Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ В.Ф. ШАТАЛОВА НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ В.Ф. ШАТАЛОВА НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА В.Ф.ШАТАЛОВА / ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПО БЛОК-СХЕМАМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехова Е.А., Сидорова И.В.

Статья знакомит с методикой В.Ф. Шаталова, рассмотрены вопросы подготовки учителей к использованию опорных конспектов, интерактивные методы обучения в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF USING INTERACTIVE LEARNING IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE SCHOOL, PROBLEMS AND PROSPECTS

The article introduces the methodology of V.F. Shatalov, discusses the issues of teacher training for the use of reference notes, interactive teaching methods in secondary schools.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ В.Ф. ШАТАЛОВА НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 37.026.1

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ В.Ф. ШАТАЛОВА НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ

ОБУЧЕНИЯ

Елена Алексеевна Мелехова

магистрант те1 .elena77@mail.ru Инна Владимировна Сидорова

кандидат педагогических наук, доцент sidorova. innav1adimirovna@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья знакомит с методикой В.Ф. Шаталова, рассмотрены вопросы подготовки учителей к использованию опорных конспектов, интерактивные методы обучения в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: методика В.Ф. Шаталова, интенсивное обучение, интерактивные методы, проблемы и перспективы преподавания по блок-схемам.

Чем труднее учителю, тем легче ученику - это слова Л.Н. Толстого, сказанные много лет назад, актуальны и сейчас.

Многообразие методик дает большие возможности выбора для педагогов в проведение уроков. И каждый учитель приходит в школу с желанием научить, передать свои знания, дать все необходимые умения и навыки, которыми должен обладать выпускник общеобразовательной школы. Большое количество педагогов-новаторов представляют свои методики для работы в школе, об этом пишут следующие исследователи [1; 6;9].

Одной из противоречивых и в то же время интереснейших можно назвать методику В.Ф. Шаталова. Это советский и украинский педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990), который с 1956 года и на протяжении 50 лет работал над своей экспериментальной методикой. Потратил много усилий, встречая на своем пути непонимание и сопротивление, но, все же, донеся свои идеи о гармоничном развитии личности и формированию у учеников постоянного интереса к учению, добился признания среди педагогов. Его оригинальная система интенсивного обучения включает в себя много педагогических открытий. Например, переход к авторским учебным пособиям, написанным в специальных графических формах (блок-схемы). Ввел понятие опорного конспекта, так как информация из него запоминается быстрее и остается надолго в памяти. Много времени В.Ф. Шаталов уделял эмоциональной атмосфере в классе, так как считал, что только при благоприятной обстановке можно добиться высоких результатов. Когда Виктор Федорович только начинал свой путь по разработке своей методике, в нашей стране не было компьютеров, планшетов и другой техники, с которой сейчас ученикам намного легче воспринимать учебный материал. С 1971 года В.Ф. Шаталов публично представляет свою методику, по которой учитель любого предмета мог работать в школе.

В 1880 году, русский философ, Н. Г. Чернышевский, одной из задач по воспитанию подрастающего поколения видел содействие всемерному укреплению физических сил и здоровья. Так и В.Ф. Шаталов большое

внимание уделял физическому воспитанию учеников. На уроках физкультуры сам принимал участие в забегах наравне с воспитанниками. При этом не оставляя педагогические труды в продвижении своей методики, написал более 60 книг, которые и сегодня имеют большой успех у читателей.

В настоящее время есть педагоги, которые работают по методике В.Ф. Шаталова не только в общеобразовательных школах, но и в средних и высших учебных заведениях.

В проведенной нами экспериментальной работе, которая проходила на уроках истории по методике В.Ф. Шаталова, с использованием интерактивных методов обучения, мы столкнулись с определенными трудностями, но и увидели огромное количество положительным моментов.

Так, ученикам всегда интересно все новое, и это большой плюс, так как природная детская любознательность нам была в помощь. С большим интересом дети принимали опорные конспекты. Так как школа оборудована интерактивными средствами обучения, то подготовленные изображения быстро появлялись на интерактивной доске. Каждый ученик мог увидеть изображение на своем планшете, и поэтому на обсуждение было достаточно времени для того, чтобы выслушать все вопросы и обсудить материал по опорным сигналам.

По окончании экспериментальной работы мы увидели, что методика В.Ф. Шаталова с применением интерактивных методов обучения, не только сформировала постоянный интерес к истории, но и дала прочные и глубокие знания в предмете.

Если говорить о трудностях, связанных с применением данной методики, то это конечно подготовленность педагогических кадров. На наш взгляд, необходимо проводить обучение по применению методики В.Ф. Шаталова в педагогических вузах. Будущих педагогов надо учить составлять опорные сигналы, основные принципы которых структурность, смысловой акцент и наглядность.

К сожалению, в нашей стране, не многие школы работают по системе В.Ф. Шаталова с использованием блок-схем. И это говорит о том, что педагоги

не видят перспектив в использовании данной методики или не достаточно хватает методической литературы для подготовки к уроку.

Проведенный эксперимент показал, что на уроках истории с использованием интерактивных методов обучения полностью реализован принцип наглядности, сформирована положительная мотивация и интерес к предмету, повышен уровень комфортности обучения. С помощью программного обеспечения и технических устройств ученики в несколько раз быстрее усваивают материал и эффективнее запоминают исторические даты. Опорный конспект - это наглядный учебный материал, с которым особенно интересно работать, применяя интерактивную доску и планшеты. За счет этого происходит комплексное изучение материала.

В своих выступлениях Виктор Федорович не однократно повторял, что только при благоприятной и комфортной атмосфере в классе и с высокими показателями физической активности у учеников повышается познавательная и умственная активность.

Список литературы:

1. Еловская С.В. Использование интерактивных образовательных технологий при обучении иностранному языку в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 176. С. 39-45.

2. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. - М.: Знание, 1990. С. 79

3. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. - М: Эксмо, 2022. С. 320

4. Коджаспирова Г.М. История педагогики в схемах и таблицах: учебное пособие. - М: Проспект, 2021. С. 176

5. Манифест Педагогика сотрудничества: Отчет о встрече учителей-экспериментаторов. // Учительская газета. 1986. 18 октября.

6. Сидорова И.В., Сиротина О.Г. Применение информационно-коммуникативных технологий обучающися на примере проектно-

исследовательской деятельности на уроках истории // Наука и Образование 2022.Т.5.№1

7. Соловейчик С.Л. Человек с идеями // Учительская газета, - 1986.

8. Степанищев А.Т. опорные конспекты по истории России: 6-11 кл.: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2001. С. 128

9. Хорохорин Д.А., Сидорова И.В., Хатунцева М.А. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся// Наука и Образование 2022.Т.5.№1

10. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка.- М: Педагогика, 1980. С. 96

11. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - Донецк: Сталкер, 1998.

С. 400

UDC 37.026.1

METHODS OF USING INTERACTIVE LEARNING IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE SCHOOL, PROBLEMS AND PROSPECTS

Elena A. Melekhova

master student mel .elena77@mail.ru Inna V. Sidorova Ph.D., Associate Professor sidorova.innavladimirovna@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article introduces the methodology of V.F. Shatalov, discusses the issues of teacher training for the use of reference notes, interactive teaching methods in secondary schools.

Keywords: V.F. Shatalov's methodology, intensive training, interactive methods, problems and prospects of teaching by flowcharts.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.