Смешанное обучение химии в школе: от теории к практике
Литвинова Наталья Михайловна учитель химии высшей категории, МБОУ СШ №11, ул. Молодёжная, 1, г.Волгодонск, 347371, natalie 21 [email protected]
Сажнева Татьяна Владимировна доцент, к.х.н., доцент кафедры математики и естественных наук, Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования, пер. Гвардейский, 2/51, г. Ростов-на-Дону, 344011, 8(863)269-51-66 tatsah@yandex. га
Баян Екатерина Михайловна доцент, к.т.н., доцент химического факультета, Южный федеральный университет, ул. Зорге, 7, г. Ростов-на-Дону, 344010, 8(928)154-59-99 ekbayan@,sfedu. га
Аннотация
Статья посвящена применению смешанного обучения при организации образовательного процесса преподавания химии в школе. Проанализированы особенности использования при обучении химии различных моделей смешанного обучения, такие как «Перевернутый класс» (Flipped Classroom), «Смена рабочих зон» (Station rotation), «Автономная группа» (Lab Rotation), «Индивидуальная траектория» или «личный выбор» (Individual Rotation). Представлен практический опыт применения, даны рекомендации по организации смешанного обучения химии в школе. Отмечены такие преимущества рассматриваемой технологии как повышение мотивации учащихся к изучению химии, реализация личностно-ориентированного подхода, как гибкость и открытость процесса обучения, повышение ответственности всех участников процесса и, как следствие, повышение успеваемость учащихся. К проблемам применения метода смешанного обучения отнесены необходимость создания и квалифицированного ведения учителем электронного образовательного контента, временные затраты, технические трудности при использовании удаленных ресурсов. Смешанное обучение сильно зависит от технических ресурсов, поэтому необходимо обеспечить высокое качество технической поддержки.
The article is devoted to using of blended learning in the organization of the educational process of chemistry teaching in school. The features of different blended learning models, such as Flipped Classroom, Station rotation, Lab Rotation, Individual Rotation, in chemistry teaching are analyzed. Practical application, recommendations for establishment of chemistry blended learning in school are presented. Noted the advantages of the technology in question as an increase in students' motivation to study chemistry, the implementation of a student-centered approach, flexibility and openness of the learning process, increasing the responsibility of all participants in the process and, as a consequence, increase student achievement. The problems of the blended learning
applying are the need to create and conduct a qualified teacher of electronic educational content, time costs, technical difficulties in using remote resources. Blended learning has a strong dependence on the technical resources, so it is necessary to provide high-quality technical support.
Ключевые слова
смешанное обучение, химия, электронное обучение, перевернутый класс, смена рабочих зон
blended learning, chemistry, e-learning, flipped classroom, station rotation
Введение
С развитием науки и техники мир стремительно развивается, меняются условия жизни, способы коммуникации, восприятия информации. Вместе с этим меняется и отношение учеников к образовательному процессу. Современные дети XXI века отличаются от своих сверстников XX века прежде всего тем, что они живут в мире информационной культуры и чаще ставят для себя вопрос: «А где мне пригодится химия в жизни?» Возникает первая проблема перед учителем -мотивировать к изучению специфического предмета химии, заинтересовать процессом обучения и показать роль химических знаний в решении не только научных и технических задач, но и практических, бытовых проблем. Вторая проблема: относительно небольшое количество часов, предлагаемых для изучения химии в школе. Третьей проблемой можно назвать отсутствие активной позиции обучаемого: за годы учёбы ученики привыкают к пассивной роли на уроке, где учитель играет ведущую роль, говорит, что и как делать. Активная жизненная позиция детей подавляется. При этом каждый учитель-новатор мечтает, чтобы ученики были увлечены его предметом. Как же добиться этого?
В школах сегодня много современной техники: мобильные классы, интерактивные доски, цифровые микроскопы, учебно-исследовательские лаборатории, предназначенные для различных целей. Некоторые школы оборудованы последним поколением цифровых лабораторий, открывающих принципиально новые возможности для учителя. Среди них такие лабораторные комплексы для естественных наук как «Архимед», «AFS», программно-аппаратные измерительные комплексы, в состав которых входят: универсальный прибор и комплект цифровых датчиков (оптический, плотности, pH, электропроводности и температуры и пр.). Цифровые лаборатории становятся необходимым компонентом информационно-предметной среды школы, позволяют проводить различные исследования как в учебное время, так на факультативах, имеют широкие возможности применения, в том числе для межпредметных исследований. Как же сделать так, чтобы это оборудование использовать продуктивно?
Кроме того, многие учителя ведут блоги, сайты, выдают домашние задания в режиме on-line на платформе «Dnevnik.ru», но единой системы обучения предмету всё равно нет.
Приоритетными направлениями модернизации российского образования являются переход на личностно-ориентированное обучение, непрерывное образование, использование электронных средств обучения, компетентностный подход. Однако в рамках традиционной системы образования это не достижимо, как и при дистанционном образовании.
На наш взгляд, наиболее оптимальным решением поставленных вопросов является использование при обучении химии в школе технологии смешанного
обучения, как эффективного сочетания различных методов преподавания, моделей обучения и стилей учения.
Целью данного исследования было рассмотреть возможности организации эффективного процесса обучения химии в школе при использовании смешанного обучения, проанализировать имеющийся опыт внедрения различных моделей смешанного обучения.
Теоретические аспекты смешанного обучения
Смешанное обучение - модель, построенная на основе интеграции и взаимного дополнения технологий традиционного и электронного обучения, предполагающая замещение части традиционных учебных занятий различными видами учебного взаимодействия в электронной среде [1].
Ключевой идеей интеграции технологий является эффективное сочетание различных методов и форм обучения, позволяющее использовать их сильные стороны и минимизировать слабые. Так, за счет самостоятельного освоения учениками части материала в удобном им темпе в дистанционной форме, появляется возможность проведения более интересных, насыщенных и познавательных уроков в школе. Учитель выстраивает учебный процесс так, чтобы ученики осваивали определенную часть материала самостоятельно с помощью дистанционных технологий. На уроке учитель работает с теоретически подготовленной аудиторией, уделять максимум внимания практике применения знаний, выполнению лабораторных химических опытов. Ученики сами влияют на ход урока, задавая свои вопросы, с которыми они сталкиваются при самостоятельной работе над теоретическим материалом.
При смешанном обучении создаются условия для активной деятельности ученика, стимулируется привычка к самообучению, появляются навыки поиска информации, что ложится в основу непрерывного образования в будущем. Роль педагога меняется по сравнению с традиционной системой: учитель выступает как консультант, помогающий ученикам анализировать возникающие проблемы и находить пути их решения.
Используя смешанное обучение, педагог выбирает удобные для себя формы организации учебного процесса. Как правило, при реализации технологии смешанного обучения используются следующие модели:
Традиционно в зарубежной практике выделяют шесть моделей смешанного обучения [2]:
1. Модель «Face to Face Driver». Основная часть теоретического материала изучается в школе с учителем. Электронное обучение используется как дополнительное, работа с электронными ресурсами ведется в течение урока.
2. Модель «Rotation» включает как элементы индивидуального электронного обучения, так и очное обучение с педагогом. Учитель также осуществляет поддержку при дистанционном обучении.
3. Модель «Flex». Большая часть учебного материала изучается через цифровую платформу, учителя доступны для консультаций очно.
4. Модель «Online Lab». Обучение ведется с помощью цифровой платформы в технически оснащенных школьных кабинетах. Учитель сопровождает процесс обучения, учащиеся видят мало отличий от традиционной формы обучения.
5. Модель «Self-blend» традиционно используется в высших учебных заведений США. Студенты проходят дополнительные online курсы к основному образованию, организованному в традиционной форме.
6. Модель «Online Driven». Основная часть учебной программы изучается дистанционно. Очные занятия проводятся периодически для консультаций и проведения экзаменов.
Каждая модель имеет свои подвиды, количество которых увеличивается с совершенствованием смешанного обучения. Отметим, что не все модели обучения подходят для преподавания химии в средней школе. Так, «Self-blend», «Online Driver» и «Flex» подразумевают в основном дистанционное обучение, поэтому их использование для реализации основной образовательной программы в образовательных учреждениях ограничено.
На наш взгляд, наиболее оптимальными для обучения химии являются модели, которые реализуют сочетание очного и дистанционного обучения: Перевернутый класс (Flipped Classroom), Смена рабочих зон (Station rotation), Автономная группа (Lab Rotation) и пр.
Перевернутый класс представляет собой учебную стратегию, тип смешанного обучения, при котором учебный контент предоставляется за пределами класса, за частую, в Интернете. В классе выполняются задания, в том числе те, которые традиционно считались домашней работой. В перевернутом классе учащиеся могут смотреть лекции on-line, общаться в on-line-дискуссиях, проводить исследования дома и заниматься в классе под руководством инструктора [3] .
В традиционной модели обучения учитель является ключевой фигурой, распространителем информации, при этом урок ориентирован на получение новых знаний, на практику и закрепление времени остается мало. Деятельность учащихся ограничена усвоением материала и строгим выполнением указаний учителя. При переходе к модели перевернутого класса все теоретические основы нового материала передаются обучаемому до занятия посредством дистанционных технологий. Формы предоставления учащимся содержания дисциплины различны, это могут быть авторские видео-уроки, видео-опыты, фильмы. Однако с целью экономии времени, можно использовать ресурсы, размещенные в сети Интернет. Важно, чтобы ресурс был качественным и доступным для учеников. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход, тема рассматривается более глубоко, закрепляется. Занятия могут включать лабораторные химические опыты, работу с цифровыми лабораториями, анализ материалов, дискуссию и другие активные формы обучения.
Смена рабочих зон является одним из видов модели «Rotation» и включает в себя подготовку к занятию дистанционно и дальнейшую групповую работу в определенных рабочих зонах. Использование модели «Смена рабочих зон» является наиболее целесообразным в случае, если изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока. Тогда виды деятельности чередуются не одновременно для всего класса, а для групп детей в определенном темпе. Содержание деятельности определяется учителем, который оборудует класс так, чтобы обеспечить работу учебных групп в полном объеме [4].
Автономная группа также является одним из видов модели «Rotation» и предполагает формирование нескольких групп учащихся в классе. Деление по группам может проходить по различным принципам. В классах с разным уровнем восприятия материала работа по данной модели может проходить в течение года, при этом группы мобильны, возможен переход из одной группы в другую. Группы в старших классах также могут быть сформированы по принципу потребностей в обучении: группа учеников, которым химия необходима для дальнейшего обучения; группа гуманитариев, для которых необходимо освоить достаточный минимум знаний; группа еще не определившихся с выбором студентов. По своей сути, модель «Автономная группа» является аналогом дифференцированного обучения традиционной системы образования.
Каждая модель имеет свои особенности, достоинства и недостатки, которые обсуждались в работах практикующих педагогов [3-7]. При этом следует отметить,
что выбор модели всегда остается за учителем, который руководствуется, как правило, опытом применения смешанного обучения, имеющимися в наличии ресурсами, темой урока, которую надо раскрыть, а также личными предпочтениями.
Следует отметить некоторые особенности использования моделей смешанного обучения на уроках химии. Так, при проведении практических работ или исследовательских проектов наиболее подходящей является «Смена рабочих зон», обеспечивающая возможность группового занятия с обеспечением доступа каждого ученика к прибору, оборудованию, вытяжному шкафу и пр.
Основную долю уроков по химии удобно проводить по модели «перевернутого класса», в которой типичная подача нового материала и организация домашних заданий представлены наоборот. Ученики дома изучают теоретический материал, размещенный в сети Интернет в виде видео-уроков, выполняют упражнения на электронно-образовательных платформах, а в классе обсуждают с учителем наиболее сложные аспекты, выполняют упражнения на закрепление материала. Учитель заранее дает задание в электронном виде со ссылками на ресурсы. Такая модель опирается на идеи активного обучения, на уроке все ученики вовлекаются в общую деятельность.
При анализе литературных источников, материалов конференций и форумов, становится очевидным, что лишь небольшая доля учителей применяет смешанное обучение химии. Для этого есть ряд причин. Например, технические трудности применения дистанционных форм обучения, психологическая неприемлемость подобной формы работы как со стороны учащихся, родителей, так и со стороны некоторых педагогов, нехватка времени и средств для внедрения новых форм обучения. Однако наиболее частой причиной является низкая компьютерная грамотность учителей, отсутствие навыков создания электронного образовательного контента, не готовность к сетевому взаимодействию с учащимися. Решением данной проблемы могут стать курсы повышения квалификации, которые обеспечат возможность применения педагогами дистанционных образовательных технологий, позволят им оценить потенциал такой форм работы с учащимися для решения дидактических задач обучения химии [8].
С введением в действие Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" расширились возможности применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Это дало толчок в разработке электронных образовательных ресурсов, электронной информационно-образовательной среды, что обеспечивает внедрение смешанного обучения в практику преподавания различных дисциплин.
Однако для эффективной реализации смешанного обучения химии предлагается сохранение общих принципов построения традиционного обучения с использованием элементов дистанционного обучения. Долю уроков, проведенных по моделям смешанного обучения определяет учитель в зависимости от класса с которым работает и ресурсных возможностей.
Реализация смешанного обучения химии в школе
Модель «Перевернутый класс».
На наш взгляд, наиболее удачной моделью смешанного обучения является перевернутый класс, который позволяет в полной мере использовать потенциал дистанционного обучения при сохранении и преумножении достоинств очного занятия с учителем, уже выступающего в роли эксперта-специалиста с ответами на вопросы в активной форме урока.
1. Подготовительный этап. Первым, весьма важным этапом реализации модели «перевернутого класса» является формирование задания для подготовки к уроку. Здесь можно воспользоваться закрытыми группами в социальных сетях или блогами (рис.1, 2).
Для успешной реализации данной модели смешанного обучения необходимо иметь сетевой ресурс, с помощью которого будет осуществляться организация учебного процесса. С 2010 года для учащихся лицея №11 г. Волгодонска доступен авторский блог «Мир Химии» (http://chemteachernm.blo gspot ги/), включающий разделы для учеников 11, 10, 9, 8 классов, «Подготовка к ЕГЭ», «Подготовка к ОГЭ», «Подготовка к олимпиаде» и пр. (рис. 1). Посредством блога каждому классу отдельно даётся задание различного характера: просмотреть фильм и составить вопросы к нему, выполнить задания на тренажере и указать, какой из вопросов предложенного тренажёра или теста составил для вас наибольшую трудность и т.д.
Я С chcmwachwnm4ilogspot.ru
Мир Химии
Орлнмщ на Р)МЦЖР(0М Переткни Ы рудаиЙ -
¡¡У- ■ класс
ЭГ4КТИ& • В В тисе згяктив а я
Не для школы, а для жизни учимся.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ № 11. г. ВОЛГОДОНСК.
ДОРОГИЕ РЕБЯТА! ДАННЫЙ БЛОГ ВАМ ПОМОЖЕТ УЛУЧШИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ.
А У НАС 100 БАЛЬНИК - ВАХРАНЁВ ИЛЬЯ! МЕЖДУ ПРОЧИМ, ЕДИНСТВЕННЫЙ В ГОРОДЕ!
ВСЕ ДЕВЯТИКЛАССНИКИ СДАЛИ ОГЭ НА "5"!
Рис. 1. Блог учителя химии Литвиновой Н.М. «Мир Химии»
Я С chenHeachemi"! Iv 11 Мир Хи»л*и: 9 А& классы
УРОК 1.
"АЛЮМИНИЙ И ЕГО СВОЙСТВА".
October 2015
Su м Ти W Th F Sa
1 i з
-1 ь i / в i 10
11 12 13 14 1Í i?
Itt ¿Ü ¿\ ■¿2 а 24
Ъ & V п\ ?!Э 30 31
ЛАМ 45,391
1. СМОТРИМ ФИЛЬМ.
2. ЗАПИСАТЬ В РАБОЧУЮ ТЕТРАДЬ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЛЮМИНИЯ.
3. КАК МОЖНО ДОКАЗАТЬ, ЧТО АЛЮМИНИЙ МЕТАЛЛ АМФОТЕРНЫЙ? СОСТАВЬТЕ УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.
4. РАБОТАЕМ С ТРЕНАЖЁРОМ.
"СОЕДИНЕНИЯ АЛЮМИНИЯ".
1. РАБОТАЕМ С ТРЕНАЖЁРОМ.
2. ДАННУЮ ГЕНЕТИЧЕСКУЮ ЦЕПОЧКУ С АЛЮМИНИЕМ ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ, СОСТАВЬТЕ УРАВНЕНИЯ К НЕЙ.
3. СМОТРИМ ФИЛЬМ. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ'
-ПОЧЕМУ АЛЮМИНИЙ НАЗЫВАЮТ КРЫЛАТЫМ МЕТАЛЛОМ? -ЧТО ТАКОЕ АЛЮМИНОТЕРМИЯ? БУДЕМ СДАВАТЬ ТЕТРАДИ»
$
урокз
ПРйЬГТИ'-
Рис. 2. Оформление домашнего задания на блоге учителя химии Литвиновой
Н.М. «Мир Химии»
Что касается ресурсного обеспечения процесса обучения, то помимо авторских тестов и заданий используется дидактический потенциал Интернета. Например, в блоге даны активные ссылки на фильмы сайта «Интернет уроки» [9], так как именно видеолекции обычно рассматриваются в качестве ключевого компонента «перевёрнутого обучения». Продолжительность фильмов колеблется от 7 до 15 минут. При этом обязательно надо менять виды деятельности, чтобы ученики не просто посмотрели фильм и выполнили к нему тесты, а составили еще план фильма, таблицу. При том, чтобы заинтересовать учеников, помочь им втянуться в изучение предмета на уроке проводится «Ярмарка химических знаний», где ученики задают вопросы друг другу, сами отвечают на них, а потом весь класс принимает участие в оценивании. Приятно было слышать на уроке вопрос и ответ на него от слабого ученика, который ранее не был мотивирован к обучению! Подробнее: ученик нашёл вопрос и задал его в классе, а потом сам же и ответил. В классе ребята сказали, что такого материала в фильме не было. В результате использования «перевёрнутого обучения» ребята, придя на урок, уже знают теоретические вопросы темы, поэтому в классе время идет на решение задач, отработку вопросов ЕГЭ и ОГЭ.
Кроме того, созданы авторские площадки для учеников различных классов [10]. Например, для учеников 8 класса, где только начинается изучение химии -«Решение задач на нахождение массы реагирующего вещества», «Учимся с опережением. 8 класс химия» и «Органическая химия». На площадках использовались следующие элементы: гиперссылка, папка, страница, пояснение, файл, задания, лекция и т.д. Лекция разработана с чередованием объяснения с вопросами (рефлексия), если ответ неверный, то ученик направляется вновь на объяснение по этапам. Такие площадки интересны для учеников, которые имеют высокую мотивацию к обучению, но по болезни пропустили урок.
Адреса площадок на платформе Moodle:
1. «Решение задач на нахождение массы реагирующего вещества» http://sh11volgodonsk.smartleam.ru/course/view.php?id=29
2. «Учимся с опережением. 8 класс химия». http://sh11volgodonsk.smartlearn.ru/course/view.php?id=30
3. «Органическая химия». http://sh11volgodonsk.smartlearn.ru/course/view.php?id=31.
Для учеников также интересно выполнять задания, которые представлены на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» [11]. Особенно им интересны такие электронно-образовательные ресурсы, которые носят практический характер, например, цикл научно-популярных видеолекций "Мир нанотехнологий", «Неорганическая химия. Видеоопыты» и др.
При использовании двух программ Screencast-O-Matic и Power Point, можно выпускать замечательные фильмы с объяснением какого-либо вопроса темы, практического материала, решения задач. Также для интерактивной помощи при решении заданий удобно использовать возможности сайта «Дневник.ру» [12], на котором можно разместить подробное объяснение решения.
2. Основной этап: урок в школе. При проведении урока в школе можно использовать различные формы, в зависимости от темы, целей и учебных задач. Проведение дискуссий, проектирование, практико-ориентированные задания, лабораторные опыты - вот только незначительная часть тех возможных способов активного взаимодействия на уроках.
При реализации модели перевернутого класса на первом этапе ученики не всегда готовились к занятиям, не понимали, что от них хотят. Однако на 3-5 уроках класс осознавал преимущества данного способа обучения. Ребятам дома легче было смотреть теоретический материал, изучать определения, понятия, законы, осваивать решения типовых задач, а потом в классе вместе с учителем разбирать сложные моменты, решать те задачи, которые не получились. Бонусом стали демонстрационные опыты, которые ранее не удавалось показывать в большом объеме из-за нехватки времени при классической системе обучения.
Ученики в беседах о таких уроках отмечали, что их привлекает возможность смотреть видео-уроки в любое время и месте, несколько раз, что позволяло лучше подготовиться для работы в классе. Кроме того, такая подготовка оставляла дополнительное время для более полезных, значимых для ребят и привлекательных занятий на уроке. Эта модель позволяет более слабым, но старательным ученикам учиться в своем собственном темпе, что помогло повысить их уверенность и мотивацию к успешному изучению предмета. Организация активного обучения в классе позволяет более тесно взаимодействовать, учиться друг у друга, что сплачивает коллектив.
Более того, при использовании модели «перевернутого класса» происходит переосмысление собственной работы педагога, роли на уроке, «нужности» учащимся. Устанавливаются более доверительные, личностные контакты с учащимися, которые могут задать вопрос не только на уроке, но и по сети тогда, когда нужна помощь, например, при выполнении задания дома.
Преимущества использования модели «перевернутого класса» неоспоримы:
- доступность материала в удобное время в любом месте,
- возможность индивидуального обучения в своем темпе,
- обратная связь с учителем,
- многоканальное восприятие материала,
- развитие активной позиции обучающегося, критического мышления,
- повышение мотивации к изучению химии.
Таким образом, модель «перевернутого класса» при наличии в образовательном учреждении технических возможностей можно рекомендовать к постепенному внедрению в процесс обучения химии.
Модель «Смена рабочих зон».
Наибольшей популярностью у учеников пользуются уроки по модели «Смена рабочих зон». Занятие делится на три этапа: организационный, основной (работа в зонах) и заключительный (рефлексия). При этом по принципу перевернутого обучения ребята получают задание, инструкцию и распределение по зонам заранее за 3-5 дней до урока, поэтому на урок приходят подготовленными.
1. На организационном этапе актуализируются знания, особенно в области техники безопасности в химической лаборатории, уточняются организационные вопросы. Этап длится 5-7 минут.
2. Основной этап урока проходит в виде работы учеников на рабочих зонах класса, функционально и территориально ограниченных участках. Как правило, пространство класса делится на три зоны, специально оборудованные и предназначенные для конкретной деятельности. Учащиеся в течение урока переходят из одной зоны в другую. Время работы в каждой зоне оговаривается заранее, в среднем составляя 10 мин на зону. Итак, каждая рабочая зона имеет своё назначение.
В первой зоне ученики работают над выданной задачей, получают первичную информацию для решения. Зона оборудована ноутбуками с выходом с Интернет. В этой зоне также запланирована работа с виртуальной химической лабораторией, содержащей видеоролики опытов, которые по тем или иным причинам не могут быть выполнены в классе. Например, видео по свойствам щелочных металлов, с которыми нельзя работать в школе, по неверному приготовлению раствора серной кислоты («Что будет, если нарушить технику безопасности и прилить воду к концентрированной серной кислоте») и т.д. В зонах ученики работают в мини группах по 2 человека, что обеспечивает комфортное общение и позволяет работать в индивидуальном темпе с учетом особенностей восприятия материала и скорости выполнения заданий.
Во второй зоне организовывается практическая работа. В зависимости от темы урока это может быть ознакомление с коллекциями простых или сложных веществ, минералов, удобрений. Здесь же в соответствии с дидактическими целями урока может проводиться работа со справочниками и другой химической литературой с целью выполнения теоретических и или расчетных заданий.
В третьей зоне ученики непосредственно проводят лабораторные опыты, работают с учителем.
Например, в теме «Подгруппа кислорода» (9 класс) в первой зоне учащиеся могут посмотреть эффектные опыты по свойствам простых веществ главной подгруппы VI группы (взаимодействие кислорода с водородом, горение серы в кислороде, взаимодействие алюминия с серой) и свойствам концентрированной серной кислоты. После этого в конце выполняется тест по технике безопасности работы с кислотами. При успешном прохождении теста ученик допускается к выполнению экспериментальных заданий по взаимодействию цинка с разбавленной и концентрированной серной кислотой, проводимых в третьей зоне. Во второй зоне организовывается выставка аллотропных модификаций серы (сера ромбическая, моноклинная), и ее природных соединений. Также ребятам предлагаются задания на качественное определение ионов.
3. На заключительном этапе урока обсуждаются итоги работы, ребята высказывают свое мнение, получают общую оценку от учителя.
Эффективность применения смешанного обучения зависит от уровня организации процесса обучения, качества учебно-методического обеспечения, компетентности учителя, имеющихся ресурсов.
Важным элементом является выбор средств обучения при смешанном обучении. Помимо традиционных учебников, рабочих тетрадей и учебных пособий учебно-методический комплекс должен включать видео-уроки, видео-опыты, электронные задачники и решебники. Качество учебно-методических ресурсов
определяет учитель. Основанием для выбора именно этого ресурса может быть его соответствие содержанию, целям и учебным задачам, многоканальность восприятия, высокое техническое качество исполнения.
Отдельно надо остановиться на роли учителя при реализации смешанного обучения. На первом этапе потребуются огромные умственные, временные и эмоциональные затраты. Так, учителю приходится не только грамотно мыслить самому, но и научить думать учеников. Кроме того, необходимы знания в области информационно-коммуникационных технологий для свободного поиска ресурсов, создания собственных блогов, сайтов и организации работы в сети Интернет. Безусловным требованием к учителю, который желает реализовывать смешанное обучение, является владение различными педагогическими технологиями и стремление самосовершенствоваться.
Смешанное обучение предъявляет требования также к ресурсному обеспечению школьного кабинета химии. Обязательным становится наличие нескольких единиц компьютеров или ноутбуков со стабильным доступом к сети Интернет. Желательно также иметь в классе недорогое современное лабораторное оборудование, например, рН-метры, портативные электронные нитратомеры, которые могут быть использованы не только для учебной, но и для исследовательской работы по химии.
При проведении уроков по данной модели повышается эффективность урока, в ходе выполнения выданных заданий - лабораторных опытов или работа с данными на основе медиаресурсов, ученики сами приобретают знания, которые не являются заученными из учебника. Учащиеся выстраивают полученные знания на основе собственного прожитого опыта в логическую последовательность. И, конечно же, акцент в данном случае делается на основе самостоятельно-познавательной деятельности. Отзывы детей: «Побольше хочется таких уроков!», «А почему в школе такие короткие уроки - всего 45 минут?!», «Я сегодня сам узнал, что металлы, стоящие после водорода в ряду напряжений не реагируют с серной кислотой, когда провёл опыты» (8 класс, тема «Кислоты»).
Анализ и оценка разработки
При анализе практического опыта применения смешанного обучения можно выделить следующие преимущества:
1. Освобождается время для практической деятельности на уроке.
2. Повышается ответственность каждого участника процесса.
3. Увеличивается мотивация к изучению химии.
4. Реализуется личностно-ориентированный подход. Все ученики класса вовлечены в разные виды работ.
5. Гибкость процесса обучения, заключающаяся в свободном доступе к образовательном ресурсам, размещенным в сети Интернет на блоге.
6. При использовании смешанного обучения повысилась успеваемость учащихся.
7. Довольны родители. Кроме того, при желании, они могут наблюдать за процессом на блоге, контролировать выполнение домашнего задания, участвовать в образовательной деятельности.
На таких уроках происходит развитие всех универсальных учебных действий у учащихся: познавательных, коммуникативных, регулятивных, которые в конечном итоге формируют личностный результат ученика. Соответственно идёт формирование метапредметного и предметного результата. Кроме того, ученик активен при переходе из одной рабочей зоны в другую, что отвечает здоровьесберегающему принципу организации обучения.
При использовании смешанного обучения меняется роль учителя в процессе обучения. Учитель выступает в роли консультанта, становится незаметным, невидимым. Задачей учителя становится не передать знания ученикам, а научить их работать, анализировать полученную информацию и синтезировать новые знания. Ученики работают самостоятельно, контактируя друг с другом. Результаты работы представляются не столько учителю, сколько партнерам по работе, что тоже стимулирует желание сделать задание качественно.
Сильными сторонами смешанного обучения являются:
- возможность развития индивидуальных способностей учеников,
- интеграция самостоятельной и аудиторной работы,
- возможность выбора форм обучения от индивидуальной до групповой.
При этом данная технология, как и любая другая, имеет свои ограничения и
недостатки. Например, уроки по модели «перевернутый класс» плохо проходят в классах с низкой мотивацией. Кроме того, при использовании на уроках материалов, размещенных в сети, иногда возникают технические проблемы с доступом к ресурсу. Поэтому желательно иметь скаченные файлы для просмотра. Также модели смешанного обучения подвергаются критике по причине увеличения времени, которые подростки проводят перед мониторами компьютеров [13].
Также возникают проблемы у учителей при переходе на модель смешенного обучения: увеличивается время на подготовку к занятиям, возникает необходимость создания электронного образовательного контента. При этом чем больше учитель тратит времени на подготовку к уроку, тем на уроке интереснее детям.
Опыт реализации смешанного обучения химии в 8-11 классах позволил сформулировать несколько советов, которые могут быть полезны начинающим учителям:
1. Необходимо всегда преследовать чёткую цель при формировании плана урока и его реализации.
2. Домашнее задание задавать ежедневно.
3. Если рекомендован просмотр видеофильма, необходимо: составить к нему вопросы, написать комментарии, задать вопрос так, чтобы ученикам было интересно найти на него ответ и пр.
4. Давать задание по изучаемой теме из материалов сайта «Федерального института педагогических измерений» (разделы ОГЭ или ЕГЭ). Для исключения списывания задания выдавать индивидуально, например, номер задания совпадает с табельным номеру в журнале.
5. Давать задание по тренажёрам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) [11] и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/) [14].
Заключение
Подводя итог практической реализации смешанного обучения химии в 8-11 классах надо отметить высокую эффективность применения данной технологии: развивает интерес учащихся к предмету, повышается производительность учебного процесса и качество обучения.
Смешанное обучение позволяет создать комфортную для ученика образовательную среду, где вырабатываются навыки самостоятельного поиска информации, самообучения, организации своей деятельности. В этих условиях формируется компетентный выпускник школы, способный к непрерывному образованию в жизни.
Литература
1. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. - 2014. - №8. - С. 8-13.
2. Friesen N. Report: Defining blended learning //Online- 2012 . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://learningspaces. org/papers/Defining_Blended_Learning_NF. pdf. (дата обращения: 25.10.2015).
3. Abeysekera L., Dawson P. Motivation and cognitive load in the flipped classroom: definition, rationale and a call for research // Higher Education Research & Development. - 2015. - V. 34. - №1. - P. 1-14.
4. Нечитайлова, Е. В. Смешанное обучение как основа формирования единой образовательной среды // Химия в школе. - 2014. - №9. - С. 22-28.
5. Bergmann J., Sams A. Remixing chemistry class // Learning and Leading with Technology. - 2008. - V. 36. - №4. - P. 24-27.
6. Нечитайлова, Е. В. Технология смешанного обучения: инклюзивное образование на основе модели «Автономная группа» // Химия в школе. - 2015. - №2. - С. 1015.
7. Gonzalez, D. The flipped classroom. // Education. - 2013. - №7. - P. 16-20.
8. Федорова Г. А. Профессиональная подготовка учителей к реализации дистанционных образовательных технологий в современной школе // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №3. - С. 188.
9. Блог учителя химии Литвиновой Н.М. «Мир Химии» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://chemteachernm.blogspot.ru/ (дата обращения: 25.10.2015).
10. СЭДО образовательного учреждения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sh11volgodonsk.smartlearn.ru/ (дата обращения: 25.10.2015).
11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://school-collection.edu.ru (дата обращения: 25.10.2015).
12. Единая образовательная сеть «Дневник.ру». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://dnevnik. ru/ (дата обращения: 25.10.2015).
13. Nielsen, L. (2012). Five reasons I'm not flipping over the flipped classroom. URL: http://theinnovativeeducator.blogspot.ca/2011/10/five-reasons-im-not-flipping-over.html (дата обращения: 25.10.2015).
14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://fcior. edu.ru/ (дата обращения: 25.10.2015).