Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ'

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ЗНАНИЯ / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Инна Владимировна, Сиротина Олеся Геннадьевна

Исследуется проблема развития исследовательских умений у обучающихся общеобразовательных школ. Рассматриваются понятия «исследование», «умение», «исследовательские умения», теоретические и эмпирические методы исследования; предлагается организация работы по развитию исследовательских умений у обучающихся общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RESEARCH SKILLS IN STUDENTS

The article is devoted to the problem of the development of research skills among students of general education schools. The concepts of "research", "skill", "research skills", theoretical and empirical research methods are considered; the organization of work on the development of research skills among students of general education schools is proposed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 37.026.1

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Инна Владимировна Сидорова

кандидат педагогических наук, доцент [email protected] Олеся Геннадьевна Сиротина

студент [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. Исследуется проблема развития исследовательских умений у обучающихся общеобразовательных школ. Рассматриваются понятия «исследование», «умение», «исследовательские умения», теоретические и эмпирические методы исследования; предлагается организация работы по развитию исследовательских умений у обучающихся общеобразовательных школ.

Ключевые слова: исследовательские умения, знания, навыки.

В современной педагогической науке проблема развития исследовательских умений у обучающихся является актуальной. Анализируя специальную литературу, мы пришли к выводу о том, что однозначная трактовка понятий «исследование» и «умение» отсутствует, четкого определения понятия «исследовательские умения», а также его структуры и содержания также не существует.

Под исследованием понимается процесс получения новой системы знаний, развития исследовательских умений и навыков, приобретение нового опыта исследовательской деятельности. Э.А. Штульман под исследованием понимает: «форму научного познания, функция которого заключается в получении нового научного результата, приращения теоретического знания и совершенствовании на этой основе практической деятельности» [8]. Как видно из данного определения, автор учитывает диалектический принцип «от теории к практике», причем он делает акцент на новую систему знаний.

При рассмотрении понятия «исследование» в специальной литературе используется понятие «умение», то есть «готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков» [1]. Из приведенного определения следует, что умение взаимосвязано с опытом, знаниями, навыками. Известно, что опыт как сложное иерархическое единство определяется «совокупностью знаний, закрепленных в практических умениях и навыках, которые последовательно приобретаются (накапливаются) обучающимися в процессе обучения. Передача опыта обучающимся и дальнейшее его накопление являются важным при организации учебно -воспитательного процесса на основе приобретения знаний, развития умений, формирования навыков практической деятельности [2].

Под исследовательскими умениями, вслед за Н.В. Мамедовой, мы понимаем: «способ выполнения действий исследовательского характера (умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определения понятиям и др.) на основе приобретенных

научных знаний и практической деятельности» [4]. И.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова пишут о том, что «исследовательские умения - это способность самостоятельных наблюдений, опытов, поисков, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач» [3].

Исследовательские умения обучающихся развиваются в течение всего периода обучения в школе. Это целенаправленный процесс, организованный ради готовности обучающихся самостоятельно исследовать проблему, приобретать новую систему знаний, расширять номенклатуру умений и навыков в процессе выполнения мини исследовательских проектов или межпредметных/метапредметных исследовательских проектов. Работа над такими проектами мотивирует обучающихся к творчеству, способствует развитию интеллектуальных способностей. Важно научить обучающихся мыслить надпредметно, стремиться к получению метапредметных результатов (в соответствии с современными требованиями). Предлагая им исследовательские проекты по истории, необходимо обратить на взаимодействие истории, географии, литературы, культуры (МХК). Интересными являются мини проекты по истории родного края и семьи. Важно проследить логику раскрытия исторического события, хронологию действий, дать трактовку определенного исторического события/эпохи/деятеля, а также отработать навыки работы с историческими и архивными источниками (документами, интервью и другими).

Для этого используются различные методы исследования: теоретические (анализ предложенной учителем литературы или самостоятельно прочитанной научной статьи, синтез, сравнение, систематизация данных, обобщение), эмпирические (беседа, наблюдение). Является важным для обучающихся понимание логики исследования. Они должны уметь правильно определять предмет, цели и задачи исследования, формулировать гипотезу исследования и предлагать различные способы решения проблемных вопросов, используя информацию из традиционных (книжных) источников, Интернет-источников, а также полученные знания из различных предметов (межпредметные связи,

интеграция, метапредметный подход). Любые действия обучающихся должны быть направлены на подтверждение/неподтверждение выдвинутой гипотезы и получение новых выводов теоретического и практического характера (теоретическая новизна, практическая ценность исследования). Поэтому еще одним важным умением мы считаем оформление результатов исследования в виде презентации или киноролика, доклада или отчета, фотовыставки или газеты, а также виртуального музея (например, «История русского слова», «Загадка русского солдата»).

Развитию исследовательских умений способствует использование нетрадиционных организационных форм обучения и изменение ролей субъектов образовательного процесса в школе [6]. Учитель является не только организатором исследовательской деятельности, но и фасилитатором, то есть он создает условия для развития исследовательских умений на уроках. Целесообразно использовать уроки-диспуты, уроки-дебаты [5], уроки-экскурсии.

Отметим, что технология «обучение в сотрудничестве» оптимизирует академические результаты, создает атмосферу успеха на уроках. Именно эта технология предоставляет равные возможности для каждого обучающегося и позволяет учитывать мотивационный, когнитивный, процессуальный, рефлексивный компоненты [7] исследовательских умений. Основной идеей обучения в сотрудничестве является организация условий для продуктивной, совместной исследовательской деятельности обучающихся, взаимодействие которых построено следующим образом: учащиеся, объединённые в группы, работают не на личный результат, а на результат группы. Поэтому сильные ученики будут стараться объяснить материал более слабым, тем самым проверяя свои знания. Более слабым ученикам будет проще освоить новый материал. При таком подходе все участники группы будут задействованы в общей работе.

Таким образом, развитие исследовательских умений обучающихся осуществляется на основе взаимодействия с приобретением новой системы

знаний, формированием навыков, получением опыта исследовательской деятельности. Проектная технология и технология «обучение в сотрудничестве» позволяют развиваться личностным качествам обучающихся, быть мобильными в быстро развивающемся мире, достичь профессиональных успехов в будущем.

Список литературы:

1. Глоссарий: основные понятия педагогики высшей школы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.twirpx.com/file/287368 (дата обращения: 25.09.2021).

2. Еловская С.В. Формирование системных фонетических представлений у студентов-филологов педагогических вузов (на материале британского, австралийского и американского вариантов английского языка). Дис. ...д.пед.н. Тамбов: ТГУ им. Державина. 2004. 308 с.

3. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работы как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск, Удмурт. гос. укн-т. М., 2001. 103 с.

4. Мамедова Н.В. Формирование исследовательских умений курсантов в системе целостного педагогического процесса военного вуза (на примере изучения иностранного языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2010. 21 с.

5. Сидорова И.В., Гераськина В.А., Томонов Д.С. Дебаты на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции у школьников // Наука и Образование. 2021. Т.4. №1.

6. Сидорова И.В., Черникова Н.В. Актуальные проблемы инновационной деятельности педагога в свете теории и практики // Мир науки. Вопросы педагогики и психологии. 2021. Т.9. №2.

7. Федотова Н.А. Развитие учебно-исследовательских умений старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2010. 24 с.

8. Штульман Э.А. Функции эмпирических методов исследования //

Советская педагогика. 1986. № 7. С. 46-52. UDC 37.026.1

DEVELOPMENT OF RESEARCH SKILLS IN STUDENTS

Inna V.Sidorova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor sidorova. [email protected]

Olesya G.Sirotina graduate student [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the problem of the development of research skills among students of general education schools. The concepts of "research", "skill", "research skills", theoretical and empirical research methods are considered; the organization of work on the development of research skills among students of general education schools is proposed.

Key words: research skills, knowledge, skills.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.