Учащиеся овладевают навыками самоконтроля и самокоррекции, происходит становление опыта самодиагностической деятельности, ослабевает психологический барьер по отношению к контролю результатов учебно-познавательной деятельности.
На итоговом этапе у студентов преобладает внутренняя мотивация, происходит интериоризация целей учебно-познавательной деятельности. Студенты овладевают навыками самоконтроля и самокоррекции, тем самым самостоятельно начинают осуществлять диагностическую деятельность (навыки самодиагностики) и соответственно — самостоятельно управлять своей учебно-познавательной деятельностью.
Анализ результатов эксперимента показал значимую прямую связь двух призна-
ков: сформированность самодиагностики и усвоение знаний и способов деятельности, что явилось одним из оснований для заключения об эффективности функционирования системы УКРО.
Таким образом, система управления качеством результатов образования, включающая в себя базовый, диагностический, управленческий, результативный блоки, способствует организации процесса перехода от диагностики уровня образования учащихся, осуществляемой непосредственного преподавателем, к самодиагностике учащихся, что делает управление качеством результатов образования более целенаправленным, поскольку участвуют в этой деятельности два субъекта — преподаватель и студент.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 304 с.
2. Основы обучения. Дидактика и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 352 с.
3. Шамова Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АПП ЦИТП, 1992. 64 с.
REFERENCES
1. Bespal'ko V. P. Osnovy teorii pedagogicheskih sistem. Voronezh: Izd-vo Voronezh. un-ta, 1977. 304 s.
2. Osnovy obuchenija. Didaktika i metodika: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / V. V. Kraevskij, A. V. Hutorskoj. M.: Izdatel'skij tsentr «Akademija», 2007. 352 s.
3. Shamova T. I. Issledovatel'skij podhod v upravlenii shkoloj. M.: APP TsITP, 1992. 64 s.
М. В. Скворцова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППАХ СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Представлены результаты исследования особенностей психологического климата в группах слабослышащих младших школьников и способов его оптимизации. Анализируются изменения в структуре неформальных межличностных отношений слабослышащих детей до и после проведения обучающего эксперимента.
Ключевые слова: психологический климат, межличностные отношения, слабослышащие школьники.
EXPERIMENTAL RESEARCH OF THE PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN GROUPS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH HEARING PROBLEMS
The results of a research of the psychological climate in groups of primary school children with hearing problems are described. The changes in the structure of informal interpersonal relations of children before and after the experiment are analyzed.
Keyword: psychological climate, interpersonal relations, schoolchildren with hearing problems.
Проблема психологического климата в детских группах достаточно широко освещена в психолого-педагогической литературе (Б. Г. Ананьев, Я. Л. Коломинский,
A. В. Петровский, А. И. Донцов, Г. М. Андреева, Н. П. Аникеева и др.). Этой теме посвящено множество публикаций, охватывающих общие вопросы, касающиеся характеристики, роли и факторов, влияющих на климат в группе слышащих детей. В то же время работ, связанных с вопросами регулирования, управления, формирования, совершенствования психологического климата в группах слабослышащих младших школьников, недостаточно.
Психологический климат можно определить как эмоционально-психологический настрой группы, возникающий и формирующийся в процессе совместной деятельности и межличностных взаимодействий детей (Б. Г. Ананьев, Р. Л. Кричевский,
B. В. Бойко).
Психологический климат является одной из важнейших характеристик развития коллектива, он определяет качество межличностных отношений. Целью нашего исследования является поиск путей и способов оптимизации психологического климата в группах слабослышащих детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида № 22 г. Москвы. В ходе эксперимента проводилась работа с учениками начальной школы — со 2 по 5 класс. В эксперименте приняли участие 52 слабослышащих школьника, обучающихся по программам I варианта для II отделения. Из
них — 22 мальчика и 30 девочек. Наибольшее количество испытуемых (48%) имеют потерю слуха Ш-ГУ степени (по Международной классификации нарушений слуха), у остальных младших школьников снижение слуха относится ко II и III степени (23% и 29% соответственно). Большую часть от общего числа составляют дети, потерявшие слух в раннем возрасте (83%). Остальные 15% школьников имеют снижение слуха из-за врожденного дефекта, т. е. все дети относятся к категории ранооглохших.
Уровень речевого развития у слабослышащих детей разный, что обусловлено сочетанием различных факторов: степенью нарушения слуха, временем возникновения слухового дефекта, педагогическими условиями, индивидуальными особенностями ребенка. К категории детей, имеющих тяжелое недоразвитие речи (Р. М. Боскис), можно отнести 37 человек (71%). Эти учащиеся используют короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи. Остальные 15 человек (29%) относятся к категории слабослышащих детей, владеющих развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе и фонетическом оформлении.
Экспериментальному исследованию предшествовало лонгитюдное наблюдение за особенностями психологического климата в группах. Предметом наблюдения выступали особенности поведения слабослышащих учащихся в процессе межличностных отношений. Мы наблюдали за младшими школьниками на уроках и во внеурочное
время: на переменах, во время прогулок, в свободной деятельности, в играх, на самоподготовке, в столовой. В процессе наблюдения обращалось внимание на особенности поведения детей, на умение слушать друг друга, устанавливать контакты с другими людьми и продуктивно взаимодействовать с ними.
Результаты наблюдений показали следующие особенности поведения детей: частые конфликты между одноклассниками, неумение принять позицию собеседника, неспособность поставить себя на место другого, отстаивание своей позиции любыми способами вплоть до применения силы, грубость в общении, высмеивание товарища за его промахи, отсутствие сочувствия. Это свидетельствует о неблагополучии взаимоотношений в исследуемой выборке слабослышащих детей. Также были отмечены такие недостатки, как отсутствие сплоченности групп, неудовлетворительное качество межличностных отношений, наличие эмоционально-психологического дискомфорта в классах.
В основу методики констатирующего эксперимента был положен метод социометрии, модифицированный в соответствии с особенностями детей с нарушениями слуха. Членам группы предлагалось ответить на вопросы, которые касаются не взаимоотношений членов группы, а желания участвовать в определенной совместной деятельности.
Социометрия позволяет определить социально-психологический статус каждого слабослышащего ребенка в учебной группе, число популярных и непопулярных членов группы, взаимоотношения между статусными группировками. Вопрос о том, какие статусные категории существуют в группах слабослышащих младших школьников, является для нас важным, поскольку неблагополучие даже одного члена группы создает предпосылки для отрицательного эмоционального фона группы, отрицательно влияет на психологический климат.
На основе варианта социометрического метода, предложенного М. Битяновой, нами был разработан собственный практически ориентированный вариант проведения социометрии. Для этого были составлены вопросы, значимые для слабослышащих младших школьников, связанные со школьной жизнью, с выбором класса, в котором мог бы учиться испытуемый, а также со временем каникул. Каждому ученику предлагается представить себе определенную ситуацию, связанную со школьной жизнью, с его одноклассниками. В данном случае важно учесть два аспекта: критерий выбора должен быть связан со значимыми для группы ситуациями общения; в основу критерия должен быть положен важный для группы момент отношений, например, вынужденный переход в другой класс. Поэтому нами был использован следующий вопрос: «В какой класс ты пойдешь учиться:
а) в класс «А», где строгая учительница, но там все твои друзья;
б) в класс «Б», где добрая учительница, но там нет друзей».
Из двух существующих вариантов социометрии мы выбрали непараметрический вариант. Он предполагает неограниченное число выборов испытуемым других членов группы, т. е. ученик ранжирует всех своих одноклассников с точки зрения их привлекательности. Это дает возможность полно проанализировать отношения в группе.
Слабослышащим учащимся 2-3 классов и 4-5 классов предлагались два варианта вопросов и текстов. Указанная вариативность связана с разным уровнем развития словесной речи у детей 2-3 классов и 4-5 классов. Слабослышащим школьникам 2-3 классов инструкция и вопросы давались в простой доступной форме, а некоторые понятия, например, обозначающие качества человека, заменялись более простыми. Учащимся предлагалось несколько групп вопросов. Первая группа вопросов направлена на изучение структуры эмоциональных отношений в каждой исследуемой
группе. Вторая группа вопросов относится к аутосоциометрии. С их помощью изучается адекватность представлений членов группы о своем положении в системе межличностных отношений. Аутосоциометрические вопросы вызывали трудности у слабослышащих детей, им нелегко было представить, что кто-то другой может выбирать или не выбирать их самих. Потребовалось дополнительное подробное объяснение к данному заданию. Вопросы третьей и четвертой группы дали нам дополнительную информацию о том, какое место занимают друзья и учитель в представлении каждого испытуемого.
Нами были выявлены следующие статусные группировки. В каждом классе были «звезды» (15% от общего числа всех детей, участвовавших в эксперименте) и «принятые» (38% соответственно). В каждом классе есть дети, которых однокласс-
ники отвергают по различным причинам, было отмечено большое количество взаимных отвержений членов группы (табл. 1).
Во всех классах начальной школы детьми совершено много выборов, однако взаимных выборов было недостаточно, а в некоторых случаях они сводились к минимальному количеству (табл. 1). На основе полученных данных были вычислены индексы групповой сплоченности. Показатель индекса групповой сплоченности во всех классах очень низок (от 0% до 0,4%), что свидетельствует о неблагополучном состоянии межличностных отношений слабослышащих младших школьников, о несформированности классов как коллективов.
Ответы детей на вопросы второй группы показали, что их представления о своем положении в группе часто не совпадали с реальностью (табл. 2).
Таблица 1
Социометрическая матрица
Класс Кол-во человек Кол-во всех выборов Кол-во всех отвержений Кол-во взаимных выборов Кол-во взаимных отвержений Индекс групповой сплоченности
3 «а» 6 15 6 3 1 0,20%
3 «б» 7 19 2 4 0 0,20%
3 «в» 5 12 8 4 4 0,40%
4 «а» 6 16 5 6 2 0,40%
4 «б» 6 12 20 3 5 0,20%
5 «в» 5 6 10 2 1 0,20%
Таблица 2
Аутосоциометрическая матрица
Класс Кол-во человек Кол-во адекватных представлений Кол-во неадекватных представлений
2 «а» 8 3 9
2 «б» 4 5 5
3 «а» 6 4 8
3 «б» 7 6 16
3 «в» 5 5 4
4 «а» 6 1 5
4 «б» 6 1 10
5 «в» 5 4 5
Всего 52 29 62
Большинство детей имеют неверное представление о том, кто предпочитает с ними общаться, а кто не хочет устанавливать с ними дружеские отношения. Неадекватность представлений является показателем отставания в развитии личности детей, приводящих к проблемам налаживания отношений. Возможно, ребенок демонстрирует поведение, которое не соответствует ожиданиям других членов группы. Такой ребенок ждет от сверстников иного, отличного от действительного отношения к себе. Так, школьник, который демонстрирует поведение, не соответствующее ожиданиям группы, неадекватно воспринимает любую реакцию класса. При завышенной оценке своей роли в коллективе ребенок считает необоснованной недоброжелательность со стороны его сверстников, в случае субъективно заниженного представления о своем месте в группе болезненно реагирует на отсутствие ожидаемой агрессии со стороны одноклассников.
Уровень социально-рефлексивного развития, сложившийся в 4 классах, так же низок, как и во 2-3 классах. Исключение составляют учащиеся 5 класса. При наличии четко выраженных взаимных положительных и отрицательных выборов, дети адекватно оценивают отношение к себе других одноклассников. Адекватность представлений о себе в группе является положительным признаком, даже при наличии отверженных. Психологический же климат в 4-5 классах неблагоприятен, так же как и во 2-3 классах.
Для детей 10-11 лет большее значение имеют друзья, а не учитель, тогда как школьники 9-10 лет при выборе класса ориентируются на доброго преподавателя, а не на наличие друзей. Учитель уже не обладает таким беспрекословным авторитетом в глазах слабослышащих младших подростков в сравнении с младшими школьниками.
Цель обучающего эксперимента — формирование благоприятного психологического климата в группе слабослышащих млад-
ших школьников, развитие дружеских отношений. Для этого были реализованы три направления работы — организация внеклассного чтения для формирования представлений о качествах личности, применение метода проекта, использование различных игр.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о значительных положительных изменениях, произошедших в экспериментальном классе: количество взаимных выборов увеличилось почти в два раза (с 40 до 73%), отсутствовали взаимные отклонения, индекс групповой сплоченности стал достаточно высоким (0,70 против 0,40% в констатирующем эксперименте). В то время как показатели индекса групповой сплоченности в контрольном классе не изменились (0,20%), количество всех отклонений осталось неизменным (67%), не изменилось количество взаимных выборов — 20%. Полученные данные свидетельствуют о неблагополучном состоянии психологического климата в контрольном классе.
Сравнивая количественные показатели представлений о собственном положении в группе экспериментального и контрольного классов, мы увидели позитивные изменения, которые произошли в экспериментальном классе. Из шести школьников только один имеет неверное представление о том, как к нему относится определенный одноклассник. До обучающего эксперимента было пять неадекватных представлений, и только одно — адекватное. В контрольном классе большинство представлений относится к неадекватным, т. е. существенной динамики в развитии социальной рефлексии не наблюдается.
Состояние сложившихся в двух параллельных классах эмоциональных межличностных отношений кардинально отличается друг от друга. Данные социометрической методики и наблюдения за детьми показали, что в классе, где проводился обучающий эксперимент, ребята стали доброжелательнее, прислушиваются к мнению друг друга, учатся принимать позицию со-
беседника, лучше понимают свое место в системе детских взаимоотношений. Психологический климат в экспериментальном классе изменился в положительную сторону, стал благоприятным для развития позитивных межличностных отношений. В контрольном классе значительных изменений не произошло, т. е. состояние психологического климата осталось прежним, отражающим неблагоприятный эмоциональный настрой детской группы.
Таким образом, для формирования благополучного психологического климата в
группах слабослышащих школьников необходима целенаправленная, специально организованная педагогическая работа, включающая целый ряд направлений — таких как совершенствование представлений о качествах личности, способствующих и препятствующих установлению хороших межличностных отношений, в процессе внеклассного чтения, использования всех видов деятельности — общения, игровой, учебной, проектной — в зависимости от этапа психического развития детей с нарушениями слуха.
А. Г. Попок
МУЗЫКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Цель данной статьи — показать значимость музыкальной терапии для детей с ограниченными возможностями, которая не только развивает музыкальные способности, формирует эстетический вкус, но и является жизненно важным компонентом воздействия музыки на организм ребенка. Автор показывает опыт применения музыкотерапии в коррекционном Детском доме № 10 Кировского района Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: музыкотерапия, ограниченные возможности, хоровое пение, народный танец, игра на свирели, реабилитация, коррекция, катарсис.
A. G. Papok
MUSICAL THERAPY FOR CHILDREN WITH DISABILITIES
The article discusses the relevance of musical therapy for children with disabilities. Musical therapy not only develops musical abilities and develops aesthetic tastes, but it is also a vital component of the influence of music on the child’s body. The application of music therapy at correctional boarding school № 10 by means of musical art is described.
Keywords: music therapy, disabilities, choral singing, folk dance, pipe playing, rehabilitation, correction, catharsis.
В современном обществе музыка является одним из видов художественной деятельности. Еще древнегреческие философы отмечали роль музыкального искусства в эстетическом воспитании индивида и его положительное терапевтическое влияние на личность. Платон утверждал, что, с од-
ной стороны, посланный миру «музыкальный союзник» приводит в порядок гармонию индивида, с другой — убирает дисгармонию его ума. Далее ученики Пифагора разработали методику музыкальной психотерапии, предполагавшую ежедневную программу песен и музыкальных пьес