Научная статья на тему 'РОЛЬ СОБСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ'

РОЛЬ СОБСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
180
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / СКЛОННОСТИ / БАЗА ДОВЕРИЯ / ПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обносов Владимир Николаевич, Гривас Елизавета Алексеевна

В статье рассматривается факторы, влияющие на проявление активности ребенка и развитие его способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Обносов Владимир Николаевич, Гривас Елизавета Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A CHILD'S OWN ACTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF ABILITIES

The article discusses the factors influencing the manifestation of the activity of the child and the development of his abilities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОБСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ»

УДК 159.0

РОЛЬ СОБСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА В РАЗВИТИИ

СПОСОБНОСТЕЙ

Владимир Николаевич Обносов

кандидат психологических наук, доцент vladimirobnosov@yandex.ru Елизавета Алексеевна Гривас

студент

Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается факторы, влияющие на проявление активности ребенка и развитие его способностей.

Ключевые слова: активность, способности, склонности, база доверия, принятие ребенка.

Избирательность и активность поведения, проявление собственной инициативы наблюдаются у ребенка с самого момента рождения: к одним предметам он тянется, а других активно избегает; одни действия выполняет охотно, а другие - ни под каким предлогом. Бывает трудно заставить ребенка есть то, чего он не хочет, носить одежду, которая ему не нравится, принудить что-то делать, если он не испытывает такой потребности. Напротив, если у малыша возникает какое-то сильное желание, то взрослым порой бывает очень трудно ему противостоять. Известный в психологии кризис 3-х лет имеет в своей основе бурное проявление самостоятельности ребенка, стремление к независимости от взрослых, желание самому определять своё поведение. Такую активность, инициативность, изобретательность и творчество, такую энергию ребенок никогда не проявляет даже под самым сильным давлением окружающих. Поэтому проблема развития способностей - это проблема стимулирования собственной активности ребенка, проблема формирования и поддержания мотивации к развитию имеющихся у него задатков. Даже при наличии самых благоприятных условий обучения и воспитания, при высокой природной одаренности мы не сможем развить способности, если сам ребенок этого не захочет [2, с. 90]. Внешнее давление, принуждение ребенка чаще всего ведет к появлению отвращения к навязанной ему деятельности.

Появление активности напрямую связано с энергетическим потенциалом человека. Пассивный образ жизни, который ведет семья, постоянная гиподинамия, перекутывание и перекармливание ребенка, раннее его приобщение к компьютерным играм, хронические заболевания - все это ведет к значительному снижению активности. Поэтому забота о здоровье ребенка является и заботой о его нормальном интеллектуальном развитии, о развитии способностей [4, с. 20].

Другим фактором, определяющим проявление активности ребенка, является наличие у него базы доверия к окружающему миру. Известно, что база доверия представляет собой сформировавшееся в раннем детстве положительное представление ребенка о себе, своей ценности, значимости,

нужности. В тоже время база доверия включает в себя и положительное представление о мире, об обстановке, окружающей ребенка. При наличии базы доверия ребенок испытывает чувство безопасности и спокойно исследует предметы, которые его окружают, приобретает разнообразные знания, навыки и умения. У него нет страха, который тормозит исследовательскую деятельность, он легко вступает в контакты, спокойно взаимодействует с другими детьми и взрослыми, а в дальнейшем сможет легко адаптироваться в школьной среде [1, с. 135].

При наличии базы недоверия окружающий мир воспринимается как опасный, угрожающий, недружественный. Подобное представление о мире блокирует поисковую активность ребенка, заставляет его занимать пассивную или активно-оборонительную позицию в ожидании опасности, в ожидании чьих-то враждебных действий. База недоверия отрицательно сказывается на развитии способностей и на общем личностном развитии, поэтому коррекционную работу, направленную на изменение представлений ребенка о себе и о мире надо начинать уже в ДОО [6, с. 5], обращая особое внимание на работу с родителями [5, с.17].

База доверия начинает складываться уже во внутриутробный период и во многом зависит от принятия или непринятия ребенка его родителями, в первую очередь, матерью. Опыт показывает, что беременность и роды значительно сложнее протекает у тех матерей, для которых ребенок был нежеланным, у этих детей чаще встречаются отклонения в физическом и психическом развитии. Можно выделить такие типы принятия ребенка как принятие по времени, по полу, по внешности, по способностям.

Принятие ребенка по времени означает, что родители, (желательно и другие родственники), узнав о наступившей беременности, воспринимают это как желанное, радостное событие. Здесь неуместны сетования, что надо бы подождать, пока улучшится материальное положение родителей, решиться квартирный вопрос, когда будущие родители закончат учебное заведение и т.п. Негативное отношение к зарождению новой жизни, особенно если оно

сохраняется в течение всего периода беременности, отнюдь не принесет пользы ребенку.

Принятие ребенка по полу должно исключать всякие сожаления о том, что хотели мальчика, а родилась девочка, или наоборот. Огорчения родителей из-за того, что рождаются одни девочки или одни мальчики не способствуют формированию у ребенка базы доверия. В некоторых случаях ребенок на интуитивном уровне чувствует неприятие его по полу и старается вести себя как представитель желанного родителями пола. Мальчик-дошкольник надевает мамины платья, красит губы, а девочка идет с отцом в гараж ремонтировать машину. Конечно, подобные случаи нельзя связывать только с непринятием по полу - может проявляться обыкновенное любопытство ребенка, детская игра, однако и ощущение непринятия здесь может играть свою роль.

Непринятие по внешности редко связано с тем, что ребенок оказывается не таким красивым, как ожидалось, хотя и это имеет место. Чаще указывают на то, что ребенок «удался в чужую родню»: похож на «другую бабушку» или «другого дедушку». Неприятие может быть связано и с тем, что отец зарекомендовал себя с худшей стороны, оставил семью, а родившийся ребенок «как две капли воды» похож на него. У родственников возникает опасение, что и по характеру ребенок будет таким же, у них может подсознательно проскальзывать некоторое предубеждение, неприязнь.

Непринятие по способностям начинает в большей степени проявляться в школьном возрасте, когда ребенок отстает в учебе, бросает музыкальную или художественную школу, не показывает успехов в спортивной секции и стремится оттуда уйти. Родители не могут сдержать свое недовольство и награждают ребенка многими нелестными эпитетами, спорят о том «в чью породу он уродился», приводят в пример свои собственные успехи, показывая ребенку, что он явно хуже их. Хотя таким образом они просто выплескивают на ребенка свой гнев, подсознательно снимая с себя ответственность за его неудачи и перекладывая на него свою вину, однако объясняют такое поведение

самыми благими намерениями - стремлением мотивировать ребенка, вразумить его. Результат, как правило, оказывается отрицательным.

Еще одним фактором, влияющим на развитие активности ребенка и, соответственно, на развитие его способностей, является наличие свободного времени. Способности первоначально проявляют себя в склонности -выраженном, достаточно устойчивом желании заниматься любимой деятельностью. Эти занятия не утомляют ребенка, сопровождаются повышенным фоном настроения, здесь он проявляет большую самостоятельность, творчество. Однако при постоянной занятости ребенка многочисленными учебными зданиями, какими-то другими поручениями, времени для творческой деятельности не остается, и склонности, на основе которых можно развивать соответствующие способности, постепенно угасают. Надо подчеркнуть, что нельзя путать истинную склонность с компьютерной зависимостью, увлеченностью компьютерными играми и другими нездоровыми и непродуктивными занятиями.

Нельзя не упомянуть о связи активности ребенка с его статусом в группе сверстников. Дети, занимающие лидирующие позиции, пользующиеся высокой популярностью, обычно более активны, инициативны, предприимчивы [3, с. 360]. С одной стороны, именно эти качества и позволяют им лидировать, но, с другой стороны, высокий социальный статус ребенка придает ему уверенность в себе, готовность активно действовать, браться за сложные задачи, не боясь неудачи. Напротив, дети с низким социальным статусом часто испытывают социальное неодобрение, боятся еще более ухудшить свое положение в группе. Выполнение даже посильной деятельности часто вызывает у них страх, поэтому их активность в значительной степени затормаживается. Естественно, это не может не сказаться отрицательно на развитии их способностей, общем личностном развитии.

В заключении следует отметить, что даже самый высокий исходный потенциал, самые богатые задатки могут быть не реализованы, если не преодолеть препятствия, блокирующие собственную активность ребенка.

Список литературы:

1. Каменская С.В., Корепанова Е.В. Педагогическая практика в профессиональной подготовке учителя начальных классов // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 135.

2. Манаенкова М.П. Экологическое образование в высшей школе: проблемы и перспективы // Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в свете развития технологий Индустрии 4.0: сборник материалов Международной научной школы. Мичуринск, 2017. С. 87-91.

3. Обносов В.Н., Свиридова Л.В. Причины популярности и отверженности в детском коллективе // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 360.

4. Обносов В.Н. Психологический анализ феномена детей-вундеркиндов // Наука и Образование. 2018 № 3-4. С. 19 - 24.

5. Перышкова С.А., Скрылева Е.П. Роль семьи в развитии ребенка-дошкольника // 2017. С. 16 - 19.

6. Попова Т.И., Цариковский Ю.В. Будущим воспитателям об организации диагностико-коррекционной работы в детском саду // Наука и Образование. 2018. №1. С. 5.

UDC 159.0

THE ROLE OF A CHILD'S OWN ACTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF ABILITIES

Vladimir N. Obnosov

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

vladimirobnosov@yandex.ru Elizaveta A. Grivas student

Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article discusses the factors influencing the manifestation of the activity of the child and the development of his abilities.

Key words: activity, abilities, inclinations, base of trust, acceptance of a child.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022. The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.