Научная статья на тему 'ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ В ШКОЛЕ'

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУНКТУАЦИЯ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ШКОЛЬНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Н.В., Панина Л.О.

В статье рассмотрены формы организации обучения пунктуации в школе, представленные двумя разновидностями: традиционные и инновационные. К традиционным формам обучения пунктуации относятся учебные задания и упражнения, которые присутствуют в учебниках по русскому языку и учебно-методических пособиях или разрабатываться учителем самостоятельно в виде дополнительного материала. К инновационным формам обучения пунктуации относятся проектная деятельность, дискуссии, викторины, кейсы. Авторы считают, что целесообразно использовать обе формы обучения пунктуации в школьном курсе русского языка. Такой комплексный подход позволит повысить уровень познавательных интересов обучающихся и будет способствовать эффективному усвоению изучаемого материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF TEACHING PUNCTUATION AT SCHOOL

The article considers the forms of organization of teaching punctuation at school, represented by two varieties: traditional and innovative. The traditional forms of teaching punctuation include training tasks and exercises that are present in Russian language textbooks and teaching aids or developed by the teacher independently in the form of additional material. Innovative forms of teaching punctuation include project activities, discussions, quizzes, and case studies. The authors believe that it is advisable to use both forms of teaching punctuation in the school course of the Russian language. Such an integrated approach will increase the level of cognitive interests of students and will contribute to the effective assimilation of the studied material.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ В ШКОЛЕ»

УДК 371.31

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ В ШКОЛЕ

Наталия Владимировна Черникова

доктор филологических наук, профессор

chernikovanat@mail. т Людмила Олеговна Панина

магистрант paninaludmila98@icloud.com Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены формы организации обучения пунктуации в школе, представленные двумя разновидностями: традиционные и инновационные. К традиционным формам обучения пунктуации относятся учебные задания и упражнения, которые присутствуют в учебниках по русскому языку и учебно-методических пособиях или разрабатываться учителем самостоятельно в виде дополнительного материала. К инновационным формам обучения пунктуации относятся проектная деятельность, дискуссии, викторины, кейсы. Авторы считают, что целесообразно использовать обе формы обучения пунктуации в школьном курсе русского языка. Такой комплексный подход позволит повысить уровень познавательных интересов обучающихся и будет способствовать эффективному усвоению изучаемого материала.

Ключевые слова: пунктуация, формы обучения пунктуации, традиционные формы, инновационные формы, школьный курс русского языка.

Пунктуация - один из важнейших разделов русского языка, который изучается в общеобразовательных школах. Под пунктуацией понимается «раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки» [7, с. 12]. Согласно более широкому определению, пунктуация представляет собой «один из разделов языкознания, который изучает знаки препинания: их функции, правила постановки, историю возникновения, возможности замены одного знака другим» [2, с. 4]. Основными принципами пунктуации как таковой являются смысловой, синтаксический и интонационный.

Цель обучения пунктуации в школе состоит в приобретении знаний о пунктуации и формировании пунктуационных навыков для создания грамотной письменной речи обучающихся.

Задачи обучения пунктуации:

- формирование пунктуационных навыков, т.е. конкретных навыков грамотного использования знаков препинания в письме;

- раскрытие особенностей коммуникативных ситуаций и их пунктуационных норм: важно показать, что правила пунктуации тесно связаны с определенными типами коммуникативных ситуаций, которые связывают эти правила с реальным общением и повседневной жизнедеятельностью обучающихся;

- стимулирование интереса к изучению языка: пунктуация является тем разделом лингвистики, который способен продемонстрировать учащимся, как меняется смысл высказываний за счет применения тех или иных знаков препинания, что обеспечивает выработку у учащихся познавательного интереса.

Формы организации обучения пунктуации в школе представлены двумя разновидностями: традиционные формы и инновационные формы.

К традиционным формам обучения пунктуации относятся учебные задания и упражнения, которые присутствуют в учебниках по русскому языку и учебно-методических пособиях или разрабатываться учителем самостоятельно

в виде дополнительного материала. Задания и упражнения по пунктуации могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Практические задания и упражнения чаще выполняются в групповой форме на уроках русского языка в школе. Эти задания и упражнения опираются на учебный материал, работа с которым позволяет ознакомиться с приемами и особенностями расстановки знаков препинания [1, с. 74].

К инновационным формам обучения пунктуации относятся:

- проектная деятельность;

- дискуссии;

- викторины;

- кейсы [8, с. 402].

По мнению специалистов, проектная деятельность все чаще используется в обучении русскому языку [4, с. 127]. Проектная деятельность может иметь как групповой, так и индивидуальный характер. Чаще всего обучающиеся разрабатывают проекты, посвященные конкретной пунктуационной теме. Например, школьникам может быть дано задание подготовить проект об особенностях употребления знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Такие проекты выполняются либо в классе, либо в формате домашнего задания.

Ролевые игры осуществляются в групповой форме: учащимся предлагаются роли, которые позволяют погрузиться в языковую и коммуникативную среду [3, с. 53].

Викторины также имеют игровой характер и позволяют проверить теоретические знания школьников русской пунктуации. Викторины проводятся в конкурсном формате с заранее подготовленными вопросами, за правильные ответы на которые учащиеся получают баллы. Набравший большее количество баллов является победителем. Учащимся могут полагаться символические призы.

Дискуссии организуются в формате круглых столов, где обсуждаются различные особенности и коммуникативные ситуации, для которых в русском

языке предусмотрены соответствующие пунктуационные нормы. Как правило, каждая дискуссия посвящена определенной теме. Заранее формируется план-конспект дискуссии, возможный сценарий обсуждения вопросов. По вопросам дискуссии учащиеся высказываются последовательно, в несколько этапов. В конце дискуссии важно резюмировать основные выводы обсуждений [6, с. 323].

В формате кейсов разбираются различные ситуации, особенно случаи сложных заданий на расстановку знаков препинания. Учитель может как самостоятельно разрабатывать кейсы, так и пользоваться готовыми, добавлять к основному учебному материалу дополнительные источники с интересными примерами использования знаков препинания [5, с. 13].

В заключение отметим, содержание работы по изучению пунктуации в школе включает приобретение пунктуационных знаний (освоение обучающимися пунктуационных норм) и выработку пунктуационных умений (способность осуществлять правильную постановку знаков препинания в предложении, тексте и его частях), которые развиваются главным образом путем использования таких форм упражнений, как списывание и диктант.

Формы организации обучения пунктуации должны быть разнообразны. Целесообразно использовать как традиционные формы изучения пунктуации (учебные задания и упражнения), так и инновационные формы (проектная деятельность, дискуссии, викторины, кейсы). Такой комплексный подход позволит повысить уровень познавательных интересов обучающихся и будет способствовать эффективному усвоению изучаемого материала.

Список литературы:

1. Гуц Е.Н. Методика преподавания русского языка. Общая теория дидактики: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГУ, 2020. 95 с.

2. Кузнецова А.В. Современная русская пунктуация: система, принципы, правила: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2019. 119 с.

3. Лисовицкая Е.О. Применение игровых технологий на уроках русского языка в образовательном учреждении // Ученый XXI века: сборник статей II Междунар. научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2022. С. 53-57.

4. Мусаева Л.С., Сельмурзаева Х.Р. Разработка проектных технологий в преподавании русского языка: подходы и принципы обучения // Современное педагогическое образование. 2022. № 6. С. 127-130.

5. Просвиркина И.И. Современные технологии в методике преподавания русского языка: взгляд изнутри // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2020. № 1 (26). С. 13.

6. Рахмонова Б.К. Проблемы методики преподавания русского языка // Экономика и социум. 2020. № 2 (69). С. 323-326.

7. Селезнева Л.Б. Пунктуация русского языка: интерактивный практикум. М.: Флинта, 2019. 149 с.

8. Черникова А.А. Основные направления реализации принципов развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе // Modern Science. 2020. № 5-1. С. 401-407.

UDC 371.31

FORMS OF TEACHING PUNCTUATION AT SCHOOL

Natalia V. Chernikova

Doctor of Philology, Professor chemikovanat@mail .ru Lyudmila O. Panina

master's student paninaludmila98@icloud.com Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article considers the forms of organization of teaching punctuation at school, represented by two varieties: traditional and innovative. The traditional forms of teaching punctuation include training tasks and exercises that are present in Russian language textbooks and teaching aids or developed by the teacher independently in the form of additional material. Innovative forms of teaching punctuation include project activities, discussions, quizzes, and case studies. The authors believe that it is advisable to use both forms of teaching punctuation in the school course of the Russian language. Such an integrated approach will increase the level of cognitive interests of students and will contribute to the effective assimilation of the studied material.

Key words: punctuation, forms of teaching punctuation, traditional forms, innovative forms, Russian language school course.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.