УДК 37.017.4
АКТУАЛЬНОСТЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ася Сергеевна Трусова
кандидат филологических наук, доцент
[email protected] Олеся Николаевна Яковлева
магистрант [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается важность гражданско-патриотического направления во внеурочной деятельности. Характеризуется, как данный вид деятельности помогает в решении главных воспитательных задач в условиях использования ФГОС нового поколения. Описаны технологии, применяемые педагогическими работниками во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, внеурочная деятельность, воспитание гражданина, гражданско-патриотическое воспитание.
На сегодняшний день перед образовательными организациями ставят серьезные задачи по формированию и воспитанию нового поколения. Государство делает социальный заказ, по которому необходимы смелые, дисциплинированные, мужественные и грамотные граждане. Одним из важнейших факторов формирования и развития личности является воспитание гражданственности и патриотизма. Данные направления рассматриваются как основополагающими для успешной самореализации личности.
Изучение гражданско-патриотического воспитания были, и остаются актуальными, посей день, это связно в первую очередь с изменением в духовной сфере социума. Вопросы по воспитанию гражданственности и патриотизма всегда интересовали и известных ученых и общественных деятелей. Именно их можно отнести к основоположникам изучения теоретических аспектов воспитания гражданственности и патриотизма: Аристотель, Ж.Ж. Руссо, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.П. Куницын. С педагогической точки зрения, данная тема рассматривалась А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, К.Д. Ушинским и др.
Ведущую роль в развитии гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения лежит на плечах педагогических работниках.
Рассматривая со стороны социально-педагогической направленности формирование гражданственности и патриотизма, видим, что оно демонстрирует основу социально-нравственной ценности, отношение обучающихся к Родине, что выступает объектом ценностного отношения. Данный подход взаимообусловлен тем, что гражданственность и патриотизм как явления общественного сознания не просто описывают действительное явление реальности, но и выносят оценку, одобряют дальнейшее развития и требуют дальнейшего совершенствования [1].
В психолого-педагогическом аспекте гражданско-патриотическое воспитание представляется как сложное, многогранное интегральное качество, проявляющееся в отношении личности к людям, обществу, труду и другим
видам деятельности, к материальным ценностям, формирующимся в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений.
На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания подрастающего поколения. Смысл нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознании обучающихся к высоким идеалам отечественной истории и создании у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении России. Непростая задача стоит перед образовательной организацией, чтобы вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот» [2].
Патриотизм - своего рода социальный концепт, который постепенно развивается в соответствии с культурной активностью людей.
Патриотическое воспитание сегодня состоит в том, что для подрастающего поколения необходимо новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание и чувства современных обучающихся
[3].
Эффективней развитие патриотизма и гражданственности среди обучающихся прослеживается через внеурочную деятельность, она является одной из форм учебно-воспитательного процесса. Данная деятельность является актуальной для обучающихся в удовлетворении их социальных потребностей, участие в общественных мероприятиях гражданско-патриотического направления носит общественно полезный характер [4].
Основа внеурочной деятельности заключается в том, что при ведении ее главное учитывать интересы обучающихся, что помогает в формировании полноценной личности, в связи с чем процесс обучения становится увлекательнее.
Участие в общественных мероприятиях, которые организуются организациями ведущие внеурочную деятельность, способствуют уважительному отношению к старшему поколению, проявлению интереса к истории, обычаям и традициям народов, любви к Родине.
Формируя личность нового поколения педагогическим работникам в помощь, требуются определенные педагогические технологии. К одним из главных педагогических технологий следует отнести использование ИКТ, что является неотъемлемой частью как учебного, так и воспитательного процесса.
Технология проектной деятельности во внеурочной деятельности, помогает активизировать молодежь к изучению, поиску, анализированию и представлению актуальных тематик, гражданско-патриотической направленности [5].
Благодаря проектно-исследовательскому процессу у обучающихся активнее формируется культура умственного труда. Современные программы включают проектную деятельность, как одну из основных педагогических технологий в различных курсах и внеурочной деятельности.
Не менее популярна проблемно-диалогическая технология, которая помогает обучающимся ответить на вопросы развернуто, учит обучающихся находить решения на проблемы любой сложности. Данная технология развивает УУД и создает условия для получения необходимой информации, что в процессе позволяет сделать логические выводы.
Так же важна технология оценивания, которая помогает обучающимся избавиться от страхов и сомнений, и обучает их к самостоятельному оцениванию, нахождению и исправлению собственных ошибок, что в итоге способствует их мотивации на достижении успеха.
Рассматривая тему через призму социальной действительности, можно сделать вывод, что гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Именно направление духовно-нравственного воспитания, помогает педагогическим работникам сформировать у молодого поколения чувство конституционного долга и гражданской позиции.
Список литературы:
1. Сидорова И.В., Илюхин К.Э., Томонов Д.С. Воспитание патриотизма как актуальная проблема современного общества // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.
2. Сидорова И.В., Виданова Н.В. Духовно-нравственное воспитание обучающихся в процессе изучения событий великой отечественной войны с использованием краеведческого материала // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 97.
3. Мелехов А.С. Патриотическое воспитание при изучении истории России в высшем учебном заведении // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 211.
4. Трусова А.С., Толмачева Н.В. Исторический аспект патриотизма и его роль в возрождении периферийной культуры жизни общества // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: материалы Национальной контент-платформы. Мичуринск, 2019. С. 183-185.
5. Трусова А.С., Климанов А.Г. Внеурочная воспитательная деятельность // Наука и Образование. Т 4. № 2. 2021.
UDC 37.017.4
THE RELEVANCE OF THE CIVIL-PATRIOTIC DIRECTION IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Asya S. Trusova
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor
[email protected] Olesya N. Yakovleva master student [email protected]
Michurinsky State Agrarian University
Michurinsk, Russia
Abstract. The article discusses the importance of the civic-patriotic direction in extracurricular activities. It is characterized how this type of activity helps in solving the main educational tasks in the conditions of using a new generation of FGOS. The technologies used by teaching staff in extracurricular activities are described.
Key words: citizenship, patriotism, extracurricular activities, education of a citizen, civic and patriotic education.
Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022. The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.