Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
651
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИОМЕТРИЯ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / НАБЛЮДЕНИЕ / УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обносов Владимир Николаевич, Попова Татьяна Ивановна

Статья посвящена методам диагностики межличностных отношений детей и изучению влияния успеваемости на статус в группе сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING INTERPERSONAL RELATIONS IN ELEMENTARY CLASSES

The article is devoted to the methods of diagnostics of interpersonal relations of children and the study of the influence of academic performance on the position in the peer group.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

УДК 336

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Владимир Николаевич Обносов

кандидат психологических наук, доцент vladimirobnosov@yandex.ru Татьяна Ивановна Попова

кандидат педагогических наук, доцент Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена методам диагностики межличностных отношений детей и изучению влияния успеваемости на статус в группе сверстников.

Ключевые слова: межличностные отношения, социометрия, социометрический статус, наблюдение, успеваемость.

Методы исследования межличностных отношений входят в общий круг методов психологических исследований, к которым относят наблюдение,

беседу, тестовый метод, метод анализа продуктов деятельности, метод экспертной оценки, социометрический метод и т.д.

В начальных классах использование метода наблюдения связано с непосредственной практической деятельностью: педагог постоянно общается с учениками, в течение четырех лет обучения видит их поведение на уроках, переменах, во время внеклассных мероприятий, наблюдает детей в общении с родителями, с одноклассниками. Важно, что здесь можно использовать так называемое «включенное наблюдение»: в ходе обычной работы ученики не рассматривают учителя как экспериментатора, желающего что-то выяснить, подсмотреть. Наблюдение осуществляется незаметно, непринужденно. В этих условиях метод наблюдения может переходить в естественный эксперимент, когда педагог специально создает какие-то ситуации, чтобы проследить, как в них поведет себя ученик. Например, педагог просит помочь товарищу, выполнить какое-либо другое поручение, наблюдает, как реагирует ученик на его замечания.

Научное использование метода наблюдения требует выполнения ряда условий. Во-первых, должна быть поставлена цель наблюдения. Если учитель хочет узнать, с кем чаще всего проводит ребенок время на переменах, в какие группы объединяются дети после завершения урока, то он обращает внимание на то, с кем обычно общается ребенок после звонка, с кем идет домой. Наблюдать надо в течение длительного времени и постоянно фиксировать результаты. Учитель может заметить, что те дети, которые раньше вместе играли на переменах, теперь почему-то не общаются, и это заставляет педагога задуматься: что произошло?

В другом случае целью наблюдений являются агрессивные проявления детей в ходе учебного дня. Педагог фиксирует проявления физической агрессии: попытки начать драку, толчки, щипки, грубое оттеснение товарища, подножки и т.п. Фиксируются проявления вербальной агрессии; клички, насмешки, грубые слова, сплетни, разговор на повышенных тонах, дразнилки и т.д. Можно наблюдать и за тем, как происходит общение детей в социальных

сетях и каков характер этого общения.

При изучении межличностных отношений детей может применяться метод беседы. Не акцентируя на этом внимания, как бы между делом, учитель спрашивает учеников, с кем они обычно идут в школу и возвращаются домой, с кем занимаются в каком-то кружке или спортивной секции, не дружат ли их родители. Такая же беседа об отношениях детей в классе может быть проведена и с родителями.

При анализе межличностных отношений часто применяется тестовый метод. Можно использовать метод незаконченных предложений: «Мои друзья всегда ...», «Настоящий друг ...», «Большинство девочек ...», «Большинство мальчиков ...», «Когда он находится среди ребят, он ...», «Если я не нравлюсь другим, я ...», «В классе я обычно чувствую ...», «Его новые одноклассники были ...», «Когда другие смеялись над ним.», «Он думал, что его не признают, потому что .» и т.д. Круг этих предложений можно расширить, давая описание различных ситуаций, возникающие в ходе общения детей.

При изучении межличностных отношений широко используется метод социометрии. Мы провели социометрическое исследование во 2-м и 3-м классах МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска (общее количество испытуемых -44 человека). Выяснилось, что во втором классе среди наиболее популярных учеников нет неуспевающих. Дети, имеющие высокий социометрический статус, хорошо учатся, аккуратны, исполнительны, постоянно получают похвалу учителя. Напротив, дети, не получившие выборов в ходе социометрии, отстают в учебе, в классе чувствуют себя неуверенно, их круг общения ограничен.

Было бы неверным напрямую связывать популярность в группе только с успехами в учебе: существуют и другие основания принятия или непринятия ребенка сверстниками. Однако в начальных классах учеба является ведущей деятельностью, и хорошая успеваемость значительно повышает самооценку ребенка и его статус. Благодаря похвале учителя, который, как правило, пользуется у детей начальных классов большим авторитетом, лучшие ученики

становятся более популярными в глазах одноклассников.

Аналогичное исследование было проведено и в 3-м классе. Здесь также обнаружилось, что высокий социометрический статус имеют дети с высоким уровнем успеваемости. Это ученики активны на уроках, постоянно получают одобрение учителя, они общительны, уверены в себе.

Огорчает то, что в обоих классах есть учащиеся, которые по результатам социометрического опроса характеризуются как «отверженные» - никто из одноклассников их не выбрал. Во втором классе в числе «отверженных» оказались пять учащихся, в третьем - три ученика.

При правильном развитии коллективистических отношений в классе не должно быть отверженных, каждого ребенка надо включить в систему отношений с товарищами [1, с. 154]. Это является одним из важнейших условий создания психологически безопасной среды [2, с. 27], реализации педагогики сотрудничества [6, с. 12]. Детей, отстающих в учебе, надо вовлекать в другие виды деятельности, позволяющие им повысить свой авторитет в классе, заслужить уважение одноклассников. Хорошая успеваемость важна, однако нельзя уважать и любить ребенка только за полученные им высокие оценки. В таком случае мы обесцениваем и трудовую деятельность, и заботу о старших и младших членах семьи, забываем о том, что плохо успевающий ребенок может быть хорошим помощником в быту, уважать окружающих, любить животных и заботиться о них. Он может проявлять доброту, честность, ловкость и находчивость в играх, быть вежливым и аккуратным. Школьная отметка не должна являться единственным мерилом человеческого достоинства. Постоянное захваливание отличников может сформировать у них неадекватно высокую самооценку, высокомерие по отношению к тем, что учится хуже и слабую критичность по отношению к себе. Отличники могут игнорировать другие, не менее полезные, чем учеба, виды деятельности.

Хотя принятие или непринятие ребенка его одноклассниками зависит от многих причин [4, с. 360], но отставание в учебе значительно снижает социометрический статус ученика, и в начальных классах это особенно

заметно. Неуспевающие девочки здесь оказываются в худшем положении, их неуспеваемость вызывает большее осуждение и более болезненную реакцию родителей, большее удивление и недовольство испытывают и педагоги: «Как же, ты ведь девочка! Как ты можешь так неаккуратно писать?! Нельзя разводить в тетрадях такую грязь! Неужели тебе приятно получать плохие оценки?». Отставание девочек в учебе может привести к тому, что одноклассницы с более высоким уровнем успеваемости не считают «двоечниц» членами своей референтной группы. В поисках поддержки отверженные девочки могут сближаться с мальчиками, тоже не блещущими успехами в учебе. Такое общение часто не приносит пользы ни тем, ни другим, у девочек могут появляться маскулинные черты, ранее для них не типичные.

Грамотный, вдумчивый педагог никогда не задает подобных вопросов, не унижает учеников. Он хорошо знает, что каждый ребенок хочет получать отличные оценки, с гордостью показывать их дома, хочет быть не хуже других. Надо внимательно изучать причины неуспеваемости и решать проблему психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении [3, с. 362; 5, с. 42]. Ребенок отстает в учебе не потому, что сам того желает, нет, он в данный момент не может хорошо учиться. Если ему не оказать своевременную, квалифицированную помощь, то это отрицательно скажется не только на дальнейшей учебе, но и на общем личностном развитии.

Список литературы:

1. Корепанова Е.В. Психологические характеристики диалога в педагогической деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 3 (47). С. 151-155.

2. Невзорова М.С. Критерии психологической безопасности образовательной среды в современной школе // Наука и Образование. 2018. Том 1. №3. С. 27.

3. Обносов В.Н. Проблема школьной неуспеваемости и возможности ее преодоления // Наука и Образование. 2020 Т.3. № 4. С.362

4. Обносов В.Н., Свиридова Л.В. Причины популярности и отверженности в детском коллективе // Наука и Образование. 2020. Т.3 № 4. С. 360

5. Перышкова С.А. Шипилина А.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении / Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории практики: сборник материалов Национальной контент-платформы (12 декабря 2019 г.) / под общ. ред. Г.В. Коротковой. - Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ, 2019. - С. 42 -43.

6. Попова Т.И. Педагогика сотрудничества как условие психологически безопасной среды // Наука и Образование. 2018. Том 1. № 3 - 4. С. 12

UDC 336

STUDYING INTERPERSONAL RELATIONS IN ELEMENTARY

CLASSES

Vladimir N. Obnosov

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

vladimirobnosov@yandex.ru Tatiana I. Popova Candidat of pedagogical sciences, Associate Professor Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article is devoted to the methods of diagnostics of interpersonal relations of children and the study of the influence of academic performance on the position in the peer group.

Key words: interpersonal relations, sociometry, sociometric status,

observation, academic performance.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.