Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азжеурова Мария Викторовна

В статье рассмотрены сущностные характеристики самостоятельной работы студентов вуза, а также роль и специфика электронной информационно-образовательной среды вуза при осуществлении образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азжеурова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AND ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article considers the essential characteristics of independent work of university students, as well as the role and specificity of the electronic information and educational environment of the university in the implementation of the educational process.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА»

УДК 378.147.88

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА

Мария Викторовна Азжеурова

кандидат экономических наук, доцент аг7Ьеигоуаш@ша11. ги Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены сущностные характеристики самостоятельной работы студентов вуза, а также роль и специфика электронной информационно-образовательной среды вуза при осуществлении образовательного процесса.

Ключевые слова: образование, учебный процесс, самостоятельная работа, электронная информационно-образовательная среда.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования предопределило не только необходимость изменения методов обучения студентов, но и необходимость изучения новых форм организации образовательного процесса, где обучающийся может влиять на организацию и содержание образовательного процесса в высшей школе, и где основная часть отводится на самостоятельную работу. Исходя из того, что согласно ФГОС ВО основная доля подготовки студентов отводится на самостоятельную работу, а также ФГОС ВО выдвигают требования к необходимости осуществления дистанционного взаимодействия всех участников образовательных отношений, обеспечения цифрового присутствия образовательной организации в сети Интернет, организации электронного управления деятельностью, автоматизации процесса сбора информации по итогам проведения процедур оценки качества образовательной деятельности, наличия интерактивного контента по всем учебным предметам, можно сделать вывод, что образовательный процесс в высшей школы должен быть организован таким образом, чтобы значительная часть учебной работы обучающихся была построена на самостоятельной деятельности, а основным инструментом развития самостоятельной работы студентов может стать электронная информационно-образовательная среда.

Новые технологии, позволившие человечеству создать умные электромашины с автопилотом (например, Tesla), виртуозных роботов, а также позволившие впервые отправить на орбиту первых туристов, были бы невозможны без инноваций в образовании. Именно благодаря модернизации технологий в этой сфере появляются высококлассные специалисты, меняющие мир к лучшему и двигающие научно- технический прогресс.

Электронная информационно-образовательная среда становится мостиком между современной экономикой и ее потребностями в новых специалистах и желанием людей найти себя в стремительно меняющемсямире.

В Российской Федерации нормативно-правовые акты выдвигают требования к реализации действующих образовательных программ, где

возможности ЭИОС рассматриваются в качестве инструмента реализации образовательной программы.

По отношению к самым общим сторонам организации и управления самостоятельной работой преимущества средств ЭИОС проявляются, прежде всего, в том, что применение ЭИОС позволяет частично автоматизировать процесс диагностики уровня сформированности знаний по учебной дисциплине, индивидуализировать темп и режим самостоятельной работы студента, обеспечить диалоговый характер обучения.

Возможности ЭИОС для организации учебного процесса в целом и самостоятельной работы студентов в частности, позволяют создавать единое рабочее пространство, как и для преподавателей, так и для обучающихся, и проектировать учебные задания, отвечающие новым стандартам образования.

В связи с этим, имеет большое значение организационно-методическая деятельность преподавателя по организации самостоятельной работой студентов в ЭИОС и деятельность по обеспечению процесса обучения учебно-методическими материалами для самостоятельной деятельности студентов.

Отсюда следует, что процесс обучения становится ориентированным больше на студента, где он должен развиваться не только в рамках изучаемого предмета, но и в области самообразования. Формирование профессиональных компетенций будет более эффективным в условиях самоорганизации и самоконтроля своей учебной деятельности [6].

В настоящее время существуют противоречия между:

- быстрым ростом информации в современном мире и неготовностью преподавателей высшей школы переосмыслить методы и подходы к организации самостоятельной работы обучающихся и активно использовать ЭИОС.

- готовностью студентов к разнообразным формам самостоятельной работы и отсутствием вариативности как в формах, так и в методическом сопровождении организуемой самостоятельной работы [3,4].

С учетом обозначенных выше противоречий стала возможной

формулировка проблемы, которая заключается в отсутствии эффективных приемов организации самостоятельной работы в ЭИОС, ориентированных на эффективное обучение и формирование навыков самоорганизации.

Советский психолог А.Н. Леонтьев считал, что самостоятельная работа — это средство организации обучения или научного познания студентов и подчеркивал основные характеристики самостоятельной работы, такие как: наличие задач для выполнения; наличие специально отведенного времени на выполнение поставленной задачи; условие, что преподаватель не принимает непосредственного участия в выполнении заданий, но участвует в процессе выполнения - опосредованно [4].

Советский педагог и учёный Б.П. Есипов отмечал, что самостоятельная работа обучающихся это работа, в рамках аудиторных занятий выполняемая с одной стороны по предложенному преподавателем плану, но самостоятельно с другой - использования всего интеллектуального потенциала, для достижения поставленной цели [1].

Советский и российский учёный в области педагогики В.А. Сластенин относится к самостоятельной работе как к еще одной педагогической категории - форме обучения, при которой обучающиеся приобретают необходимые знания, овладевают навыками и умениями, систематически учатся и планомерно работают, формируют собственный стиль мыслительной деятельности. Данная форма обучения отличается от других форм обучения тем, что в качестве предварительного условия выступает способность учащихся организовывать свою деятельность в соответствии с установленными или возникающими задачами [5].

Самостоятельная учебная деятельность, на наш взгляд, может реализовываться студентами на разных этапах процесса обучения. Также, заслуживают внимания публикации по вопросам активизации самостоятельной учебной деятельности студентов средствами стимулирования, то есть использование стимульных ситуаций, направленных на создание личностно-ориентированных мотивов, побуждающих студентов к самостоятельным

решениям и действиям.

В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий в последние десятилетия значительно поменялись черты субъектов образовательной деятельности. В частности, нельзя не отметить, что в последнее время под влиянием нового коммуникационного пространства сформировалось новое поколение молодежи, погруженное в поле постоянного информационного выбора.

Одним из требований ФГОС ВО является наличие ЭИОС, которая обеспечивает доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам. Электронная информационно-образовательная среда интерпретируется как среда образовательного процесса, которая включает в себя электронную, информационную, техническую и образовательную подсистемы, с целью ориентации обучающихся на получение ими качественно новых образовательных результатов.

Электронная информационно-образовательная среда - это среда, созданная для достижения образовательной цели, объединяющая информационную систему университета с обучением, тем самым улучшая средства коммуникации, и взаимодействия с информацией и другими пользователями. Электронная информационно-образовательная среда насыщенна современными информационными ресурсами, содержит такие компоненты образовательной деятельности как: образовательная, внеучебная, исследовательская деятельности, а также мониторинг и оценки результатов обучения.

Ключевой движущей силой развития современного университетского образования являются обучающие интернет-платформы с курсами, тренингами, вебинарами и т.д., которые позволяют организовать взаимодействие друг с другом в реальном времени с возможностью настроить интерфейс в соответствии с пользовательскими потребностями. В настоящее время в системе высшего образования становятся актуальными такие технологии как: технологии управления знаниями, интеллектуальные системы, активно

внедряется электронная информационно-образовательная среда, дистанционное обучение, системы электронного обучения, которые стали неотъемлемой частью процесса обучения в высшей школе. Новые информационные технологии в комплексе с традиционными методами преподавания повысят качество обучения.

Электронные курсы не заменяют традиционных форм обучения, а поддерживают и дополняют их, повышая эффективность и качество учебного процесса. В условиях сложной эпидемиологической обстановки и переводе занятий на всех уровнях и формах обучения в дистанционный формат их роль значительно возрастает.

ЭИОС помогает в организации самостоятельной работы обучающихся, так как, она расширяет образовательные возможности студентов и позволяет осуществлять все виды обучения и контроля их успеваемости. Кроме того, это позволяет преподавателям контролировать выполнение студентами заданий путем регистрации следующих параметров: количество освоенного учебного материала; время и сроки освоения; часто допускаемые ошибки; регулярность использования ЭИОС.

Если у обучающегося возникают трудности в освоении предмета, то преподаватель может изменить последовательность предлагаемого материала, добавить комментарии и пояснения, провести консультацию в режиме видеоконференции.

Таким образом, самостоятельная учебная деятельность с использованием ЭИОС - это деятельность, направленная на решение задачи обучения студентов необходимым знаниям, умениям, а также навыкам по приобретению, систематизации и организации самостоятельной работы. Воспитанию знающей, думающей, активной личности, готовой к продуктивной профессиональной деятельности может помочь новый подход в организации образовательногопроцесса.

Список литературы:

1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: 1961.

240 с.

2. Климентова Э. А., Дубовицкий А.А. Опыт организации самостоятельной работы в контексте формирования профессиональных компетенций экономиста // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

3. Кузнецова Н. В., Федулова Ю.А. Самостоятельная работа как важная составляющая образовательного процесса в высшей школе // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. 2019. № 1(27). С. 91-99.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология»/ Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2010. 509 с.

5. Сластенин В.А. Формирование индивидуального стиля самостоятельной деятельности студентов// Совершенствование подготовки учителя в педвузе. М., 1980. 154 с.

6. Струкова Р.А., Алиев Т.Г.Г., Пальчиков Е.В., Щукин Р.А. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов // Наука и образование. 2021. Т.4. №1.

UDC 378.147.88

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AND ELECTRONIC

INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE

UNIVERSITY

Mariya V. Azzheurova

candidate of economic sciences, associate Professor

azzheurovam@mail .ru Michurinsk State Agrarian University

Michurinsk, Russian Federation

Abstract. The article considers the essential characteristics of independent work of university students, as well as the role and specificity of the electronic information and educational environment of the university in the implementation of the educational process.

Keywords: education, educational process, independent work, electronic information and educational environment.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.