Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Е.В., Сидорова И.В.

Публикация посвящена анализу применения информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе обучающихся на уроках истории. Показана актуальность использования ИКТ в информационно-образовательной системе учебного заведения. Построенная на их основе методика преподавания истории позволяет обеспечить индивидуализацию обучения, развитие самостоятельности и творческих способностей, доступ к новым источникам информации. Представлен понятийный аппарат проблемы исследования. В качестве примера приведены методы обучения на уроках истории с применением информационно-коммуникационных технологий, а также классификация методов самостоятельной работы обучающихся. Определена актуальность и эффективность использования методов в преподавании истории в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN HISTORY LESSONS IN THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The publication is devoted to the analysis of the use of information and communication technologies in the independent work of students in history lessons. The relevance of using ICT in the information and educational system of an educational institution is shown. The methodology of teaching history built on their basis makes it possible to ensure the individualization of education, the development of independence and creative abilities, and access to new sources of information. The conceptual apparatus of the research problem is presented. As an example, teaching methods in history lessons using information and communication technologies are given, as well as a classification of methods for independent work of students. The relevance and effectiveness of the use of methods in teaching history in a modern school is determined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

УДК 37.026.1

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Елена Владимировна Новикова

магистрант elenaadv1@rambler.ru Инна Владимировна Сидорова

кандидат педагогических наук, доцент sidorova. innavladimirovna@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Публикация посвящена анализу применения информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе обучающихся на уроках истории. Показана актуальность использования ИКТ в информационно-образовательной системе учебного заведения. Построенная на их основе методика преподавания истории позволяет обеспечить индивидуализацию обучения, развитие самостоятельности и творческих способностей, доступ к новым источникам информации. Представлен понятийный аппарат проблемы исследования. В качестве примера приведены методы обучения на уроках истории с применением информационно -коммуникационных технологий, а также классификация методов самостоятельной работы обучающихся. Определена актуальность и эффективность использования методов в преподавании истории в современной школе.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда школы, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа обучающихся, образовательные методы.

В последние два десятилетия на уровне государства активно ведется планомерная, системная работа по информатизации образования. В этой связи важным представляется процесс формирования в школе информационно-образовательной среды (далее ИОС). В основе этой системы лежит информационное взаимодействие ее субъектов, которое ставит основной целью повышение эффективности обучения.

На современном этапе развития образовательных технологий приоритетной задачей, которая стоит перед образовательным учреждением является построение такой ИОС, которая максимально эффективно будет осуществлять переход к новым педагогическим стандартам, отвечающим вызовам современного общества в отношении внедрения новых информационно-компьютерных технологий (ИКТ).

Информационно-образовательную среду учебного заведения рассматривают как эффективный инструмент, который позволяет на новом уровне осуществлять учебный процесс, повышать мотивацию обучающихся к самостоятельному получению новой информации и новых знаний, обеспечивать наглядность представления практически любого материала. Об этом в своих работах пишут авторы [5,6].

Потенциалом, необходимым для решения данных вопросов, несомненно, обладают средства информационно-компьютерных технологий (ИКТ), реализуемые в информационно-образовательной системе учебного заведения. Построенная на их основе методика преподавания истории позволяет обеспечить индивидуализацию обучения, развитие самостоятельности и творческих способностей, доступ к новым источникам информации.

Государственный образовательный стандарт выделяет историю, как стержень гуманитарных, обществоведческих курсов в школе. История способствует пониманию и открытию связей с различными областями, их значения для личности и общества, учит находить взаимосвязи современных и исторических общественно-политических, экономических процессов. Это в свою очередь способствует формированию целостного социально-

ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии народов, культур и религий.

Информационно-коммуникационные технологии, которые используются на уроках истории можно классифицировать следующим образом:

1. Мультимедиа презентации. Один из самых распространенных инструментов. Учитель использует тематические презентации в ходе урока или в качестве самостоятельного ознакомления обучающихся с темой. Презентации могут служить важным дополнением к материалу учебников. Они используются как для изучения нового материала в качестве дополнительной информации, так и для закрепления пройденного. Использование анимации, звуковых файлов, демонстрация карт, фотографий и видеофрагментов значительно оживляет подачу материала и способствует лучшему усвоению знаний.

2. Обучающие фильмы. Восприятие и запоминание информации современными детьми происходит в основном через экран. В настоящее время можно говорить о видеоряде, как об основном канале передачи информации. Используя эту особенность можно привлечь внимание и повысить эффективность урока или внеурочной самостоятельной работы обучающихся используя обучающие фильмы. В ряде учебников по истории есть рекомендованные к просмотру серии обучающих фильмов по истории, например документальный сериал «Правители Руси», 29 серий.В последнее время заметен интерес художественного и документального кинематографа к исторической тематике. Часть из этих фильмов можно также рекомендовать к дополнительному просмотру обучающимися для лучшего понимания проблематики темы, ознакомлением с историческими процессами, событиями и личностями.

3. Работа с готовыми электронными изданиями. Такие учебные издания очень удобны как для учителя, так и для учеников. Учителю они позволяют сократить время подготовки к урокам, обучающимся обеспечивают наглядность и нестандартную подачу материала. Готовые электронные издания

могут быть использованы на уроках, как демонстрационный материал, могут быть рекомендованы для самостоятельного ознакомления в качестве дополнительной справочной литературы. В качестве примера можно привести «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия», коллекцию «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала http://historydoc.edu.ru, Государственный архив Российской Федерации http://www.garf.ru и пр. Также к этой категории можно отнести серию CD-дисков, выпущенных в дополнение к учебникам а также различные обучающие фильмы, подготовленные Министерством культуры РФ и интернет-порталами исторической тематики в качестве дополнения к школьной программе.

4. Анимированные карты. Использование анимационных карт делает интересным, нестандартным и наглядным рассказ учителя. Такие приемы повышают интерес обучающихся к теме урока, способствуют концентрации, вовлеченности и, в конечном итоге, к максимально эффективному усвоению материала урока. В качестве примера можно привести ряд международных проектов: Interactive World History Atlas since 3000 BC, на сайте представлена карта с отмеченными границами всех стран, которые существовали, начиная с 3000 лет до н. э. и заканчивая 2021 годом; проект World Population позволяет сознать общие тенденции развития человечества, кроме того созданы целые серии анимированных карт на CD-дисках и в сети Интернет по истории России и всемирной истории.

5. Интерактивные тесты и тренажеры по истории. Прохождение обучающимися тестов с использованием ИКТ наглядны и удобны. Кроме того они разнообразят учебный процесс, увеличивая заинтересованность обучающихся, повышает мотивацию и, кроме того, формируют мультимедийную компетентность. В тестах может быть использованы не только текстовые задания с выбором правильного ответа (закрытые вопросы) или написания ответа (открытые вопросы), но и фрагменты карт, фотографии (например памятников архитектуры или исторических деятелей), а также других изображений. В качестве примеров тестов можно привести тест для 6

класса «Культура древней Руси», тест для 7 класса «Создание Московского государства» и пр. Тренажеры по истории эффективны для самостоятельной внеурочной работы обучающихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Самостоятельная работа обучающихся может осуществляться с помощью методов, которые выполняют разные функции. Одной из основных классификаций педагогических методов является их разделение на репродуктивные и продуктивные. В системе образования репродуктивный метод обучения применяется уже давно. Основа этого метода - многократное повторение заданий по образцу, предложенному учителем.

Преобладание репродуктивного метода в образовании не предполагает развития творческих способностей, умения и применять полученные знания в повседневной жизни, вне учебного процесса. Для формирования этих навыков используются продуктивные педагогические методы. Такие методы предполагают поисковый, творческий характер организации работы обучающихся. В большей части продуктивные методы связаны с самостоятельной работой обучающихся. Продуктивные методы предполагают самостоятельно анализировать, выбирать и использовать информацию. Продуктивные методы могут быть применены как в урочной работе, так и во внеурочной работе обучающихся.

Несмотря на это, важно понимать значимость репродуктивной деятельности обучающихся для эффективного применения продуктивных методик. Мышление базируется на ранее полученных знаниях, творческая, самостоятельная работа невозможна без ранее усвоенного учебного материала. В связи с этим в последнее время можно говорить о разработке и внедрении новых, синтетических методов, которые смогут повысить интерес обучающихся к предмету, увеличить эффективность усвоения знаний, развить самостоятельность мышления. Таким образом, репродуктивная и продуктивная деятельности являются двумя необходимыми и взаимосвязанными процессами в обучении.

На уроках истории задания должны быть ориентированы на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у школьников умений анализировать, сопоставлять, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Уроки истории, построенные на самостоятельной работе учащихся с информацией, являются более успешными, если в основе их лежит конкретная программа действий ученика. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно, как организатор и координатор самостоятельной работы [2, с. 30].

Самостоятельная работа обучающихся может быть определена, как:

• индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя;

• вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома; ее выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия.

Исходя из данных определений самостоятельную работу можно рассматривать и как вид деятельности, и как систему мероприятий. Самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др [1].

При организации самостоятельной работы учитель должен ставить перед собой следующие задачи:

- ознакомить с целями, содержанием, средствами, объемом, сроками выполнения, а также формами контроля самостоятельной работы;

- оказать необходимую консультативную помощь (групповую или индивидуальную);

- осуществить контроль за сроками и качеством выполнения самостоятельной работы.

Применение в учебном процессе методов самостоятельной работы обучающихся с использованием информационно-коммуникационных технологий можно рассматривать, как важный элемент обучения повышающий эффективность усвоения знаний, повышения заинтересованности обучающихся. Современные технологии позволяют отойти от традиционного преподавания, тем самым разнообразить процесс обучения, повысить интерес к предмету, что в свою очередь будет способствовать лучшему усвоению материала. В этой связи важным представляется взаимодействие ученика с информационно-образовательной средой, с ее ресурсами, это продуктивно влияет на саморазвитие.

Задача современного педагога - научить самостоятельно добывать знания, уметь анализировать информацию, ведь информация превращается в знания только тогда, когда ученик будет способен ее проанализировать и встроить в уже существующую систему своих знаний.

В связи с вышесказанным в последние несколько лет отмечается процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в преподавание истории, кроме того, используемые при этом методы самостоятельной работы обучающихся позволяют приобретать необходимые компетенции, повышать качество получаемы знаний и навыков, и, что самое важное, формировать ценностный каркас личности.

Список литературы:

1. Громыко Н.А. Работаем самостоятельно // Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/549136 (дата обращения 04.01.2023)

2. Донскова А.И. Внедрение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения истории // Образование и воспитание. 2021. №2(33). С. 30-31.

3. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз. 2008. 127 с.

4. Стойкина Т. Л. Создание информационно-образовательной среды в образовательных учреждениях, как условие достижения нового качества образования/ Инфоурок, Кемерово, 2020. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-sozdanie-informacionno-obrazovatelnoy-sredi-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-kak-uslovie-dostizheniya-novogo-kachestva-obr^ 1501179.html (дата обращения: 15. 12. 2022).

5. Сидорова И.В., Попова С.В., Черникова Н.В. Некоторые вопросы инновационной деятельности преподавателя высшей школы. В сб. Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке // Сборник научных трудов VIII Международного форума по педагогическому образованию. Казань, 2022. С 437-442

6. Сидорова И.В. Проблемы инновационной деятельности преподавателя высшей школы // Наука и образование. 2022. Т5. №.3

7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Общего Образования. С изменениями и дополнениями от 11 декабря 2020 г. / Информационно-правовой портал Гарант.ру URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 02.12.2021)

UDC 37.026.1

FEATURES OF THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR INDEPENDENT WORK OF

STUDENTS IN HISTORY LESSONS IN THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT.

Elena V. Novikova

student

elenaadv 1 @rambler.ru Inna V. Sidorova

Ph.D., Associate Professor sidorova. innavladimirovna@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The publication is devoted to the analysis of the use of information and communication technologies in the independent work of students in history lessons. The relevance of using ICT in the information and educational system of an educational institution is shown. The methodology of teaching history built on their basis makes it possible to ensure the individualization of education, the development of independence and creative abilities, and access to new sources of information. The conceptual apparatus of the research problem is presented. As an example, teaching methods in history lessons using information and communication technologies are given, as well as a classification of methods for independent work of students. The relevance and effectiveness of the use of methods in teaching history in a modern school is determined.

Keywords: information and educational environment of the school, information and communication technologies, independent work of students, educational methods.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.