Дониёрова Л.Х. преподаватель кафедра «Теория начального образования» Чирчикский государственный педагогический институт
Ташкентская область
МЕТОДЫ И ЦЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПУНКТУАЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИМСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
Аннотация: В данной статье рассматриваются методы и приёмы обеспечения инновационных методов на уроках русского языка.
Ключевые слова: Инновации, пунктуация, самопроверка, пунктуационный слух.
Doniyorova L.Kh.
lecturer
department of primary education theory Chirchik State Pedagogical Institute
Tashkent region
METHODS AND PURPOSES OF TEACHING THE PUNCTUATION OF
THE RUSSIAN LANGUAGE TO MIDDLE CLASS STUDENTS
Abstract: This article discusses the methods and techniques for providing innovative methods in the lessons of the Russian language.
Key words: Innovation, punctuation, self-check, punctuation hearing.
Цель обучения детей пунктуации в школе - сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего - адекватно с пишущим понимать написанное. Основная цель обучения пунктуации в школе -научить учащихся применять те правила пунктуации, которые в их обыденности являются базой русской пунктуации. Эти правила предусмотрены программой, а отклонения от них - ошибка.
Для осуществления этих целей необходимо развернуть углубленную и разностороннюю по усвоению учащихся пунктуации, как средства, помогающего передать на письме оценки мыслей и чувств, которые в звучащей речи передаются интонационно, или очевидно вытекают из ситуации общения. Это особый разряд правил.
Пунктуационная ошибка - это неиспользование необходимого знака препинания, или употребления его там, где он не нужен. Работа над пунктуационными ошибками складывается из тех звеньев, что и при
изучении орфографического правила. Работа над ошибками - важный этап в деле формирования пунктуационных умений. Она складывается из специальной работы по предупреждению пунктуационных ошибок, фиксации учителем пунктуационных ошибок, учета слов с ошибками при подготовке урока работы над ошибками, работа над ошибками на уроке.
Существуют два уровня овладения пунктуационной грамотностью: абсолютная и относительная. Абсолютная пунктуационная грамотность предполагает безукоризненное владение всеми пунктуационными нормами, а также умение адекватно использовать знаки препинания в авторских целях. Относительная пунктуационная грамотность отражает владение только частью пунктуационных правил. Достичь абсолютную пунктуационную грамотность в школе невозможно по разным причинам. Прежде всего не все пунктуационные нормы изучаются в школе, а также не все варианты изучаемых в школе норм сообщаются учащимся.
В школе формируются следующие виды пунктуационных умений:
- умение находить коммуникативные единицы: смысловые отрезки, требующие выделения их знаками препинания;
- умение ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
- умение обосновывать выбор места для знака и выбор необходимого знака препинания;
- умение находить пунктуационные ошибки и исправлять их.
Умение пользоваться правилами выделения смысловых отрезков
знаками препинании — центральное пунктуационное умение, результатом которого оказывается правильное пунктуационное оформление собственных высказываний.
В целях ознакомления школьников с условиями постановки или непостановки, а также выбора знака (знаков) препинания используются все четыре познавательных метода обучения: сообщение учителя; самостоятельный анализ учащимися пунктуационного правила; беседа; самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения.
Для формирования пунктуационной зоркости выработаны специальные упражнения как для работы при списывании, так и для написания диктантов: учащимся предлагается найти те или иные языковые явления, говорящие о наличии в предложении смыслового отрезка, выражающего указанное значение; нахождение по значению смысловых отрезков, требующих пунктуационного выделения - проведение семантического анализа предложения и выделения в нем дополнительной информации; определение грамматической природы смыслового отрезка; списывание - упражнение заключается в переписывании учащимися из учебника или из другого печатного средства обучения; диктант -заключается в записи по слуху дидактического материала - предложений или текста - с одновременной постановкой необходимых знаков
препинания. Основные виды диктанта: полный, выборочный, творческий диктант.
Современный урок русского языка требует использования инновационных технологий. В ходе апробации различных инновационных технологий обнаружены не только высокая результативность знаний и умений школьников, но и развивающие возможности. При умелом использовании способов, приёмов развивающей технологии обучения русскому языку можно обеспечить прочное и осознанное усвоение учебного материала, успешнее реализовать весь комплекс образовательно-воспитательных задач, а главное — приобщить детей к изучению русского языка, развить глубокий интерес к предмету.
Применяя алгоритмы по орфографии и пунктуации, происходит быстрое и качественное овладения учащимися знаниями по русскому языку. Изменение способа освоения норм правописания, во-первых, снимает проблему интерференции орфографических и пунктуационных навыков. Во-вторых, появляется возможность представить орфографию и пунктуацию в виде стройной, обозримой, управляемой системы.
Процесс обучения — это не только усвоение определённой суммы знаний, умений и навыков, но и процесс общения учителем и учащихся, а также внутри коллектива учащихся. Нельзя забывать и о том, что современный школьный урок должен быть воспитывающим.
Межличностные отношения, складывающиеся во время работы на уроках, являются одним из основных факторов воспитания и определяются в первую очередь характером педагогического общения, выраженного в манере поведения учителя, его отношении к школьникам. Учитель становится помощником в работе ученика и организатором в добывании знаний, а также сотрудником в решении орфографических и пунктуационных задач.
Пунктуационные навыки приобретаются годами, из урока в урок. Поэтому очень важно, как работает учитель, какие использует методы и приёмы, способствующие выработке устойчивых навыков. А чтобы чувствовалось «биение пульса жизни» на уроке, чтобы ребята были увлечены этим предметом, подбираю дидактический материал, показывающий жизненную необходимость работы, которая ведётся на занятии, создаю творческую обстановку, способствующую мыслительной деятельности учащихся, строю свои уроки на основе научности, занимательности, стремлюсь пробудить способность чувствовать красоту языка, наслаждаться им.
Поэтапное членение учебного занятия можно представить следующим образом:
Первым этапом урока является особая организация проверки домашнего задания. «Дежурные по домашнему заданию» не только наносят на доску порученное каждому слово (предложение) для того или
иного лингвистического разбора, но и представляют подготовленный разбор как образец устного речевого произведения в научном стиле. Это способствует формированию у учащихся навыков свободного владения всеми видами разборов.
Одна из главнейших задач урока —непрерывная забота о сохранении в рабочем состояний всех необходимых теоретических и практических знаний и умений. Ежеурочная разминка (второй этап урока) как рази способствует решению данной задачи, обеспечивает никогда не прекращающееся повторение пройденного.
Изучение нового материала строится на основе логико-структурных схем, в добывании информации из которых и выстраивании её участвует сам учащийся. Это достигается с помощью пропуска слов или фраз, сокращений, символов, при этом объяснение сопровождается системой вопросов не репродуктивного характера, рассчитанных на проверку степени понимания. Такой принцип работы актуален, так как детей уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Поэтому они ждут новых форм работы с учебным материалом, где могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к поиску действий.
Практически каждый алгоритм «прячет» несколько привычных школьных правил, систематизированных и обобщённых. Алгоритм помогает выбрать нужную букву или знак препинания, служит тренировкой интеллектуальных способностей, повышает успешность обучения, закрепляет уверенность в себе.
При закреплении изученного материала пунктуационные задачи у доски решают сами учащиеся, комментируя каждый свой шаг. На данном этапе дети работают по цепочке, то есть каждый ученик сможет побывать у доски. Это сплачивает и дисциплинирует, вынуждает работать самого ленивого, развивает внимание учащихся, способствует тому, что дети перестают бояться ошибок, а учатся на них.
Для детей, быстро справляющихся с письменной работой, предлагаются карточки с дифференцированным, индивидуальным заданием, беседы по новому материалу.
Таким образом, комплексная регулярная тренировка обеспечивает и поддерживает высокий уровень владения изученным материалом, ускоряет повседневную работу в классе и дома, даёт возможность не расходовать время на восстановление забытого материала и утраченных навыков. Освоение норм правописания на основе алгоритмов позволяет не только изменить количество изучаемых правил, но и выйти на более высокий качественный уровень образования.
В тренировочном режиме предлагаются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения пунктуационной задачи. Именно в данном
режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения.
Разновидности уроков контроля определяются особенностями контрольных заданий. Уровень пунктуационной грамотности учащихся проверяется посредством контрольного диктанта. В настоящее время нередко к диктанту присовокупляют сопутствующее грамматическое задание, посредством которого дополнительно проверяют знания по грамматике и учебно-языковые умения учащихся.68
Использованные источники:
1. Герцена А. И. Инновационное обучение русскому языку (Учебное пособие к спецкурсу) / А. И. Герцена. — Л., 1989.
2. Канарская О. В. Инновационное обучение на уроках русского языка / Рукопись депонирована в ОЦНИ АПН РСФСР «Школа и педагогика» 11 февраля 1991 года. Регистрационный №32-91.
3. Канарская О. В. Метафоризация языка как способ его инновационного изучения: Методическое пособие для учителей/ О. В.Канарская. —Л.: ЛГИУУ, 1991.
4. Канарская О. В.,Кепанова Ж. Ж. Методические рекомендации к проведению уроков раздела «Стилистика и культура речи» (Для учителей школи ПТУ)/ О. В.Канарская, Ж. Ж. Кепанова. —Л.: ЛГПИ, 1978.
5. Канарская О. В.,Кепанова Ж. Ж. Методические рекомендации к организациии проведению уроков обобщающего повторения в формедидактической игры на материале морфологии/ О. В.Канарская, Ж. Ж. Кепанова. —Л.: ЛГПИ, 1985.
6. Канарская О. В., Пушкова О. Н. Методические рекомендации по использованию игр в обучении лексике в школе и вузе/ О. В.Канарская, О. Н.Пушкова. —Семипалатинск, 1992.
7. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика/ В. И.Капинос, Н. Н.Сергеева, М. С.Соловейчик. —СПб, 1997.
8. Потебня А.А. Методические рекомендации к организации и проведению факультативных занятий по русскому языку в педагогических классах средней школы (в соавторстве) / А. А. Потебня. — Л.: ЛГПИ, 1987.
9. Фролова Л. А. Уроки по инновационной технологии. (Опыт школы № 147) / Л. А. Фролова. —СПб, 1994.
10. Фролова Л. А. Уроки русского языка в форме дидактической игры (инновационный подход): Кн. для учителя / Л. А. Фролова. — СПб, 1994.
11. Современные технологии обучения и контроля знаний, Юсупова, Асия Вафовна;Завада, Галина Владимировна;Фролов, Александр Георгиевич, 2010г.
68 Онищук, В. А. Урок в современной школе : пособие для учителя / В. А. Онищук. - М. : Просвещение, 1986.
12. Андреева Л.С. Русский язык в школе: опыт, проблемы, перспективы. / Л.С. Андреева. // Русский язык в школе. - 2001. - №4 - с.106 - 108.