Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ БЫТА РУССКИХ ПОМЕЩИКОВ В XIX ВЕКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ'

ИЗУЧЕНИЕ БЫТА РУССКИХ ПОМЕЩИКОВ В XIX ВЕКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ / ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пятова Екатерина Константиновна, Сидорова Инна Владимировна

В работе рассматривается состояние современного российского образования, его основные цели и способы совершенствования учебного процесса. Исследован термин «внеурочная деятельность», дано определение и значение данного термина, а также сформирована структура внеурочной деятельности. В работе рассмотрены и проанализированы основные способы внеурочной работы по истории на примере быта русских помещиков в XIX веке. При анализе внеурочной деятельности в школьной программе по истории, была подтверждена ее значимость в процессе обучения, цель которой заключается в индивидуализации процесса обучения, учитывая особенности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пятова Екатерина Константиновна, Сидорова Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIFE OF RUSSIAN LANDOWNERS IN THE XIX CENTURY IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES ON HISTORY

The paper examines the current state of Russian education and its main goals and ways to improve the educational process. The term "extracurricular activity" is investigated, the definition and meaning of this term is given, and the structure of extracurricular activities is formed. The paper considers and analyzes all the main methods of extracurricular and extracurricular work on history on the example of the life of Russian landowners in the XIX century. When analyzing extracurricular activities in the school history curriculum, its importance in the learning process was confirmed, the purpose of which is to individualize the learning process, taking into account the characteristics of students.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ БЫТА РУССКИХ ПОМЕЩИКОВ В XIX ВЕКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ»

УДК 37.026.1

ИЗУЧЕНИЕ БЫТА РУССКИХ ПОМЕЩИКОВ В XIX ВЕКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ

Екатерина Константиновна Пятова

студент [email protected] Инна Владимировна Сидорова

кандидат педагогических наук, доцент sidorova. [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В работе рассматривается состояние современного российского образования, его основные цели и способы совершенствования учебного процесса. Исследован термин «внеурочная деятельность», дано определение и значение данного термина, а также сформирована структура внеурочной деятельности. В работе рассмотрены и проанализированы основные способы внеурочной работы по истории на примере быта русских помещиков в XIX веке. При анализе внеурочной деятельности в школьной программе по истории, была подтверждена ее значимость в процессе обучения, цель которой заключается в индивидуализации процесса обучения, учитывая особенности учащихся.

Ключевые слова: педагогическое образование, компетентностный подход, системно-деятельностный подход, профессиональные компетенции учащихся, формы внеурочной деятельности, внеурочная деятельность.

В России существенной проблемой на данный момент, на наш взгляд, является низкая заинтересованность обучающихся школ в профильных предметах, например, истории. Следовательно, в процессе создания у обучающихся ориентиров самоидентификации, а также первичной системы ценностей, воспитания, отсутствует акцентирующее внимание на уважение к истории Отечества. Эта проблема вызывает волнение у большинства учителей, даже не профильных предметов. Данную ситуацию возможно решить при помощи активной внеурочной работы, являющейся недостающим элементом основного учебно-воспитательного процесса обучения.

На данный момент процесс учебно-воспитательной работы претерпевает множество изменений, это связано с тем, что необходимо повышать уровень результативности процесса формирования внеурочных занятий, как один из этапов процесса обучения, повышающий его результативность. Особое внимание Правительством РФ и Министерством просвещения отдается внеурочной деятельности, это продемонстрировано в следующих законах и документах, федеральный закон «Об Образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года, Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» и других документах [6, 7].

Первостепенной целью школьного образования на сегодняшний день является подготовка обучающихся к социальной жизни активной коммуникативной деятельности, и, как итог обеспечение возможности к самообразованию и самоопределению личности обучающегося, развитие его индивидуальности. Таким образом, возникает необходимость научить школьников различным способам получать знания в целях развития способности самостоятельно мыслить, анализировать. Важной задачей во внеурочной деятельности, на наш взгляд, является вовлечение учащихся в активное изучение истории государства. Основными же задачами внеурочной деятельности являются:

1. Повышение уровня самостоятельности и вовлеченности обучающихся в процесс поиска информации по истории;

2. Развитие творческого мышления;

3. Развитие патриотизма у детей, основывающееся на мероприятиях, посвященных историческим событиям;

4. Развитие целеустремленности в изучении исторических событий и личностей в рамках XIX века.

5. Оптимизации учебной нагрузки.

^руктура внеурочной работы отличается от структуры уроков, и под данным термином принимается различный досуговый род деятельности, как научные исследования и конференции, дополнительное образование в виде кружков и секций, и т.д.

В процессе исследования нами был разработан комплект внеурочных мероприятий, основой которых является сбор, систематизация и изучение народных загадок, как исторического источника, позволяющего погрузиться в историю с помощью метафорической иронии, глазами крестьян, представляющие особенности жизни бар или помещиков.

Рассмотрим пример, метафоры «барыня», с различными вариациями, где ответом может быть кошка и собака:

Под полом (мостом) ходит барыня с колом

Следующим примером рассмотрим такую загадку:

Сидит барыня в амбаре, не свезешь её на паре.

Ответом данной загадки является печь. Интерпретируя метафоры, заложенные в данной загадке, можно сказать «Сравнение печи с барыней характерно для насмешливо-иронического склада крестьянского ума: печь и толста, и бела, и грузна - настоящая барыня. В таких сравнениях определенно сказывается классовый характер эстетических оценок народа». В действительности же, невозможно придумать образ уставшей от работы барыни, только если это не про женщин из низших групп помещиков. Данная же метафора направлена на верхние группы сословий.

Изучение загадок в школе, как один из способов исследования исторических источников не применяется, так как в народных загадках, не в полной мере отражается социальная культура того времени, взаимоотношения и исторические события. Однако для школьников этого может быть достаточно, для понимания психологии крестьян и помещиков XIX века, с помощью анализа метафор народа по отношению к помещикам.

Существенным, по-нашему мнению является то, что процесс внеурочной деятельности неразрывно связан с учебно-воспитательной работой в организации. Под функциями управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении будем понимать реализуемые в широком смысле педагогические задачи, предопределяющие оптимальное построение основ и практики учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении [1, с. 2].

В заключении отметим, что внеурочная деятельность направлена на повышение уровня поиска новой информации учителем, а также профессиональных компетенций учеников, учитывающая их индивидуальные особенности. Таким образом, дополнительные, внеурочные занятия по истории позволят повысить уровень изученности предмета, сформировать личность ученика, с точки зрения образования [3,4,8].

Список литературы:

1. Калистратова В. В., Устинова Л. А., Меделец О. В. Управление качеством организации учебно-воспитательной работы: проблемы, достижения и перспективы //Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. №. 4. С. 4-10.

2. Писаренко Д. А. Внеучебная деятельность студентов как ресурс воспитательной работы высшей школы // Балтийский гуманитарный журнал. -2020. Т. 9. №. 1 (30).

3. Сидорова И.В., Черникова Н.В. Актуальные проблемы инновационной деятельности педагога в свете теории и практики // Мир науки. Вопросы

педагогики и психологии. 2021. Т.9. №2.

4. Сидорова И.В. Изучение исторических дисциплин в контексте музейной педагогики // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016. № 1 (1). С. 42-44.

5. Струминская Л. М., Богданчикова Е. Н. Повышение роли воспитательной работы в сфере образования //Новая реальность: экономика, менеджмент, социальные коммуникации. - 2018. - С. 253-257.

6. Федеральный закон: «Об Образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года [Электронный ресурс] // URL: www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 16.12.2022).

7. Федеральный закон: утв. Минобрнауки РФ 17.12.2010 г. № 1897 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минобрнауки РФ (дата обращения: 16.12.2021).

8. Chernikova N., Sidorova I., Melekhova N., Fedotov A. Psychological and pedagogical conditions for the formation of professional and communicative competence of students of an agricultural university in the study of speech disciplines (from work experience) // В сборнике: E3S Web of Conferences. 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021. Rostov-on-Don, 2021.

UDC 37.026.1

THE LIFE OF RUSSIAN LANDOWNERS IN THE XIX CENTURY IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES ON HISTORY

Ekaterina K. Pyatova

student [email protected] Inna V. Sidorova

Ph.D., Associate Professor [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The paper examines the current state of Russian education and its main goals and ways to improve the educational process. The term "extracurricular activity" is investigated, the definition and meaning of this term is given, and the structure of extracurricular activities is formed. The paper considers and analyzes all the main methods of extracurricular and extracurricular work on history on the example of the life of Russian landowners in the XIX century. When analyzing extracurricular activities in the school history curriculum, its importance in the learning process was confirmed, the purpose of which is to individualize the learning process, taking into account the characteristics of students.

Keywords: pedagogical education, competence approach, system-activity approach, professional competencies of students, forms of extracurricular activities among schoolchildren, extracurricular activities.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022. The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.