психокоррекция и регуляция состояний
УДК 159.99
I ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ I В РАБОТЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПСИХОЛОГА
С. В. Бабурин
В статье рассматривается возможность применения методов арт-терапии, использование силы искусства для оказания психологической помощи осужденным в местах лишения свободы. Пенитенциарный психолог должен учитывать особенности процесса, обусловленные спецификой исполнения наказания в виде лишения свободы и характером совершенного осужденным преступления.
Ключевые слова: осужденные к лишению свободы, методы арт-терапии, коррекционная деятельность пенитенциарного психолога в исправительных учреждениях.
Проблемы правонарушений и преступлений в обществе являются предметом повышенного интереса мировой психолого-педагогической науки и практики, государственных организаций и широкого круга общественности. Поэтому особую значимость и ответственность приобретает деятельность пенитенциарной системы по исправлению осужденных '. В обеспечении ресоциализации осужденных, а также профилактической работы со спецконтингентом, реализации конкретных мероприятий по созданию в исправительном учреждении гуманного режима ключевая роль принадлежит психологам, которые должны не только целенаправленно изучить особенности осужденных, но и подготовить для сотрудников учреждений рекомендации по индивидуальной и групповой воспитательной работе. Одним из важных аспектов деятельности психологической службы учреждений исполнения наказаний являются коррекционные и профилактические мероприятия в отношении осужденных, что имеет существенное значение для предупреждения развития у них состояний дезадаптации.
В период пребывания в исправительном учреждении (далее — ИУ) осужденные проходят психологическое обследование в карантинных отделениях, где происходит первое знакомство с ними, изучаются их личные дела, выявляются группы, требующие особого учета и представляющие основные трудности в воспитательной работе персонала (имеют психические аномалии, активно противопоставляют себя режимным требованиям и персоналу ИУ, испы-
тывают трудности адаптации к условиям лишения свободы).
При психологическом обследовании осужденных в период поступления в ИК наиболее часто отмечаются настороженность, ожидание, безнадежность, фрустрация, отчаяние. В повседневном поведении у них отмечаются такие проявления, как негативная «Я-концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, эмоциональные трудности, стрессовые состояния, неадекватные реакции, враждебность к окружающим и др. Для лиц, находящихся в условиях социальной изоляции и строгой регламентации поведения, характерны низкая работоспособность и активность, неудовлетворительное самочувствие, а также высокий уровень тревожности.
Современная наука в поиске эффективных средств воздействия на личность осужденного все больше ориентируется на использование искусства. Это может стать способом профилактики и коррекции поведения, помочь компенсировать негативное психическое состояние, регулировать эмоциональные проявления в коллективе, дать ценный опыт позитивных изменений. Произведения искусства воздействуют на чувственную сферу человека, расширяют его кругозор, активизируют духовный потенциал личности. По точному выражению известного психолога Л. С. Выготского, «...искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа» 2.
В связи с этим в условиях пенитенциарной системы целесообразным является использование методов арт-терапии. С точки зрения представителя классического психоанализа К. Юнга, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. Ученый считает, что искусство в значительной степени облегчает процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я». Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия 3.
58
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Бабурин С. В. Использование методов арт-терапии в работе пенитенциарного психолога
Арт-терапия предоставляет человеку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько человек готов к ее переживанию, ведь сам осужденный, как правило, даже не осознает того, что с ним происходит.
Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием различных видов искусства, то ее систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства. Рассмотрим некоторые направления и методы арт-терапии:
1) музыкотерапия является психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (лечебное воздействие) и психотерапевтическое (коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии); именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе пенитенциарного психолога, особенно с теми, кто имеет проблемы в развитии, с точки зрения современных психоневрологов. Музыка «...влияет благотворно на настроение, а так как расстройства настроения составляют важнейший элемент душевных болезней, то полезное ее влияние весьма возможно», — считал видный русский психиатр С. С. Корсаков; роль музыки в лечении неврозов признавал и В. М. Бехтерев, а экспансивная Жорж Санд написала однажды композитору Мейерберу, что музыка лечит ее от депрессии лучше, чем доктор 4. К тому же, например, совместный процесс пения способствует развитию коммуникативных навыков, чувства сплоченности, поддержки, эмпатии, обеспечивая многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на их участников;
2) изотерапия (рисунок, лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности; по форме организации может быть индивидуальной и групповой; в современной зарубежной и отечественной изотерапии (Т. В. Келлер, Л. Д. Лебедева, М. Е. Бурно и др.) выделяют направления этого метода: использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами и побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности; изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких осужденных средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах;
3) имаготерапия (от лат. — «образ») — основой является театрализация психотерапевтического процесса (И. Е. Вольпер, Н. С. Говоров); опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа; задачами имаготерапии являются: укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей; воспитание
способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий, принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»; тренировка мобилизации жизненного опыта в нужный момент; воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;
4) библиотерапия (терапия через книгу, предложенная В. Н. Мясищевым) — в основе лежит использование специально подобранного для чтения литературного материала (произведения различных литературных жанров (проза: рассказы, повести, романы, сказки и т. д.; поэзия: стихи, поэмы) как терапевтического средства с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения;
5) кинезитерапия (Л. Бонев, А. Слынчев, Ст. Банков) — использование движения как отражения жизни в двигательных образах; способствует изменению общей реактивности организма, повышает его устойчивость, разрушает патологические динамические стереотипы, возникающие во время болезни, и создает новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Музыкально-ритмическая активизация способствует оживлению психомоторики, высвобождает скопившуюся агрессивность и раздражение; манера и характер движения позволяют определить личностные особенности человека;
6) драмотерапия (М. Андерсен-Уоррен, Л. С. Выготский, Р. Грейнджер, Р. И. Жуковская, Е. А. Медведева, Е. А. Менджеоицкая, А. Сеймур, А. И. Копытин, Б. М. Теплов и др.) — использование приема драматизации, т. е. разыгрывание какого-либо сюжета; театрализованные методы и формы используются не для того, чтобы уводить правонарушителя в мир иллюзий и отвлекать его от проблем повседневной жизни, а чтобы расширять его творческий диапазон в процессе театрально-постановочной работы. Эффективно использование театрализованной деятельности и для решения разнообразных межличностных и социальных вопросов, она способствует раскрытию творческих возможностей лиц, находящихся в изоляции, развитию способности открывать в привычных явлениях новый смысл 5.
В пенитенциарной практике также отмечено, что включение осужденных в арт-деятельность помогает им бороться с собственными комплексами, предлагает новое ролевое поведение, способствует познанию особенностей своего характера, творческому самовыражению, формированию созидательной позиции и умений преодолевать стрессовые ситуации, а также обеспечивает индивидуальное развитие личности.
Так, на базе ряда исправительных учреждений Вологодской области с целью создать условия для выражения широкого спектра переживаний лиц, лишенных свободы, осуществить рефлексию индивидуальных потребностей и корригирование их взаимоотношений с окружающими велась работа по
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
59
Зауторова Э. В. Использование медиации в воспитательном процессе исправительных учреждений
использованию методов арт-терапии в условиях изоляции. Например, на одном из занятий предлагалось выполнить упражнение «Интуитивная живопись», которое способствует развитию образного мышления и творческого воображения участников процесса. Осужденным нужно было представить себе что-то очень красивое, красочное, яркое, а потом «увиденное» изобразить на листе бумаги с помощью красок. В итоге интуитивной работы получается абстрактное изображение, состоящее из пятен различной тональности. На следующих этапах работы идет обсуждение: следует решить, что нарисовано на этой картине. Поиск художественного образа осуществляется до тех пор, пока не появилась возможность увидеть в абстрактной работе реалистическое изображение. На заключительном этапе задача участника — сделать изображение более четким, прописав отдельные детали или добавив их. В результате может получиться портрет, натюрморт, композиция, изображение, понятное постороннему зрителю. Нередко получаются интересные работы за счет необычных колористических отношений.
Включение методов арт-терапии в работу исправительных учреждений может помочь осужденному осознать, сформулировать, уточнить свои цели и желания, трудности и проблемы. Искусство является источником новых положительных переживаний. Человек, вовлеченный в художественно-эстетическую деятельность, достигает определенной гармонии с ми-
УДК 376.63
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАЦИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Э. В. Зауторова
В статье рассматривается возможность использования медиации как альтернативного метода разрешения конфликтов в местах лишения свободы. Применение данного метода имеет свои особенности, обусловленные спецификой исполнения наказания в виде лишения свободы и характером совершенного преступления осужденного.
Ключевые слова: осужденные к лишению свободы, метод медиации, воспитательный процесс в исправительных учреждениях.
Воспитательный процесс в пенитенциарных (исправительных) учреждениях имеет своей целью исправление и перевоспитание лиц, совершивших преступления и осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы. Специфику воспитательного воздействия в условиях
ром и самим собой, осознает себя как личность, более полно реализует свои возможности и интересы.
Таким образом, в пенитенциарной практике необходимо шире использовать методы арт-терапии, опирающиеся на движение, рисование, живопись, скульптуру, музыку, письмо, вокализацию и импровизацию и т. д. В условиях, обеспечивающих поддержку человека с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления применение методов арт-терапии создает возможности для активной познавательной, социально-творческой деятельности осужденного, что будет способствовать расширению психологических мер воздействия на лиц, находящихся в условиях изоляции, и большей эффективности процесса их исправления. 1
1 Зауторова Э. В. Арт-педагогика в формировании культуры правонарушителей // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2005. № 1(23). С. 65-67.
2 Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1987. С. 239.
3 Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени // К. Г. Юнг. Структура Души. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9 A._%D0%93._%D0%AE%D0%BD%D0%B3 (дата обращения: 19.05.2015).
4 Корсаков С. С. Избранные произведения по психиатрии. URL: http://soft.maiLm/program_page.php?grp=43569&ver =249125&tab=2 (дата обращения: 19.05.2015).
5 Зауторова Э. В. Роль театрального искусства в процессе исправления осужденных // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 2(26). С. 115-118.
отбывания наказания составляет исключительно высокая степень социально-нравственной деформации личности осужденных '.
Организация воспитательного процесса в местах лишения свободы требует значительных усилий со стороны сотрудников исправительного учреждения, участвующих в этом процессе. Существует необходимость применения особого подхода к преодолению внутреннего сопротивления воспитуемых. Главный признак личности, преступившей закон, это резкое негативное отношение к воспитательным воздействиям, стойкое внутреннее сопротивление им. Нередко у осужденного такое сочетание отрицательных качеств личности, дисгармоническое развитие черт характера, при наличии негативизма и внутреннего сопротивления, составляют огромную трудность в их перестройке. В связи с этим актуальными становятся поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социальнодемографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики.
60
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)