод обладает большей гибкостью и обеспечивает большую вовлеченность студентов в учебный процесс, позволяет сформировать динамичную и творческую среду, в которой студенты учатся критически мыслить и совместно прорабатывать поставленные задачи [1, с.38].

Термин «перевернутый класс» является буквальным переводом английского термина "flipped classroom" или "inverted classroom". Отличительной особенностью перевернутого класса является полный или частичный перенос процесса передачи знаний на самостоятельное изучение. При этом освободившееся аудиторное время используется для интерактивных видов деятельности, которые развивают критическое мышление и креативность. Английское определение перевернутого класса («чтение дома, а домашняя работа в классе»), по мнению многих французских педагогов, слишком упрощено. М. Лебрен, один из авторов книги «Перевернутая педагогика», пишет, что перевернутое обучение по сути не является новым методом, а скорее представляет собой новый образ мышления, целью которого является оптимизация аудиторной работы со студентами благодаря внеаудиторной деятельности, направленной на углубленное изучение предмета [2]. Задача преподавателя при этом состоит в том, чтобы мотивировать студентов к самостоятельному поиску знаний за пределами аудитории, научить не только искать информацию, но и проверять ее достоверность, анализировать, критически осмысливать, а затем в аудитории добиться активной интеллектуальной реакции на учебный материал, что является необходимым условием для освоения нового знания.

Использование метода перевернутого класса в системе высшего образования имеет определенные предпосылки. Философия данного подхода восходит к Сократу и его методу стимулирования мышления и установлению истины - майевтике, искусству получать правильные ответы среди студентов. Метод Сократа основывался на проведении диалога между двумя обучающимися, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск, соответственно требуют предварительной подготовки к занятию. Сократ видел свою задачу в том, чтобы беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать своих учеников самим находить истину.

Несмотря на то, что термин "перевернутый класс" стал использоваться сравнительно недавно, некоторые его принципы применялись преподавателями уже давно. В частности,

Э. Мазур, преподаватель физики Гарвардского университета США, заранее давал студентам материал лекций, чтобы они пришли на занятие подготовленными, по крайней мере, ознакомившись с новыми концепциями и терминологией. В начале занятия Мазур проводил небольшой опрос, результаты которого были сигналом для преподавателя, насколько усвоен учебный материал, на какие вопросы следует обратить особое внимание, затем в мини-группах проходило углубленное изучение материала и решение задач. В отличие от традиционных лекций по физике Мазур не показывал решение аналогичных задач, побуждая студентов обдумывать и применять общие принципы и теории в различных ситуациях. Промежуточные и итоговые тестирования, проводимые Мазуром, продемонстрировали более высокий уровень освоения учебного материала по сравнению с традиционным методом обучения [3].

Термин «перевернутый класс» был впервые употреблен в 2007 году, когда два учителя химии средней школы в США Д. Бергман и А. Сэмс стали раздавать своим учащимся не напечатанные материалы, а видеоуроки, по которым можно было изучить дома новый учебный материал. Школа, в которой работали Бергман и Сэмс, находилась в сельской местности; ученики часто пропускали занятия. Чтобы сэкономить свое время и не проводить дополнительных уроков с отсутствующими, учителям пришла в голову мысль записывать свои уроки на видео. Таким образом, ученики, пропустившие урок, могли посмотреть видеозапись этого урока дома в удобное для них время. Ученики с воодушевлением восприняли предлагавшийся им подход самостоятельного изучения материала занятий. Более того, видеоуроки стали пересматривать и те, кто был на занятии, особенно в период подготовки к экзаменам. По словам Бергмана и Сэмса в результате эксперимента существенно снизилось количество неуспевающих учеников [4]. Успех видеоуроков послужил импульсом для дальнейшей разработки и экспериментальной апробации данной идеи в плане поиска путей оптимальной доставки учебного контента.

Этот метод стал небольшой «революцией» по отношению к традиционному образованию и возможностью профессионального развития и самосовершенствования для прогрессивных учителей, которые, не пренебрегая процессом передачи знаний, направляли свои усилия на личностно-ориентированное обучение и развитие компетенций студентов.

В настоящее время выделяют несколько форм перевернутого обучения [2]. Классическая модель перевернутого обучения предполагает предварительное ознакомление студента с теоретическим материалом предстоящего занятия. Материалы для подготовки могут быть даны как в виде опорного конспекта лекций или параграфа учебника, так и в виде слайдов, видео-и аудиодокументов. В аудитории преподаватель организует обсуждение изученного материала, объясняет сложные моменты, отвечает на вопросы, использует интерактивные методы обучения. Следует отметить, что несмотря на то, что обучение частично проводится дистанционно, данная модель продолжает напоминать традиционную систему образования и носит транслирующий характер: сначала изучаются теории, концепции и модели, а затем их практическое применение.

Следующая модель перевернутого обучения, условно названная «продвинутой», также предусматривает два этапа - внеаудиторный и аудиторный и предполагает постепенное усложнение уровня заданий и расширение видов деятельности. В ходе предварительной подготовки студенты самостоятельно

осуществляют поиск информации по заданной теме, читают статьи, смотрят видео, в мини-группах или индивидуально готовят тезисы, которые они будут представлять в аудитории, вопросы для дебатов или круглого стола. Результаты работы они размещают на совместной электронной платформе, чтобы преподаватель и другие студенты имели возможность заранее с ними ознакомиться и лучше подготовиться к занятию. Таким образом, осуществляется мониторинг самостоятельной работы каждого студента. В аудитории осуществляются презентация подготовленных тезисов, обсуждение прочитанного материала, аргументированный анализ работы каждой группы, создание общей концептуальной картины на основе мнений, комментариев, высказанных суждений, либо мини-коллоквиум, в котором одна группа делает презентацию, а другая организует дебаты.

И, наконец, системная или комбинированная модель перевернутого класса предполагает, как следует из ее названия, комбинирование первых двух моделей. Суть данной модели состоит в изменении не места выполнения определенного вида деятельности, а в перестановке ключевых составляющих учебного процесса. Меняется традиционная последовательность

задействованных компетенций (запоминание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). Сначала изучается практическое применение

теории или модели и только потом ее теоретическое обоснование. В контексте повышения практико-ориентированности

учебного процесса данная модель перевернутого обучения является педагогическим подходом, наиболее приближенным к реальности, так как в повседневной и профессиональной жизни очень часто приходится принимать решения в условиях неопределенности или риска, особенно в сфере экономики. На дистанционном этапе студенты в мини-группах работают с задачей или проблемной ситуацией, пытаются ее оценить, осуществляют поиск и анализ информации, необходимой для объективной оценки событий, предлагают варианты решений. В аудитории представляют найденную информацию и источники, под руководством преподавателя анализируют задачу, сравнивают преимущества и недостатки каждого из предлагаемых решений. После этого опять следует дистанционный этап, в ходе которого студенты изучают теоретические основы вопроса, опыт деятельности по указанной проблеме. На заключительном этапе в аудитории подводятся итоги и закрепление всего изученного материала по теме; анализируется применимость данной модели или теории в отношении других ситуаций.

Таким образом, при данном подходе меняется характер знаний. Если в традиционной педагогике знание дается в готовом виде, структурированное, логически выстроенное, то перевернутое обучение требует активного участия студента в его нахождении, осмыслении, переработке для дальнейшего использования, что стимулирует интерес к изучаемому предмету, провоцирует студента к самостоятельному мышлению, расширению границ познания предмета. Меняется также роль преподавателя. Преподаватель становится консультантом, организатором различных видов деятельности студента, сопровождающим при формировании определенных компетенций, руководителем и куратором работ, менеджером, модератором [5].

Технология перевернутого класса существенно меняет процесс традиционной оценки, основанной на воспроизведении знаний и их применении в четко определенной академической ситуации. Различные модели перевернутого класса позволяют использовать более широкий арсенал форм контроля знаний студентов в зависимости от задач, которые стояли перед обучающимися. В случае, если информация сообщалась не преподавателем, а студенты сами должны были ее найти, оцениваются использованные подходы для поиска информации, также как и качество самой информации. Если у студента была задача

сообщить группе полученные сведения и организовать дискуссию, оценивается качество коммуникаций внутри группы, вклад каждого в коллективное знание, эффективность взаимного обучения. Существенное значение имеет и оценка сверстниками, а также самооценка.

Одной из важных особенностей перевернутого обучения является

междисциплинарность. В традиционной школе проблемные ситуации являются в высшей степени теоретическими, так как чаще всего они разработаны в рамках одной дисциплины. Однако реальные проблемы, с которыми выпускники столкнутся в будущей профессиональной практике, часто требуют междисциплинарного подхода, и сложность их решения вызвана именно их междисциплинарным характером. Любая компетенция формируется в рамках сразу нескольких курсов, она обогащается и развивается за счет различных видов деятельности, предлагаемых разными преподавателями. На наш взгляд, для обеспечения качественного образования, которое будет востребовано в реальной жизни, преподаватель должен точно знать, что происходит в других курсах программы, и совместно с коллегами из других областей знаний разрабатывать такие междисциплинарные ситуации, которые придадут целостность полученным знаниям и будут способствовать формированию навыка комплексного видения проблемы. Этого ждет от выпускников и современное профессиональное сообщество.

Необходимо подчеркнуть, что перевернутое обучение не является абсолютно новым методом, оно пересекается с различными подходами, такими как личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение,

компетентостный подход, системно-

деятельностный подход.

Анализируя применимость данного метода в условиях России, необходимо, прежде всего, отметить, что в существующих образовательных стандартах РФ большое количество часов отведено на самостоятельную работу студентов. При этом отечественные исследователи отмечают, что самой большой проблемой абитуриентов, особенно с низким уровнем школьной подготовки, является их неумение и нежелание систематически выполнять домашние задания [6], далеко не каждый студент умеет работать с учебной литературой, может выделить главную мысль, понять прочитанное. В то же время перевернутое обучение предусматривает значительное увеличение объема

самостоятельной работы студентов, что требует высокого уровня мотивации, самостоятельности,

сознательности, активного участия в обучении, к чему студенты не всегда готовы, поэтому велика вероятность сопротивления нововведениям. Ж. Бишоп, преподаватель Университета Юты (США) и активный сторонник перевернутого обучения, пишет, что всегда в экспериментальной группе есть небольшая часть участников, которые довольно сдержанно относятся к идее перевернутого обучения или в принципе против изменений [7].

На наш взгляд, для стимулирования внеаудиторной работы студентов необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы студенты осознавали пользу выполненной ими самостоятельной работы и активно использовали ее результаты в учебном процессе. Целесообразно использовать, как считают ученые, активные формы деятельности, для участия в которых требуется предварительная самостоятельная подготовка. Это может быть подготовка тезисов для презентации в аудитории, вопросов для интервью, круглого стола или дебатов, разработка заданий для деловой игры.

Кроме того, серьезным препятствием для внедрения технологии перевернутого класса в вузах России, является масштабная дополнительная работа для преподавателей. Для подготовки качественных материалов для внеаудиторной работы студентов преподаватель должен не только обработать значительное количество информации, но и красиво и качественно все оформить. Часто преподаватели не имеют достаточных знаний в области применения информационных технологий. Если эта работа дополнительно не поддерживается руководством, немногие преподаватели согласятся кардинальным образом менять свой стиль работы. Для этого необходима техническая и административная поддержка, что требует весьма существенных временных и финансовых затрат.

Проблемой является и техническое оснащение. Для перевернутого обучения необходимо соответствующее техническое оснащение всех аудиторий, а также личного информационного пространства педагога и студентов, постоянный доступ в интернет, но даже в этом случае никто не застрахован от «сбоев» в работе техники.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, затрудняющие внедрение перевернутого обучения в российских вузах, у данной технологии, по мнению зарубежных и отечественных исследователей, есть масса преимуществ по сравнению с традиционной системой образования.

Исходя из того, что качество образования определяется, прежде всего, качеством носителя знаний, учителя, преподавателя, перевернутое обучение является эффективным методом повышения качества, мотивируя преподавателей к профессиональному развитию,

совершенствованию методов работы, расширению стратегий, внедрению новых образовательных технологий. Преимущество метода заключается в его гибкости, в возможности каждым педагогом использовать в каждой конкретной ситуации тот вариант, который в наибольшей степени соответствует его целям. Это возможность избавиться от традиционного озвучивания текстов лекций и использовать аудиторные занятия для творчества, обсуждения практических проблем, результатов совместных проектов. Применение активных форм работы в аудиторное время способствует развитию эмоциональных взаимоотношений между всеми участниками учебного процесса, создает условия для усиления интеллектуальной и творческой составляющей обучения и повышения качества образовательного процесса. Встраивание нового знания в структуру личного опыта студента посредством таких приемов, как обсуждение, ведение дискуссии,

аргументированное выступление и участие в деловой игре, способствует активации смысловой, а не механической памяти, и обеспечивает продолжительность обучающего

результата [8]. Эффективно организованная внеаудиторная работа воспитывает в студентах самостоятельность, инициативность,

самодисциплину, социальную ответственность.

Перевернутое обучение позволяет постепенно наращивать объем и сложность заданий с учетом уровня студентов и благодаря информационным технологиям организовать контроль на каждом этапе внеаудиторной работы. Если учесть тот факт, что информации, которую должны освоить студенты, становится в разы больше, перевернутое обучение становится эффективным способом достижения цели, так как при равном количестве аудиторного времени студент, при условии качественной самостоятельной работы, получает гораздо больше теоретической информации и практических навыков. Вместе с тем, студент может пересматривать или перечитывать учебные материалы несколько раз, может работать в удобном для него ритме, в комфортном месте, может сформулировать и отправить вопрос преподавателю.

Считаем нужным подчеркнуть, что внедрение технологии перевернутого класса в учебный процесс усложнит работу преподавателей, потребует освоить новые педагогические приемы, изучить специфику специальности будущих выпускников, подготовить новые материалы, создать мультимедийный контент; но этот труд окупится повышением качества подготовки студентов.

1. Johnson L., Adams Becker S., Estrada V., Freeman A. Отчет NMC Horizon: высшее образование - 2015 // Остин, Техас: New Media Consortium, 2015.

2. Dumont A., Berthiaume D. La pédagogie inversée. Enseigner autrement dans le supérieur avec la classe inversée. - De Boeck Supérieur s.a., 2016. -P. 235.

3. Mazur E. Peer instruction: A User's Manual // Prentice-Hall, Upper Saddle River, NJ, 1997.

4. Bergmann J., Sams A. Flip your classroom: reach every student in every class every day // Washington, DC: International Society for Technology in Education, 2012.

5. Мандель Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического

мастерства: учебное пособие для магистрантов / М. - Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 260 с.

6. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Организация учебного процесса для повышения качества образования // Высшее образование сегодня. - 2014, №10. - С. 2-6.

7. Bishop J.L., Verleger M.A. The flipped classroom: a survey of the research // Atlanta: ASEE National Conference Proceedings, 2013.

8. Захарова А.В. Опыт организации образовательной деятельности в условиях перехода вуза к оригинальным образовательным стандартам / М: Высшее образование сегодня. Издательство: ООО «Издательская группа «Логос» № 9, 2012. -С. 14-20.

Сведения об авторе:

Тихонова Наталия Владимировна (г. Казань, Россия), преподаватель Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, e-mail: nvtihonova@kpfU.ru

Data about the author:

N. Tikhonova (Kazan, Russia), lecturer, Institute of International relations, History and Oriental studies, Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: nvtihonova@kpfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.