УДК 159.0
О СВЯЗИ ГЛОБАЛЬНОЙ И ПАРЦИАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ
В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
Владимир Николаевич Обносов
кандидат психологических наук, доцент vladimirobnosov@yandex.ru Карина Анатольевна Зверева
студент
Мичуринский государственный агарный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о влиянии внешних оценок отдельных качеств ребенка на его общую самооценку, даются рекомендации по совершенствованию оценочной деятельности педагога.
Ключевые слова: глобальная самооценка, парциальная самооценка, личность, критика, самоуважение.
Самооценка личности - это сложное, динамичное психическое образование в котором отражается представление человека о многих своих сторонах: о своей внешности, состоянии здоровья, интеллектуальных, нравственных, волевых, деловых качествах и т.д. Оценка не ограничивается только настоящим моментом: существует определенное представление о том, в какой степени качества были развиты ранее (ретроспективная самооценка), какими они могут быть в будущем (самооценка прогностическая). Ввиду того, что личность проявляет себя в различных ролях, занимается разными видами деятельности и входит в различные социальные группы, уровень самооценки может в значительной степени изменяться. Успех в одном виде деятельности или в рамках одной социальной группы может соседствовать с неуспехом или даже полным провалом в других жизненных ситуациях, что не может не отразиться на самооценке. В связи с этим возникает проблема обеспечения устойчивости самооценки, проблема сохранения личностной целостности и самоуважения, проблема взаимосвязи многочисленных частных, отдельных, парциальных оценок и самооценки глобальной, являющейся составной частью Я-концепции личности.
В повседневной жизни, в педагогической практике мы видим немалое количество примеров, когда парциальная самооценка переходит в глобальную. Бывает, что отдельная неудача, чье-то осуждение, а тем более, оскорбление, ошибка при выполнении важной работы порождает у человека представление о своей полной несостоятельности и не просто огорчает, но и надолго выбивает из колеи, а иногда подталкивает к суицидальным действиям. В подростковом возрасте очень остро и даже трагично может восприниматься отторжение тебя группой сверстников, несмотря на то, что существует огромный мир за пределами этой группы. Юноша, не поступивший в желанное учебное заведение, может воспринимать это как позор и полное крушение жизненных надежд. Первоклассник, которому никак не удается вывести буквы в прописях, в отчаянии бросает тетрадь, плачет и заявляет, что больше не пойдет в школу. Бережное отношение к ребенку, понимание его внутреннего мира, учет его
индивидуально-психологических особенностей является необходимым условием обеспечения психологической безопасности в школе [2, с.27; 3, с.120]. Похвала, доброе слово, высокая оценка за контрольную работу, удачно выполненное поручение, какая-то, порой даже небольшая, награда, ведущая к повышению парциальной самооценки, может повысить общую, глобальную самооценку, вызвать у ребенка прилив сил, заставит активно действовать и добиваться успеха и в других видах деятельности. Понимание этого является необходимым компонентом профессиональной компетентности педагога, основой педагогики сотрудничества [1, с. 88].
Педагогу необходимо иметь ясное представление о взаимосвязи парциальной и глобальной самооценки и учитывать это в своей работе [5, с. 12]. . В первую очередь, необходимо полностью отказаться от широких оскорбительных обобщений: «Ты ленивый, ты совсем не стараешься учиться, ты ничего не понимаешь в математике, с такой учебой тебя никуда не возьмут» и т.д. Более правильным будет корректно заметить: «Эту тему тебе надо повторить, это правило надо запомнить, эти примеры еще раз решить». Таким образом, мы рассматриваем ошибку ребенка в рамках парциальной самооценки, стараясь не затронуть самооценку глобальную. Напротив, глобальное оценивание может привести ребенка к потере самоуважения и нередко вызывает у него явную или скрытую агрессию против педагога. Не лишне напомнить, что одна из причин школьной неуспеваемости - это низкая ооценка ребенком своих возможностей [4, с.362].
Хотя пословица говорит о том, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь, следует помнить, что любая, даже самая объективная, справедливая критика создает угрозу самооценке, вызывает настороженность, тревогу, вызывает напряженность в отношениях. Известное выражение, что ложка дегтя портит бочку меда, может быть вполне отнесено к критическим замечаниям. Наблюдалось немало случаев разрушения добрых отношений, когда была невзначай задета чья-то самооценка даже в самой корректной форме. Чтобы спокойно, по-доброму воспринимать критику, надо быть сильной, вполне
уверенной в себе личностью, хорошо понимающей, что отдельные ошибки, неудачи никак не могут поколебать общее самоуважение, и критика останется лишь на уровне парциальной самооценки. Такая уверенность характеризует далеко не каждого человека, а тем более, ребенка.
Легко воспринимается лишь критика результатов той деятельности, которая не имеет для человека действительной ценности, или когда критик не имеет в наших глазах никакого авторитета, не входит в нашу референтную группу. Могут быть положительно и даже с благодарностью восприняты критические замечания людей, в чьем искреннем, добром отношении мы абсолютно уверены и понимаем, что такая критика необходима, она поможет решению наших проблем. Убежденность в глобальном принятии делает возможным принять критику, и на этой основе адекватно оценить результаты своей деятельности и постараться их улучшить. Напротив, если у человека есть сомнения в нашем добром отношении к нему, то критика, скорее всего, вызовет отторжение или даже агрессию.
Одним из педагогических приемов, позволяющих сделать критические замечания менее болезненными для самооценки ученика и помогающих исправить замеченные недостатки, является прием предварительной похвалы. В беседе с ребенком педагог уважительно, искренне говорит о его прежних успехах, вспоминает хорошие поступки, указывает на положительные качества его личности. Только после такого вступления идет речь о том, что нужно изменить, исправить. Важно заметить, что такая похвала не должна быть простым предисловием, некими дежурными фразами, за которыми последует главное - указание на недостатки. Ребенок должен почувствовать искреннее принятие, действительно доброе отношение к нему педагога, который вынужден сделать замечания для его пользы и развития.
Список литературы:
1. Манаенкова М.П. Экологическое образование в высшей школе: проблемы и перспективы // Экологическая педагогика: проблемы и
перспективы в свете развития технологий Индустрии 4.0: сборник материалов Международной научной школы. Мичуринск, 2017. С. 87-91.
2. Невзорова М.С. Критерии психологической безопасности образовательной среды в современной школе // Наука и Образование. 2018. Т.1. №3. С. 27.
4. Обносов В.Н Проблема школьной неуспеваемости и возможности ее преодоления // Наука и Образование. 2020 Т.3. № 4. -С.362
3. Обносов В.Н. Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка как условие реализации инноваций в образовании // Наука и Образование. 2020 Т.3. № 4. С. 120
5. Попова Т.И. Педагогика сотрудничества как условие психологически безопасной среды // Наука и Образование. 2018.Т.1 № 3 - 4. С. 12
UDC 159.0
ON THE RELATIONSHIP OF GLOBAL AND PARTIAL SELF-ASSESSMENT IN THE STRUCTURE OF PERSONALITY
Vladimir N. Obnosov
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
vladimirobnosov@yandex.ru Karina A. Zvereva student
Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article deals with the issue of the influence of external evaluations of individual qualities of a child on his general self-esteem, recommendations are given for improving the evaluation activities of a teacher.
Keywords: global self-esteem, partial self-esteem, personality, criticism, self-esteem.
Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.
The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.