Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЖ'

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / РАНЖИРОВАНИЕ / ИНСЕРТ / СИНКВЕЙН / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконова И.В.

Статья посвящена актуальной проблеме применения различных методических приемов при интерактивном обучения на уроках ОБЖ. Рассматриваются такие приемы, как ранжирование, инсерт, синквейн, «лошади» и «жокеи» и примеры их применения при изучении ОБЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES OF INTERACTIVE LEARNING WHEN STUDYING OBZH

The article is devoted to the actual problem of applying various methodological techniques in interactive teaching in life safety lessons. Such techniques as ranking, insert, cinquain, "horses" and "jockeys" and examples of their application in the study of life safety are considered.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЖ»

УДК 37

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ

ИЗУЧЕНИИ ОБЖ

Ирина Владимировна Дьяконова

старший преподаватель Вуакопоуу50@шаИ. гц Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме применения различных методических приемов при интерактивном обучения на уроках ОБЖ. Рассматриваются такие приемы, как ранжирование, инсерт, синквейн, «лошади» и «жокеи» и примеры их применения при изучении ОБЖ.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, приемы обучения, ранжирование, инсерт, синквейн, основы безопасности жизнедеятельности.

Актуальность данной статьи заключается в том, что в настоящее время в обществе происходит стремительные изменения, которые требуют от человека умения быстро приспосабливаться к новой окружающей обстановке, находить решения из возникшей проблемы, уметь действовать в ситуациях вызывающие неопределенность, налаживать контакт с людьми. Школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» нацелен на подготовку обучающихся способных действовать продуманно и ответственно по отношению к себе и окружающим как в обыденной жизни, так и в опасных ситуациях, которые могут случиться.

Школьникам интереснее изучать предмет ОБЖ, если есть тесная связь с личным опытом, даются ситуативные задания, в которых следует творчески применить полученные знания и умения, поэтому применение активных методов обучения на уроках будет наиболее эффективно и целесообразно.

Применение активных методов обучения способствует тому, что обучающиеся из пассивных слушателей становятся активными участниками учебно - воспитательного процесса [4]. Всё это формирует разностороннюю личность, которая обладает личностными качествами, умениями и навыками, которые будут влиять на его жизнь в целом. При использовании активных методов обучающиеся и учитель активно взаимодействуют друг с другом в процессе выполнения поставленной задачи. Более высоким уровнем вовлеченности учащихся в познавательный процесс отличаются интерактивные методы, которые являются современной эффективной формой активных методов. При использовании интерактивных методов обучающиеся широко взаимодействует не только с учителем, но и между собой [1]. Эти методы позволяют анализировать, что они уже знают, а какая информация является новой. Весь процесс познания нового самостоятельный, а учитель выполняет функцию направляющего. Он ведет обучающихся к выполнению поставленной цели. Для этого учитель разрабатывает план урока, в который он включает различные интерактивные упражнения. Последовательно выполняя эти задания, обучающиеся получают новые знания.

Используя интерактивные методы на уроке, педагог решает множественные задачи. Первое - развивает у учащихся коммуникативные умения и навыки. При общении друг с другом между учащимися устанавливаются эмоционально контакты. Второе - ребята учатся работать в команде и учитывать не только свое мнение, но и мнение других членов группы. Они становятся более коммуникабельными. Учатся высказывать свою позицию. При этом уважительно относиться к тому, что у товарища по группе есть свое мнение по этому вопросу. Без этого невозможна совместная деятельность. Третье - учащиеся получают прочные знания. У них развивается творческое отношение к делу. Вырабатывается активная жизненная позиция. Четвертое - учащиеся учатся анализировать, ставить цель и планомерно идти к ее достижению.

Кроме того, обучение с помощью интерактивных методов снимают нервную нагрузку обучающихся. Это происходит потому, что переключается внимание на другие формы деятельности. Учащиеся не просто слушают и запоминают, а активно включаются в работу. У них повышается работоспособность. Процесс обучения становится более продуктивным.

При интерактивном обучении наиболее часто учителя используют следующие методы: мозговой штурм, круглый стол, деловые игры, урок с применением аудио- и видеоматериалов и ИКТ, кластеры. О них написано много статей. Берут их в свой педагогический арсенал и учителя ОБЖ [2].

Любой метод состоит из определенных приемов. Правильно подобранные приемы способствуют более эффективной реализации метода. Ниже приведены примеры использования некоторых приемов при изучении ОБЖ.

«Ранжирование» - это прием, который помогает обучающимся выделять самое главное и важное в изученном тексте. После составления списка, каждому тезису выставляется оценка по степени важности.

Пример. В 7 классе изучаются различные природные явления. После знакомства с новым материалом обучающиеся составляют список различных природных явлений, которые могут быть опасными для человека:

-геологические

- гидрологические

-метеорологические

-природные

-биолого-социальные

-космические.

После этого учитель задает вопрос: какие природные явления наиболее опасны в нашем регионе? И учащиеся ранжируют свой список по степени опасности.

Прием «инсерт» дает возможность ученику понять, какие знания по теме у него уже имеются, и вычленить из текста новое. А также помогает заинтересовать новой темой и стимулировать самостоятельное изучение какого то пункта. Для этого надо попросить обучающихся ставить специальные пометки карандашом на полях текста. Или заполнить таблицу в тетради. После проделанной самостоятельной работы можно провести фронтальный опрос.

Пример. В 6 классе изучается тема «Здоровье человека и факторы, на него влияющие». На первом уроке этой темы изучают здоровый образ жизни и профилактику утомления. В пятом классе изучался этот материал в сжатом виде. Поэтому некоторые знания по этому вопросу имеются. Обучающиеся читают текст параграфа и заполняют таблицу. Примерно заполненная таблица может выглядеть следующим образом (табл.1).

Таблица 1

Пример заполнения таблицы обучающимися

+ - знаю - не знаю ? - хочу узнать подробнее ! - узнал новое

Режим дня это распорядок жизни человека Если не соблюдать режим дня, то развивается утомление Как правильно организовать режим дня, чтобы не утомляться Для предупреждения утомления необходимо владеть навыками самоконтроля

Прием «жокеи и лошади» эффективен в том случае, если на уроке ребятам надо изучить и запомнить большое количество терминов и их определение. Для облегчения этого процесса и повышения интереса у школьников учитель готовит карточки. На одной части карточки пишется термин. На другой части - его определение. После того, как учащиеся самостоятельно изучат текст, им раздают по половине карточек. Одни учащиеся становятся «лошадьми» и у них на карточках написаны термины. Другие - «жокеями», у которых на карточках даны определения терминов. Цель «жокеев» найти себе пару среди «лошадей». Например, в 7 классе изучается тема инфекционная заболеваемость людей и защита населения. В данной теме много терминов и понятий и этот методический прием значительно облегчит и сделает более творческим и динамичным процесс запоминания множества терминов.

Еще один интересный прием приводит в своей статье Н.В. Кузнецова: «Составление синквейнов - нерифмованных стихотворений, являющихся результативным средством развития словарного и понятийного аппарата, инструмента для обобщения сложной учебной информации. Работа над написанием синквейна требует от обучающегося умений находить в широком информационном пространстве главные элементы, обобщать и систематизировать их, формулировать выводы. Например, в ходе изучения чрезвычайных ситуаций природного характера можно составить следующий синквейн: 1. Наводнение 2. Выдающееся, катастрофическое 3. Затопляет, разрушает, уничтожает 4. Быстро распространяется, сметая все на своем пути. 5. Опасное гидрологическое явление» [3].

Таким образом, рассмотренные приемы помогают учителю ОБЖ более качественно и продуктивно развивать у обучающихся такие компетенции, как поиск информации, структурирование и систематизация изученного материала, умение видеть проблему, формулировать причинно - следственные связи, применять полученные знания для решения практических задач, генерировать идеи и другие. Важно использовать такие приемы систематически.

Список литературы:

1. Гусева М. Н. Интерактивные методы формирования имиджа будущего государственного служащего в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 38. С. 40-49. - EDN YONLYL.

2. Интерактивные методы взаимодействия на уроках ОБЖ / Н. В. Кузнецова, Ю. А. Федулова, Я. А. Гаврилова, Е. Н. Иванова // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2. - EDN DMVVOZ.

3. Кузнецова Н.В., Пенягин Д.А. Технология развития критического мышления как средство реализации творческого потенциала // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». №7(23). 2018.

4. Тюняева Т. В., Парешина И.В. Активные методы обучения как средство формирования субъектной позиции обучающегося // Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона: сборник материалов Областной научно-практической конференции, Мичуринск, 24 апреля 2018 года. Мичуринск: Общество с ограниченной ответственностью "БИС". 2018. С. 87-91. - EDN XZVPWP.

UDC 37

METHODS AND TECHNIQUES OF INTERACTIVE LEARNING WHEN STUDYING OBZH

Irina V. Dyakonova

Senior Lecturer Dyakonovy50@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article is devoted to the actual problem of applying various methodological techniques in interactive teaching in life safety lessons. Such

techniques as ranking, insert, cinquain, "horses" and "jockeys" and examples of their application in the study of life safety are considered.

Key words: interactive teaching methods, teaching methods, ranking, insert, cinquain, basics of life safety.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.