УДК 378.147
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЭКОНОМИСТА
Эльвира Анатольевна Климентова
кандидат экономических наук, доцент [email protected]
Александр Алексеевич Дубовицкий
кандидат экономических наук, доцент daa [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье обоснована необходимость на основе полученных теоретических знаний, выработки у обучающихся умений и навыков проведения экономических расчётов по использования ресурсов с целью прогнозирования эффективной деятельности экономических субъектов различных организационно-правовых форм на основе использования интеграционных процессов, что призвано обеспечить формирование трудовых функций соответствующих профессиональных стандартов.
При подготовке статьи обобщен опыт проведения практических занятий по дисциплине «Кооперация и агропромышленная интеграция» в ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, интеграционные процессы, практическое занятие, обучение
Современная система высшего образования направлена на формирование профессиональных компетенций по направлениям подготовки и освоение трудовых функций, что является обязательным современным требованием, что в свою очередь, невозможно осуществлять без формирования и развития творческой активности обучающихся, выработки у них необходимых умений и навыков, стремления к познавательной деятельности.
Практическая подготовка в совокупности с лекционными занятиями и самостоятельной работой в современных условиях должна быть направлена прежде всего на развитие когнитивных способностей обучающихся [1-4].
Особенностью проведения практических занятий по экономическим дисциплинам, является то, что незначительная часть - это семинары с указанием вопросов для изучения обучающимися (в среднем 30% от общего объёма практических занятий) и основная часть -это практические задания с методическими рекомендациями по их выполнению.
Подготовка к проведению семинаров по экономическим дисциплинам, в том числе по дисциплине «Кооперация и агропромышленная интеграция» требует обязательной творческой активности обучающихся и должно способствовать формированию у них интереса к саморазвитию и самосовершенствованию. Каждая тема семинарского занятия содержит вопросы для самостоятельного изучения и списку рекомендуемой литературы при обязательном использовании нормативно-правовой базы, которые с учётом их сложности распределяются между обучающимися, формируя тем самым, микрогруппы. Каждая микрогруппа готовит слайды, систематизируя материал по рассматриваемому вопросу, консультируясь с преподавателем по грамотному его представлению на занятии всей группе. Однако, не только участники микрогруппы готовят свой вопрос, также каждый обучающийся, что оценивается дополнительно, исследует все вопросы семинаров и дополняет материал основных участников группы.
Участники каждой микрогруппы в целом или дифференцированно по их желанию, получаю три оценки по 5-ти бальной шкале от обучающихся других микрогрупп.
Первая за умение грамотного представления и изложения материала.
Вторая за умение ответа на дополнительные вопросы, которые должны задавать другие обучающиеся группы, при условии отражения в них причинно-следственных связей рассматриваемых проблем, а не просто повторения терминов и категорий, изложенных участниками микрогруппы.
Третья оценка выставляется в конце всех семинаров и учитывает содержательность дополнительных вопросов, задаваемых участниками данной микрогруппы всем другим обучающимся группы. В итоге формируется средняя оценка участников или конкретного участника каждой микрогруппы.
Наряду с проведением семинаров, как было отмечено выше, большая часть практических занятий предполагает выполнение практических заданий. Особенностью данных заданийпо дисциплине «Кооперация и агропромышленная интеграция» является расчёт эффективности функционирования не просто отдельного структурного элемента - производства, переработки или сбыта, а, в целом интегрированного формирования. Оно включает производство конкретного вида сырья, производства одного или нескольких возможных видов продукции его переработки, как самой организацией, так и перерабатывающими предприятиями, и последующую реализацию, части сырья и произведённой продукции переработки.
Обучающийся после проведения расчётов, обосновывает самостоятельно экономически целесообразную модель создания интегрированного формирования, сравнивая эффективность только производства сельскохозяйственной продукции с функционированием интегрированного формирования.
По каждой отрасли сельскохозяйственного производства как в форме практических заданий на занятиях, так и форме самостоятельной работы разработаны авторами модели интегрированных формирований с описанием последовательности проведения расчётов обучающимися.
В заключении необходимо отметить, что грамотное проведение практических занятий, позволит обучающимся не только закрепить теоретические знания по конкретным дисциплинам, но, что, не менее значимо, будет способ-
ствовать формированию личностной и эмоциональной готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Зельдович Б. З., Сперанская Н. М. Активные методы обучения: учебное пособие для вузов, 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 201 с.
2. Кириллова С.С. Актуальные вопросы методического обеспечения самостоятельной работы студентов// Обеспечение качества подготовки обучающихся по основным образовательным программа с учетом актуализированных ФГОС ВО (3++) и ФГОС СПО (Т0П-50). Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-методической конференции, 2018. С. 42 -45
3. Климентова Э. А., Дубовицкий А. А. Опыт проведения проблемных лекций в контексте формирования профессиональных компетенций экономиста // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 28.
4. Климентова Э. А., Дубовицкий А. А. Опыт организации самостоятельной работы в контексте формирования профессиональных компетенций экономиста // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.
UDC 378.147
PRACTICAL TRAINING EXPERIENCE IN THE CONTEXT OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCIES OF AN ECONOMIST
Elvira A. Klimentova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
klim1 [email protected] Alexander A. Dubovitsky Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
daa [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation
Annotation. The article substantiates the need, based on the theoretical knowledge obtained, to develop students' skills and abilities to carry out economic calculations on the use of resources in order to predict the effective activity of economic entities of various organizational and legal forms based on the use of integration processes, which is designed to ensure the formation of labor functions of appropriate professional standards. During the preparation of the article, the experience of conducting practical classes on the discipline "Cooperation and agro-industrial integration" in the Michurinsky GAU is summarized.
Keywords: professional competencies, integration processes, practical training, training
Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.
The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.