Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Инна Владимировна, Сиротина Олеся Геннадьевна

Исследуется развития исследовательских умений у обучающихся общеобразовательных школ с применением информационно-коммуникативных технологий. Рассматривается проектно- исследовательская деятельность как важнейший элемент в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорова Инна Владимировна, Сиротина Олеся Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES OF STUDENTS ON THE EXAMPLE OF DESIGN AND RESEARCH SKILLS IN HISTORY LESSONS

The development of research skills among students of secondary schools with the use of information and communication technologies is investigated. Design and research activity is considered as the most important element in the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

УДК 37.026.1

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Инна Владимировна Сидорова

кандидат педагогических наук, доцент sidorova. [email protected] Олеся Геннадьевна Сиротина

магистрант [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. Исследуется развития исследовательских умений у обучающихся общеобразовательных школ с применением информационно-коммуникативных технологий. Рассматривается проектно- исследовательская деятельность как важнейший элемент в образовательном процессе.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, проектно- исследовательская деятельность.

В современном мире стремительными идут процессы расширения информатизации и углубления гуманизации, в связи с чем, характер образовательного процесса XI века претерпел существенные изменения. Ведущей тенденцией в развитии мирового образовательного пространства на сегодняшний день является формирование информационного общества, ориентация на непрерывное обновление всех сфер жизни социума, способных развивать обучающегося как личность, осведомленную об опыте человечества и ориентированную на будущее. Главенствующей целью школьного образования на сегодняшний день является, подготовкой ученика к социальной жизни активной коммуникативной деятельности, и, как итог обеспечение возможности к самообразованию и самоопределению личности обучающегося, развитие индивидуальности. Таким образом, возникает необходимость обучать школьников различным способам получать знания в целях развития способности самостоятельно мыслить, анализировать. Современная система образования в Российской Федерации отдает центральную позицию личности человека, ее гармоничному развитию с учетом ее индивидуальных особенностей. Указанный факт отражен в ряде документов: Федеральном законе « Об образовании в Российской Федерации» (2012г); Федеральном государственном образовательном стандарте основного и общего образования (2010г), государственной программе Российской Федерации « Развитие образования» ( 2018г).

« Раньше можно было более или менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, повторяя действия, уже принесшие успех ранее, опираясь на опыт и знания, накопленные предшествующим поколением...Нужно было заранее хорошо выучить, в чем состоят эти решения и норма и как их применять на практике» [6]. В современном мире уже такой подход не актуален, а значит именно самостоятельность и инициативность уже в приоритете.

Главная задача в современном образовании является, подготовка обучающихся современным изменениям в обществе, находить информацию

среди огромного ее потока. Одним из важных инструментов с помощью которых это и будет реализовываться в современном мире являются, использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной среде. Важность ИКТ на современном этапе обучения, доказана результативностью их применения. В системе современного образования учитель уже не транслирует знания, а создает условия для их поиска, самостоятельной работы, а вследствие творческой самореализации. Именно на этом этапе образовательного процесса информационные технологии необходимы обучающимся. Результатом использования ИКТ на уроках истории - это наглядность, красочность, интерактивность, информативность. Используя ИКТ формируется человек умеющий самостоятельно находить нужную информацию, делать выводы, выдвигать гипотезы, производить анализ, экспериментировать, а самое главное получать информацию из максимально большого количества источников.

Практика показывает, что школьная программа- это необходимый элемент сферы образования, без которого процесс обучения невозможно сделать эффективным, преподаваемый материал обязан быть структурированным, с учетом возрастных особенностей обучающихся. Исходя из всех требований в настоящий момент один способов реализовать, все свои умения у обучающегося является проектно-исследовательская деятельность.

Проектная деятельность на этапе своего зарождения за рубежом имела весьма абстрактный характер, более подходила к внеклассной деятельности, либо в сфере дополнительного образования в связи с тем, что подразумевала преимущественно реализацию творческих способностей, а не стимулирование познавательной деятельности. Однако уже на данном этапе проектная деятельность развивала самостоятельность у обучающихся, формировала зачатки адаптивности к современным условиям. Российские педагоги разрабатывали основы проектного обучения параллельно с зарубежными. Первые попытки внедрить проект в образовательный процесс были предприняты уже в начале XX века. Особо широко проектно-

исследовательская деятельность применяется преподавателями на уроках истории. Применение проектно - исследовательской деятельности на уроках истории это:

формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера [4, 5, 7,8].

В ходе работы над проектами обучающиеся приобретают новые умения и добывают новые знания, становятся инициативными, способными к креативному мышлению, а самое главное у детей развивается проектное мышление, а это наши будущие лидеры в политике, спорте, искусстве и науке.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.

2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644

3. Грандова С.И. Влияние ИКТ на психофизическое здоровье учеников начальной школы // Преподавание истории в школе. 2017.

4. Григоренко Т.Ф. Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности [Электронный ресурс]: Преподавание истории в школе. Режим доступа: http://pish.ru/blog/archives/2585.

5. Карма А. Е. Проектная деятельность на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2013. № 1. - С. 160

6. Переверзев Л.Б. Проектный подход к образовательным проблемам. Материалы городского семинара « Методология учебного проекта» .М., 2001

7. Сидорова И.В., Гераськина В.А., Томонов Д.С. Дебаты на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции у школьников // Наука и Образование. 2021. Т.4. №1.

8. Сидорова И.В., Черникова Н.В. Актуальные проблемы инновационной деятельности педагога в свете теории и практики // Мир науки. Вопросы педагогики и психологии. 2021. Т.9. №2.

UDC 37.026.1

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES OF STUDENTS ON THE EXAMPLE OF DESIGN AND RESEARCH SKILLS IN HISTORY LESSONS

Inna V. Sidorova

Ph.D., аssociate Professor [email protected]

Olesya G. Sirotina

graduate student [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The development of research skills among students of secondary schools with the use of information and communication technologies is investigated. Design and research activity is considered as the most important element in the educational process.

Keywords: information and communication technologies, design and research activities.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022. The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.