Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ / МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТРИАДЕ "УЧИТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ - ОБУЧАЮЩИЙСЯ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невзорова Мария Сергеевна, Вирабян Юлия Владимировна

Статья раскрывает специфику педагогического взаимодействия учителя с обучающимися в условиях дистанционного обучения. В основание исследования положен анализ опыта организации дистанционного обучения в школах города Мичуринска за два года. В ходе исследования выявлены участники образовательного процесса, в наибольшей степени подвергавшиеся негативному влиянию дистанционного обучения на качество полученных знаний. В качестве наиболее уязвимой категории определены обучающиеся младшего школьного возраста, установлены особенности усвоения им учебного материала в условиях online-обучения. Разработана и апробирована методика организации педагогического взаимодействия с использованием интегрированных занятий. Методика предполагает включение родителей в роли медиаторов в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Невзорова Мария Сергеевна, Вирабян Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL INTERACTION IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article reveals the specifics of the teacher's pedagogical interaction with students in the conditions of distance learning. The research is based on the analysis of the experience of organizing distance learning in schools of the city of Michurinsk for two years. The study identified participants in the educational process who were most exposed to the negative impact of distance learning on the quality of knowledge acquired. As the most vulnerable category, students of primary school age are identified, the peculiarities of their assimilation of educational material in online learning conditions are established. A methodology for organizing pedagogical interaction using integrated classes has been developed and tested. The methodology involves the inclusion of parents in the role of mediators in the educational process.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК373.3

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ

Мария Сергеевна Невзорова

кандидат педагогических наук, доцент

. mgau@mail. т Юлия Владимировна Вирабян

магистрант july8408@list.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья раскрывает специфику педагогического взаимодействия учителя с обучающимися в условиях дистанционного обучения. В основание исследования положен анализ опыта организации дистанционного обучения в школах города Мичуринска за два года. В ходе исследования выявлены участники образовательного процесса, в наибольшей степени подвергавшиеся негативному влиянию дистанционного обучения на качество полученных знаний. В качестве наиболее уязвимой категории определены обучающиеся младшего школьного возраста, установлены особенности усвоения им учебного материала в условиях online-обучения. Разработана и апробирована методика организации педагогического взаимодействия с использованием интегрированных занятий. Методика предполагает включение родителей в роли медиаторов в образовательный процесс.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, дистанционное обучение в начальных классах, методика педагогического взаимодействия в триаде «учитель - родитель - обучающийся».

Современная педагогика к числу дискуссионных вопросов сегодня добавляет поставленную перед ней практикой задачу - соотношение дистанционной online- и очной offline- форм организации образовательного процесса. Проблема поднята, с одной стороны, в результате введения дистанционного обучения в школах в связи с пандемией коронавируса, а с другой стороны - как ответ на тенденцию информатизации образовательных процессов. Изначально в связи с эпидемиологической обстановкой в течении последних двух лет дистанционное обучение воспринималось как вынужденная мера. Однако в настоящий момент оно распространилось повсеместно и все больше применения находит среди учащихся школ (начиная с младшего школьного возраста), а в особенности - среди детей с ограниченными возможностями здоровья, часто болеющих детей, желающих получить образование в определённых образовательных организациях, но не имеющих возможности из-за территориальных условий получить

высококвалифицированную педагогическую помощь, а также среди одарённых детей, которые нуждаются в индивидуальном подходе к организации учебной деятельности.

Исследователи неоднозначно оценивают влияние дистанционного обучения на характер педагогического взаимодействия. Так, А.Л. Абрамовский указывает на то, что при отсутствии непосредственного общения между субъектами педагогического взаимодействия теряется эмоциональная окраска, и за счёт этого значительно снижаются возможности для воспитания личности и развития ее мотивации к обучению [1, с.4]. Л.В.Кузьмина также обращает внимание на трудности, связанные с недостаточностью эмоциональной взаимосвязи субъектов педагогического взаимодействия [3, с. 10; 5; 6]. Подобная эмоциональная рассогласованность может оказать влияние на эффективность освоения учебного материала, восприятие нового материала. Поэтому акцентирование внимания на развитии эмоционального компонента педагогического сотрудничества в процессе взаимодействия в диаде «учитель-обучающийся», является крайне важным для обеспечения понимания,

корректного декодирования детьми информации, которая транслируется педагогом. От того как сложится учебная диада, какие методы сотрудничества, обучения будут использованы, во многом зависит успех учащихся. Кроме того, эффективным образом выстроенное педагогическое взаимодействие выполняет развивающую функцию для каждой из сторон в когнитивном, эмоционально-волевом, личностном аспектах. Организация педагогического взаимодействия требует от учителя высокой профессиональной квалификации и наличия определённой социальной позиции [2]. В условиях дистанционного образования этот фактор в наибольшей степени зависит от объективных и субъективных возможностей учителя, организационных аспектов педагогического взаимодействия. Таким аспектом становится разработка новых или модификация существующих методов обучения с позиции их адаптации к дистанционной форме.

Для решения обозначенной проблемы понадобилось разработать модифицированный вариант методов обучения младших школьников, который способствовал бы благоприятному педагогическому взаимодействию в условиях дистанционного обучения.

На первом этапе исследования перед нами стояла задача установить исходный уровень эффективности образовательного процесса, организованного в дистанционной форме. Было проверено наличие средств обучения, необходимых для обеспечения бесперебойного доступа учителя и обучающихся к соответствующим internet-платформам во время занятий. Для этого нами были произведены сбор статистических данных и анкетирование в 3х школах г. Мичуринска, начавших использовать дистанционное обучение как основную форму организации учебного процесса в связи с эпидемиологической обстановкой последние 2 года. Опрос показал, что несмотря на техническую оснащённость, которая по качеству соответствует удовлетворению потребностей участников образовательной среды, вовлечённых в процесс обучения дистанционно, обучающиеся испытывают проблемы с включением во взаимодействие как физически, так и психологически. Преподаватели

начальных классов отметили резкое снижение мотивации учащихся с введением дистанционной как основной. Работа с использованием платформы ZOOM не оправдала ожиданий, которые возлагались на нее учителями начальных классов. Как свидетельствует полученная в ходе опроса информация, учащиеся часто отвлекались на второстепенные занятия, что сбивало темп урока, с трудом вникали в тему и теряли смысловую нить. Это безусловно сказывалось на успеваемости и качестве полученных знаний, так как время, выделенное на урок, оказывалось гораздо меньшим, чем предусмотренное в соответствии с указаниями СанПин (30 минут). Значительная часть времени, предназначенного для урока, оказывается израсходованной на организационные моменты и мобилизацию внимания. В процессе исследования было выявлено, что родители в очень малой степени вовлечены преподавателями непосредственно в образовательный процесс. Так как организация данного формата обучения в начальной школе нами выделена как наиболее актуальная, нельзя не учесть особенности младшего школьного возраста. В частности, на процесс дистанционного учения влияет то, что младший школьник ещё не обладает достаточной мотивацией и волевыми характеристиками, чтобы продуктивно работать без постоянного контроля со стороны взрослых [4]. Постановка четкого алгоритма взаимодействия педагога с родителями и вовлечение их в процесс дистанционного обучения в роли соорганизаторов рассматривалась нами как одна из важнейших составляющих для достижения результатов.

На втором этапе исследования, изучив опыт работы ряда образовательных организаций и на основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы разработали методику организации учебной работы в диаде «учитель - обучающийся», где в качестве медиатора выступал родитель. Таким образом, в условиях дистанционного обучения было решено использовать уже действующую триаду «учитель - родитель - обучающийся».

В основу методики положен комплекс занятий для 1 класса «Золотая осень», интегрирующих образовательный процесс предметных областей «Окружающий мир», «Чтение» и «Изобразительное искусство» для учащихся 1 класса.

Цель: организация эффективного дистанционного обучения младших школьников в условиях партнёрской деятельности триады «учитель - родитель - обучающийся».

Задачи:

- повышение эффективности освоения учебного материала по предметам;

- улучшение навыков чтения и анализа текста;

-формирование экологической грамотности;

-воспитание гуманного отношения к природе и закладывание основ экологической культуры личности;

-развитие положительного эмоционального контакта между детьми и родителями;

-развитие семейного творчества и раскрытие способностей учащихся младшего школьного возраста.

Задания включают в себя:

1. Совместное чтение литературы родителей с детьми;

2. Наблюдение за окружающей природой во время прогулки;

3. Изобразительная деятельность (аппликация, рисование, лепка);

4. Экспериментальная деятельность. Проведение опытов в домашних условиях (в качестве мотивации для следующего занятия).

Родителям и детям ежедневно направлялись задания в электронном виде с подробной инструкцией. Приведем примеры интегрированных занятий, предназначенных для совместной реализации ребенка с родителями и педагогом в условиях дистанционного обучения.

Занятие № 1 включало в себя знакомство ребенка со сказкой С.Г. Козлова «Осенние корабли». Предлагалось ребенку совместно со взрослыми прочитать текс и побеседовать о содержании сказки и основной мысли текста (добрая

сказка С. Козлова учит мечтать, дружить, не унывать в хмурые дни, замечать и создавать красоту вокруг себя собственными усилиями). Затем ребенку надлежало выполнить задание «Осенние находки» для увлекательных прогулок (найти в природе то, что изображено на картинках: осенний листочек, жёлудь, следы птицы и т.д.). Следующим заданием являлась творческая деятельность по нетрадиционной технике рисования печать листьями разных деревьев «Осенняя листва». В завершение нужно было провести эксперимент: опыт «Движущаяся вода» (сворачиваем салфетки в полоски одинакового размера; выставляем стаканы по кругу и наполняем водой примерно на 75%; в каждый второй стакан капаем краску и смотрим, чтобы жидкость полностью изменила оттенок; соединяем стаканы салфетками и смотрим, как постепенно вода поднимается, а в чистых стаканах формируются цвета). К инструкции для проведения опыта прилагалось объяснение физических явлений, с которыми связаны эффекты эксперимента.

Занятие № 2 посвящено изучению сказки Виталия Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка». Детям предлагалось помочь прочесть и пересказать содержание сказки, выделить в ней главную мысль и обсудить основную идею произведения (чему учит эта сказка). Вторым этапом был намечен совместный просмотр мультипликационного фильма по сказке Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Следующим заданием стали «осенние находки» для увлекательных прогулок (найти в природе 3 предмета живой и 3 предмета неживой природы , которые изображены на картинках: водоем, дупло, камушек ,птицу, собачку , кошку и т.д.). Затем предусмотрено выполнение творческого задания «Шишечка» (вылепить из пластилина и шишек любое животное). В конце занятия требовалось провести опыт «Оптическая иллюзия» (нарисовать любую картинку, поставить ее за стакан с водой и посмотрим сквозь него. Как только рисунок отодвинется на нужное расстояние - изображение перевернется).

Занятие № 3 направлено на освоение (чтение и анализ) сказки Натальи Абрамцевой «Осенняя игра». Ребенку в совместной деятельности со взрослыми предлагалось обсудить содержание, ответить на вопросы к тексту, закрепить

освоенный материал в игре «Я знаю много названий деревьев (кустарников)». На прогулке перед ребенком ставилась задача сделать «осенние находки» (найти в природе то, что изображено на картинках). Творческая деятельность заключалась в создании аппликации из сухих листьев и семян деревьев и кустарников на свободную тему. Завершалось занятие экспериментом «Плавающий апельсин».

Занятие № 4 знакомило детей со сказкой Николая Сладкова «Осень на пороге», после прочтения рекомендовалось помочь ребенку вспомнить и пересказать фрагмент текста о том, как лесные звери и птицы готовятся к зиме к зиме. На прогулке ребенку также предлагалось совершить «осенние находки», изображенные на картинках. Творческое задание заключалось в изображении осеннего дерева с использованием нетрадиционных средств. Рисунок выполнялся с помощью коктейльной трубочки, разрезанной вдоль на конце, в качестве кисти. Завершалось занятие также постановкой эксперимента под названием «Путешествие изюма и кукурузы» (понаблюдать с ребенком за тем, как пузырьки газа словно выталкивают кукурузу и изюм на поверхность, а когда пузырьки лопаются, кукуруза и изюм опускаются на дно).

Всего за период дистанционного образования в первом классе проведено более двадцати интегрированных занятий, выстроенных в обозначенной выше структурной композиции. Каждая часть занятия, направлявшаяся обучающимся была оснащена методически и включала два блока: для обучающихся (маршрутный лист с заданиями, текстовый файл, видематериал для просмотра, подробные инструкции и образцы для творческого задания, описание и пояснение явлений для проведения опыта) и для родителей (методические рекомендации по работе с текстом с подробным описанием вопросов и ожидаемых результатов освоения материала, подробные инструкции и образцы для творческого задания, описание и пояснение явлений для проведения опыта). Высланные задания с интересом воспринимались не только детьми, но и их родителями. В начале работы отмечалось некоторое сопротивление со стороны родителей обучающихся, связанное с дополнительной нагрузкой,

ложащейся на них в связи с организацией учебного процесса. Но по мере включения их в процесс медиации, напряжение шло на спад. Эмоционально-психологической стабилизации чему способствовали организационная определенность (обязанности родителей всесторонне методически обеспечивались педагогами), возможность структурированного и активного общения со своими детьми. Качество дистанционного образования первоклассников, организованность и дисциплинированность повысились в значительной мере. Проведенные по завершении работы диагностические мероприятия показали значительное улучшение как количественных, так и качественных показателей результативности взаимодействия участников образовательного процесса за счет создания триад «учитель - родитель -обучающийся» [5; 6; 7].

Таким образом, разработанная методика дистанционной учебной работы с первоклассниками способствовала укреплению позиции семьи как партнёра и активного субъекта образовательной среды младшего школьника. Ситуация, сложившаяся в 2020-2021 годах создала новые возможности для адаптации [8; 9; 10], изменения педагогической практики, для развития учителей и образовательных организаций. Сочетание современных и нетрадиционных форм работы позволило раскрыть потенциал дистанционной формы учебной работы, овладеть инструментарием, необходимым для эффективной помощи младшим школьникам.

Список литературы:

1. Абрамовский А.Л. Дистанционное образование на современном этапе развития российского высшего образования: дис. ... канд. соц. Наук. Тюмень, 2014. 203 с.

2. Коренев, А. А., Зубарева Н.П., Арбузов С.С. Принципы построения педагогического взаимодействия в условиях дистанционной формы обучения Педагогическое образование в России. 2021. №2. С.15-22.

3. Кузьмина Л. В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения //Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1. С. 8-10.

4. Найдёнова Н.Ю. Организация дистанционного обучения в современных условиях: учебно-методическое пособие. Ставрополь. 2004. 34 с.

5. Невзорова М.С. Стратегии развития педагогики в контексте Индустрии 4.0 в условиях дистанционного образования // Цифровое образование: новая реальность: материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Чебоксары, 16 ноября 2020 г.) / редкол.: Н.А. Чернова, Е.Н. Елизарова, Н.И. Степанова. Чебоксары: ИД «Среда», 2020. С. 55.

6. Корепанова Е.В., Невзорова М.С. Педагогическая психология: учебное пособие. Тамбов: Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина: ГОУ ВПО «Мичуринский гос. пед. ин-т», 2007. 285 с.

7. Манаенкова М.П., Бозоева Я.М. Семейное воспитание - основа формирования личности ребенка // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

8. Невзорова М.С. Факторы психологических опасностей и рисков современной образовательной среды // Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в свете развития технологий Индустрии 4.0: сборник материалов Международной научной школы (26 октября 2017 г.) / под общей редакцией Е.С. Симбирских. Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ. 2017. с. 281.

9. Обносов В.Н. Развитие способностей детей: основные требования // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 198.

10. Невзорова М.С. Проблемы применения модели хьютагогики в современном профессиональном образовании // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 4.

UDC373.3

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL INTERACTION IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Maria S. Nevzorova

Candidate of Pedagogical Sciences associate Professor of the Department of pedagogy and psychology trud.mgau@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia Yulia V. Virabyan Master's student july8408@list.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article reveals the specifics of the teacher's pedagogical interaction with students in the conditions of distance learning. The research is based on the analysis of the experience of organizing distance learning in schools of the city of Michurinsk for two years. The study identified participants in the educational process who were most exposed to the negative impact of distance learning on the quality of knowledge acquired. As the most vulnerable category, students of primary school age are identified, the peculiarities of their assimilation of educational material in online learning conditions are established. A methodology for organizing pedagogical interaction using integrated classes has been developed and tested. The methodology involves the inclusion of parents in the role of mediators in the educational process.

Keywords: pedagogical interaction, distance learning in primary school, methods of pedagogical interaction in the triad "teacher - parent - student".

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.