Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русаков Михаил Иванович, Попова Светлана Владимировна

Обоснована необходимость реализации личностно-ориентированного подхода при формировании иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся старших классов. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции у школьников старших классов с учетом личностно-ориентированного подхода предполагает подборустных и письменных творческих заданий, отражающих реальные интересы обучающихся и разработку дополнительных личностно-ориентированных заданий с учетом субъектного опыта учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русаков Михаил Иванович, Попова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF A PERSON-ORIENTED APPROACH IN TEACHING HIGH SCHOOL STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE

The necessity of implementing a personality-oriented approach in the formation of foreign language communicative competence in high school students is substantiated. The methodology for the formation of foreign language communicative competence in high school students, taking into account a student-centered approach, involves the selection of oral and written creative tasks that reflect the real interests of students and the development of additional student-oriented tasks, taking into account the subjective experience of students.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 372.881.1

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Михаил Иванович Русаков

аспирант

[email protected] Светлана Владимировна Попова

доктор педагогических наук, профессор

[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. Обоснована необходимость реализации личностно-ориентированного подхода при формировании иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся старших классов. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции у школьников старших классов с учетом личностно-ориентированного подхода предполагает подборустных и письменных творческих заданий, отражающих реальные интересы обучающихся и разработку дополнительных личностно-ориентированных заданий с учетом субъектного опыта учащихся.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход; иноязычная коммуникативная компетенция; обучение иностранному языку.

За последние двадцать лет отечественные специалисты в области образования проделали большую работу по смене образовательной парадигмы[1; 2; 3; 5]. Действительно, «в современном мире человек является главным вектором направления в сфере образования, а личностно-ориентированное образование рассматривается как ведущее стратегическое направление педагогических исследований XXI века, обеспечивающее потребности общества» [6 с.105].

Цель личностно-ориентированного подхода при обучении иностранному языку выражена в формировании иноязычной коммуникативной компетенции и развитии личностных качеств ученика. При осуществлении данной цели роль учителя меняется, и теперь главной задачей педагога станет создание благоприятной среды и условий, в которых процесс обучения позволит каждому ученику раскрыть и развить индивидуальные особенности, основываясь на уже имеющемся индивидуальном опыте. Учитель, становится партнером и координатором в процессе обучения. При реализации личностно-ориентированного подхода создается ситуация выбора у учащегося - он причастен к выбору вида и формы работы, средства и способа образования. Более того, в процессе самого обучения ученики обучаются учиться, развивают способы и стратегии познания, и, в качестве результата, самостоятельная работа обучающегося постепенно становится самообучением, саморазвитием и самореализацией.

Таким образом, через личностно-ориентированный подход при обучении иностранному языку реализуются основные цели и задачи иноязычного основного общего образования. Но не стоит забывать, что этот подход отличается от индивидуального. Во-первых, реализация личностно-ориентированного подхода при обучении иностранному языку не предполагает глубокие знания психологии личности старшего школьника. Реализация личностно-ориентированного подхода при формировании иноязычной коммуникативной компетенции заключается в построении учебного процесса, составлении заданий и упражнений, которые отражают реальные интересы

обучающихся и учитывают субъектный их опыт. Исполнение данного подхода делает процесс формирования умений иноязычной устной и письменной речи успешным и интересным, а также формирует навыки самостоятельной работы.

Безусловно, школьникам необходимо понимать, с какой целью они выполняют ту или иную операцию. Иными словами, старшеклассник в каждом своем действии ищет смысл. Например, в начальной школе прослеживается мотивация, вызванная соревновательным духом, в игровой деятельности, а в старшей школе ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность. Нет смысла отрицать тот факт, что нынешнее поколение живёт рука об руку с инновациями и технологиями. Поэтому мотивация в данном разрезе будет так же зависеть и от того, что в конкретное время является приоритетным. Становится ясно, что с каждым годом требуется все больше специалистов со знанием иностранного языка и с четкой жизненной позицией и своим внутренним стержнем, в виде взглядов на жизнь, принципов и стремлений. Это некая концентрация или совокупность характеристик, которыми обладает школьник старших классов, и впоследствии отвечает требованиям и запросам общества. И на сегодняшний день этот запрос состоит в высоко-квалифицированных специалистах со знанием иностранного языка

Мотивация в иноязычной устно и письменной речи является важной проблемой. Необходимо предлагать творческие задания, в процессе которого ученик сможет выразить себя самого. То есть таким заданием учитель, во-первых, даёт понять старшекласснику, что к его интересам прислушиваются, они учитываются, во-вторых, педагог показывает свое отношение к тому, что актуально для его подопечных, и в-третьих, делает процесс обучения иноязычной устной и письменной речи с индивидуальным подходом к каждому. Это сложно организовать на каждом уроке, но есть возможность «вплетать» во многие задания, ориентированные на формирование умений иноязычной устной и письменной речи, личностно-ориентированный подход.

Безусловно, мотивация играет важнейшую роль при определении образовательной траектории каждого учащегося. Но что скрывается за

мотивацией? Стоит отметить, что мотивация к учебной деятельности у старших школьников может быть вызвана его собственным отношением к учебному предмету, педагогу и его стилю преподавания [4]. Получается, что связь между учителем и учеником становится фактически главенствующей. На сегодняшний день, запрос общества сформулирован таким образом, что есть потребность в специалистах с индивидуальным подходом, с ярко выраженными индивидуальными качествами [9]. Это возможно лишь в рамках личностно-ориентированного подхода. И на наш взгляд, старшая школа подходит лучше всего для реализации данной задачи. Это обусловлено тем, что почти все учащиеся находятся в том возрасте, когда у них частично или полностью сформировано свое личное мнение о том, как устроен этот мир [7; 8]. И с такими учениками приходится работать в ином ключе, здесь перестает превалировать игровая деятельность, свойственная младшим школьникам в начальных классах. Этот период можно назвать фактической профессиональной ориентацией, так как ученики готовятся к сдаче ГИА-11. Таким образом, можно сделать вывод о том, что к старшей школе почти все процессы в организме старшего школьника автоматизированы, они имеют четкие установки и импульсы. Данный контингент учащихся уже имеет понятие о том, кем они хотят стать в будущем, какую профессию им выбрать, в какой ВУЗ им лучше поступить. Поэтому сложная задача стоит именно перед педагогом, который должен выстроить свой учебный процесс таким образом, чтобы каждый ученик смог выразить себя самого через изучаемый предмет.

В силу того, что старшеклассники находятся в том возрасте, когда имеют некое представление о мире, свое мнение, взгляды на жизнь, которые обуславливаются психическими и физиологическими процессами в их организме, то процесс обучения иностранным языкам и формирование умений иноязычной письменной речи должны проходить в рамках личностно-ориентированного подхода. Несмотря на то, что у старшеклассников существует одинаковая задача в виде успешной сдачи ГИА-11, каждый из них будет более эффективен при учёте педагогом их индивидуальных

особенностей, интересов, то есть посредством личностноориентированного подхода. Обучение должно быть ориентировано не только на определение индивидуальных особенностей, а скорее на формирование у учащихся индивидуального стиля деятельности. Это касается психологии старшеклассника, который переживает период, когда воспитание становится самовоспитанием. Это требует от педагога большой гибкости, такта, понимания, готовности принимать всерьез личность воспитанника. Психика старшего школьника устроена таким образом, что повлиять на него прямым способом уже вряд ли получится, поэтому педагогу придётся искать новые способы, косвенные для влияния. Это возможно только при условии, если учитель выстраивает процесс воспитания через призму восприятия ученика, то есть через самовоспитание. Такой способ позволяет выстроить у учащихся представление об этом мире, о том, что его окружает, и, безусловно, это повлияет и на самоопределение в виде выбора своей будущей профессии. Таким образом, обучение, построенное на личностно-ориентированном подходе, станет наиболее эффективным с точки зрения результативности

Необходимо отметить, что все процессы, задействованные в обучении иностранному языку, взаимосвязаны и имеют чёткий импульс в виде мотивации, интереса к изучаемому предмету, к самовыражению через устную и письменную речь.

Становится совершенно ясно, что организовать процесс обучения, сформировать умения иноязычной письменной речи в старших классах возможно и, в первую очередь, необходимо на основе личностно-ориентированного подхода, который обуславливается ориентировкой педагогической деятельности и всего учебного процесса на личность учащегося, на его интересы, потребности, на его самореализацию и самовыражению как индивида. Этот подход будет возможен для реализации только в таком классе, где есть очевидная связь между педагогом и учениками, где царит понимание и отсутствие авторитарного стиля со стороны учителя. То есть, на современного педагога возложена функция ментора-наставника,

который тактично будет участвовать в процессе учебной деятельности своих подопечных, который организует индивидуальный образовательный маршрут для каждого.

Итак, реализация личностно-ориентированного подхода, основным принципом которого является принцип индивидуальности, предполагает учет реальных интересов обучающихся и их субъектного опыта. Обучение иноязычной устной и письменной речи в старшей школе имеет следующую специфику: необходимо наличие мотива и использование умений и заданий, направленных на удовлетворение личностных потребностей и интересов обучающихся старших классов.

Список литературы:

1. Еловская С.В. Модернизация иноязычного образования // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. Екатеринбург: Издательство УГПУ, 2015. № 2. С. 30-34.Еловская С.В.

2. Еловская С.В., Круглова Е.А. Коммуникативная методика обучения английскому языку в вузе: традиции и инновации // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных трудов XV Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Издательство ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2018. С. 22-26.

3. Еловская С.В. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов // Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания: материалы Второй научно-практической конференции. М.: Издательство МГИМО, 2015.С. 560-564.

4. Манаенкова М.П. Компетентностный подход: от теории к практике// Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Материалы Х1 Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием). Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. С. 127-131

5. Попова С.В., Ульянов С.С. Обучение иностранному языку в вузе на основе смешанного обучения «перевернутый класс» // Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков: актуальные вопросы и перспективы исследования: сборник научных статей по материалам XXXI Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЧПГУ. 2021. С.126-130.

6. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высшая школа. АМСКОРО ИНТЕРНЕШНЛ, 1991. 115 с

7. Сидорова И.В., Томонов Д.С. Педагогические технологии как условие достижения нового образовательного результата // Современные тенденции развития науки и образования: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2021. С. 108-111.

8. Сидорова И.В., Гераськина В.А., Томонов Д.С. Дебаты на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции у школьников // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

9. Popova S.V., Petrischeva L.P., Popova E.E., Ushakova O.V. Modern educational formats: technology of flipped chemistry teaching // Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. 2020. C.12193.

UDC 372.881.1

IMPLEMENTATION OF A PERSON-ORIENTED APPROACH IN TEACHING HIGH SCHOOL STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE

Mikhail I. Rusakov

post-graduate student [email protected] Svetlana V. Popova elovskayasv@mail .ru

Doctor of Pedagogical Sciences,Professor Michurin State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The necessity of implementing a personality-oriented approach in the formation of foreign language communicative competence in high school students is substantiated. The methodology for the formation of foreign language communicative competence in high school students, taking into account a student-centered approach, involves the selection of oral and written creative tasks that reflect the real interests of students and the development of additional student-oriented tasks, taking into account the subjective experience of students.

Key words: personality-oriented approach; foreign language communicative competence; foreign language teaching.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.