УДК 378.1
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Светлана Алексеевна Перышкова
кандидат психологических наук, доцент
perissveta@yandex.ru Татьяна Владимировна Чепелева
магистрант Алена Сергеевна Трунина
студент
alyona.trunina@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Эта статья посвящена проблеме формирования профессиональной готовности будущих педагогов к организации самовоспитания младших школьников. Раскрывается значение процесса самовоспитания в контексте развития личности. Особое внимание уделяется психолого-педагогическим условиям подготовки будущих педагогов к организации самовоспитания обучающихся.
Ключевые слова: самовоспитание, профессиональная готовность, будущий педагог, педагогическое образование.
Пристальное внимание во многих сферах современного общества обращено к становлению личности - творческой, самостоятельной, принимающей осознанные решения и активно включенной в продуктивную деятельность. В этом контексте проблемы саморазвития, самовоспитания, самоорганизации приобретают особую актуальность. Во многом от целенаправленного и своевременного самовоспитания, организованного в детском возрасте, будет зависеть успешность и самоактуализация во взрослом возрасте, достижения акме, реализация собственного потенциала.
Если внимание сосредоточенно на начальном этапе формирования навыков самовоспитания, стоит отметить важность подготовки педагога к данному процессу. Педагогу изначально необходимо понимать важность работы по организации самовоспитания обучающихся, хорошо знать особенности данного процесса и быть готовым к его реализации. Именно педагог, реализуя личностный подход, может помочь школьникам организовать процесс их самовоспитания, создавая тем самым индивидуальную траекторию развития личности и стимулируя личностный рост ребенка.
Самовоспитание как организация жизнедеятельности индивида будет иметь большое значение, помогая создать оптимальный режим дня, освоить техники и методы управления временем, развивать самоорганизацию и умение управлять собой. Самовоспитание напрямую влияет на умение планировать время, экономить собственные ресурсы, быть эффективным в деятельности.
Стимулирование личности к самовоспитанию, начиная с детского возраста, позволяет формировать ответственность за свои поступки, развивать самодисциплину, организуя движение ребенка к саморазвитию. Личность, проходя свой жизненный путь с организованным самовоспитанием, формирует у себя инициативность, творческую активность, самостоятельность, регулирует и совершенствует свое поведение.
Эти особенности будут, безусловно, положительно влиять на дальнейшее развитие личности и обретение профессиональной компетентности, формирование ответственности, аккуратности, настойчивости, трудолюбия.
Новообразования младшего школьного возраста - развитие произвольности поведения и психических процессов, формирование рефлексии и самооценки - позволяют ребенку развивать саморегуляцию, самоконтроль, самоанализ и управлять своим поведением. Эти психологические особенности логично обозначают младший школьный возраст как важный этап развития самовоспитания. Именно в данном возрасте следует начинать работу по организации самовоспитания младших школьников. Младший школьник интериоризировал достаточно норм и правил, активно взаимодействует со сверстниками, выстраивается иерархия мотивов в рамках ведущей деятельности (учебно-познавательные и социальные мотивы), происходит дальнейшее развитие потребностно-мотивационной сферы [4].
Таким образом, психологические особенности младшего школьного возраста дают достаточное основание для организации самовоспитания ребенка, которое может быть продуктивным при условии готовности педагогов к целенаправленной и последовательной работе. Социальная ситуация развития младшего школьника предполагает значимость фигуры учителя, ребенок нуждается в поддержке со стороны взрослого, что поддержит, направит и укрепит волевые усилия ребенка.
Нам представляется важным начинать профессиональную подготовку будущих педагогов к организации самовоспитания обучающихся уже на этапе обучения в институте [3]. Одной из задач учителя начальных классов является руководство процессом самовоспитания обучающихся, создавая условия, позволяющие ребенку выстраивать ответственное отношение к учебе (и любому виду деятельности вообще). Также данный процесс связан с формированием определенных черт и качеств личности, влияющих на поступки, деятельность, межличностные отношения, нравственное развитие ребенка. Поэтому педагог, организующий процесс самовоспитания ребенка, должен, прежде всего, быть компетентным в вопросах самовоспитания и активно заниматься воспитанием и развитием собственной личности. Именно такой подход даст возможность педагогу быть конгруэнтным, сохраняя
целостность собственной личности, быть гармоничным в своих истинных эмоциях и транслируемых убеждениях [8].
С этих позиций очевидна необходимость формирования профессиональной готовности будущих педагогов к организации самовоспитания младших школьников на этапе вузовской подготовки. Данный процесс можно представить в виде модели со следующими компонентами:
- когнитивный компонент (знания о сущности самовоспитания; выделение условий и факторов самовоспитания в младшем школьном возрасте; знание средств и методов самовоспитания младших школьников);
- аксиологический компонент (ценность саморазвития, ценность личности, ценность свободы);
- деятельностный компонент (организация самовоспитания, проведение диагностики, сопровождение процесса самовоспитания);
- профессиональный компонент (компетентность, эрудиция, педагогический такт, любовь к профессии).
Для формирования знаний и ответственного отношения будущих педагогов к проблеме самовоспитания младших школьников необходима соответствующая организация учебного процесса в вузе. То есть профессиональная подготовка студентов предполагает освещение проблемы самовоспитания в соответствующих дисциплинах психолого-педагогического цикла, факультативах, организованных спецкурсах и спецсеминарах [1, 2]. Также необходимо получение студентами практических навыков организации самовоспитания младших школьников на этапе прохождения педагогических практик.
В вопросе готовности будущих педагогов к организации самовоспитания младших школьников стоит отметить важность сформированности у студентов навыков диагностической и коррекционно-развивающей работы, которые будут актуальны в организации психолого-педагогического сопровождения самовоспитания обучающихся [5, 6].
Во многом успешность данного процесса будет определяться уровнем развития профессионально важных качеств личности будущих педагогов. Эмоционально-ценностное отношение к действительности, должный уровень развития эмпатии, педагогический такт, педагогический оптимизм, профессиональная рефлексия, аутентичность и другие качества позволят будущим педагогам сформировать профессиональную готовность к организации самовоспитания младших школьников, а также успешно реализовать данный процесс на практике [7].
Список литературы:
1. Корепанова Е.В., Попова Е.Е., Федулова Ю.А. Развитие познавательной активности студентов в условиях компетентностного подхода // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. -2019. - № 4. - С. 164-169.
2. Корепанова Е.В. Организация исследовательской деятельности будущего педагога в пространстве высшей школы // Современному АПК -эффективные технологии: материалы Международной научно-практической конференции, посвященная 90-летию д.с/х.н., проф., заслуженного деятеля науки РФ, Почетного работника высшего профессионального образования РФ,
B.М. Макаровой, 11-14 декабря 2018. - Ижевск, Ижевская ГСХА, 2019. - С. 326-330.
3. Корепанова Е.В., Бусуек О.А. Непрерывность и преемственность в общепедагогической подготовке учителя // Наука и образование, 2019. - № 2. -
C. 132.
4. Костюшина Е.В Использование проблемных ситуаций в развитии познавательной активности младших школьников // Наука и Образование. 2020. Т.3. №4. С.206.
5. Манаенкова М.П. Компетентностный подход: от теории к практике // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Материалы XI Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с
международным участием). - Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. - С. 127-131.
6. Манаенкова М.П. Развивающая образовательная среда вуза как условие формирования речевой компетентности у студентов // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: сборник материалов Национальной контент-платформы / под общ. ред. Г.В. Коротковой. -Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ, 2019. - С. 122-125
7. Перышкова С.А. Когнитивная репрезентация процесса взаимопознания преподавателя и студентов в образовательном пространстве вуза // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. № 3 (45). С.25-30.
8. Перышкова С.А., Чепелева Т.В. Актуальные направления цифровой трансформации образовательного процесса в педагогическом вузе // Наука и Образование. 2021. Т.4. № 4.
UDC 378.1
PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE TEACHERS TO ORGANIZE SELF-EDUCATION OF YOUNGER STUDENTS
Svetlana A. Pyoryshkova
candidate of psychological Sciences, docent
perissveta@yandex.ru Tatiana V. Chepeleva
master's student Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Russia Alyona S. Trunina student
alyona.trunina@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Russia
Annotation. This article is devoted to the problem of formation of professional readiness of future teachers for the organization of self-education of younger schoolchildren. The significance of the process of self-education in the context of personality development is revealed. Special attention is paid to the psychological and pedagogical conditions for the preparation of future teachers for the organization of self-education of students.
Keyword: self-education, professional readiness, future teacher, pedagogical education.
Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.
The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.