УДК 377.5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО
ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
Ольга Анатольевна Манаенкова
Преподаватель высшей квалификационной категории
[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются психологические механизмы развития научного потенциала личности, применение которых позволяет выполнять задания исследовательского характера, проводить исследовательские работы, создавать проекты.
Ключевые слова: научно - исследовательская работа, повышение уровня подготовки специалистов, учение, познание, практика, исследовательские способности и умения, практическая направленность, компетентный специалист.
Научно - исследовательская работа, осуществляемая современными студентами, является неотъемлемой частью образования, которое невозможно представить без образовательного, воспитательного и научного процесса. Данный вид деятельности представляет собой важнейшее средство повышения уровня подготовки специалистов за счёт методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских и проектных работ, развития способностей к научному творчеству, самостоятельности, инициативы в учебе.
Научно-исследовательская деятельность включает в себя:
• учение, поскольку она направлена на освоение нового опыта в
специально созданных условиях;
• познание, в результате которого появляется новое знание о мире;
• практику, формирующую опыт профессиональной деятельности;
• общение - деловое, коллективное, личностное.
Развитие научного потенциала студентов, изучающих дисциплины цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, осуществляется при помощи следующих видов научно - исследовательской и проектной деятельности:
- изучения теоретических основ методики и организации выполнения исследований;
- выполнения заданий исследовательского характера;
- организации и выступления на научных студенческих конференциях;
- проведения кружковой работы;
- проведения конкурсов студенческих исследовательских работ, рефератов, проектов по соответствующим тематикам;
- подготовки к печати лучших научно - исследовательских работ.
Таким образом, следует отметить, что все - таки большую часть времени
занимает самостоятельная исследовательская работа студентов во внеучебное время. Именно она наиболее глубоко раскрывает исследовательские способности и умения каждого студента, создает условия для проявления индивидуальности в научной деятельности [1, с. 20].
Вся эта деятельность эффективна тогда, когда важно, чем и как она мотивируется. В данном случае речь идет о таком психологическом механизме развития научного потенциала личности, как мотивация. Следует помнить о том, что любая научная деятельность связана с получением новых знаний, умений и навыков, поэтому студентам должно быть интересно то, что они сами смогли ее получить. Кроме того, все это также позволяет научиться отбирать, анализировать, эффективно обрабатывать информацию, развивать аналитические способности. Именно эти навыки могут пригодиться не только в ходе дальнейшего обучения, но и позволят быть востребованными. Способствует развитию научного потенциала личности и возможность доступа к современной литературе, к интернет - ресурсам.
Научно - исследовательская деятельность студентов является успешной,
если:
- теоретический материал и методы работы достаточно разнообразны. Одним из приемов возбуждения у студентов познавательного интереса является показ чего - то нового, неожиданного и важного в привычном и обыденном. Новизна материала - важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако важно опираться на уже имеющиеся у студентов знания.
- существует воздействие на эмоциональную сферу. Это значит, что студент, изучая какую-либо проблему, не остается безразличным, так как она и его касается тоже. В социальной психологии таким проблем очень много. Например, проблемы общения, взаимодействия, межгрупповых отношений, проблемы семьи и т.д.;
- участники деятельности могут проявить свою активность и самостоятельность, то есть им не извне кто-то навязал выводы, а они сами проанализировали факты и выразили свою точку зрения;
- есть возможность проявить себя, например, выступить на студенческой конференции;
- существует поддержка со стороны преподавателя;
- существует поощрение. Положительная оценка деятельности студентов вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения, побуждает поступать таким же образом и в дальнейшем. Если поощрение отсутствует, то это приводит к угасанию мотива [2, с. 85].
Важно понимать, что научно-исследовательская работа обучающихся должна быть эффективно организована. Для этого необходимо учитывать следующие факторы:
- обучающихся уже с первого курса нужно привлекать к выполнению научно-исследовательских работ и исследовательских проектов;
- в течение нескольких лет обучения постоянно заниматься одной определенной темой;
- практическая направленность научно-исследовательской работы;
- научным руководителем должен выступать компетентный специалист.
Таким образом, если все эти моменты учтены в деятельности
преподавателя и студентов, то последние научаться писать исследовательские работы, создавать проекты, выполнять курсовые и дипломные работы.
Список литературы:
1. Каландаришвили З.Н., Кочисов Ч.В. Научно-исследовательская работа студентов как компонент подготовки специалистов в современном вузе // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 1. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11986 (дата обращения: 01.02.2022).
2. Яровова Т.В. Высшее образование в пространстве глобальной экономики: анализ тенденций развития современного университета // Педагогическое образование и наука. 2018. № 2. С.84-86.
UDC 377.5
PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF THE DEVELOPMENT OF THE SCIENTIFIC POTENTIAL OF THE INDIVIDUAL
Olga A. Manaenkova Teacher of the highest qualification category
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation
Annotation. The article discusses the psychological mechanisms of the development of the scientific potential of the individual, the use of which allows you to perform research tasks, conduct research, create projects.
Keywords: research work, improving the level of training of specialists, teaching, cognition, practice, research abilities and skills, practical orientation, competent specialist.
Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.
The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.