Научная статья на тему 'О СВЯЗИ ГЛОБАЛЬНОЙ И ПАРЦИАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ'

О СВЯЗИ ГЛОБАЛЬНОЙ И ПАРЦИАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
168
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА / ПАРЦИАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА / ЛИЧНОСТЬ / КРИТИКА / САМОУВАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обносов Владимир Николаевич, Зверева Карина Анатольевна

В статье рассматривается вопрос о влиянии внешних оценок отдельных качеств ребенка на его общую самооценку, даются рекомендации по совершенствованию оценочной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RELATIONSHIP OF GLOBAL AND PARTIAL SELF-ASSESSMENT IN THE STRUCTURE OF PERSONALITY

The article deals with the issue of the influence of external evaluations of individual qualities of a child on his general self-esteem, recommendations are given for improving the evaluation activities of a teacher.

Текст научной работы на тему «О СВЯЗИ ГЛОБАЛЬНОЙ И ПАРЦИАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ»

УДК 159.0

О СВЯЗИ ГЛОБАЛЬНОЙ И ПАРЦИАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ

В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

Владимир Николаевич Обносов

кандидат психологических наук, доцент vladimirobnosov@yandex.ru Карина Анатольевна Зверева

студент

Мичуринский государственный агарный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о влиянии внешних оценок отдельных качеств ребенка на его общую самооценку, даются рекомендации по совершенствованию оценочной деятельности педагога.

Ключевые слова: глобальная самооценка, парциальная самооценка, личность, критика, самоуважение.

Самооценка личности - это сложное, динамичное психическое образование в котором отражается представление человека о многих своих сторонах: о своей внешности, состоянии здоровья, интеллектуальных, нравственных, волевых, деловых качествах и т.д. Оценка не ограничивается только настоящим моментом: существует определенное представление о том, в какой степени качества были развиты ранее (ретроспективная самооценка), какими они могут быть в будущем (самооценка прогностическая). Ввиду того, что личность проявляет себя в различных ролях, занимается разными видами деятельности и входит в различные социальные группы, уровень самооценки может в значительной степени изменяться. Успех в одном виде деятельности или в рамках одной социальной группы может соседствовать с неуспехом или даже полным провалом в других жизненных ситуациях, что не может не отразиться на самооценке. В связи с этим возникает проблема обеспечения устойчивости самооценки, проблема сохранения личностной целостности и самоуважения, проблема взаимосвязи многочисленных частных, отдельных, парциальных оценок и самооценки глобальной, являющейся составной частью Я-концепции личности.

В повседневной жизни, в педагогической практике мы видим немалое количество примеров, когда парциальная самооценка переходит в глобальную. Бывает, что отдельная неудача, чье-то осуждение, а тем более, оскорбление, ошибка при выполнении важной работы порождает у человека представление о своей полной несостоятельности и не просто огорчает, но и надолго выбивает из колеи, а иногда подталкивает к суицидальным действиям. В подростковом возрасте очень остро и даже трагично может восприниматься отторжение тебя группой сверстников, несмотря на то, что существует огромный мир за пределами этой группы. Юноша, не поступивший в желанное учебное заведение, может воспринимать это как позор и полное крушение жизненных надежд. Первоклассник, которому никак не удается вывести буквы в прописях, в отчаянии бросает тетрадь, плачет и заявляет, что больше не пойдет в школу. Бережное отношение к ребенку, понимание его внутреннего мира, учет его

индивидуально-психологических особенностей является необходимым условием обеспечения психологической безопасности в школе [2, с.27; 3, с.120]. Похвала, доброе слово, высокая оценка за контрольную работу, удачно выполненное поручение, какая-то, порой даже небольшая, награда, ведущая к повышению парциальной самооценки, может повысить общую, глобальную самооценку, вызвать у ребенка прилив сил, заставит активно действовать и добиваться успеха и в других видах деятельности. Понимание этого является необходимым компонентом профессиональной компетентности педагога, основой педагогики сотрудничества [1, с. 88].

Педагогу необходимо иметь ясное представление о взаимосвязи парциальной и глобальной самооценки и учитывать это в своей работе [5, с. 12]. . В первую очередь, необходимо полностью отказаться от широких оскорбительных обобщений: «Ты ленивый, ты совсем не стараешься учиться, ты ничего не понимаешь в математике, с такой учебой тебя никуда не возьмут» и т.д. Более правильным будет корректно заметить: «Эту тему тебе надо повторить, это правило надо запомнить, эти примеры еще раз решить». Таким образом, мы рассматриваем ошибку ребенка в рамках парциальной самооценки, стараясь не затронуть самооценку глобальную. Напротив, глобальное оценивание может привести ребенка к потере самоуважения и нередко вызывает у него явную или скрытую агрессию против педагога. Не лишне напомнить, что одна из причин школьной неуспеваемости - это низкая ооценка ребенком своих возможностей [4, с.362].

Хотя пословица говорит о том, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь, следует помнить, что любая, даже самая объективная, справедливая критика создает угрозу самооценке, вызывает настороженность, тревогу, вызывает напряженность в отношениях. Известное выражение, что ложка дегтя портит бочку меда, может быть вполне отнесено к критическим замечаниям. Наблюдалось немало случаев разрушения добрых отношений, когда была невзначай задета чья-то самооценка даже в самой корректной форме. Чтобы спокойно, по-доброму воспринимать критику, надо быть сильной, вполне

уверенной в себе личностью, хорошо понимающей, что отдельные ошибки, неудачи никак не могут поколебать общее самоуважение, и критика останется лишь на уровне парциальной самооценки. Такая уверенность характеризует далеко не каждого человека, а тем более, ребенка.

Легко воспринимается лишь критика результатов той деятельности, которая не имеет для человека действительной ценности, или когда критик не имеет в наших глазах никакого авторитета, не входит в нашу референтную группу. Могут быть положительно и даже с благодарностью восприняты критические замечания людей, в чьем искреннем, добром отношении мы абсолютно уверены и понимаем, что такая критика необходима, она поможет решению наших проблем. Убежденность в глобальном принятии делает возможным принять критику, и на этой основе адекватно оценить результаты своей деятельности и постараться их улучшить. Напротив, если у человека есть сомнения в нашем добром отношении к нему, то критика, скорее всего, вызовет отторжение или даже агрессию.

Одним из педагогических приемов, позволяющих сделать критические замечания менее болезненными для самооценки ученика и помогающих исправить замеченные недостатки, является прием предварительной похвалы. В беседе с ребенком педагог уважительно, искренне говорит о его прежних успехах, вспоминает хорошие поступки, указывает на положительные качества его личности. Только после такого вступления идет речь о том, что нужно изменить, исправить. Важно заметить, что такая похвала не должна быть простым предисловием, некими дежурными фразами, за которыми последует главное - указание на недостатки. Ребенок должен почувствовать искреннее принятие, действительно доброе отношение к нему педагога, который вынужден сделать замечания для его пользы и развития.

Список литературы:

1. Манаенкова М.П. Экологическое образование в высшей школе: проблемы и перспективы // Экологическая педагогика: проблемы и

перспективы в свете развития технологий Индустрии 4.0: сборник материалов Международной научной школы. Мичуринск, 2017. С. 87-91.

2. Невзорова М.С. Критерии психологической безопасности образовательной среды в современной школе // Наука и Образование. 2018. Т.1. №3. С. 27.

4. Обносов В.Н Проблема школьной неуспеваемости и возможности ее преодоления // Наука и Образование. 2020 Т.3. № 4. -С.362

3. Обносов В.Н. Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка как условие реализации инноваций в образовании // Наука и Образование. 2020 Т.3. № 4. С. 120

5. Попова Т.И. Педагогика сотрудничества как условие психологически безопасной среды // Наука и Образование. 2018.Т.1 № 3 - 4. С. 12

UDC 159.0

ON THE RELATIONSHIP OF GLOBAL AND PARTIAL SELF-ASSESSMENT IN THE STRUCTURE OF PERSONALITY

Vladimir N. Obnosov

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

vladimirobnosov@yandex.ru Karina A. Zvereva student

Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article deals with the issue of the influence of external evaluations of individual qualities of a child on his general self-esteem, recommendations are given for improving the evaluation activities of a teacher.

Keywords: global self-esteem, partial self-esteem, personality, criticism, self-esteem.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.