Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
429
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Ключевые слова
ИНДЕКС СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА / ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА / УСПЕВАЕМОСТЬ / МЕЖПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ / SOCIOMETRIC STATUS INDEX / AGE DYNAMICS / ACADEMIC PERFORMANCE / INTERSEX RELATIONS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Надеждин Д.С.

Описан модифицированный метод социометрии, позволяющий получать показатели социометрического статуса школьников при их взаимодействии с одноклассниками того же и противоположного пола. Лонгитудинальное исследование выявило динамику формирования индекса социометрического статуса (ИСС) учащихся в процессе их обучения с 3 по 11 классы. В 3-5 классах получено достоверное гендерное различие индекса социометрического статуса: позитивный индекс у девочек и негативный у мальчиков. Получен «феномен расщепления» социометрического статуса каждого учащегося на две составляющие - в среде одноклассников своего и противоположного пола. ИСС школьников в среде своего пола оказались положительными, в среде противоположного пола - отрицательными. Величины расщепления во всех классах статистически достоверны, что может означать межполовую психосоциальную несовместимость при совместном обучении учащихся разного пола (особенно в 5 классе). Снижением ИСС обладают также школьники с меньшей социально-психологической адаптивностью, определенной по опроснику Роджерса-Даймонда. Отрицательные индексы ИСС проявились у школьников с низкой успеваемостью, а также у тех учащихся, которые после 9 класса покинут школу. Отвержение коллективом может быть одной из причин снижения мотивации к учебе и дальнейшего ухода из школы. Положительный социометрический статус учащихся - один из компонентов их социальной адаптации, одно из условий эффективности образовательного процесса. Предложенный метод с дифференцированной оценкой показателей социометрии в средах разного пола может быть эффективным для проведения ежегодных обследований школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Надеждин Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOMETRIC STATUS OF SCHOOLCHILDREN AT DIFFERENT STAGES OF LEARNING

The paper describes the modified method of sociometry, which allows one to measure the sociometric status of schoolchildren during their interaction with the classmates of the same and opposite sex. The longitudinal study revealed the dynamics of the development of the index of sociometric status (ISS) in students while learning (from grades 3 to 11). The paper demonstrates a significant gender difference in the sociometric status index in grades 3-5: positive index in girls and negative index in boys. There was discovered the “phenomenon of splitting”, i.e. the sociometric status of each student has two components: among classmates of their own and the opposite sex. ISS of schoolchildren in the same-sex environment turned out to be positive, whereas in the opposite-sex environment - negative. The values of splitting in all groups are reliable, which may mean intersex psychosocial incompatibility when teaching students of different sexes together (especially in grade 5). Schoolchildren with less socio-psychological adaptability according to the Rogers-Diamond test also have a decrease in ISS status. Negative ISS indices were demonstrated by schoolchildren with low academic performance, as well as by those students who leave school after grade 9. Peer rejection may be one of the reasons for them to have lower study motivation and leave school in future. Positive sociometric status of students is one of the components of their successful social adaptation, and one of the conditions for effectiveness learning. The method of using differentiated assessment of sociometry indicators in the groups of children of different sexes can be effectively used for conducting annual surveys of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ОБУЧЕНИЯ»

ОБУЧЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ОБУЧЕНИЯ

Д.С. Надеждин1

Описан модифицированный метод социометрии, позволяющий получать показатели социометрического статуса школьников при их взаимодействии с одноклассниками того же и противоположного пола. Лонгитудинальное исследование выявило динамику формирования индекса социометрического статуса (ИСС) учащихся в процессе их обучения с 3 по 11 классы. В 3-5 классах получено достоверное гендерное различие индекса социометрического статуса: позитивный индекс у девочек и негативный у мальчиков. Получен «феномен расщепления» социометрического статуса каждого учащегося на две составляющие - в среде одноклассников своего и противоположного пола. ИСС школьников в среде своего пола оказались положительными, в среде противоположного пола - отрицательными. Величины расщепления во всех классах статистически достоверны, что может означать межполовую психосоциальную несовместимость при совместном обучении учащихся разного пола (особенно в 5 классе).

Снижением ИСС обладают также школьники с меньшей социально-психологической адаптивностью, определенной по опроснику Роджерса-Даймонда. Отрицательные индексы ИСС проявились у школьников с низкой успеваемостью, а также у тех учащихся, которые после 9 класса покинут школу. Отвержение коллективом может быть одной из причин снижения мотивации к учебе и дальнейшего ухода из школы.

Положительный социометрический статус учащихся - один из компонентов их социальной адаптации, одно из условий эффективности образовательного процесса. Предложенный метод с дифференцированной оценкой показателей социометрии в средах разного пола может быть эффективным для проведения ежегодных обследований школьников.

Ключевые слова: индекс социометрического статуса, возрастная динамика, успеваемость, межполовые отношения, социально-психологическая адаптиро-ванность.

Sociometric status of schoolchildren at different stages of learning. The paper describes the modified method of sociometry, which allows one to measure the sociometric status of schoolchildren during their interaction with the classmates of the same and opposite sex. The longitudinal study revealed the dynamics of the development of the index of sociometric status (ISS) in students while learning (from grades 3 to 11). The paper demonstrates a significant gender difference in the sociometric status index in grades 3-5: positive index in girls and negative index in boys. There was discovered the "phenomenon of splitting", i.e. the sociometric status of each student has two components: among classmates of their own and the opposite sex. ISS of schoolchildren in the same-sex environment turned out to be positive, whereas in the opposite-sex environ-

Контакты: 1 Надеждин Д.С. - E-mail: <n-d-s-1@yandex.ru>

ment - negative. The values of splitting in all groups are reliable, which may mean intersex psychosocial incompatibility when teaching students of different sexes together (especially in grade 5).

Schoolchildren with less socio-psychological adaptability according to the RogersDiamond test also have a decrease in ISS status. Negative ISS indices were demonstrated by schoolchildren with low academic performance, as well as by those students who leave school after grade 9. Peer rejection may be one of the reasons for them to have lower study motivation and leave school in future.

Positive sociometric status of students is one of the components of their successful social adaptation, and one of the conditions for effectiveness learning. The method of using differentiated assessment of sociometry indicators in the groups of children of different sexes can be effectively used for conducting annual surveys of schoolchildren.

Keywords: sociometric status index, age dynamics, academic performance, inter-sex relations, socio-psychological adaptation.

Материал исследования получен на базе НИИГиОЗДиП ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

В 1948 г. Всемирная организация здравоохранения приняла комплексное определение здоровья: «Здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Однако, говоря о здоровье школьников, мы чаще говорим о здоровье соматическом, меньше о психическом и совсем мало о здоровье социальном. При этом контроль психосоциального развития школьников также может представлять интерес при решении задач эффективности образования и охраны их здоровья.

Один из эффективных путей оценки психосоциального развития учащихся может быть основан на применении метода «Социометрии», разработанного австрийско-американским психологом и социологом Якобом Морено [2] для оценки межличностных связей в группе. Существуют различные варианты этого метода [1; 5 и др.], которые широко используются для выявления структуры коллективов при изучении малых групп, для получения информации о взаимоотношениях в этих группах, для улучшения руководства ими, для повышения их сплочённости. Использование социометрии позволяет также выявлять неформальных лидеров, или лиц с антипатией в группе.

Вместе с тем, важная особенность метода состоит в возможности оценивать индивидуальные особенности школьника по характеру его взаимодействий с одноклассниками в процессе многолетнего обучения.

Задача данной работы состоит в исследовании возрастной динамики социометрического статуса школьников в процессе многолетнего обучения во взаимосвязи с основными психосоциальными факторами, такими, как межполовые отношения в коллективе, социально-психологическая адаптированность учащихся, успешность учебной деятельности, завершение обучения в школе по окончании 9 класса.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Традиционно социометрические обследования проводятся групповым методом. Однако это может приводить к снижению эффективности обследования за

счет отсутствия его полной анонимности и снижения искренности ответов испытуемых. Поэтому при обследовании учащихся опрос проводился индивидуально, без присутствия других членов коллектива, т.к. дети не должны иметь возможности наблюдать ответы других одноклассников.

В исследовании применен модифицированный вариант метода социометрии, связанный с неограниченным числом ответов и с ранжированием веса выбираемых членов группы. Для обследования каждого класса готовился пронумерованный список всех одноклассников (мальчики и девочки вперемешку) и бланк результатов с тем же списком для ввода в него ответов. Перед обследуемым учеником размещался список одноклассников, а перед собой экспериментатор размещал бланк результатов. Ученику последовательно задавались две серии вопросов, выявляющие позитивное и негативное отношение опрашиваемого лица к своим одноклассникам.

В первой серии первым задавался вопрос: «Представь себе, что ты летишь в космос на космическом корабле. В твоём корабле есть ещё одно место и тебе надо выбрать, кого взять с собой. Вот - список твоего класса. Посмотри и скажи, кого ты обязательно взял бы с собой в космос? Мальчик, или девочка - все равно. Выбери только одного, самого-самого, с кем бы ты полетел».

Этот и следующие вопросы построены достаточно абстрактно, чтобы к выбираемым одноклассникам не «приклеивались» вербальные определения. Т.е. от школьника не требовалось давать конкретные определения выбираемому лицу, например, «выбери самого хорошего» или «самого умного», и т.п. Вводная часть вопросов «Представь себе, что ты летишь в космос» может быть заменена текстом с другим смыслом. Однако эта часть не должна касаться реальных событий, она должна быть достаточно абстрактной для формирования в сознании ученика сказочно-фантастического образа взаимодействия с коллективом. Такой подход по сравнению с вопросами из реальной жизни сглаживает эмоционально неоднородное отражение в памяти возможных событий в школьной среде.

При получении ответа номер названного одноклассника заносился в бланк результатов в строку опрашиваемого ученика и задавался очередной вопрос: «Хорошо. А есть ещё кто-то, кого ты обязательно взял бы с собой? Назови только одного, самого-самого». Номер ответа заносился в следующую клетку строки опрашиваемого школьника. Этот очередной вопрос повторялся несколько раз, пока ученик не отвечал, что «таких больше нет», после чего переходили ко второй серии опроса.

Первый вопрос второй серии: «Представь, что ты летишь в космос. Посмотри список и скажи, с кем бы ты ни за что не полетел? Назови только одного, самого-самого. Мальчик, или девочка - все равно».

Номер выбранного одноклассника заносился в бланк результатов в строку опрашиваемого ученика и задавался очередной вопрос: «Хорошо. А есть ещё кто-то, с кем бы ты ни за что не полетел? Если есть, назови только одного самого-самого». Получив ответ, номер выбранного лица заносили в следующую клетку строки обследуемого школьника. Вопросы этой серии задавались несколько раз, пока ученик не отвечал, что «таких больше нет». После этого ответа процедура опроса завершалась.

В каждой серии ответов число ответов могло колебаться от 0 до N-1, где N -число учащихся в классе. Однако число названных одноклассников как правило,

не превышало 10. Т.е. в первой и во второй серии каждый школьник выбирал от 0 до 10 человек, остальные одноклассники не попадали в поле его внимания.

Предложенная структура опроса позволяет получать ничем не ограниченное число ответов, но с ранжированием веса выбора одноклассников. В соответствии с этим, первый ответ имеет наибольший вес, а вес остальных снижается по мере увеличения номера ответа.

Следует отметить высокую скорость проведения социометрического опроса с помощью предложенного модифицированного метода (среднее время опроса одного школьника составляло около 2 минут).

Обследование класса завершалось после опроса всех одноклассников, (за исключением тех, кто отсутствовал, например, из-за болезни или нежелания участвовать), после чего осуществлялась обработка данных.

Предложенный метод позволяет одновременно оценивать различные показатели социометрического статуса, эмоциональной экспансивности, социальной нейтральности (непопадания в поле внимания) и др. Однако в данной работе остановимся на индексе социометрического статуса (ИСС), который оценивался по совокупности сделанных одноклассниками ответов: К1 - число школьников, осуществивших выбор данного ученика с симпатией (по ответам на вопросы из первой серии) и К2 - число школьников, осуществивших его выбор с антипатией (ответы на вопросы из серии 2). Подсчёт чисел К1 и К2 проводился не по всей совокупности ответов, а по определенному числу первых из них (т.е. имеющих наибольший вес), которое было принято равным 3.

Индекс социометрического статуса каждого ученика оценивался как разность К1 и К2 по отношению к числу опрошенных одноклассников (в %):

ИСС = 100 % х (К1 - К2) / (М - 1), если школьник участвовал в опросе и

ИСС = 100 % х (К1 - К2) / М, если он в опросе не участвовал.

В этих формулах М - число опрошенных в данном классе учащихся, которое может не совпадать с полным числом одноклассников N в случаях невозможности опроса некоторых из них: М>М.

Описанный модифицированный метод социометрии использован при лонги-тудинальном психологическом обследовании 200 учащихся девяти классов в 5 московских средних школах с совместным обучением школьников разного пола в процессе их обучения с 3 по 11 классы [3; 4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные социометрические индексы для разных лиц могут быть и положительными, и отрицательными. Положительные значения означают преобладание позитивного отношения коллектива к данному однокласснику. Причем самые большие значения отражают авторитет неформального лидера в коллективе класса. Отрицательные значения, напротив, отражают преобладание негативного отношения коллектива к однокласснику. При больших отрицательных значениях его относят к «отверженным», что может быть связано с нарушениями социально-психологической адаптации этого школьника.

1. Динамика социометрического статуса в процессе обучения

В табл. 1 приведены средне-групповые значения ИСС девочек и мальчиков в процессе их многолетнего обучения. В строках «В полной среде одноклассников» представлены данные отдельно для учащихся женского и мужского пола по мере их обучения с 3 по 11 классы.

Таблица 1

Проявление социометрического статуса девочек и мальчиков в разных половых средах ( %)

Класс 3|4|5|6|7|8|9|10|11

Социометрический статус девочек

В полной среде одноклассников 4,6 3,1 3,0 1,8 3,4 1,5 2,4 5,0 3,7

В среде девочек 19,1 27,5 32,4 28,2 29,8 22,8 12,9 11,8 15,4

В среде мальчиков -10,3 -14,4 -17,1 -10,6 -10,9 -7,2 -6,7 -2,1 -7,2

Величина расщепления 29,4 41,9 49,5 38,8 40,7 30,0 19,6 13,9 22,6

Социометрический статус мальчиков

В полной среде одноклассников -4,5 -2,5 -1,7 0,3 0,8 2,6 3,1 2,5 5,0

В среде мальчиков 13,4 17,3 30,4 24,6 24,1 25,0 13,1 12,6 18,4

В среде девочек -16,5 -23,4 -24,4 -17,2 -10,9 -8,2 -7,8 -5,6 -6,9

Величина расщепления 29,9 40,7 54,8 41,8 35 33,2 20,9 18,2 25,3

Достоверность тендерных различий

В полной среде одноклассников Р < 0,001 Р < 0,01 Р < 0,05

В среде девочек Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001

В среде мальчиков Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001

Видно, что в процессе обучения динамика индекса социометрического статуса у школьников разного пола оказалась различной. Так, у девочек ИСС позитивен. В отличие от этого, у мальчиков в младших классах индекс негативен, но далее он постоянно возрастал, и в старших классах перестал отличаться от статуса девочек. При этом в 3 - 5 классах проявились статистически достоверные гендерные раз-

личия учащихся (графа «Достоверность тендерных различий», строка «В полной среде одноклассников»), что означает некоторое отвержение мальчиков коллективом класса при позитивном отношении к девочкам. По мере обучения эта достоверность различия постепенно снизилась и исчезла в 6-11 классах (прочерк означает отсутствие достоверности различий). Таким образом, в процессе многолетнего обучения произошло постепенное сближение социометрического статуса одноклассников разного пола.

2. Феномен расщепления социометрического статуса школьников при совместном обучении учащихся разного пола

Полученный ИСС отражает социальное положение школьника в полной среде одноклассников. Однако этот коллектив неоднороден, поэтому необходимо провести анализ ИСС в разных половых средах.

Анализ межполовых отношений осуществлен с помощью специального дифференцированного анализа полученных данных, обеспечивающего оценку ИСС раздельно в среде одноклассников разного пола. Для этого ИСС оценивался отдельно по ответам девочек и мальчиков. На рис. 1 представлены социометрические индексы учащихся как в своей, так и в иной среде.

Социометрический статус девочек ( %)

40 30 20 10 0 -10 -20

3456789 10 11 Класс

40 30 20 10 0 -10 -20 -30

Рис. 1. Динамика социометрического статуса девочек и мальчиков в разных

половых средах

Благодаря этому анализу проявился феномен расщепления социометрического статуса школьников разного пола при их совместном обучении: социометрический статус учащихся каждого пола существенно отличается при их взаимодействии друг с другом и с одноклассниками противоположного пола. В среде девочек их социометрический статус позитивен, а статус мальчиков - негативен. В среде мальчиков их социометрический статус тоже позитивен, а у девочек в этой среде - отрицателен. При этом с 3 по 6 класс ИСС у мальчиков в среде девочек более негативен, чем у девочек в среде мальчиков.

Как видно из табл. 1, в графах «Достоверность гендерных различий» проявилось высоко достоверное межполовое различие (Р<0,001) на каждой стадии обучения - как в «Среде девочек», так и в «Среде мальчиков» (в отличие от графы «В полной среде одноклассников», где достоверность гендерных различий проявилась только в 3-5 классах).

В строках «Величина расщепления» приведены различия социометрического статуса в однополой и разнополой среде, как разность между ИСС в своей среде и в среде противоположного пола. Эти величины везде положительны и статистически достоверны (Р<0,001) с наибольшим значением в 5 классе. К 11 классу эти расщепления снизились до уровня младших классов, но остались достоверно отличными от нулевого уровня.

3. Связь социометрического статуса с адаптивностью

При анализе механизмов формирования полноценного социометрического статуса важным является исследование его связи с процессами адаптации школьников в учебных заведениях. Для этого был проведен анализ социально-психологической адаптивности учащихся 7-х классов по опроснику Роджерса-Даймонда. По этим результатам школьники были поделены на 3 группы: - с низкой, умеренной и высокой социально-психологической адаптивностью (СПА). В этих группах средние значения ИСС соответственно оказались равными -2,9 %, 2,7 % и 10,8 % у девочек, а также -8,6 %, -1,2 % и 4,2 % у мальчиков. При этом различия между учащимися с высокой и с низкой СПА статистически достоверны: у девочек Р<0,001; у мальчиков Р<0,05.

Девочки и мальчики с низкой адаптивностью проявили достоверно меньшие и даже отрицательные значения социометрического статуса, чем школьники с высокой адаптивностью. Социометрический статус школьников существенно связан с их способностью адаптироваться к социальным условиям образовательного процесса.

4. О взаимосвязи ИСС с успешностью учебной деятельности

Следующий фактор, с которым могут быть связаны социальные взаимоотношения школьников - это успешность учебной деятельности (УУД), которая оценивалась по величине средней успеваемости по всем предметам за тот период обучения, в котором проводился социометрический опрос. Взаимосвязь между ИСС и УУД определена с помощью ранговых коэффициентов корреляции (Д) по Спирмену (табл. 2). Во всех классах получена высоко достоверная и положительная корреляционная связь успеваемости учащихся с их социометрическим статусом: чем выше успеваемость школьника, тем лучше отношения к нему однокласс-

ников. При этом наиболее сильная зависимость ИСС от успеваемости проявилась в младших классах с её постепенным снижением к 11 классу. Это означает, что фактор успеваемости может оказывать существенное влияние на социометрический статус, особо сильное на ранней стадии обучения школьников.

Таблица 2

Зависимость социометрического статуса от успеваемости

Класс 3 4 5 6 7 8 9 11

R 0,54 0,52 0,49 0,38 0,34 0,33 0,27 0,26

Р< <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

Для более детального исследования все школьники в каждом классе были поделены на 3 группы по успеваемости. В таблице 3 приведена возрастная динамика ИСС для учащихся с высокой, средней и низкой успешностью учебной деятельности. В каждом классе у школьников с низкой УУД проявились меньшие значения ИСС. Самый высокий статус - у отличников, самый малый и даже отрицательный - у троечников. В строке «Р(в-н)<» приведена статистическая достоверность различий между группами школьников с «Высокой» и «Низкой» УУД. Практически во всех классах (кроме 11-го) имеет место отчетливое достоверное различие социометрического статуса между отличниками и троечниками.

Следует отметить, что у школьников с низкой успеваемостью социометрический статус отрицателен, чего нет у хорошистов и отличников, однако по мере обучения их ИСС проявил некоторое повышение.

Таблица 3

Проявление ИСС у лиц с различной успеваемостью ( %)

УУД Кл 3 Кл 4 Кл 5 Кл 6 Кл 7 Кл 8 Кл 9 Кл 10 Кл 11

Высокая 12,6 11,9 9,2 9,1 9,7 7,2 6,8 11,8 8,0

Средняя 3,7 2,8 3,8 3,4 6,1 7,8 11,6 6,0 2,0

Низкая -6,8 -6,0 -4,0 -3,8 -1,2 -1,8 -2,0 -1,3 4,0

Р(в-н)< 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,01 0,002 0,001 -

5. ИСС у лиц с различным сроком обучения в школе

Особый интерес в изучении социометрического статуса школьников состоит в том, что учащиеся 10-11 классов существенно отличаются от ранних классов составом, т.к. часть из них по окончании 9 класса продолжили обучение в других учебных заведениях. В связи с этим представляет интерес оценка различий социометрического статуса у этих школьников. Для этого был проведен раздельный анализ в двух группах - у тех, кто продолжит обучение в 10-11 классах, и у тех, кто покинет школу по окончании 9 класса (рис. 2). Полученные данные показывают отчетливое межгрупповое различие. На всем диапазоне обучения с 3 по 9 класс индекс социометрического статуса в группе тех школьников, кто продолжит обучение в 10-11 классах, существенно выше, чем у тех, кто после 9 класса покинет

школу. Практически во всех классах эти различия статистически достоверны. Достоверность различия р<0,05 обозначена на рисунке звездочкой ( * ).

Таким образом, в группе учащихся, покидающих школу после 9 класса, выявлен достоверно низкий ИСС, причем не только в 9 классе, но и в более ранних годах обучения. У мальчиков из группы «ушедших» уже с 3 класса ИСС отрицателен, т.е. в процессе многолетнего обучения они являлись изгоями.

У лиц женского пола У лиц мужского пола

Рис. 2. Возрастная динамика социометрического статуса у лиц женского и мужского пола с различным сроком обучения в школе

Следует отметить, что с 5 по 8 классы еще никто из учащихся не знал, кто из их одноклассников по окончании 9 класса уйдет из школы. Однако социометрический индекс заранее определил, кто это будет вероятнее всего. Для них еще до 9 класса проявилась тенденция негативного отношения к ним одноклассников. В процессе многолетнего обучения формировалось социальное отвержение их коллективом, что является одним из признаков школьной психосоциальной дезадаптации и одной из причин ухода из школы.

Таким образом, многолетнее исследование социометрического статуса школьников выявило динамику его формирования в процессе обучения (табл. 1, графы «В полной среде одноклассников»), которая свидетельствует об отчетливых ген-дерных различиях среди них. Так, с 1 по 5 классы ИСС у девочек достоверно выше, чем у мальчиков, причем ИСС у мальчиков негативен, что означает некоторое отвержение их коллективом. Конечно, идеальная картина - это положительный индекс у каждого школьника. Однако реальное наличие позитивного социометрического статуса у девочек и негативного у мальчиков свидетельствует об отсутствии социального благополучия в сегодняшних школах, которое необходимо для полноценного здоровья учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом, в процессе многолетнего обучения произошло постепенное сближение социометрического статуса школьников разного пола. Можно предположить, что в процессе обучения происходила постепенная адаптация одноклассников друг к другу. Школьники старших классов через несколько лет обучения и общения начали лучше понимать друг друга, более позитивно оценивать тех, кого ранее отвергали, и более трезво оценивать тех, кого ранее захваливали учителя.

Благодаря дифференцированному анализу социометрического опроса получен «феномен расщепления» ИСС каждого учащегося на две составляющие в среде одноклассников разного пола: в среде своего пола он существенно выше, чем в среде другого пола (рис. 1). Величины расщепления с 3 по 11 классы статистически достоверны, что означает межполовую психосоциальную несовместимость при совместном обучении лиц разного пола. При этом в 3-6 классах девочки во всем проявили более сильные тенденции: и друг к другу они относились более позитивно, и к противоположному полу относились более негативно, чем мальчики. Это может означать, что девочки уже в младших классах отличались большей социальной и эмоциональной активностью по сравнению с мальчиками. В более старших классах социальные отношения к лицам своего и противоположного пола у мальчиков и девочек почти сравнялись.

Полученный «феномен расщепления» характеризует психосоциальные особенности учащихся в классах с совместным обучением лиц разного пола, что должно быть в поле внимания учителей, школьных психологов и социальных педагогов.

Важным результатом является установление корреляционной взаимосвязи ИСС с УУД (табл. 2): чем выше успеваемость школьника, тем выше социометрический статус. При этом особо сильное влияние на социометрический статус фактор успеваемости оказывает на ранней стадии обучения, поскольку наиболее сильная зависимость ИСС от успеваемости проявилась в младших классах с её постепенным снижением на среднем и старшем этапах обучения.

Более детальный анализ проявления социометрического статуса у лиц с разной успеваемостью (табл. 3) установил достоверно меньшие значения индекса у «троечников» по сравнению с «отличниками». При этом на всем диапазоне обучения у отстающих школьников наблюдается повышение ИСС. Возможно, по мере взросления низкая успеваемость начинает играть все меньшую роль в формировании негативного социометрического статуса, уступая место новым факторам взаимоотношений.

Однако с чем связаны отрицательные ИСС у отстающих школьников, особенно в 3-6 классах? По-видимому, низкая успеваемость изначально сочетается с нарушениями в поведении ребенка и вызывает у одноклассников негативное отношение к нему. Мало того, что эти дети испытывают постоянные отрицательные эмоции со стороны учителей и родителей за неспособность хорошо учиться. Не менее отрицательное воздействие на них оказывают одноклассники, выражающие по примеру учителей негативное отношение к ним.

Само положение «отстающего ученика» может ставить его в сложные социально-психологические отношения с коллективом, ранить психику, провоцировать развитие негативных форм поведения, которые отталкивают от него одноклассников. Негативное отношение к неуспевающим учащимся может стать толчком к развитию асоциального поведения этих школьников, а при переходе в подростковый возраст - стать пусковым механизмом делинквентности. Этот процесс может быть и причиной ухудшения социально-психологической атмосферы в классе в целом. В связи с этим, учителя, психологи и социальные педагоги школ должны уделять наибольшее внимание именно к неуспевающим ученикам, в отношении которых развивается негативная оценка со стороны одноклассников. В неуспевающем ученике необходимо открывать и поддерживать другие способно-

сти и таланты, позволяющие ему почувствовать себя полноценным членом коллектива, что снимет этот фактор социально нездоровой, конфликтной атмосферы в классе.

Существенным результатом является различие социометрического статуса у школьников, продолжающих и не продолжающих обучение в школе после 9 класса (рисунок). Выяснилось, что еще с ранних лет обучения, в группу учащихся, которые после 9 класса покинут школу, попадают те, которые имеют достоверно сниженный ИСС (а у мальчиков даже отрицательный), т.е. выражена тенденция более негативного отношения к ним одноклассников. Формирование отвержения их коллективом является одним из факторов социально-психологической дезадаптации этих лиц, одной из причин снижения мотивации к учебе и дальнейшего ухода из школы.

Действительно, связь школьной адаптации с социометрическим статусом проявилась при анализе социально-психологической адаптивности учащихся 7-х классов. По-видимому, формирование адекватного социометрического статуса -это один из компонентов полноценной способности учащихся адаптироваться к социально-психологическим условиям образовательного процесса.

Таким образом, в задачи школ должно входить не только обучение учащихся различным предметам, но и формирование умения социально адаптироваться, умения общаться, понимать себя и других, находить состояние равновесия между своей личностью и коллективом одноклассников, что выражается в формировании определенного социометрического статуса. Школьный класс - это мощный и довольно жестокий социальный тренажер учащихся, аналога которому во взрослой жизни уже практически не будет.

ВЫВОДЫ

1. Полученный «феномен расщепления», в виде положительного ИСС школьника в среде своего пола и отрицательного в среде другого пола, отражает социометрические особенности учащихся при совместном обучении, которые должны быть в поле внимания учителей, школьных психологов, социальных педагогов.

2. Социометрический статус школьников существенно связан с их социально-психологической адаптивностью (по опроснику Роджерса-Даймонда) в социальных условиях образовательного процесса.

3. Выявлена положительная взаимосвязь ИСС с успеваемостью, статистически достоверная на всем диапазоне обучения. В неуспевающем ученике необходимо открывать и поддерживать другие способности и таланты, позволяющие ему почувствовать себя полноценным членом коллектива, что снимет этот фактор социально нездоровой, конфликтной атмосферы в классе.

4. ИСС тех школьников, которые после 9 класса покинут школу, имеет достоверно сниженное значение по сравнению с теми, кто продолжит обучение по 11 класс. Формирование отвержения их коллективом уже в младших и средних классах является одним из факторов школьной дезадаптации этих учащихся, одной из причин снижения мотивации к учебе и дальнейшего ухода из школы.

5. Предложенный метод с дифференцированной оценкой показателей социометрии в средах разного пола может быть рекомендован для проведения ежегодных социометрических обследований учащихся, начиная с младших классов, с

целью выявления школьников со сниженным ИСС и оказания им помощи в нахождении позитивного места в коллективе. Положительный социометрический статус учащихся - один из компонентов полноценной школьной адаптации, одно из условий эффективности образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Золотовицкий Р. А. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. - 2002. - № 4. - С. 103-113.

2. Морено Дж. Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. - М.: Издательство «Иностранной литературы», 1958. - 320 с.

3. Надеждин Д.С. Медико-психосоциальная адаптация подростков-выпускников 9-х классов общеобразовательной школы к условиям жизнедеятельности // Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста. - М, 2004. - C. 34-43.

4. Надеждин Д.С., Сахаров В.Г., Квасов Г.И. Применение «метода социометрии» в мониторинге психосоциального развития учащихся // Школа здоровья. -2010. - № 4. - С. 11-13.

5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: учебное пособие. -Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.

REFERENCES

1. Zolotoviczkij R.A. Sociometriya Ya.L. Moreno: mera obshheniya // Sociolog-icheskie issledovaniya. - 2002. - № 4. - S. 103-ii3.

2. Moreno Dzh. L. Sociometriya. E'ksperimentaFny'j metod i nauka ob ob-shhestve. - M., IzdateFstvo «Inostrannoj literatury», 1958. - 320 s.

3. Nadezhdin D.S. Mediko-psixosociaTnaya adaptaciya podrostkov-vypusknikov 9-x klassov obshheobrazovateFnoj shkoly' k usloviyam zhiznedeyateFnosti // Mediko-biologicheskie i psixosociaFny'e problemy4 podrostkovogo vozrasta. M, 2004. - C. 3443.

4. Nadezhdin D.S., Saxarov V.G., Kvasov G.I. Primenenie «metoda sociometrii» v monitoringe psixosociaFnogo razvitiya uchashhixsya. Zh. «Shkola zdorov'ya», № 4, 2010, s. 11-13.

5. Rajgorodskij D.Ya. Prakticheskaya psixodiagnostika. Uchebnoe posobie. - Samara: IzdateF skij dom «BAXRAX-M», 200i. - 672 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.