Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОГО В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ОБУЧЕНИЯ'

ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОГО В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / НЕУСПЕВАЕМОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ПОДРОСТОК / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обносов В.Н., Шипилова Е.А.

В статье показано, что недооценка родителями и педагогами адаптационных трудностей, с которыми сталкиваются дети при переходе в среднее звено обучение, приводит к снижению успеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR DECLINE IN CHILDREN'S PERFORMANCE DURING THE TRANSITION FROM PRIMARY TO SECONDARY EDUCATION

The article shows that underestimation by parents and teachers of the adaptive difficulties faced by children in the transition to secondary education leads to a decrease in academic performance.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОГО В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 159.953.5

ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОГО В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ОБУЧЕНИЯ

Владимир Николаевич Обносов

кандидат психологических наук, доцент vladimirobnosov@yandex.ru Евгения Александровна Шипилова

студент

shipilova13evgenia@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье показано, что недооценка родителями и педагогами адаптационных трудностей, с которыми сталкиваются дети при переходе в среднее звено обучение, приводит к снижению успеваемости.

Ключевые слова: обучение, неуспеваемость, адаптация, подросток, индивидуальный подход.

Педагогам и школьным психологам нередко приходится слышать, как родители с огорчением говорят о том, что их дети, хорошо себя проявившие в начальных классах, при переходе в среднее звено стали учиться гораздо хуже. Кроме обычных указаний на лень и нежелание учиться, родители сетуют на недостаточное внимание педагогов к детям, сложность программ, несовершенство учебников и т.д. Большинство родителей совершенно не осознают или осознают недостаточно, что наступил новый, особый этап обучения, который, в определенном отношении, может оказаться не только не менее, но и даже более сложным по сравнению с этапом поступления ребенка в школу. Взрослые по инерции рассуждают, что происходит обычное продолжение учебы, которая стала лишь немного сложнее, чем в начальных классах, но не настолько, чтобы видеть в этом какую-то проблему. Их успокаивает то, что ребенок давно адаптировался к школе, к своим одноклассникам и может спокойно учиться дальше. На самом деле переход в среднее звено обучения может иметь очень острый, даже кризисный характер.

Прежде всего, следует обратить внимание на снижение уровня педагогического контроля и на уменьшение возможностей реализации индивидуального подхода по отношению к детям. Учитель начальных классов хорошо изучил своих учеников за четыре года обучения, работая с ними несколько часов ежедневно, узнал их индивидуальные особенности, отношения с одноклассниками, познакомился с семьями учащихся. Новые педагоги, с которыми ученик встречается при переходе в пятый класс, еще не владеют всей информацией, нужной для реализации индивидуального подхода, и вряд ли смогут узнать детей так, как знал их первый учитель, работая с учениками нескольких классов. К тому же они часто считают, что уже не время так опекать детей, как в начальных классах, надо больше требовать с них самих. Нам приходилось слышать взаимные упреки педагогов: учителя начальных классов называли педагогов среднего звена «урокодателями», которые лишь отрабатывают свои часы, не стремясь дойти до каждого ученика. Те, в свою очередь, обвиняли учителей начальных классов в чрезмерной опеке детей, в

том, что они недостаточно требовательны, завышают оценки и не приучают детей к самостоятельной работе, из-за чего ученики потом страдают. Конечно, подобные диалоги говорят о недостаточной реализации принципов педагогики сотрудничества [5, с.12], но какое-то рациональное зерно есть в высказываниях и тех, и других.

Выпускникам начальных классов надо привыкнуть к новым учителям с их индивидуальными особенностями, с разными требованиями, с разными стилями преподавания. Процесс адаптации еще более осложняется при отсутствии диалогического общения учеников и педагогов [1, с .94]. В среднем звене обучения материал учебных предметов становится большим по объему и более разнообразным по содержанию. Если в начальных классах делался акцент на развитие общих способностей, то теперь при освоении новых предметов начинают играть роль способности специальные, на основе которых должна реализовываться профилизация обучения. Недостаточная выраженность у детей задатков специальных способностей, помогающих легче осваивать новые учебные дисциплины, может стать одной из причин отставания в учебе. Знакомство студентов педвуза с основными принципами диагностики и развития общих и специальных способностей должно быть неотъемлемой составной частью подготовки специалиста [2, с .151].

Родители порой переоценивают степень самостоятельности своего ребенка и уже менее его контролируют. Конечно, чрезмерная опека вредит детям, они сами должны справляться со многими задачами, однако контроль и помощь подростку не должны ни в коей мере уменьшаться, но приобретать другие формы - разумные, незаметные, ненавязчивые. Взрослые должны быть в курсе всех дел ребенка, знать о его трудностях, особенностях отношений с учителями, товарищами и своевременно помогать ему. Но в этот период многим родителям (бабушкам, дедушкам) уже не хватает тех знаний, которые они в свое время приобрели, они не всегда могут разъяснить ребенку учебный материал, справиться с трудной задачей. Далеко не все дети могут рассчитывать на помощь учителя, работающего с многочисленным (и не

одним) классом. Возникает потребность в репетиторстве. Родители порой упрекают педагогов в том, что они не научили их детей, и полагают, что все необходимые знания ребенок должен получить на школьных уроках. Эти сетования не дают никаких реальных результатов, а отставание в учебе только увеличится. К репетиторам все равно приходится обращаться, это надо делать не тогда, когда учеба основательно запущена, а когда отставание только намечается. В ряде случаев помочь ребенку могут не только учителя, но родственники и знакомые, обладающие необходимым запасом знаний и элементарными педагогическими навыками. Не надо упрекать ребенка, обвинять его в отсутствии старания, прибегать к угрозам, потому что этим делу не поможешь, все обстоит намного серьезнее и требует организации правильного психолого-педагогического сопровождения его учебной деятельности [3, с.362; 3, с.43].

Переход в среднее звено обучения совпадает с началом подросткового периода. Начинается половое созревание, происходит перестройка организма. Состояние здоровья ребенка в этот период является менее стабильным по сравнению с периодом младшего школьного возраста, а учебная нагрузка, напротив, возрастает. Астенизация организма, которая может проявляться в подростковом возрасте, отрицательно сказывается на учебе. С учебными задачами ученик порой не справляется не из-за отсутствия каких-то способностей, а из-за слабой энергетики, из-за переутомления, из-за хронических заболеваний, которые отнимают силы. Чрезвычайно важным является соблюдение режима дня, нужен полноценный, длительный сон, обязательное нахождение на свежем воздухе, разумная физическая нагрузка, а не отдых, связанный с длительным сидением у компьютера.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение. Если в начальных классах высоким авторитетом пользовались отличники, то теперь самоутверждение достигается другими способами. Большее влияние начинает оказывать внешность, умение налаживать дружеские связи, заинтересовывать других какими-то интересными занятиями. Подростки могут

утверждаться в группе за счет своих успехов в спорте, в знании компьютера, в приобретении престижных вещей. Учеба при этом порой отходит на второй план, особенно если в классе пользуются авторитетом и лидируют ученики и ученицы, не отличающиеся ни глубокими знаниями, ни прилежанием. Иногда создается такая атмосфера, когда над старательными и любознательными учащимися смеются, называют их «ботаниками», «зубрилами». Классные руководители, школьные психологи, учителя должны своевременно замечать подобные явления и искоренять их.

Серьезную конкуренцию учебной деятельности может составить увлечение подростка компьютерными играми, виртуальным общением. Именно в подростковый период наиболее велик риск возникновения компьютерной зависимости, преодолеть которую в дальнейшем будет очень тяжело и которая может нанести огромный вред учебе ребенка, его здоровью, развитию его личности. При повышении требовательности к подростку, при введении необходимых запретов и ограничений важно не испортить отношения с ним, не превратить их в череду нотаций, упреков, недовольства, ссор и скандалов. Результатом такого общения может стать взаимное отчуждение, потеря доверия и откровенности во взаимоотношениях. Мир подростка может оказаться закрытым для взрослых, и они не смогут своевременно узнать о его опасных знакомствах, угрожающих ему ситуациях, действиях, которые могут испортить всю его будущую жизнь. В этом плане внимание к подростку должно быть, как бы это не казалось странным, не меньшим, чем внимание к ребенку-дошкольнику. Однако это внимание должно быть качественно иным -ненавязчивым, мудрым, тактичным.

Список литературы:

1. Корепанова Е.В., Кирпичева Е.В. Диалогического общение в психологическом сопровождении учебной деятельности обучающихся // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 4 (78). С. 91-99.

2. Манаенкова М.П. Педагогические основы личностного профессионального становления специалиста // Наука и Образование. 2021. Т.4. № 1. С. 151.

3. Обносов В.Н. Проблема школьной неуспеваемости и возможности ее преодоления // Наука и Образование. 2020. Т.3. № 4. С.362

4. Перышкова С.А. Шипилина А.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении / Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории практики: сборник материалов Национальной контент-платформы (12 декабря 2019 г.) / под общ. ред. Г.В. Коротковой. - Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ. 2019. С. 42 -43.

5. Попова Т.И. Педагогика сотрудничества как условие психологически безопасной среды // Наука и Образование. 2018.Т.1 № 3 - 4. С. 12.

UDC 159.953.5

REASONS FOR DECLINE IN CHILDREN'S PERFORMANCE

DURING THE TRANSITION FROM PRIMARY TO SECONDARY

EDUCATION

Vladimir N. Obnosov

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor,

vladimirobnosov@yandex.ru Evgenia A. Shipilova

student

shipilova13 evgenia@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article shows that underestimation by parents and teachers of the adaptive difficulties faced by children in the transition to secondary education leads to a decrease in academic performance.

Key words: learning, academic failure, adaptation, teenager, individual approach.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.