Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Готлоб А. В., Сидорова И. В.

В статье раскрывается сущность педагогического взаимодействия. Также происходит сравнение с традиционными формами обучения на примере урока исторического краеведения в 9 классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL INTERACTION IN HISTORY LESSONS

This article reveals the essence of pedagogical interaction. There is also a comparison with traditional forms of education on the example of a lesson in local history in grades 9.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

УДК 37.026.1

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА УРОКАХ

ИСТОРИИ

Анастасия Витальевна Готлоб

магистрант апа81ав1а.па81у 123@yandex.ru Инна Владимировна Сидорова

кандидат педагогических наук, доцент sidorova. 1ппауШ1ш1гоупа@уа^ех.ги Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск,Россия

Аннотация. В статье раскрывается сущность педагогического взаимодействия. Также происходит сравнение с традиционными формами обучения на примере урока исторического краеведения в 9 классах.

Ключевые слова: урок, педагогическое взаимодействие, демократический стиль, авторитарный стиль, проблемное обучение.

Неотъемлемым атрибутом педагогической деятельности, вне которого невозможно достижение целей обучения и воспитания, является общение.

Изучением проблем общения занимались такие педагоги и психологи, как Г. М. Андреева, И. В. Биочинский, А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, А. Н. Леонтьев, А. В. Мудрик, Б. Ф. Ломов, А. М. Столяренко и многие другие [3; 6].

В настоящее время профессиональная подготовка педагога обязательно должна сопровождаться специально организованным обучением общению, так как субъектом труда учителя, согласно классификации Климова Е.А., является человек. Существует множество различных определений понятия «Общение», но нам наиболее близко толкование данного термина педагогом Г.М. Андреевой. Итак, по ее мнению, общение это 1) коммуникация (обмен информацией); 2) интеракция (взаимодействие); 3) перцепция (восприятие партнера) [1, с. 101].

Необходимо отметить, что педагогическое взаимодействие является средством достижения взаимопонимания между людьми, но оно не всегда встречается в массовой педагогической практике. Процесс обучения в какой-то степени, это процесс передачи информации от учителя к ученику, что в педагогике называется субьектно-обьектным стилем взаимодействия. Существует другой вид отношений - субьектно-субьектные, сущность которых заключается именно в педагогическомвзаимодействии, представляющем собой активность субъектов общения и наличие обратной связи [4].

Отечественная психолого-педагогическая наука выделяет три стиля управления - авторитарный, либеральный, демократический. Кратко опишем каждый стиль.

1. Авторитарный проявляется в централизации учебного процесса на личности педагога, которым широко используются указания и распоряжения, тогда как самостоятельность и активность обучающихся сдерживается.

2. В либеральном стиле педагога можно описать как безответственного, безынициативного, непоследователен всвоих решениях.

3. Демократический стиль отличается сотрудничеством и взаимоприятием [5].

Демократический стиль, на наш взгляд, позволяет процесс обучения и воспитания индивидуализировать. Также применение учителями данного стиля способствует им получать удовлетворенность своей профессией.

Нами было проведено исследование продуктивности данного стиля на уроке исторического краеведения. Для этого мы провели по два урока на тему «Тамбовская епархия в XIX- начале XX в.» в 9 «А» и 9 «Б» классах. Мы поставили цель сравнить два координально разных стиля обучения -авторитарный и демократический. Первый урок был посвящен знакомству с новой темой, второй - подведению итогов предыдущего урока и оценка знаний обучающихся на рассмотренную тему.

Итак, в 9 «А» мы выступали в роли «авторитарных» учителей, наша задача была провести урок-лекцию без обратной связи обучающихся. В 9 «Б» мы обратились к демократическому стилю, стараясь максимально вовлечь всех обучающихся в познание нового материала и активно взаимодействовать со школьниками. На этом уроке мы использовали методику проблемного обучения. Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся [2, с. 135]. В проблемном обучении значительное место занимает самостоятельная работа учащихся, азадача учителя заключается в наблюдении, корректировке и управлении учебным процессом.

Итак, учащимися 9 «Б» в начале урока была определена проблема, решение которой необходимо было произвести. Для работы над выявленной проблемой мы разделили класс на три группы, изучающих исторические источники, которые дадут ответ на поставленный вопрос. В конце урока со всем классом мы обобщили полученные знания и сделали вывод по данной теме.

На следующем уроке мы провели одинаковую контрольную работу в двух классах по ранее изученной теме. Так, мы проанализировали полученные

результаты и сделали вывод, что в 9 «Б» классе, где было педагогическое взаимодействие, количество высоких оценок значительно выше, чем в 9 «А», что показывает результативной демократического стиля обучения.

Таким образом, мы сделали вывод, чтодля достижения образовательных целей наиболее результативнее педагогическое взаимодействие.

Список литературы:

1. Андреева Г. М. Социальная психологии. М. 1996.

2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учеб.пособие для студентов вузов пед. специальностей. Москва: ИКЦ МарТ. 2004. 336 с.

3. Еловская С.В. Использование интерактивных образовательных технологий при обучении иностранному языку в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 176. С. 39-45.

4. Понятие субъекта и объекта в педагогике URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberiemnka.m/artirie/n/ponyatie-subekta-i-obekta-v-pedagogike/viewer (дата обращения: 28. 12. 2022)

5. Стили педагогического взаимодействия и их психологические основания URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stili-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-i-ih-psihologicheskie-osnovaniya/viewer (дата обращения: 28. 12. 2022)

6. Сидорова И.В., Сиротина О.Г. Применение информационно-коммуникативных технологий обучающихся на примере проектно-исследовательской деятельности на уроках истории // Наука и Образование 2022.Т.5.№1

UDC 37.026.1

PEDAGOGICAL INTERACTION IN HISTORY LESSONS

Anastasia V.Gotlob

master student Inna V. Sidorova

Ph.D., Associate Professor sidorova. innavladimirovna@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation.This article reveals the essence of pedagogical interaction. There is also a comparison with traditional forms of education on the example of a lesson in local history in grades 9.

Keywords: lesson, pedagogical interaction, democratic style, authoritarian style, problem-based learning.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.