Научная статья на тему 'Особенности формирования психосоциальной адаптации учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений'

Особенности формирования психосоциальной адаптации учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
600
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / НЕАДЕКВАТНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ РАССТРОЙСТВА / САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ / ADAPTATION OF SCHOOLCHILDREN / PSYCHOSOCIAL MALADAPTATION / SOCIOMETRIC STATUS / INADEQUATE TRAINING / PERSONALITY DISORDERS / SELF-IDENTITY / MOTIVATION OF AVOIDING FAILURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Надеждин Дмитрий Серафимович, Кучма Владислав Ремироеич, Сухарева Людмила Михайловна, Сахаров Валентин Гаврилович

Представлены данные анализа динамики проявлений психосоциальной дезадаптации у тех учащихся, кто по окончании 9-го класса не продолжит обучение в школе по сравнению с теми, кто продолжит. Изучение этих групп велось в процессе их обучения с 5-го по 9-й класс. Показано, что покидающие школу подростки существенно отличаются по совокупности компонентов психосоциальной дезадаптации на всем диапазоне с 5-го по 9-й класс с максимальной выраженностью в 9-м классе. Покидающие школу подростки в течение всего периода обучения отличались существенно сниженным негативным индексом социометрического статуса, высокой выраженностью симптомов неадекватности процесса обучения, сниженной успеваемостью. Другие компоненты также постепенно увеличивались с 5-го по 9-й класс обучения. Авторы полагают, что усиление психосоциальной дезадаптации определяется условиями образовательного процесса, начиная с более ранних лет обучения. Это требует дополнительного совершенствования технологии образования для решения задач снижения школьной дезадаптации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Надеждин Дмитрий Серафимович, Кучма Владислав Ремироеич, Сухарева Людмила Михайловна, Сахаров Валентин Гаврилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of psychosocial adaptation of pupils of 5-9 classes of educational institutions

There are presented the data of the analysis of the dynamics of manifestations l of psychosociamaladaptation in those students who at the end of grade 9 will not continue to study at the school, in comparison with those who will continue. The study of these groups was carried out in the course of their studies, from 5 to 9 classes. Those adolescents who leaving the school were shown to differ significantly in consideration of psychosocial components of maladaptation throughout the range from 5 to 9 classes with maximum expression in the 9th grade. Leaving the school adolescents during the entire period of study differed by the significantly reduced negative index of sociometric status, high pronouncement of symptoms of inadequacy of the learning process, declined academic performance. Other components also were gradually increasing from 5 to 9 training classes. The authors consider that the enhancement of psychosocial maladaptation is determined by the conditions of the educational process, beginning from the earlier years of study. This requires the further improvement of the technology of the education to solve the tasks of the relief of school maladaptation of students.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования психосоциальной адаптации учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.955:612.014.49-057.874

Надеждин Д.С., Кучма В.Р., СухареваЛ.М., Сахаров В.Г.

особенности формирования психосоциальной адаптации учащихся

5-9-х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Научный центр здоровья детей, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 1

Представлены данные анализа динамики проявлений психосоциальной дезадаптации у тех учащихся, кто по окончании 9-го класса не продолжит обучение в школе по сравнению с теми, кто продолжит. Изучение этих групп велось в процессе их обучения с 5-го по 9-й класс. Показано, что покидающие школу подростки существенно отличаются по совокупности компонентов психосоциальной дезадаптации на всем диапазоне с 5-го по 9-й класс с максимальной выраженностью в 9-м классе. Покидающие школу подростки в течение всего периода обучения отличались существенно сниженным негативным индексом социометрического статуса, высокой выраженностью симптомов неадекватности процесса обучения, сниженной успеваемостью. Другие компоненты также постепенно увеличивались с 5-го по 9-й класс обучения. Авторы полагают, что усиление психосоциальной дезадаптации определяется условиями образовательного процесса, начиная с более ранних лет обучения. Это требует дополнительного совершенствования технологии образования для решения задач снижения школьной дезадаптации учащихся.

Ключевые слова: адаптация школьников; психосоциальная дезадаптация; социометрический статус; неадекватность обучения; личностные расстройства; самооценка личности; мотивация избегания неудач.

Для цитирования: Российский педиатрический журнал. 2015; 18 (2): 18-22. Nadezhdin D. S., Kuchma V. R., Sukhareva L. M., Sakharov V. G.

FEATURES OF FORMATION OF PSYCHOSOCIAL ADAPTATION OF PUPILS OF 5-9 CLASSES OF EDUCATIONAL INSTITUTIoNS

Scientific Center of Child Healthcare, 2, building 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991

There are presented the data of the analysis of the dynamics of manifestations l ofpsychosociamaladaptation in those students who at the end of grade 9 will not continue to study at the school, in comparison with those who will continue. The study of these groups was carried out in the course of their studies, from 5 to 9 classes. Those adolescents who leaving the school were shown to differ significantly in consideration ofpsychosocial components of maladaptation throughout the range from 5 to 9 classes with maximum expression in the 9th grade. Leaving the school adolescents during the entire period of study differed by the significantly reduced negative index of sociometric status, high pronouncement of symptoms of inadequacy of the learning process, declined academic performance. Other components also were gradually increasing from 5 to 9 training classes. The authors consider that the enhancement of psychosocial maladaptation is determined by the conditions of the educational process, beginning from the earlier years of study. This requires the further improvement of the technology of the education to solve the tasks of the relief of school maladaptation of students.

Key words: adaptation of schoolchildren; psychosocial maladaptation; sociometric status; inadequate training; personality disorders; self-identity; motivation of avoiding failure.

Citation: Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal. 2015; 18(2): 18-22. (In Russ.)

Одним из важных и актуальных вопросов, связанных с охраной здоровья детей и подростков, является эффективность процессов адаптации [1]. Адаптация как приспособление организма человека к изменяющимся условиям внешней среды, направленное на сохранение динамического равновесия его внутреннего состояния, представляет собой сложный социально-биологический процесс. Способность адаптироваться к непривычным условиям среды, резистентность по отношению к неблагоприятным воздействиям рассматриваются в современной науке как одно из необходимых условий гармоничного телесного и физического развития [2, 3].

Во многих исследованиях адаптация рассматри-

Для корреспонденции: Надеждин Дмитрий Серафимович, канд. биол. наук, зав. лаб. «Психофизиология и психогигиена» НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД, 105064, Москва, Малый Казенный переулок, д. 5, стр. 5, e-mail: n-d-s-1@ yandex.ru

вается как необходимое условие здоровья и полноценного развития организма детей и подростков [4]. Для организма подростка эффективность адаптации имеет особое значение, так как она находится под мощным влиянием двух неоднозначных процессов -активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности [5].

Одной из форм нарушения адаптации у детей и подростков является психосоциальная дезадаптация (ПДА), которая может быть связана с негативными проявлениями эмоционально-волевой сферы, с половозрастными изменениями, акцентуацией характера, нарушениями умственного развития и других компонентов психики, проявляющихся в социальной среде.

Огромное влияние на формирование этого вида дезадаптации оказывает школа. ПДА учащихся в школьном социуме - комплексная проблема, включающая медико-биологические, социально-средовые, психологические и педагогические факторы [3].

Надеждин Д.С., Кучма В.Р, Сухарева Л.М., Сахаров В.Г.

19

Важным фактором адаптации подростков является их взросление с переходом из средней школы в старшую [6].

В этом плане при изучении ПДА особый интерес представляют 9-классники, впервые в жизни поставленные перед необходимостью осознанного выбора дальнейшего жизненного пути: учиться в школе после 9-го класса или после его окончания перейти в УНПО. Это решение - продолжать обучение в школе или перейти в другое учебное заведение - может быть связано с различными условиями, в том числе с особенностями психосоциальной адаптации-дезадаптации учащихся в 9-х классах [7] и в предыдущие годы обучения в школе.

В связи с изложенным нами был проведен сравнительный анализ многолетней динамики проявлений психосоциальной адаптации-дезадаптации при 5-летнем обучении двух групп учащихся: продолжающих и не продолжающих обучение в школе по окончании 9-го класса.

Материалы и методы

Проведено лонгитудинальное исследование учащихся ряда московских школ (200 человек) в процессе их обучения с 5-го по 9-й класс. В 10-м классе было установлено, кто из этих подростков продолжил дальнейшее обучение в школе (1-я группа) и кто перешел в другое учебное заведение (2-я группа). Для выявления различных форм проявлений дезадаптации в ежегодных обследованиях применялась единая совокупность следующих методов:

1. Метод социометрии с оценкой социометрического статуса каждого ученика, который определялся как разность долей одноклассников, относящихся к нему позитивно и негативно (в процентах от общего числа опрошенных учащихся в классе) [8]. Чем ниже социометрический статус, особенно при отрицательных его значениях, тем сильнее может быть выражена школьная дезадаптация в виде социального отвержения в среде обучения. Многолетние социометрические наблюдения позволяют осуществить психогигиенический мониторинг социальных факторов среды обучения и их влияние на взаимоотношения каждого субъекта с микросоциумом одноклассников [9].

2. Метод оценки неадекватности процесса обучения путем опроса классных руководителей по специальной анкете [5]. Для каждого ученика учитель выделял присущие ему признаки. При этом индивидуальные показатели вычислялись как доля выявленных признаков по совокупности всех вопросов (в %).

3. Метод оценки симптомов личностных расстройств школьников, которые могут свидетельствовать о дезадаптации в коммуникативной сфере. Выраженность симптомов осуществлялась путем опроса классных руководителей по специальной анкете [5], согласно которой учитель должен был выделить присущие каждому ученику признаки. Индивидуальные показатели вычислялись как доля выявленных признаков по совокупности всех вопросов (в %).

4. Метод Г.Н. Казанцевой с определением уровня самооценки личности [10] (по опросу учащихся), ко-

торая может быть связана с развитием неуверенности в себе, безынициативности, безразличия к происходящим в классе событиям, проявления комплекса неполноценности. Индивидуальный показатель определялся как разность чисел согласий с позитивными и негативными утверждениями (в баллах).

5. Определение мотивации личности на избегание неудач по методу А.А. Реана [10] (по опросу учащихся). Высокая мотивация у подростка означает стремление в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, не допускать ошибок, особенно там, где поступки могут оцениваться другими людьми, избегать возможных порицаний со стороны учителей и насмешек от одноклассников. Это способствует безынициативному поведению ученика, росту скованности, осторожности, избегания трудностей и ограничения творческих способностей. Избегание неудач может достигаться даже ценой значительного изменения основной первоначальной цели, ее частичного или полного недостижения, что во многом определяет поведение слабоуспевающих учащихся, находящих различные причины для объяснения, почему ими не выполнены или плохо выполнены задания [11]. Индивидуальные показатели определялись по числу соответствующих ответов на вопросы (в баллах).

6. Анализ успеваемости по гуманитарным и естественным наукам. Индивидуальная успеваемость каждого учащегося определялась как среднее значение четвертных оценок за год обучения. Ее снижение может быть следствием несформированности навыков учебной деятельности, социально-педагогической запущенности, нарушений отдельных психических функций и познавательных процессов, что считается одной из форм дезадаптации школьников [12].

Применение различных методов в данной работе связано с необходимостью многостороннего изучения наиболее важных форм ПДА учащихся в процессе их обучения с 5-го по 9-й класс. Для реализации этих методов использована разработанная бланково-компьютерная технология массовых психологических и психогигиенических исследований школьников [13]. Все полученные данные были обработаны статистически с использованием пакета Statistica 6,0. Полученные данные представлены в виде таблиц, в первой строке которых ("Класс") дана последовательность обучения с 5-го по 9-й класс. В следующих двух строках представлены среднегрупповые значения индивидуальных показателей, полученные для 1-й и 2-й групп, т. е. для тех, кто по окончании 9-го класса продолжит обучение в старшей школе (строка "1-я группа"), и для тех, кто перейдет в другие учебные заведения (строка "2-я группа"). В 4-й строке ("Разность") для каждого класса представлено числовое отличие 2-й группы от 1-й. В последней строке ("Достоверность") приведена статистическая значимость различий данных по группам в каждом классе отдельно.

Проведение исследований у детей было одобрено локальным этическим комитетом. У всех школьников было получено индивидуальное информированное согласие на участие в исследовании.

Таблица 1

Индекс социометрического статуса учащихся (в %)

Показатель Класс

5-й-Д 6-й-Д 7-й-Д 8-й-Д 9-й-Д

1-я группа 4,0 5,4 7,2 6,9 8,7

2-я группа -0,8 -2,3 -2,5 -3,2 -5,9

Разность 4,8 7,7 9,7 10,1 14,6

Достоверность р < 0,05 < 0,05 < 0,01 < 0,001 < 0,001

Таблица 3

Выраженность симптомов личностных расстройств (в %)

Показатель Класс

5-й 6-й 7-й 8-й 9-й

1-я группа 12,0 11,3 10,4 9,9 9,7

2-я группа 17,8 16,4 18,7 20,9 21,3

Разность -5,8 -5,1 -8,3 -11,0 -11,6

Достоверность р - - < 0,05 < 0,01 < 0,001

Результаты и обсуждение

Изменения индекса социометрического статуса учащихся 1-й и 2-й групп представлены в табл. 1. Видно, что в 1-й группе социометрический статус с 5-го по 9-й класс имеет позитивные значения, которые на всем диапазоне обучения возрастали. При этом во 2-й группе этот показатель существенно ниже и даже отрицателен, со снижением в процессе обучения. Соответственно с этим произошло постепенное увеличение значимых различий между этими группами с 4,8 до 14,6%. Таким образом, у учащихся, покидающих школу после 9-го класса, выражена тенденция к негативному отношению к ним одноклассников, которая возрастала по мере их обучения с 5-го по 9-й класс. Эти данные указывают, что в процессе многолетнего обучения постепенно формируется социальное отвержение их коллективом, что является одним из признаков школьной ПДА.

Выраженность симптомов неадекватности процесса обучения представлена в табл. 2. На протяжении всего обучения с 5-го по 9-й класс 2-я группа отличилась повышенной выраженностью этих симптомов с достоверным отличием от 1-й группы. При этом абсолютные значения различий между группами существенно увеличились в 8-х и 9-х классах. Очевидно, что учащиеся 2-й группы отличались более выраженными симптомами неадекватности процесса обучения, что может быть связано с проявлением их ПДА.

Выраженность симптомов личностных расстройств представлена в табл. 3. Учащиеся 2-й группы отличались от одноклассников существенно большей выраженностью этих симптомов, по мере перехода из класса в класс эти симптомы во 2-й группе постепенно нарастали. При этом величина различий между группами увеличивалась в 2 раза, что явилось значимым проявлением личностных расстройств у детей 2-й группы в процессе многолетнего обучения.

Уровни самооценки личности в 1-й и 2-й группах представлены в табл. 4, в которой четко показано его существенное снижение у детей во 2-й группе, что отражает развитие признаков их ПДА.

Мотивация избегания неудач представлена в табл. 5. Различия показателей в 1-й и 2-й группах с 5-го по 8-й класс примерно одинаковы, так как разность недостоверна. Однако в 9-м классе эта мотивация во 2-й группе оказалась достоверно большей, чем в 1-й группе (р < 0,05). По мнению многих психологов, высокая мотивация избегания неудачи может быть проявлением дезадаптации личности [14, 15].

Среднегрупповые оценки учащихся представлены в табл. 6. В обеих группах успеваемость по мере обучения постепенно снижалась, однако во 2-й группе она в каждом классе была достоверно ниже, чем в 1-й группе. Особо низкая средняя успеваемость (3,5 балла) была отмечена в 9-м классе во 2-й группе, т. е. у покидающих школу подростков. Самая высокая

Таблица 2

Выраженность симптомов неадекватности процесса обучения (в %)

Показатель Класс

5-й 6-й 7-й 8-й 9-й

1-я группа 16,1 20,5 13,5 17,6 16,5

2-я группа 30,1 30,1 29,6 42,2 41,5

Разность -14,1 -9,6 -16,1 -24,5 -25,0

Достоверность р < 0,01 < 0,05 < 0,001 < 0,001 < 0,001

Таблица 4

Уровень самооценки личности учащихся (в баллах)

Показатель Класс

5-й 6-й 7-й 8-й 9-й

1-я группа 6,1 6,8 7,4 7,8 8,7

2-я группа 7,8 6,4 7,5 6,9 6,3

Разность -1,8 0,4 -0,1 0,9 2,4

Достоверность р - - - - < 0,01

Надеждин Д.С., Кучма В.Р, Сухарева Л.М., Сахаров В.Г.

21-

"Уровень самооценки личности" проявил в 9-м классе более низкие значения во 2-й группе, что может быть связано с той формой ПДА, которая сопровождается комплексом неполноценности с развитием неуверенности в себе, безынициативности, безразличия подростка к происходящим в классе событиям.

"Мотивация избегания неудачи" в 9-м классе проявила во 2-й группе более высокие значения, что может отражать направленность мотивационной сферы подростков именно на исключение в своем поведении возможных неудач, а не на достижение успехов, что связано с выраженным страхом перед учителями и одноклассниками в восприятии ими негативных результатов их деятельности.

Таким образом, подростки, уходящие из школы после 9-го класса, существенно отличаются от продолжающих обучение одноклассников более выраженными компонентами ПДА, а именно сниженным и даже отрицательным индексом социометрического статуса, большей выраженностью симптомов неадекватности процесса обучения и сниженной успеваемостью, большей выраженностью симптомов личностных расстройств, сниженной самооценкой личности, повышенной мотивацией избегания неудач. При этом ряд компонентов ПДА у лиц, покидающих школу после 9-го класса, наиболее сильно проявлялись в течение многих лет до этого события. Эти компоненты во многом связаны со слабой подготовленностью этих подростков к школе, со сниженной успеваемостью и неадекватностью процесса их учебы.

Вместе с тем другие компоненты в 5-м классе проявили себя слабо, но по мере многолетнего обучения этих подростков постепенно возрастали до наиболее сильного проявления в 9-м классе. Такое явление вызывает удивление, так как современная школа не должна допускать повышение ПДА своих учащихся. Следует напомнить, что речь идет не об одной городской школе, так как обследования проводились в нескольких школах различных районов Москвы. Поэтому полученные данные могут свидетельствовать о сегодняшних закономерностях образовательных процессов.

Можно предположить, что одна из основных причин такого формирования ПДА связана с многолетним проявлением со стороны учителей и одноклассников негативного отношения к слабоуспевающим и не способным строго соблюдать классную дисциплину учащимся.

Таблица 5 Мотивация избегания неудач (в баллах)

Показатель Класс

5-й 6-й 7-й 9-й

1-я группа 6,9 6,7 5,9 5,8

2-я группа 6,1 7,5 6,6 6,9

Разность 0,8 -0,8 -0,7 -1,1

Достоверность р - - - < 0,05

средняя успеваемость (4,2 балла) - в 5-м классе в 1-й группе, т. е. у тех, кто продолжит обучение в школе в 10-11-м классах.

Таким образом, полученные разными методами данные многосторонне отражают важные формы ПДА тех учащихся, которые покинут школу после 9-го класса. При этом различные показатели по-разному показывают ее проявление. Существенная значимость учащихся 2-й группы проявилась в сниженной успеваемости и в высокой выраженности симптомов неадекватности процесса обучения. Именно эти формы дезадаптации школьников характеризуют тех школьников, которые покинут школу после 9-го класса.

Такую же картину показал индекс социометрического статуса. Это - одна из форм ПДА учащихся 2-й группы, которая проявилась в отрицательных значениях их социометрического статуса, что свидетельствует о преобладании негативного отношения к ним одноклассников. Вместе с тем этот показатель выявил динамику постепенного увеличения межгрупповых различий, которые к 9-му классу по сравнению с 5-м постепенно усилились в 3 раза. Это означает, что такая форма ПДА постепенно усиливалась в течение многих лет обучения. Следует отметить, что с 5-го по 8-й класс еще никто из учащихся не знал, кто из других одноклассников по окончании 9-го класса уйдет из школы. Однако социометрическая оценка уже определяла, кто это будет вероятнее всего. Связь индекса социометрического статуса с фактом ухода из школы существенно возрастала по мере взросления учащихся и увеличения времени нахождения их в одном коллективе друг с другом в процессе обучения.

Следующие три показателя также отличались постепенным ростом проявления ПДА учащихся 2-й группы в процессе обучения с 5-го по 9-й класс, что свидетельствует о формировании этой формы дезадаптации именно у покидающих школу. Такая же картина формирования ПДА у учащихся 2-й группы проявилась по показателям "Уровень самооценки личности учащихся" и "Мотивация избегания неудачи". Они выявили динамику изменения различий групп при обучении с 5-го по 8-й класс с появлением достоверности этих различий в 9-м классе.

Таблица 6

Успеваемость учащихся в процессе обучения (средний балл)

Показатель Класс

5-й 6-й 7-й 8-й 9-й

1-я группа 4,2 4,1 4,1 4,1 3,9

2-я группа 3,9 3,8 3,7 3,6 3,5

Разность 0,3 0,3 0,4 0,5 0,4

Достоверность р < 0,001 < 0,001 < 0,001 < 0,001 < 0,001

В этом направлении необходимы дополнительные совершенствования технологии образования для решения задач профилактики социально значимых заболеваний детей и подростков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах. М.: Изд. Шучный цептр здоровья детей РАМЩ 2004.

2. Громбах С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков. Вестник АМН СССР. 1981; 1: 29-34.

3. Сухарева Л.М., Павлович К.Э. Медико-биологические предпосылки адаптации подростков к факторам профессионального обучения и труда. В кн.: Материалы докладов международной конференции «Медицина труда в третьем тысячелетии». М.; 1998: 156.

4. Крылов Д.К Критические периоды формирования личности. В кн.: Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина; 1990: 210-21.

5. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. М.: Изд. группа ГЭОТАР-Медиа; 2006.

6. Матвеева О.А., Львова Е.А. Влияние индивидуально-психологических особенностей подростков на успешность адаптации при переходе из средней школы в старшую. Школа здоровья. 2005; 2: 26-39.

7. Hадеждин Д.С. Медико-психосоциальпая адаптация подростков-выпускников 9-х классов общеобразовательной школы к условиям жизнедеятельности. В кн.: Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста. М.; 2004: 34-43.

8. Hадеждин Д.С., Сахаров В.Г., Квасов Г.И. Применение метода социометрии в мониторинге психосоциального развития учащихся. Школа здоровья. 2010; 4: 11-3.

9. Сухарева Л.М., Шдеждип Д.С. Психогигиенический мониторинг социальных факторов среды обучения современных школьников. В кн.: МатериалыXIВсероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей: сборник статей. Т. III / Под ред. Г.Г. Они-щепко, А.И. Потапова. М.; Ярославль: Издательство «Канцлер»; 2012: 507-10.

10. Реап А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб.: Издательство Михайлова В.А.; 1999.

11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогика. Педагогический словарь. М.: Издательский цептр «Академия»; 2003.

12. Когап В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. Вопросы психологии. 1984; 4: 28-37.

13. Hадеждин Д.С., Гончарова Г.А., Сахаров В.Г., Квасов Г.И., Гри-пипа М.А. Способ бланково-компьютерных психологических и психогигиенических исследований. Патент на изобретение R.F. № 2 492 802 C1A61B 5/00, 18.05.2012.

14. Собчик Л.К Психология индивидуальности. СПб: Издательство «Речь»; 2008.

15. Хекхаузеп Х. Психология мотивации достижения. СПб: Издательство «Речь»; 2001.

REFERENCES

1. Baranov А.А., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Assessment of Children andAdolescents with Preventive Medical Examinations [Otsen-ka zdorov'ya detey i podrostkov pri profilakticheskikh meditsinskikh osmotrakh]. Moscow: Izd. Nauchnyy tsentr zdorov'ya detey RAMN; 2004. (in Russian)

2. Grombakh S.M. ON criteria for assessing the health of children and adolescents. Vestnik AMN SSSR. 1981; 1: 29-34. (in Russian)

3. Sukhareva L.M., Pavlovich K.E. Biomedical background adaptation of adolescents to the factors of vocational training and labour. In: Proceedings of the International Conference Occupational Medicine in the Third Millennium. [Mediko-biologicheskie predposylki adaptatsii podrostkov k faktoram professional'nogo obucheniya i truda]. Moscow; 1998: 156. (in Russian)

4. Krylov D.N. Critical periods of development of personality. In: Health, Development, Personality. Moscow: Meditsina; 1990: 21021. (in Russian)

5. Baranov А.А., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Medical and Social Aspects of Adaptation of Modern Teenagers to the Conditions of Education, Training and Employment: A guide for Physicians [Med-itsinskie i sotsialnye aspekty adaptatsii sovremennykh podrostkov k usloviyam vospitaniya, obucheniya i trudovoy deyatel'nosti: Ru-kovodstvo dlya vrachey]. Moscow: Izd. grappa "GEOTAR-Media"; 2006. (in Russian)

6. Matveeva O.A., L'vova E.A. The influence of individual psychological characteristics of adolescents on the success of adaptation in the transition from high school to senior high. Shkola zdorov'ya. 2005; 2: 26-39. (in Russian)

7. Nadezhdin D.S. Medico-psycho-social adaptation of teenagers-9th grades of secondary school to living conditions. In: The Collection Biomedical and Psychosocial Issues of Adolescence. Moscow; 2004: 34-43. (in Russian)

8. Nadezhdin D.S., Sakharov V.G., Kvasov G.I. The application of the method of sociometry in the monitoring of psycho-social development of students. Shkola zdorov'ya. 2010; 4: 11-3. (in Russian)

9. Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S. Psycho-hygienic monitoring of social factors in the learning environment of contemporary students. In: Proceedings of the XI All-Russian Congress of Hygienists and Sanitary Doctors: A Collection of Articles. Vol. III / Ed. by G.G. Onishchenko, A.I. Potapov. Moscow: Yaroslavl': Izdatel'stvo "Kant-sler"; 2012: 507-10. (in Russian)

10. Rean A.A. Psychology the Study of Personality: Textbook. [Psik-hologiya izucheniya lichnosti: Uchebnoe posobie]. St. Petersburg: Izdatel'stvo Mikhaylova V.A.; 1999. (in Russian)

11. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogy. Teaching Vocabulary. [Pedagogika. Pedagogicheskiy slovar']. Moscow: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya»; 2003. (in Russian)

12. Kogan V.E. Psychogenic forms of school exclusion. Voprosy psik-hologii. 1984; 4: 28-37. (in Russian)

13. Nadezhdin D.S., Goncharova G.A., Sakharov V.G., Kvasov G.I., Grinina M.A. The Way Blank-computer-Psychological and Psycho-hygienic Research. Patent RF № 2 492 802 C1 A61B 5/00, 18.05.2012. (in Russian)

14. Sobchik L.N. Psychology of Individuality. [Psikhologiya individual'nosti]. St. Petersburg: Izdatel'stvo «Rech»; 2008. (in Russian)

15. Khekkhauzen Kh. The Psychology of Achievement Motivation. [Psikhologiya motivatsii dostizheniya]. St. Petersburg: Izdatel'stvo «Rech»; 2001. (in Russian)

Поступила 17.12.14 Received 17.12.14

Сведения об авторах:

Кучма Владислав Ремироеич, доктор мед. наук, проф., член-корр. РАН, зам. директора ФГБНУ НЦЗД по научной работе, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, 105064, Москва, Малый Казенный переулок, д. 5, стр. 5; Сухарева Людмила Михайловна, доктор мед. наук, проф., зам. директора по научной работе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД, 105064, Москва, Малый Казенный переулок, д. 5, стр. 5; Сахаров Валентин Гаврилович, канд. биол. наук, ст. науч. сотр. лаб. «Психофизиология и психогигиена» НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД, 105064, Москва, Малый Казенный переулок, д. 5, стр. 5, e-mail: n-d-s-1@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.