Научная статья на тему 'Применение методов музыкальной и арт-терапии в коррекции поведения осужденных'

Применение методов музыкальной и арт-терапии в коррекции поведения осужденных Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3810
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / КОРРЕКЦИЯ / ОСУЖДЕННЫЙ / РЕЛАКСАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ / MUSICAL THERAPY / ART THERAPY / CORRECTION / CONVICT / RELAXATION / REFLECTION / VERBALIZATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мурзин Артем Сергеевич

Статья содержит описание опыта использования методов музыкальной терапии и арт-терапии в психокоррекционной работе с осужденными. Предлагается схема применения указанных методов с учетом специфических условий исправительных учреждений, психологических особенностей лиц, отбывающих наказание. Рассматривается эффективность коррекционной работы с различными категориями осужденных, основные практические проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Musical Therapeutic Techniques and Art Therapy for Convict's Behavior Correction

The paper presents the experience of using musical therapy and art therapy in the context of correction work directed to convicts. The plan for application indicated methods is proposed taking into account specific conditions of correctional facilities and convict's psychological characteristics. Efficacy of correction in respect of different convict's categories, general practical problems is viewed.

Текст научной работы на тему «Применение методов музыкальной и арт-терапии в коррекции поведения осужденных»

хологическая поддержка). Однако их эффективность зависит от мотивации специалистов на восстановление психофизиологического равновесия и владения навыками регуляции психических состояний как основы стабильности психического состояния и залога успешности профессиональной деятельности в измененных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Казберов П. Н. Психологическое обеспечение позитивных личностных изменений у сотрудников ОВД, выполнявших профессиональные задачи в экстремальных условиях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006.

2. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика: учебное пособие. - М., 2002.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ И АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ОСУВДННЫ1Х

А. С. Мурзин

Статья содержит описание опыта использования методов музыкальной терапии и арт-терапии в психокоррекционной работе с осужденными. Предлагается схема применения указанных методов с учетом специфических условий исправительных учреждений, психологических особенностей лиц, отбывающих наказание. Рассматривается эффективность коррекционной работы с различными категориями осужденных, основные практические проблемы.

Ключевые слова: музыкальная терапия, арт-терапия, коррекция, осужденный, релаксация, рефлексия, вербализация.

Основными функциями деятельности пенитенциарных психологов являются прогностическая, профилактическая, диагностическая и коррекционная (4, ст. ст. 14-19). Из них наиболее значимыми представляются диагностическая и коррекционная. Что касается первой, то современная психология обладает богатым набором диагностических методов и методик, позволяющих всесторонне исследовать личность и ее особенности.

Относительно коррекционной работы возникают определенные проблемные моменты. И дело не в недостатке корректирующих программ или тренингов, которых разработано немалое количество, а в ряде причин.

Во-первых, для эффективности любого тренинга необходим или желателен ряд условий: неизменность и постоянное количество участников и регулярность проведения занятий, что затруднительно при работе, например, в следственных изоляторах, с вновь прибывшими осужденными в помещении карантина или адаптационном отряде. Во-вторых, громоздкость существующих программ, требующих много времени для проведения, создает проблемы при действиях в строгих условиях содержания или при особом режиме, тяжело согласовывается с распорядком дня в исправительном учреждении. В-третьих, имеются сложности вовлечения осужденных в качестве участников программы. Известно, что одним из основных правил ведения тренинга является добровольное участие в нем. Практика показывает, что

осужденные, имеющие в целом положительную направленность, вставшие на путь исправления, вполне охотно участвуют в предлагаемых мероприятиях. Однако психолога интересуют в первую очередь осужденные с повышенной агрессивностью, тревожностью, состоящие в «группе риска», имеющие отрицательную направленность, социально запущенные, имеющие психические отклонения. Именно эти категории труднее всего привлечь для коррекции по различным причинам: осознанное сопротивление и враждебность, недоверие, низкий интеллект и непонимание сути предлагаемой работы, сложность и длительность занятий. В результате низкая заинтересованность или ее отсутствие, т. е. у большинства нет желания участвовать в мероприятиях, а принудительное привлечение к ним, во-первых, неправомерно, во-вторых, неэффективно.

Задача заключается в создании таких схем коррекционных программ, на основе которых можно было бы легко комбинировать терапевтическую сессию, которая не растянута во времени, проста в применении и вместе с тем эффективна.

Преодолеть сразу все препятствия, естественно, не представляется возможным, и было бы неразумно на это рассчитывать. Тем не менее некоторые проблемы, связанные с коррекцией спецконтингента, необходимо постепенно снимать.

На базе Исправительной колонии № 3 УФСИН России по Омской области мы уже достаточно длительное время разрабатываем комплексную программу, которая позволит наиболее эффективно использовать доступные средства коррекции поведения осужденных. Целью разработки данной программы являются результативная коррекционная работа с охватом большого числа осужденных по снижению уровня агрессивности, тревожности, снятию эмоционального напряжения, смягчения стрессового и постстрессового состояния, установки позитивной и адекватной «Я-концепции» личности.

Из всего многообразия методов в нашей лаборатории используется музыкальная терапия и арт-терапия. Чем обусловлен такой выбор? Оттолкнемся сначала от тех проблем, которые мы обозначили выше.

1. Сеансы музыкотерапии не требуют постоянного, определенного количества участников. Если позволяет помещение, можно привлечь достаточно большое количество людей. Музыкальное произведение воспринимается каждым человеком индивидуально и оказывает соответствующий этому эффект. Присутствие одного слушателя больше способствует достижению катарсиса, повышает реактивный эффект, так как человек более искренне и полно проявляет свои эмоции в отсутствии других, что не отрицает коллективную рефлексию, если слушателей несколько, способствует поддержанию межличностных контактов, установлению взаимопонимания и доверия. Поэтому нами практикуется проведение как индивидуальных, так и групповых сеансов. Арт-терапев-тические занятия предполагают в нашем случае присутствие небольшой группы, не более шести человек, посещаемость которых легче контролировать. Занятия составляются из отдельных блоков и дополнительных заданий различной тематики, которые в случае необходимости

легко взаимозаменяются, что позволяет привлекать к занятиям осужденных различного типа.

2. Продолжительность и количество сеансов музы-котерапии не ограничены, их проведение не сковано жесткими рамками, как бывает в тренинговых занятиях, что позволяет варьировать длительность сеанса в зависимости от обстоятельств. Арт-терапия предполагает большую творческую самостоятельность и свободу действий в выполнении заданий. Это значительно снижает беспокойство относительно их сложности, нейтрализует боязнь участников не справиться с предлагаемой задачей.

3. Музыкальная терапия, как показывает практика, наиболее привлекательное коррекционное мероприятие, которое можно предложить осужденным, в первую очередь, из-за исключительной простоты процесса и минимальности предъявляемых требований к участникам. Прослушивание музыки как таковое не вызывает негативных эмоций, отношение к арт-терапии несколько более сложное и дифференцированное. Некоторые осужденные категорично отказываются от выполнения, скажем, проективного теста, ссылаясь, как правило, на неумение рисовать, недостаток фантазии и пр. Однако в течение месяца вновь прибывающим в колонию осужденным на этапе первичной диагностики предлагалось на выбор заполнить опросник Шмишека либо ММР1 или нарисовать «Рисунок неизвестного животного» либо выполнить арт-тест. Специальной выборки не производилось, обследованию подвергались лица, осужденные за различные преступления, различного возраста, образования. Из 67 обследованных 58 выбрали проективную методику, 8 - опросник, 1 отказался от обследования вообще. Возникает вопрос: «Почему отдается предпочтение именно проективным методикам?» Мы склоняемся к тому, что творческий компонент личности человека очень высок, даже если данная личность обладает низким интеллектом, слабыми моральными устоями, социально дезориентирована. Творческая активность заложена в подсознании, в самой основе человеческой природы, поэтому побудить человека к проявлению этой активности гораздо легче, чем убедить искренне и вдумчиво ответить на сухие, формализованные вопросы анкеты, путанные и пугающие вопросы теста. Этот момент, отмеченный нами в аспекте диагностической работы, также правомерен по отношению к коррекции.

Помимо перечисленных позитивных результатов музыкальной и арт-терапевтической практики напомним ряд общеизвестных:

1. Создается положительный эмоциональный фон, повышается мышечный тонус, сбрасывается эмоциональное напряжение, утомление.

2. Улучшаются и развиваются коммуникативные качества.

3. Появляется возможность обратиться к проблемам и внутренним переживаниям, которые человеку затруднительно высказать и осознать.

4. Появляется безопасный способ выплеснуть, разрядить присутствующие разрушительные и саморазрушительные тенденции на символическом уровне, в социально приемлемой форме.

5. Происходит повышение самоконтроля, стимулируется развитие сенсомоторных умений, ориентации и интуиции.

6. Развиваются умения творчески самовыражаться, воображение, эстетические чувства. Расширяется круг интересов (2, 36; 3, 26-27).

Кроме того, проведение арт-терапевтических сеансов привлекает доступностью, достаточно низкими материальными затратами.

Гипотеза, с которой мы выходим на разработку и апробирование коррекционной программы, такова: методы арт-терапии, подобранные с учетом особенностей спецконтингента и составленные в специальные блоки в сочетании с музыкальной терапией, эффективны для коррекции поведения осужденных.

Обратимся к структуре программы. На данный момент планируемая программа готова лишь частично. Ведется эксперимент с отдельными вариантами занятий, подбором музыкальных композиций, апробированием некоторых блоков. Необходима тщательная проверка эффективности, практической значимости, что займет еще немало времени, прежде чем можно будет заявить о серьезных результатах. Изложим некоторые особенности. Поскольку мы сочетаем в ходе коррекции музыкальную и арт-терапию, нужно определить, каким образом два подхода будут совмещаться, где находятся точки их соприкосновения и взаимодополнения. Берем за основу следующее положение: применение музыкальной терапии без арт-терапевтических занятий вполне допустимо - применение арт-терапии без музыкального сопровождения нежелательно - оптимально постоянное сочетание обеих методик.

Каковы сущность и условия проведения музыкальных терапевтических сеансов?

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. В данном случае мы можем говорить о процессе прослушивания музыкальных произведений как основного фактора воздействия, направленного на целостную коррекцию. Кроме того, можно использовать музыкальное сопровождение при проведении других коррекционных программ как вспомогательный метод для усиления эффекта или достижения нужного результата. Музыка является средством, снижающим и устраняющим эмоциональное напряжение, а также каналом для выхода негативной энергии.

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма и мелодии. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично в двигательной и вегетативной сферах (1). Различают два вида музыкальной терапии: активный и пассивный. В первом случае участник сам воспроизводит музыкальные произведения с помощью инструментов, для этого ему необходимы навыки владения и некоторое музыкальное образование. Пассивный вид предполагает только прослушивание. В нашей практике используется пассивный вариант по очевидным причинам, из-за низкой музыкальной культуры и образованности большинства осужденных.

Естественно, что коррекционной функцией обладает далеко не каждое музыкальное произведение. Отсюда следует, что подбирать музыку для коррекции следует осторожно, с учетом психологических особенностей слушателей, а также преследуемых психологом целей.

Обязательными основными признаками коррекционного музыкального материала являются легкость звучания, замедленный темп, отсутствие резких тембраций, отсутствие вокальной линии. В общепринятой практике применяют чаще всего специально написанную, так называемую релаксационную музыку, или инструментальную классическую музыку известных композиторов в оркестровом исполнении или обработке. Мы попытались экспериментальным путем проверить, есть ли возможность расширить этот ассортимент. Проводя предварительное апробирование с участием семи групп общей численностью 74 человека, мы предлагали осужденным несколько композиций разной направленности и стиля, в целом соответствующих приведенным требованиям. По окончании каждого сеанса осужденные заполняли специальную «карту впечатлений» и делились своими ощущениями от прослушивания вербально. На основании этого эксперимента мы смогли сделать следующие выводы.

Инструментальная музыка, созданная специально для релаксации, вызывает наиболее позитивную реакцию осужденных, способствует прежде всего снятию эмоционального напряжения, усталости; дает ощущение отдыха, снижает вспыльчивость. Однако к выбору подобного музыкального материала необходимо подходить осторожно. На прилавках мы можем увидеть множество аудионосителей, озаглавленных «Музыка для релаксации», но не все из предлагаемого обладает нужным коррекционным элементом. Четких критериев выбора, разумеется, быть не может, здесь больше поможет профессиональное чутье психолога. Можно лишь рекомендовать обращать пристальное внимание на качество звучания и присутствие звуков, не характерных для психологической релаксации. В любом случае прежде чем предлагать данные произведения, необходимо внимательно прослушать их лично. Мы используем серию дисков релаксационной музыки “Serenity” таких авторов, как Anton Hughes, Roland Hanneman, Philippe de Canck, Steve Quinzi. В этих произведениях достаточно высокое качество исполнения и гармоничность мелодии удачно сочетаются со звуками природы: океан, лес, ветер и т. п. Кроме того, композиции оптимально выверены по времени: от 30 до 50 минут.

Второе место по предпочтительности занимает инструментальная музыка, не заявляемая как специально релаксационная, но обладающая всеми ее признаками. Это произведения Саймона Купера, Джеймса Ласта, Вольфа Хоффмана, Ричарда Клайдермана, Поля Мориа, Ванессы Мэй, Фаусто Лалетти, Фрэнсиса Гойя; коллективов Era, Ocarina, Enigma, Sacred Spirit и пр. Однако здесь также необходим отбор из всего многообразия представляемых композиций, некоторые не соответствуют по темпу, инструментальному набору и характеру исполнения. Подобные произведения мы используем как вводные на настроечном этапе арт-терапевтической сессии, по

окончании этапа рефлексии и при необходимости в создании определенного фона настроения перед выполнением тех или иных арт-заданий. Здесь при определенных условиях можно использовать медленные мелодические композиции с вокальными партиями, например, коллективов Blackmores Night, Shadows, Gregorian, Aquaria и др. Поскольку вокальная линия представлена не на русском языке, участник сеанса не концентрируется на смысле слов, воспринимая только мелодию.

На следующее место по предпочтительности мы выводим композиции этнической музыки, обладающие характерными признаками, как в инструментальном исполнении, так и в стилизованной обработке. Наибольшей популярностью пользуется народная ирландская, шотландская, английская музыка, кельтские мотивы.

Произведения классической музыки занимают четвертое место в нашем рейтинге. Осужденные положительно отзываются о творениях известных композиторов, но вместе с тем отмечают низкий релаксационный эффект по сравнению с перечисленными направлениями. Тем не менее использование классической музыки, по нашему мнению, должно присутствовать в работе обязательно, поскольку способствует общему развитию и повышению музыкальной культуры осужденных.

На последнем месте из предложенных для прослушивания направлений оказалась музыка, содержащая восточные мотивы, так называемая медитационная музыка Индии и арабских стран. Возможно, неприятие данного направления напрямую зависит от оригинального менталитета испытуемых, большинство которых по национальности и этнической идентификации относят себя к европейской культуре.

Таким образом, мы смогли выделить для себя наиболее приемлемые для коррекционных мероприятий музыкальные направления. Однако это не говорит о том, чтобы отказаться в применении других стилей. Выбор материала для сеанса зависит от целей и задач, особенностей участников.

Что касается периодичности проведения сеансов чисто музыкальной терапии, то четкая регулярность в данном случае не обязательна. Рекомендуемая частота - 2-3 раза в неделю, каждый сеанс от 30 до 50 минут. Включение музыкальной терапии как дополнительной по отношению к другим методам коррекционного воздействия (в нашем случае это арт-терапия) по регулярности и длительности напрямую зависит от применяемой арт-терапевтической программы.

Естественно, для проведения подобных сеансов требуется определенное материальное оснащение, минимум: помещение с достаточной звукоизоляцией, мебелью, вентиляцией, аудиовоспроизводящая аппаратура хорошего качества. Для более высокого эффекта желательно наличие видеоаппаратуры, с помощью которой можно одновременно с воспроизведением записей демонстрировать видеоряд природы, моря и т. п., набор наушников, специальное освещение, жалюзи, аквариум и пр. Техника применения музыкальной терапии не используется сама по себе, весь процесс обеспечивается сопровождением психолога. Только при тщательном контроле психолога, его руководстве и живом участии можно добиться положительных результатов.

Перейдем к раскрытию второго компонента нашей программы - арт-терапевтической практике. Арт-терапию можно определить как коррекцию, лечение, основанное на занятиях художественным творчеством, которое во многих случаях охватывает все многообразие форм творческой деятельности. Следует заметить, что по классификации некоторых авторов, арт-терапия и музыкальная терапия являются равнозначными видами коррекции наряду со сказкотерапией, драмотерапией, танцевальной терапией и другими, объединяемыми под общим названием терапия творчеством или более объемлющим понятием - терапия искусством. Таким образом, опять прослеживается взаимосвязь и взаимодополняемость этих двух направлений. Необходимо также уточнить, что собственно арт-терапия также подразделяется на несколько видов, из которых мы используем рисунок, или изотерапию.

Принято считать, что изотерапия - коррекционный метод, приемлемый по большей части для детей или подростков. Действительно арт-техники широко используются в этом отношении в воспитательных колониях при работе психологов с несовершеннолетними. Однако в исследовательской литературе не выделяются возрастные ограничения, и, по нашему мнению, применение изотерапии в качестве коррекции взрослых также эффективно (3, 17). Разница заключается в целях и видах занятий. В работе с несовершеннолетним мы можем рассчитывать на глубокую коррекцию личностных установок и особенностей личности. Взрослые клиенты имеют сформировавшиеся черты личности, мотивы и поведение. Поэтому работа с ними прежде всего направлена на решение таких актуальных проблем, как напряжение, тревожность и агрессивность, слабые коммуникативные качества, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций, замкнутость, чувство одиночества, конфликты в межличностных отношениях, фобические реакции, негативная «Я-концепция», искаженная или низкая самооценка.

Программа включает ряд практических этапов (2, 5592; 3, 73-105).

Первый этап - настроечный. Его целью является подготовка к художественной деятельности, создание предпосылок для пробуждения творческой активности. Здесь могут использоваться несложные рисуночные техники, например, рисование каракулями, рисование с закрытыми глазами, рисование спонтанных желаний, эскиз актуального фона настроения и др. Они не несут большой смысловой нагрузки, но готовят участника к проявлению творческого потенциала. Главное, на наш взгляд, в такой разминке - музыкальное сопровождение. На этом этапе следует особо тщательно подбирать композицию, которая создаст необходимый эмоциональный фон, в зависимости от условий предстоящего задания. Во многих случаях для настроечного этапа достаточно простого прослушивания музыки. Сюда же включается краткая беседа, «инструктаж» психолога - сообщение целей, задач занятия, коллективное определение правил группы, если занятие коллективное. Продолжительность первого этапа невелика, ~15% времени занятия.

На втором этапе, назовем его условно творческим, предполагается непосредственно индивидуальная изобразительная работа на заданную тему. Именно на этом этапе происходит исследование чувств, эмоций, переживаний участников, их осознание. Различные подсознательные, неосознаваемые процессы, фиксации, фобии, внутренние конфликты, которые не могут выразиться вербально, отображаются на бумаге в символическом виде. Помимо непосредственно анализа продукта творчества клиента в коррекционном плане, мы также можем провести своеобразную косвенную диагностику, изменения в эмоциональном состоянии для прогнозирования и подготовки следующего занятия. На данном этапе используются техники, которые отражают глубокие переживания и конфликты личности. По длительности этот этап длится обычно от 30 до 50% общего времени занятия. Подбор музыкального сопровождения здесь также очень важен, поскольку непосредственный процесс изображения рисунка будет проходить под его впечатлением, что в немалой мере повлияет на конечный продукт.

Третий этап - вербализация. Участнику предлагается показать работу психологу и группе, поделиться своими мыслями, эмоциями, ассоциациями, возникшими в процессе художественной деятельности. Вербализация в любом случае помогает освободиться от внутренних переживаний, снимает защитные барьеры. Участник может отказаться от вербализации своего рисунка, особенно в одно из первых занятий. Это зависит от степени доверия и открытости психологу или группе. Принуждать в таком случае нельзя, это вызовет еще большую замкнутость. Однако обязательно следует выяснить и учесть причины, по которым участник не желает озвучивать свою работу. На данном этапе музыкальное сопровождение также присутствует, но в меньшей степени. Уровень звука значительно снижается, чтобы не мешать вербальному изложению, музыка служит фоном. Оптимально в данный момент воспроизводить звуки природы без инструментального сопровождения. От психолога требуется на протяжении этого этапа поддерживать в группе атмосферу чуткого слушания и внимания, необходимо подбадривать и стимулировать говорящего. Этот этап занимает 15-25% от общего времени.

Четвертый этап, обязательный для любого занятия, представляет рефлексивный анализ. Предполагается обмен мнениями в группе, своеобразная взаимотера-пия посредством доброжелательных высказываний и оценивания. Индивидуальный сеанс сводится к установлению взаимопонимания и доверия между психологом и клиентом в атмосфере эмпатии. В результате у участника приобретается опыт самоуважения и самоприня-тия, вырабатывается адекватная самооценка, корректируется «Я-концепция». Сочетание с музыкотерапией строится по примеру предыдущего этапа.

Многие терапевтические программы завершаются именно этапом рефлексии. Мы считаем, что логически правильно следует завершать занятие прослушиванием еще одной музыкальной композиции, желательно в мажорном ключе. Это поможет закрепить установившееся

положительное настроение, поднять мотивацию к продолжению тренинга в дальнейшем.

В ходе занятий можно использовать для коррекции различных категорий осужденных следующие техники: «Автопортрет», «Рисунок неизвестного животного», «Добро и зло», «Черное и белое», «Конфликт и примирение», «Агрессия и покой», «Мое состояние гармонии», «Образ вины», «Мои представления о любви и ненависти», «Я-реальное, я-идеальное» «Внутреннее состояние и настроение», «Рисование каракулями», «То, что я в себе осуждаю», «То, что я в себе одобряю», «Подарок», «История моей жизни», «Одиночество», «Каким меня видят люди», «Прошлое. Настоящее. Будущее», «Мои фантазии», «Я и моя зависимость», «Мои представления о страхе», «Сокровенное желание», «Сказочный персонаж», «Линии жизни», «Музыка в красках и линиях», «Времена года», «Рисуем открытку», «Нарисованный диалог», «Нарисуй свое имя», «Завершить недосмотренный сон», «День и ночь», «Сны», «Свобода», «Дерево», «Свободная тема», «Детство», «Моя се-

мья», «Мои представления о страхе», «Страшная маска», «Мой дом».

Нами разработаны и апробируются коррекционные программы для трех категорий осужденных: с повышенной агрессивностью и возбудимостью; состоящих в «группе риска», с повышенной внушаемостью и слабыми волевыми качествами; имевших зависимость от наркотических препаратов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинова О. А. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 3.

2. Копытин А. И. Системная арт-терапия. - СПб., 2001.

3. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб., 2005.

4. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы» (приложение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.