Научная статья на тему 'АКТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ'

АКТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князева Н.В., Сидорова И.В.

В статье анализируются основные методы и приемы работы учителя, которые направлены на активизацию познавательной деятельности на уроках истории в 9 классе и развитии у обучающихся таких способностей, которые выдвигает обновлённый образовательный Стандарт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN HISTORY LESSONS IN THE 9TH GRADE

The article analyzes the main methods and techniques of the teacher's work, which are aimed at activating cognitive activity in history lessons in the 9th grade and developing students' abilities that are put forward by the updated educational standard.

Текст научной работы на тему «АКТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ»

УДК 37.026.1

АКТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ

Надежда Владимировна Князева

магистрант gectym03@yandex.ru Инна Владимировна Сидорова

кандидат педагогических наук, доцент sidorova. innavladimirovna@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье анализируются основные методы и приемы работы учителя, которые направлены на активизацию познавательной деятельности на уроках истории в 9 классе и развитии у обучающихся таких способностей, которые выдвигает обновлённый образовательный Стандарт.

Ключевые слова: образовательный Стандарт, познавательная деятельность, заинтересованность, проблемная ситуация.

В связи с тем, что в российские школы строят систему образования на основе новых ФГОС, учитель истории вынужден кардинально менять и привычную методику проведения уроков.

Обновлённый образовательный Стандарт предполагает вводить в обучение системно-деятельностный подход. Данный подход базируется на воспитании и развитии таких качеств у обучающихся, которые отвечали бы тем задачам и требованиям, выдвигаемым информационным обществом и демократической системой нашего государства.

Кроме того, новый Стандарт предполагает развитие обучающихся на основе так называемых личностных учебных действий. В данном случае речь идет о многообразии форм организации учебного процесса, при котором акцент делается на индивидуальность каждого ребенка. Особое внимание в связи с этим уделяется развитию познавательной деятельности обучающихся. Именно учет познавательной деятельности каждого обучающегося и степень его интереса к истории дает возможность учителю не только собирать материал для очередного урока, но и обеспечивает вполне плодотворную деятельность учителя и обучающегося.

Как отмечают исследователи, с целью повышения познавательной деятельности обучающихся на уроках истории в 9 классе педагог должен учитывать особенность изучения не только теоретического, но и фактического материала, картографического материала и документальных источников. Развитие познавательной деятельности напрямую связано с развитием интеллектуальных и волевых способностей. Именно поэтому данный процесс должен носить целенаправленный и системный характер.

Многолетний опыт учителей истории вполне убедительно доказывает, что наличие определённых условий на уроках истории позволяет повысить уровень познавательной деятельности обучающихся. Большую роль в данном процессе играют такие приемы, как ориентация на жизненный опыт обучающихся, обязательная связь с реалиями жизни, использование цифровых технологий.

Кроме того, на познавательную деятельность обучающихся оказывает влияние создание проблемной ситуации, внедрение элементов поискового характера, создание на уроке творческой обстановки.

В связи с этим современный учитель должен почти кардинально изменить как методы обучения, так и формы организации учебного процесса, которые бы позволили не только развивать познавательную деятельность обучающихся, но и создавать условия для того, чтобы знания школьниками добывались самостоятельно из разных источников.

В связи с этим для стимулирования познавательной деятельности обучающихся на уроках истории в 9 классе учитель должен преследовать следующие задачи:

- приобретение знаний, умений и навыков (ЗУН);

- создание атмосферы, способствующей формированию не только познавательных, но и творческих способностей каждого обучающегося;

- создание условий для осознанного понимания и прочного усвоения предлагаемого материала;

- выработка умений воспринимать исторические события в неразрывной связи с современностью;

- развитие персонифицированного мышления;

- развитие умений и навыков применять полученные на уроке знания;

- обучение навыкам самостоятельной работы.

Поставленные выше задачи требуют внедрение таких принципов педагогической деятельности, которые позволят современному учителю использовать личностно-ориентированный подход, то есть создание атмосферы, направленной на выявление индивидуальных способностей каждого обучающегося и активное их развитие.

Кроме того, работа учителя, направленная на активизацию познавательной деятельности, должна предполагать обязательную стимуляцию, ведущую к усилению самого процесса самопознания. Самопознание в свою очередь представляет собой своеобразную цепочку, которая включает в себя

восприятие материала, его целенаправленное усвоение и осмысление, само интерпретацию полученных на уроке знаний.

Необходимо отметить, что такая работа может осуществляться как на всех этапах урока, так и на одном их них. Важно при этом лишь одно: учитель должен соблюдать следующие принципы:

- активизировать обучение настолько, чтобы обучающиеся могли применить полученные знания, умения и навыки на практике;

- учитывать индивидуальные способности каждого обучающегося;

- обеспечить креативный процесс обучения, предполагающий развитие познавательной деятельности обучающихся.

Вполне естественно, что учитель должен осознавать длительность данного процесса, не ожидать сиюминутного результата, так как активность любого ребенка способна возрастать лишь постепенно. Кроме того, учитель не должен предлагать заданий, которые базируются на быстром переходе с одного вида деятельности на другой. Даже самому способному обучающемуся необходимо время на то, чтобы он сумел обдумать ответ (на импровизацию способны лишь немногие).

Такая работа возможна только при творческой атмосфере во время урока, которая предполагает ориентацию на определенную степень свободы общения и готовность включиться в совместный поиск решения поставленной учителем задачи. Вполне естественно, что подобные уроки способны сформировать у обучающихся состояние комфортности, пробудить открытость, снять чувство страха и способствовать активному взаимодействию на уроке и с учителем, и одноклассниками.

В классе всегда есть такие обучающиеся, у которых творческая активность начинает проявляться только в конкретной ситуации. Например, интересная для него тема урока или непривычные приемы подачи материала.

Как отмечают исследователи, это может быть обусловлено определённой степенью эмоциональной возбудимости, которая в ряде случаев не базируется на умениях и навыках самостоятельной работы [1, с. 45]. Как правило, на

протяжении урока такие обучающиеся могут довольно быстро подключиться к тому или иному виду работы, но даже при малейшем затруднении способны практически полностью утратить интерес. Кроме того, такие дети могут быстро и правильно дать ответ даже на самый сложный вопрос, но, к сожалению, это происходит лишь спорадически.

В данном случае необходима своевременная помощь учителя, который сможет вовремя заметить степень интеллектуальной усталости и помочь ребенку снять волевую индифферентность и повысить его интерес к происходящему на уроке.

Главной задачей для учителя в данной ситуации будет являться желание стимулировать интерес как к определенной теме, так и к истории в целом. Но достичь этого возможно только при условии совмещения проблемного и творческого начала, которое позволит учителю расширить рамки предлагаемого школьными учебниками материала и способствовать углубленному восприятию отечественной истории.

Так, например, интерес может вызвать изучение периода Великих реформ времен Александра II. Активность обучающихся, как правило, вызывает военная реформа, сутью которой стал переход от рекрутской системы формирования вооруженных сил ко всеобщей воинской обязанности, когда сроки службы зависели от уровня образования. Всплеск интереса к данной теме спорадически был обусловлен современными событиями, происходящими в Украине.

Девятиклассники обратили внимание на принцип контрактной основы формирования современных вооруженных сил России. В связи с этим спонтанно возникшая параллель между событиями прошлого и настоящего способствовала возникновению интереса к процессам, происходящим во второй половине XIX века в общественной жизни Российской империи. У ребят появилось желание узнать подробности жизни создателей военной реформы и последствиях ее применения во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. при освобождении Балканского полуострова от турецкого владычества.

Появившуюся заинтересованность обучающихся учитель сможет поддержать, обратившись к следующей системе методов:

- дискуссии:

- дебаты;

- игровые технологии;

- развивающие обучение видео технологии;

- развивающие обучение компьютерные программы;

- технологии, носящие проблемно-модульный характер;

- тестирование.

Наибольший интерес при изучении темы, связанной русско-турецкой с войной 1877-1878 гг., у обучающихся, конечно же, вызывает просмотр видео «Памятные битвы русско-турецкой компании 1877-1878 гг.». Во время работы над фильмом ребята работают в творческих группах. Данный прием приводит к своего рода соревнованию, которое не только стимулирует познавательную деятельность, но и вырабатывает умение работы в команде, навыки публичного выступления, способность делать выводы. Не подлежит сомнению, что на уроке истории дискуссии и дебаты просто необходимы, так как развивают довольно значимые личностные качества: умение приводить контраргументы, высказывать свою точку зрения только после того, как оппонент высказал все свои аргументы. Но главная особенность заключается в том, что полученные в ходе дискуссий и дебатов умения, обучающиеся смогут применять в жизни, так как они развивают способность критически мыслить, подвергать сомнению правильность собственных идей, отстаивать свою позицию.

Например, проведенная дискуссия на тему «Реформы Петра I - это благо для России или зло?» способствует зарождению интереса не только к личности императора, но и к эпохе в целом.

Результативность такой работы прослеживается в создании таких условий для обучающихся, при которых они смогут воспринимать действительность во всем ее многообразии, сумеют найти множество различных подходов для

решения поставленной задачи, и погрузившись в эпоху захотят найти и другие факты.

Не менее важное место в процессе активизации познавательной деятельности девятиклассников занимают технологии, связанные с игровым началом, так как увлекают обучающихся не только на поисковом уровне, но и на творческом. Такой вид работы актуален при изучении тем, связанных с усвоением конкретных исторических фактов и исторических деятелей.

Эмоциональность, заложенная в игровом действии, способствует и активизации абсолютно всех психических процессов. В связи с этим учебный материал, который усваивают обучающиеся проходит через определенного рода практику, вносит не только разнообразие в учебный процесс, но и повышает интерес к изучаемому материалу. Ведь именно игра способствует реализации воображения и фантазии, роль которых неоценима при изучении истории. Кроме того, именно игра поможет помочь проникнуть в быт то или иной эпохи и понять ее эстетические нормы.

Не секрет, что на современный урок уже невозможно представить без коммуникационных технологий. Применение компьютерных программ позволяет учителю не только модернизировать учебный процесс, но и активизировать познавательную деятельность обучающихся. На таком уроке школьники с большим интересом находят необходимый материал и с удовольствием включаются в исследовательскую работу. В большинстве случаев уроки такого типа носят не только исследовательский, но и творческий характер.

Но, пожалуй, самое важное в процессе активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории является желание самого учителя сделать все возможное для того, чтобы заинтересовать ребят. Без этого желания даже по последнему слову техники оборудованный кабинет не принесет желаемый результат.

В.А. Сухомлинский неоднократно говорил о том, что безделье школьника за партой калечит его морально, потому что в сфере мысли ребенок должен быть постоянным тружеником [2, с. 234].

Список литературы:

1. Студеникин М.Т. Современные технологии в преподавании истории в школе. М.: ООО «Гуманитарный издательский центр «Владос». 2007. 250 с.

2. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политическая мысль. 1962.

270 с.

3. Сидорова И.В., Сиротина О.Г. Применение информационно-коммуникативных технологий обучающихся на примере проектно-исследовательской деятельности на уроках истории // Наука и Образование 2022.Т.5.№1

4. Трусова А. С., Свотнева Л. Н. Этнокультурная модель организации работы с учащимися на уроках истории по формированию безопасной образовательной среды // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1. - EDN MVNVST.

5. Хорохорин Д.А., Сидорова И.В., Хатунцева М.А. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся// Наука и Образование 2022.Т.5.№1

UDC 37.026.1

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN HISTORY LESSONS IN THE 9TH GRADE

Nadegda V. Knyazeva

master's student gectym03@yandex.ru

Inna V. Sidorova

Ph.D., Associate Professor sidorova. innavladimirovna@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Annotation. The article analyzes the main methods and techniques of the teacher's work, which are aimed at activating cognitive activity in history lessons in the 9th grade and developing students' abilities that are put forward by the updated educational standard.

Keywords: educational standard, cognitive activity, interest, problem situation.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.