Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / КЕЙС-МЕТОД / МЕТОД "МОЗГОВОГО ШТУРМА" / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюшина Елена Владимировна

В статье рассматривается вопрос развития познавательной активности у обучающихся вуза в учебной деятельности, а также педагогические технологии, стимулирующие познавательную активность в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN STUDENTS OF THE UNIVERSITY IN LEARNING ACTIVITY

The article deals with the development of cognitive activity among university students in educational activities, as well as pedagogical technologies that stimulate cognitive activity in learning.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378.147

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Елена Владимировна Костюшина

старший преподаватель [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития познавательной активности у обучающихся вуза в учебной деятельности, а также педагогические технологии, стимулирующие познавательную активность в обучении.

Ключевые слова: познавательная активность, технология проблемного обучения, проблемная ситуация, кейс-метод, метод «мозгового штурма», исследовательский метод.

На современном этапе развития общества и системы высшего российского образования стоит задача не только вооружать обучающихся профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и формировать у них потребность в самостоятельном овладении ими. Всё это обуславливает необходимость реализации в обучении принципа активного включения обучающихся в процесс получения знаний, формирования умений и овладения навыками профессиональной деятельности.

Проблема развития познавательной активности не новая в современной психолого-педагогической науке. К ней в разное время в своих научных публикациях, эмпирических исследованиях обращались Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Я Лернер, К.Д. Ушинский и др.

Изучением особенностей познавательной активности на разных возрастных этапах, развитием её в процессе обучения, методами её стимулирования занимались современные отечественные ученые А.К. Маркова, В.И. Лозовая, Г.И. Щукина и другие.

Анализируя психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу, мы не увидели однозначной трактовки понятия «познавательная активность». Различные авторы рассматривают познавательную активность как:

- личностное качество человека, выражающее его отношение к деятельности;

- состояние, проявляющееся в отношении к предмету деятельности и к самой деятельности;

- потребность к самостоятельному познанию, творчеству в процессе деятельности.

Таким образом, познавательную активность можно рассматривать как условие формирования у обучающихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний. Высшим уровнем познавательной активности является внутренняя потребность в решении учебных и исследовательских задач.

Можно выделить следующие показатели познавательной активности:

- стремление узнать что-то новое, проникнуть в сущность неизвестного, найти пути решения проблемы;

- максимальная концентрация внимания на изучаемой проблеме;

- самостоятельное обращение к более глубокому изучению той или иной

темы;

- проявление положительных эмоций от самостоятельно найденного пути решения сложной познавательной задачи;

- невербальные проявления, свидетельствующие о включённости в интеллектуальный процесс.

Для достижения высокого уровня познавательной активности у обучающихся необходим должный уровень профессиональной компетентности преподавателя, позволяющий использование современных педагогических технологий, направленных на развитие таких необходимых качеств как самостоятельность, инициативность, творчество в процессе деятельности. Одним из эффективных способов развития познавательной активности обучающихся вуза является использование в преподавании технологии проблемного обучения. Данный метод обучения основан на получении новых знаний обучающимися через решение проблемных ситуаций теоретического и практического характера [3].

Организация проблемного обучения в системе высшей школы возможна в трех вариантах:

а) проблемная лекция;

б) проведение практических занятий и лабораторных работ с частично-поисковой деятельностью обучающихся под руководством преподавателя;

в) самостоятельное исследование и решение проблемной задачи обучающимся при написании научной студенческой работы (реферат, курсовая работа, проектная деятельность).

Как педагогическая технология проблемное обучение включает в себя ряд действий: во-первых, организация проблемных ситуаций; во-вторых, формулирование самой проблемы; в-третьих, оказание помощи в решении со

стороны педагога, в случае необходимости; в-четвёртых, контроль и проверка решений; в-пятых, руководство процессом систематизации, обобщения и закрепления полученных новых знаний обучающимися.

Основополагающим понятием проблемного обучения является «проблемная ситуация».

По определению А.М. Матюшкина: «Проблемная ситуация - это особый вид умственного взаимодействия субъекта и объекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта при решении задач, который требует открытия или усвоения новых, ранее не известных субъекту знаний или способов деятельности» [2]. Другими словами, проблемная ситуация - это такое состояние интеллектуального затруднения, при котором у человека возникает потребность найти способы её решения, чтобы выйти из затруднительного положения. По мнению С.Л. Рубинштейна, мышление берёт своё начало в проблемной ситуации. Чаще всего проблемная ситуация возникает в случае нескольких вариантов решения при ограниченных исходных данных. Следовательно, проблемную ситуацию можно рассматривать как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения.

Ситуация с проблемной задачей может содержать достаточно сложный как теоретический, так и практический вопрос, который требует детального изучения, более широкого исследования в совокупности с заданными требованиями и обстоятельствами, создающими ту или иную ситуацию.

В структурном плане проблемная ситуация характеризуется двумя составляющими: первая - предметно-содержательная, сопряженная с вычленением противоречия опорных знаний, нехваткой какой-то значимой информации; вторая - мотивационная, направленная на осознание противоречия и пробуждение желания его устранить при условии приобретения обучающимися новых знаний.

Составляющими психологической структуры проблемной ситуации являются: 1) познавательная потребность - необходимый компонент интеллектуальной деятельности; 2) новое неизвестное знание, получаемое в

процессе решения проблемной задачи или ранее неизвестный способ действия; 3) интеллектуальные способности человека, в том числе его творческие способности и имеющийся опыт [2].

Эффективным является использование проблемных ситуаций при проведении практических занятий и лабораторных работ по разным дисциплинам. Используя данный метод, обучающиеся могут самостоятельно моделировать проблемные ситуации, искать пути их решения. Данную технологию можно применять как в индивидуальной, так и в групповой работе, что позволяет вовлечь обучающихся в исследовательский процесс, в коллективный поиск решений, выстраиванию диалога друг с другом и с преподавателем, что даёт им возможность самостоятельного открытия нового и положительные эмоции [1, 4].

В практике преподавания в высшей школе эффективным методом развития познавательной активности обучающихся является кейс-метод. В основе кейса может быть описание реальных проблемных ситуаций из различных областей знаний, в том числе ориентированных на будущую профессиональную деятельность. В ходе работы с кейсом у обучающихся активизируется мыслительная деятельность, направленная на поиск дополнительной информации, на анализ знаний, необходимых для решения данной проблемы, на осмысление реальной проблемы.

Хорошим катализатором мыслительной деятельности в обучении является метод «мозгового штурма». В основе метода лежит принцип выдвижения самых разных, порой неординарных, идей по решению проблемы. В ходе организованной дискуссии находятся оптимальные решения проблемной задачи.

Применение исследовательского метода в практике высшего образования является наиболее эффективным для развития креативности, творческого мышления, умений нестандартно мыслить, самостоятельности в принятии решений, наблюдательности, формирует навыки диалектического восприятия окружающего мира. Исследовательский метод широко используется при

проведении учебных практик, лабораторных работ, написании проектов, курсовых работ, выполнении творческих заданий.

Таким образом, процесс получения новых знаний должен вызывать интерес, мотивировать на достижение результата, носить творческий характер, а обучающийся должен быть исследователем и самостоятельно добывать знания. Использование предложенных педагогических технологий в учебном процессе высшей школы, бесспорно, будут способствовать развитию познавательной активности обучающихся и повышению качества образования в целом.

Список литературы:

1. Костюшина Е.В. Роль современных педагогических технологий в повышении качества образования в высшей школе // Наука и образование. 2021. Т.4. №3.

2. Матюшкин А.М. Теоретические вопросы проблемного обучения // Хрестоматия по психологии: учебное пособие / сост. В.В. Мироненко; ред. А.В. Петровский. М.: Просвещение, 1977. С. 459-466.

3. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: методическое пособие / авт.-сост. Н.Э. Касаткина, Т.К. Градусова, Т.А. Жукова, Е.А. Кагакина и др. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. 237 с.

4. Практика использования электронных образовательных ресурсов на занятиях, проводимых в аграрном вузе / Е. Н. Третьякова, А. Г. Нечепорук, И. Б. Кирина, Я. А. Третьякова // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

UDC 378.147

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN STUDENTS OF THE UNIVERSITY IN LEARNING ACTIVITY

Elena V. Kostyushina

Senior Lecturer [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation Annotation. The article deals with the development of cognitive activity among university students in educational activities, as well as pedagogical technologies that stimulate cognitive activity in learning.

Key words: cognitive activity, problem-based learning technology, problem situation, case method, brainstorming method, research method.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.