Научная статья на тему 'ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ'

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Готлоб А.В., Сидорова И.В.

В данной статье отражаются проблемы демократизации образования и интерактивного обучения на уроках истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOCRATIC STYLE OF WORK AS A CONDITION FOR SELF-REALIZATION AND MANIFESTATION OF CREATIVE INITIATIVE OF CHILDREN

This article reflects the problems of democratization of education and interactive learning in history lessons.

Текст научной работы на тему «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ»

УДК 37.026.1

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

ДЕТЕЙ

Анастасия Витальевна Готлоб

магистрант апа81ав1а.па81у 123@yandex.ru Инна Владимировна Сидорова

кандидат педагогических наук, доцент sidorova. 1ппауШ1ш1гоупа@уа^ех.ги Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В данной статье отражаются проблемы демократизации образования и интерактивного обучения на уроках истории.

Ключевые слова: интерактивное обучение, демократический стиль, педагогическое взаимодействие, интерактивные средства обучения.

В данной статье мы рассмотрим демократический стиль управления педагогическим процессом. Актуальность выбранной темы заключается в том, что большинству учителям характерен демократический стиль ведения уроков (авторитарный - 40 %, либеральный - 9 % [3, с. 340]). Также важно отметить наличие личного интереса, так как мы сторонники демократической модели общения с классом.

Итак, отечественная педагогика традиционно выделяет три стиля: авторитарный, либеральный и демократический [4]. Как уже было отмечено, в настоящее время, согласно исследованиям, большинство учителей прибегают к демократическому стилю, который отличается от других сотрудничеством и взаимоприятием. При этом педагог создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Несомненно, данное описание подчеркивает преимущество этого стиля, так как благополучно справляется с задачей всестороннего развития обучающихся. Но также хотим отметить и его минусы -ученики видят не только сильные стороны учителя, но и слабые, так как на уроках происходит непрерывное взаимодействие между участниками образовательного процесса. Худший сценарий для учителя - это психологическое давление со стороны школьников, что, бесспорно, является негативным фактором в работе [3].

С демократическим стилем взаимодействия тесно связано «интерактивное обучение». В типичном представлении это понятие охватывает использование наглядных средств, что бесспорно, улучшает качество уроков, так как материал лучше воспринимается. Но чтобы раскрыть истинный смысл интерактивного обучения необходимо уточнить значение определения «интерактивный». Итак, суть понятия «интеракции» состоит в том, что «взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них [3]». Практически доказано, обучение достигает хороших результатов если используется интерактивный режим обучения, основанный на диалоге и сотрудничестве всех субъектов обучения. В Федеральных

образовательных стандартах основного общего образования есть положение, согласно которому, необходимо на уроках формировать у школьников компетентности в области использования ИКТ (информационно -коммуникационных технологий), а также научить их работать индивидуально и в группе. Но на деле это требование не всегда реализуется, так как развитие ИКТ компетенций мало связывается с развитием навыков сотрудничества в классе [3].

Обратим внимание на то, в каких целях применяются информационно -коммуникационные технологии. Зачастую их роль сводится к иллюстрированию материала или используются как метод контроля. Именно использование на уроках интерактивных досок, компьютеров, планшетов, электронных учебников трактуется учителями как применение метода «интерактивного обучения». Тут стоит вернуться к вышеуказанному определению «интеракции», где ключевым словом является «диалог» между участниками образовательного процесса. Другими словами, учащиеся не должны пассивно принимать информацию на интерактивных уроках, а обязательно ее перерабатывать. Таким образом, необходимо разграничить понятия «интерактивные средства обучения» и «интерактивное обучение». К интерактивным средствам относится то, что обеспечивает техническую связь между учениками и какой-либо системой: презентации, электронные учебники, интерактивные доски, мультимедийные продукты и т.д. В свою очередь «интерактивное обучение» это получение обратной связи и переработка информации.

Интерактивное обучение с использованием интерактивных средств хорошо дополняют уроки истории. Так, мы разработали интерактивный урок для девятого класса на тему «Тамбовская епархия и ее деятельность в Шацком уезде в XIX- начале XX в.». Важно отметить, что согласно исследованиям психологами возрастных особенностей подростков, именно 9 класс «открыт» для общения со взрослыми, при условии, что они ему доверяют [2]. Поэтому нами был выбран девятый класс.

Итак, мыиспользовали следующие интерактивные средства: интерактивная доска, проектор, планшеты. Так, с помощью интерактивной доски ученики отмечали на карте расположение сёл о которых шла речь на уроке. Далее на слайдах демонстрировались изображения храмов Шацкого уезда, ученики, в свою очередь, описывали увиденное. Также для заинтересованности в учебном процессе мы включили в урок соревновательный момент - изучая церковные термины ученики должны были найти их значения в интернете, наилучший термин записывался в тетрадь. Для первичного закрепления информации учениками был решен тест, который демонстрировался на слайде. В конце урока школьниками были подведены итоги и обобщены полученные знания. Стоит отметить, что мы только управляли учебным процессом, а дети, в свою очередь, занимали активную позицию, «добывая» знания [4]. Так нами было реализовано интерактивное обучение с использованием интерактивных средств.

Таким образом, мы проверили на практике эффективность интерактивного обучения и сделали вывод, что демократический подход, использование информационных технологий и интерактивное обучение существенно повышают эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Список литературы:

1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии / Москва: ИКЦ МарТ. 2004. 336 с.

2. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений/ СПб.: Питер. 2009. 576 с.

3. Коротаева Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы/ М.: Национальный книжный центр. ИФ «Сентябрь». 2016. 192 с.

4. Сидорова И.В., Сиротина О.Г. Применение информационно-коммуникативных технологий обучающися на примере проектно-

исследовательской деятельности на уроках истории // Наука и Образование. 2022. Т.5. №1.

UDC 37.026.1

DEMOCRATIC STYLE OF WORK AS A CONDITION FOR SELF-REALIZATION AND MANIFESTATION OF CREATIVE INITIATIVE OF

CHILDREN

Anastasia V. Gotlob

master student anastasia.nasty 123@yandex.ru Inna V. Sidorova candidate of pedagogical sciences, associate professor sidorova. innavladimirovna@yandex.ru

Michurinsk, Russia

Annotation.This article reflects the problems of democratization of education and interactive learning in history lessons.

Keywords: interactive learning, democratic style, pedagogical interaction, interactive learning tools.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.