LH
s ^
о
LH
< et
LH
# * *
350
Литература:
1. Баищева М.И. Становление созидающею человека в этнокультурных традициях народа саха: монография/М.И. Ьаишева. - Якутск: СВФУ, 2015, -162 с.
2. Букина H.H. Развитие управления неформальным образованием взрослых в условиях модернизации // Системное управление образованием аз рослых в условиях модернизации/под ред.
A.И.ЖилииоЙ.-Т.2-СПб.:ИОВРАО,200.-СЛОН 21.
3. Волков Г.Н., Петрова Т.Н., Паникин А.Б. Введение е ^тн о пода го гику: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Ьолышя медведица. Элиста; Калм. гос. ун-т, 2006. - 368 с.
4. Вершловский С.Г. Образование взрослых в Рос сии: вопросы теории // Новые знания. - 2004. -№3. - С. 1-7.
5. Климов С. М. Неформальное образование: проблемы экономики и управления. - СПб. ■: Знание, 1998.-С.18.
6. Кондратьев П. П. Сатабыл уеРэ5э Дь оку у екай: ИРОиПК, 2013.-360с.
7. Золотые страницы дополнительного образования детей в Якутии: сборник статей / Респ. ресурсный центр "Юные Я кутя не". Якутск i Цикл, 2018. - 280с.
8. Махлин М.Д. Особенности неформального образования взрослых как объекта управления // Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии,теории и практики. Т.1. Кн.5. Управление образованием взрослых / под ред.
B.И. Подобеда, А. И. Жилиной - СПб. : ИОВ РАО, 2000.-С. 144-152.
9. Мухлзева Т. В. Международный опыт неформального образования взрослых /Т.В. Мухлаева // Человек и образование: Академический вестник Института образования взрослых РАО. №4(25).-2010,-С. 158-162.
ТО.Мацкевич В.В., Мацкевич С.А. Водолажская Г. Стандарты и стандартизация в неформальном образовании: подходы и определения // Адука-тар: [жури, неформален, образования]. - 2006. -№9.-С. 13-21.
11.Меморандум непрерывного образования европейского Союза. URL: http://www.znanie.org/
jorna!/n1_01 /nepreriv_obraz.htm! (дата обращения: 11.09.2012).
12.Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н., Шергина Т.А., Марфусалова В.П., Оконешникова Н.В., Борисова Т.М. Специфика подготовки тьютора-педагога для малокомплектной и кочевой школы Северо-Вос-тока России в вузе // В мире научных открытий. -2015.- №11.1(71),-С. 678-688.
13.Ноговицын В.П. Реализация личностного потенциала структурой школьного самоуправления // Педагогический журнал. - 2019. - 7'. 9. - № 5А. -4.I!.-С. 152-159.
14.Ноговицын В.П., Саввинов А.С., СВФУ им. М.К. Аммосова. Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров в Якутии, Арктика: перспективы устойчивого развития: сборник докладов у час тников Международной научно-практической конференции (Якутск: ГАУ "Центр стратегических исследований Республики Саха (Якутия)" 2015. -576 с.
15. Указ Президента РФ от 7 мая 2016 г. Ne 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Режим доступа: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/7183 7200/
16.Чехордуна Е.П. Этнокультурные основы педа гогики олонхо. (электр. ресурс). - Киров : МЦНИП, 2013. -118с.
17.Шергина Т.А., Борисова Т.М. Особенности специфики образовательного процесса кочевых школ в условиях Севера // В мире научных открытий. - 2015.- №11.1(71).- С. 469-479. 18.Этнокультурное образование в дальневосточном федеральном округе Российской Федерации: коллективная монография / М-во образования Респ. Саха (Якутия), ФГБНУ "Инт нац.шк. Респ. Саха (Якутия)" (сост.: д. соц. н., к.псих.н., проф. У. А.Винокурова, к.п.н. С, С. Семенова; отв. ред. У. А. Винокурова). - Якутск: Медиа-холдинг "Якутия" 2015. -416 с.
19. Coombs р. and Ahmed М. Attackíng Rural Poverty. How non-formal educátiorí can help, Baltiniore: John Hopkitis Press., 1974,
20.Jeffs, T. Using Informal tducation. An aíternatíve to ca s e wo rk, tea с hí n g a n d с ontro I / T. Jeff s, M. К. Sm ith (eds).- Milton Keynes: Open University Press. - 1999. - 68 pp.
EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN AS A MEANS OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION EDUCATION
Omarov Omarkhan Nurmagomedovieh, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor
Zakaryaeva Siyadat Ziaudinovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor
Su/eymanova Raisa Valiabdullaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor
Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Republic of Dagestan
The article deals with the problems associated with the formation of civic qualities and Patriotic feelings of schoolchildren by means of extracurricular activities. As an integral part of the educational process, extracurricular activities are a mechanism that reveals the internal logic and structural components of the process of civil and Patriotic education. In the process of implementing extracurricular activities, a General education organization must create the necessary conditions to develop basic value orientations. Therefore, when planning educational work, it is important to take into account the methodological foundations and principles of civil and Patriotic education. A significant expansion of students 'understanding of the essence of citizenship and patriotism is facilitated by events, the content of which is dominated by materials about the historical events of the country, state symbols, and traditional cultural values. From these positions, the organization and implementation of extracurricular activities
of educational organizations, due to its educational potential, largely determines the orientation of students to their socialization, being the most important mechanism of civil and Patriotic education.
Keywords: general education organization; patriotism; citizenship; education; extracurricular activities; personality of the student,
DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.64
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПА ТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием граждане ких качеств и патриотических чувств школьников средствами внеурочной деятельности. Будучи составной частью учебно-воспитательного процесса, внеурочная деятельность представляет собой механизм, раскрывающий внутреннюю логику и структурные компоненты процесса гражданско-патриоти-ческого воспитания, В процессе реализации внеурочной деятельности общеобразовательная организация должна создавать необходимые условия, позволяющие развивать основные ценностные ориентиры. Поэтому при планировании воспитательной работы важно принимать во внимание методо логические основы и принципы гражданско-патриотического воспитания. Значительному расширению представлений у школьников о сущности гражданственности и патриотизма содействуют мероприятия, в содержании которым преобладают материалы об исторических событиях страны, государственной символике, традиционных ценностях культуры, С этих позиций, организация и реализация внеурочной дея тельности общеобразова тельных организаций, благодаря своему воспитательному потенциалу, в значительной степени обусловливает ориентацию учащихся на их социализацию, являясь важнейшим механизмом гражданско-патриотического воспитания. Ключевые слова: общеобразовательная организация; патриотизм; граждан ствениость; воспитание; внеурочная деятельность; личность школьника.
УДК 37.88 ВАК РФ 13.00.01
? Омаров О.Н., 2020 ЪЗакарьяева С3„ 2020 S Сулейманова Р.В., 2020
О ш
0
СИ -О
ш
СК
1 о
со «
го
S
351
В современных условиях глобализации человеческого сообщества остро встает вопрос о роли воспитательного процесса подрастающего поколения, способствующего формированию традиционных ценностей: гражданственность, патриотизм, культурная самобытность, готовность к активному участию в общественной жизни.
С этих позиций актуализируются вопросы, связанные с организацией воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях в рамках внеурочной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и организуемая во внеурочное время, должна быть, направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей школьников. Ее воспитательный и образовательный потенциал необходимо использовать для формирования гражданско-лзтриоти ческой позиции учащихся, вовлечения их в соответствующие тематические кружки и мероприятия [5, 56; 7, 711 ].
Участие в социально значимых мероприятиях во внеурочное время позволит учащимся направить свой потенциал на развитие таких качеств, как: уважительное отношение к старшему поколению, стремление к изучению истории родного края, усовершенствование духовно-нравственных ориентиров, ответственность [1, 96),
В рамках внеурочной деятельности формирования гражданско-патриотического воспитания реализуются следующие задачи:
- выявление личностных интересов и склонностей учащихся во всевозможных видах деятельности;
- создание условий, содействующих формированию положительных личностных качеств ученика;
ОМАРОВ Омархан Нурмагомедовшч, кандидат педагогических наук, доцент
ЗАКАРЬЯЕВА Сиядат Зшяудиновна, кандидат педагогических наук, доцент
СУЛЕЙМАНОВА Раиса Валиабдуллаевна, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра Педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Республика Дагестан
- формирование знаний о ключевых исторических событиях и значимых датах;
- реализация условий для неформального общения учащихся, их тесного взаимодействия и сотрудничества.
Спецификой формирования грзжданско-патриотического воспитания в рамках внеурочной деятельности является преодоления противоречий между ожидаемым результатом и ее эффективностью. Так, в качестве результата организованной внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию является непосредственное участие школьника в разнообразных мероприятиях. А эффективностью такой деятельности выступают итоговые последствия результата, то к чему привела эта деятельность, а именно осознанная гражданско-патриотическэя позиция школьника.
В основе организации внеурочной деятельности по реализации гражданско-пзтриоти-ческого воспитания лежат следующие педагогические принципы:
1. Креативность, оказывает содействие в формировании индивидуальных качеств школьников, помогает им реализоваться в коллективной деятельности.
2. Успешность и социальная значимость направлены на усиление желания в достижении поставленных целей.
3. Гуманизация - соответствует интересам и потребностям учащихся, позволяющий проявляет самореализацию, индивидуальность и самовыражение.
4. Вариативность - дает возможность добровольного участия в тех или иных мероприятиях и свободы выбора.
5. Системность позволяет установить взаимосвязь между всеми участниками воспитательного процесса, то есть между учителями, учащимися и их родителями,
С этих позиций организация и реализация внеурочной деятельности общеобразовательных организаций, благодаря своему воспитательному потенциалу, в значительной степени обусловливает ориентацию учащихся на их социализацию, являясь важнейшим механизмом, позволяющим воспитать гражданина и патриота, любящего свою Родину (3,54; 6,87],
В качестве основных направлений гражданское зт р и отического воспитания, выделяемых в разнообразных программах внеурочной деятельности образовательных организаций, выступают:
- нравственно-духовное направление, помогающее учащимся осознать высшие ценно-
сти и ориентиры нашего общества, понять социально-значимые процессы и явления современной жизни, следовать правилам и определенным принципам;
- краеведческое направление - ориентировано на реализацию мероприятий, посвященных изучению значимых исторических периодов нашей страны, тем самым укрепляя чувство гордость за подвиги, совершенные старшим поколением и формируя новые знания о родном крае, городе селе и т.д.:
- правовое направление, оказывающее влияние на развитие правовой культуры и за-конопослушание, формирующее знания и уважение к законодательным нормам и актам, помогающее сопоставлять и оценивать те или иные политические события, воспитывающее уважение к государственному гимну и символике;
- социальное направление - способствует формированию активной позиции в вопросах культурно-нравственной и исторической пре-емственности^одействуетразвитиюсобствен-ной жизненной позиции, а также проявлению чувств великодушия и сочувствия, проявлению заботы о социально не защищенных слоях населения;
- военно-патриотическое направление -содействует формированию у старшеклассников желания служить в Российской Армии, знать историю ее становления, чтить воинские традиции, быть всегда готовым к защите Родины, гордиться защитниками и героями, в разные периоды времени защищавших Отечество;
- спортивное направление - в процессе занятий физической культурой и спортом поддерживает и развивает волевые качества подрастающего поколения, способствует формированию мужества, смелости, храбрости, выносливости, отваги, стойкости, пунктуальности и дисциплинированности;
- культурное направление - ориентировано на формирование индивидуальных творческих способностей старшеклассников, приобщая их к изобразительной деятельности, музыкальному фольклору, литературно-худо-жественному творчеству, к обычаям и традициям нашей многонациональной страны.
По нашему мнению, гражданско-патриоти-ческое воспитание включает в себя целеустремленный, определенный нравственными и духовными основами процесс Данный процесс должен способствовать к активной деятельности учащихся, становлению и развитию личности, обладающей качествами граждани-
на и патриота своей страны. Реализация граж-данско-патриотического воспитания обеспечивается непосредственным приобщением учащихся к великому историческому наследию нашей страны, к ее многообразной культуры, чувства ответственности за ее судьбу, ориентации на служение интересам Родины, готовности к ее защите.
Значительному расширению представлений у школьников о сущности гражданственности и патриотизма содействуют мероприятия, в содержании которых преобладают материалы об исторических событиях страны, о ее героических защитниках, о государственной символике, традиционных ценностях культуры, Благодаря гражданско-латриотическому воспитанию проявляются чувства ответственности за будущее своей Родины, крепнет любовь к ней, проявляется чувство гордости за ее могущество и независимость, развиваются нравственные и духовные ценности [2,18],
Граждзнско-патриотическое воспитание направлено на формирование целостного представления о личностных качествах, объединяющихся в единство духовности, нравственности и социализации ученика. При этом вопросы, связанные с гражданской компетентности учащихся тесно связаны с развитием у них фундаментальных основ родной культуры, предопределяющих гражданское самосознание. Формируя, у школьников традиционные ценностные ориентиры, важно опираться на основу социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, а также культурно-исторических традиций родного края.
Воспитательный процесс формирования гражданских качеств и патриотических чувств школьников представляет собой совокупность компонентов, состоящих из политических, правовых и нравственных образований, реализуемых непосредственно в рамках организации внеклассной и внеурочной работы, привлекая учащихся к участию различных мероприятий, форумах, конкурсах, круглых столов и т.д. [4,112],
Организация и реализация гражданско-пат-риотического воспитания в общеобразовательных учреждений, которая осуществляется в рамках внеурочной деятельности учащихся, по нашему мнению должна осуществляется в три этапа:
1. Первый этап - формируется целостное мировоззрение; нормы и правила поведения, помогающие осознать себя частью общества; вырабатываются коммуникативные способно-
сти; развивается творческий потенциал школьника, помогающий ему внести свой вклад в развитие страны.
2, Второй этап - характеризуется формирование системы традиционных ценностей и установок, помогающих приобрести новые знания и умения, необходимые для социализации в обществе. При этом основой гражданско-пат-риотического воспитания является уважение к законодательным актам, правовым взаимоотношениям и ответственности перед обществом.
3. Третий этап - способствует расширению и углублению знаний о процессах, происходящих в разнообразных общественных сферах; помогает определиться с собственной гражданской позицией. Основная задача данного этапа заключается в общественной деятельности учащихся, в их способности и умении защищать свои права и права других людей, в готовности строить индивидуальную и коллективную деятельность.
В контексте нынешней нестабильной политической ситуации проблема гражданско-пат-риотического воспитания подрастающего поколения предоставляет приоритетные возможности для проведения воспитательных мероприятий, способствующих формированию основных традиционных ценностных ориентиров.
Таким образом, внеурочная деятельность общеобразовательных организаций, в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу, определяет ориентацию конкретной личности. При этом являясь стержневым механизмом, внеурочная деятельность обеспечивает создание условий, способствующих процессу формирования гражданских качеств и патриотических чувств учащихся. Как нельзя лучше сформированные чувства проявляются в активном участии школьников в мероприятиях, организованных в рамках внеурочной деятельности. Воспитательная работа, проводимая общеобразовательными учреждениями, помогает ученикам осознать свою значимость, роль и место в общественной жизни страны, личную ответственность за ее процветание. В качестве результата, проводимой гражданско-патриотической воспитательной работы, у школьников сформируются лучшие человеческие качества и будет заложена духовно-нравственная основа.
Литература:
1. Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность каксред-
ство формирования социальной компетентности учащихся// Актуальные задачи педагогикиг
LU
s ^
о
LU
# * *
354
материалы V Между на р. науч. конф. {г. Чита, апрель 2014 г.). Чита : Издательство Молодой ученый, 2014.-С. 92-106.
2. Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи// Педагогика. - 2010. № 9. С. 10-21.
3. Головня Е, В. Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности // Молодой ученый. - 201 7. - № 15.2 {149.2). - С. 54-56.
4. Котруца Л, И. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: диссертация . ..кандидата педагогических наук: специальность 13.00.01 / Л.И. Котруца. Майкоп, 2009. ■ 208 с.
5. Обществозизние : учебник для 9 класса / Кравченко А.И., Певцова Е.А, -11-е изд. - М., 2011. -224 с.
6. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социальное равовее проектирование, изучение гуманитарного права : методическое пособие / сост. Г.В, Дмитренко, Т.С Зорина, Т.В. Черникова/под ред, Т.В, Черниковой, - М.: Глобус, 2006. - 224 с.
/. Чиркунова А. Е. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в обще образовательной школе // Молодой ученый. -2014, - № 21 (80). - С. 706-709.
< а.
LU
PROBLEMS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO YOUNGER CHILDREN WITH MENTAL RETARDATtON IN THE CONTEXT OF INCLUSIVE EDUCATION AND WAYS OF THEIR SOLUTIONS Pa nova Larisa Vasilevna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor Kirkhenko Elena Ateksandrovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor
Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Altai Repuhlik
The article is devoted to topical problems of teaching a foreign language to children with mental retardation in secondary schools. Foreign language teachers face many difficulties in their professional activities in an inclusive education environment. As a result, the development of inclusive processes in the education system is delayed. The authors of the article consider these problems and suggest ways and means to solve them.
Keywords: inclusive education; children with health disabilities; children with mental retardation; problems and difficulties of teaching a foreign language; primary general education.
DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.65
УДК 376 ВАК РФ 13,00,02
& ПановаЛ.В., 2020 & Кириченко Е,А„ 2020
ПАНОВА Лариса Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент
КИРИЧЕНКО Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент
кафедры Иностранных языков и методики преподавания, Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Республика Алтай
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Статья посвящена актуальным проблемам обучения иностранному языку детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы. Учителя иностранного языка сталкиваются со многими трудностями в профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования, в результате развитие инклюзивных процессов в системе образования задерживается, Авторы статьи рассматривают данные проблемы и предлагают пути и способы их решения.
Ключевые слова: инклюзивное образование; дети с ограниченными возмож ностями здоровья;дети с задержкой психического развития; проблемы и трудности обучения иностранному языку; начальное общее образование.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках общеобразовательных учреждений является важной и актуальной проблемой современной системы школьного образования. Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные лсихолого-медико-леда готической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий 18]. Специальные условия обучения, воспитания и развития детей с 083 включают в себя, в первую очередь, использование адаптированных образовательных программ обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и ди-