Средства развития профессионально-педагогической компетентности на интерпретаторском уровне:
- обзор методической литературы: изучение нового педагогического опыта и вариантов его применения в различных школах;
- технологии конструирования педагогического процесса;
- технологии самокоррекции педагогической деятельности;
- участие в работе инновационной группы: адаптирование и тиражирование инновационного опыта;
- экспертно-диагностическая деятельность;
- наставническая деятельность: помощь начинающему педагогу в профессиональном развитии;
- педагогическое проектирование: адаптирование ранее известных педагогических идей к имеющимся условиям;
- анализ работы: аспектный, посвященный учёту реальных условий обучения и воспитания.
Средства развития профессионально-педагогической компетентности на авторском уровне:
- обзор методической литературы: общепедагогические и психологические аспекты совершенствования учебновоспитательного процесса, современные педагогические теории, системы, технологии;
- участие в работе инновационной группы: разработка и реализация инновационных проектов, обобщение личного и группового инновационного опыта;
- экспертная деятельность: диагностика и прогнозирование;
- наставническая деятельность: помощь в овладении авторскими идеями, приёмами и формами работы;
- педагогическое проектирование: генерирование и апробация новых педагогических идей, создание необходимых для их реализации педагогических условий;
- анализ работы: краткий с выделением сущности и эффективности новизны или аспектный, акцентированный на реализации новых форм, приёмов, технологий.
Разнообразие используемых средств с учётом уровня овладения компетентностью, на котором находится каждый педагог, позволяет увлечь педагогов новыми идеями и успешно решать проблемы кадрового обеспечения структурно-организационных новообразований (инновационных, экспертных, творческих и др. групп, а также индивидуальных субъектов инновационной деятельности) в развивающейся сельской школе. Совокупность этих элементов в индивидуализированной системе методической работы формирует необходимую готовность педагогического коллектива к вводимым педагогическим новшествам и позволяет наиболее успешно реализовать идею устойчивого развития сельской школы на основе инноваций.
Библиографический список
1. Котлярова, И.О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с развитием профессионально-педагогической квалификации: монография / под ред. Г.Н. Серикова. - Челябинск: Факел, 1998.
2. Криволапова, Н. А. Становление и развитие региональной системы профильного обучения: монография. - Курган: ИПКиПРО Курганской области, 2007.
3. Носков, И.А. Организационно-педагогические основы индивидуализированной системы повышения профессиональной квалификации учителей: дис. „.д-ра пед. наук. - М., 2002.
4. Сидоров, С.В. Повышение профессионально-педагогической компетентности в условиях сельской школы: науч.-методич. пособие. - Шад-ринск: Исеть, 2005.
5. Адольф, В. А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография / В. А. Адольф,
Н.Ф. Ильина. - Красноярск, 2007.
Статья поступила в редакцию 10.05.10
УДК: 376.3.018.42
М.В. Скворцова, асп. ГОУВПОМПГУ, г. Москва, E-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППАХ СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье представлены данные обучающего эксперимента, в котором была осуществлена попытка определить условия оптимизации психологического климата в группах слабослышащих младших школьников. Анализируется продуктивность использования художественной литературы как одного из средств формирования психологического климата.
Ключевые слова: психологический климат, чтение художественной литературы, читательский интерес, совместная деятельность.
Развитие активной личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. У ребенка, поступившего в школу, возникают новые, значимые для него связи с учителем, затем с одноклассниками, как единой группой, объединенной общей деятельностью - учебной. Младший школьный возраст является тем периодом психического развития, во время которого происходит становление ядерных личностных образований, формирование межличностных отношений. Актуальность разработки проблемы формирования межличностных взаимодействий обусловлена тем, что от психологического климата, сложившегося в конкретном классе, зависит эмоциональное благополучие детей, степень их толерантности, уровень развития самосознания личности, и, в конечном счете, успех социальной реабилитации и интеграции в социуме.
Психологический климат создается в процессе непосредственного общения и взаимодействия членов коллектива, влияет на успешность учебной деятельности слабослышащих
учащихся, развитие их личности, коммуникативных и творческих способностей. В свою очередь сам психологический климат в коллективах школьников с недостатками слуха зависит от особенностей учебно-воспитательного воздействия, системы методов и приемов, которая применяется сурдопедагогами в организации деятельности детей.
Цель исследования - определить условия оптимизации психологического климата в группах слабослышащих младших школьников. Результаты проведенного нами констатирующего эксперимента показали, что в группах слабослышащих младших школьников низкие показатели групповой сплоченности, дети слабо ориентируются в понятиях, обозначающих личностные качества человека, все это оказывает влияние на психологический климат.
Для оптимизации психологического климата необходимо решить следующие задачи:
- воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим;
- развитие у детей навыков общения со сверстниками в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
- выработка у детей положительных черт характера, способствующих нивелированию конфликтных ситуаций;
- формирование у школьников чувства толерантности, взаимоуважения.
В обучающем эксперименте, в течение 2007 - 2009 года, участвовали слабослышащие учащиеся 4-го - 5-го класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида № 22 г. Москвы.
Нами выделено три направления работы с детьми. Первое - использование игр для создания положительного психологического настроя, установления позитивных отношений, сближения детей. На начальном этапе обучающего эксперимента применялись игры для снятия эмоционального напряжения. В дальнейшем игры проводились для поддержания благоприятного эмоционального фона в группе сверстников. Второе направление работы с учащимися - чтение художественной литературы. Третье - самостоятельная работа детей с научно-популярными источниками информации, совместная деятельность школьников в рамках заданной темы.
В период младшего школьного возраста у ребенка происходит интенсивное формирование моральных чувств под влиянием внешних социальных воздействий [1]. Одним из которых является впечатление от произведений, прочитанных ребенком, рассказанных педагогом или родителями. Однако эффективное влияние слов педагога на слабослышащего младшего школьника возможно только в том случае, если предоставляемая информация эмоционально близка ему, затрагивает его интересы. С учетом этого мы подбирали тексты, содержание которых пересекается с жизненным опытом детей. В художественных произведениях представлены различные случаи, которые происходят в жизни персонажей - детей, чей возраст совпадает с возрастом слабослышащих читателей.
Исследования сурдопедагогов показывают, что у школьников с нарушением слуха интерес к чтению формируется с большим трудом и с помощью педагога (Е.А.Горбунова, Н.Г.Морозова, Л.П.Носкова, М.И.Никитина и др.). Чтение слабослышащих младших школьников сопряжено с трудностями, связанные с речевым недоразвитием, бедным словарным запасом [2]. В связи с этим для работы со слабослышащими детьми мы подобрали произведения Н. Носова, В. Осеевой, Н. Артюховой и др., которые доступны младшим школьникам. Содержание текстов насыщено событиями, диалогами, описанием различных поступков героев, которые попадают в многообразные ситуации, близкие опыту слабослышащих читателей.
Прежде чем начать работу по формированию нравственных понятий, мы старались вызвать у детей интерес к чтению детской литературы. В ходе наблюдения за слабослышащими детьми и бесед с ними были выявлены их читательские предпочтения. Младшим школьникам нравятся забавные истории, а также сказки, в т.ч. о животных. Для вызывания у детей интереса к произведениям мы использовали следующий прием: зачитывали вслух интересные эпизоды из доступных их пониманию рассказов или сказок. Учащиеся проявляли желание получить более подробную информацию о книге: продолжение истории, название книги, фамилию автора произведения. Показывая книгу, мы говорили детям, что в ней еще много интересных историй с теми же героями; спрашивали, кто хочет самостоятельно прочитать книгу. В начале обучающего эксперимента желающих самостоятельно познакомиться с содержанием произведения было немного. Через несколько дней школьники, прочитавшие предлагаемую книгу, стали рассказывать о ней своим одноклассникам. Некоторые дети, читая забавные истории в свободное время (на переменах, после уроков), смеялись, привлекая тем самым внимание сверстников, у которых появился интерес к данному произведению. Они просили своих товарищей дать им книгу, чтобы почитать интересный рассказ. Наблюдая в классе за обменом книг, мы часто использовали метод диалога: говорили с чи-
тающими детьми о наиболее увлекательных для них эпизодах, обсуждали действия персонажей, ситуации, в которых они оказывались. Активный диалог ребенка и педагога привлекал внимание учащихся данного класса. Иногда использовали следующий прием: педагог намеренно обращался к ребенку, который не захотел по собственной инициативе прочитать книгу, с вопросом. Например, экспериментатор спрашивал: "Ты не помнишь, что произошло с таким-то персонажем? Это было так забавно!" Таким образом, ребенок попадал в ситуацию, когда он не может поддержать беседу, тогда как его одноклассники с удовольствием рассказывают друг другу прочитанное. Так дети с нарушением слуха постепенно стали приучаться к самостоятельному чтению.
Для поддержания интереса к чтению учащимся было предложено оформление книжек-аннотаций. Мотивировалось это задание тем, что книжки ребята будут делать для первоклассников, чтобы познакомить их с прочитанными произведениями. При изготовлении аннотаций дети проявляли творчество в оформлении. Слабослышащие школьники старались сделать серию картинок, отражающих наиболее интересные для них эпизоды произведения. Картинки подписывались детьми словами из текста, либо своими словами. При изготовлении книжек ребята обменивались впечатлениями, сравнивали разные аннотации к одному произведению, выбирали лучшие работы, стремились к качественному выполнению задания.
Кроме этого в уголке классной библиотеки дети нарисовали многоэтажный дом с количеством подъездов, соответствующих количеству учащихся. У каждого ребенка был свой подъезд и свои окна, расположенные над подъездом. В каждом окошке ученик рисовал того персонажа из произведения, который ему больше всего понравился. Это мог быть не только главный герой, но и персонаж, играющий второстепенную роль. При выполнении задания детьми выполнялось обязательное условие - прочитать выбранное произведение. "Заселение" домика персонажами вызвало у детей живой интерес, стремление "поселить" в домике наибольшее количество героев. Так, постепенно у слабослышащих школьников формировалась потребность в чтении детской литературы, желание познакомиться с новыми персонажами. Дети с интересом наблюдали за "заселением" подъездов своих одноклассников. При встрече с незнакомыми героями ребята задавали вопросы тому, кто прочитал книгу, расспрашивали о содержании прочитанного, интересовались автором произведения. В классе возник процесс обмена детскими книгами: учащиеся просили товарищей, дать им почитать заинтересовавшую их книгу. Таким образом, в свободное время дети самостоятельно стали проводить беседы о произведениях детской литературы.
После того, как у слабослышащих младших школьников возник интерес к чтению, мы начали предлагать ребятам произведения выбранной нами тематики, которая связана с нравственным воспитанием личности.
Занятия проводились три раза в неделю во внеурочное время. После ознакомления с текстом осуществлялся анализ произведения, отличающийся от разбора произведения, проводимого на уроке. Отличие состояло в том, что на экспериментальных занятиях основное внимание уделялось формированию у слабослышащих детей нравственных представлений. Младшие школьники учились анализировать поступки героев, определять их характерологические черты, находить мотивы совершаемых персонажами действий, определять соответствие их моральным нормам. Любая жизненная ситуация требует от человека осознания происходящего, способности выработать определенный стиль поведения, опирающийся на нравственные нормы поведения. У слабослышащего ребенка социальный опыт ограничен, поэтому многие нравственные понятия не сформированы или значение их еще непонятно.
Одним из приемов работы было создание игровых ситуаций, инсценировок, позволяющих воспроизводить, актуализировать моральные представления слабослышащих учащихся. Детям задавались вопросы вида: "Кем бы ты хотел быть, а кем нет?", "Если твой друг будет походить на определенного пер-
сонажа, тебе понравится или нет? Почему?", "На кого ты хотел бы быть похожим, а на кого не хотел бы? Объясни, почему?" и т. п. Анализ поведения литературных героев, их поступков способствовал пониманию качеств личности и их усвоению.
Параллельно велась работа с родителями, которым были рекомендованы произведения таких авторов, как В. Драгунский, Н. Носов, Е. Пермяк, Л.Толстой, М. Зощенко, В. Голяв-кин и др. Многие произведения не входят в школьную программу по чтению для общеобразовательных школ, что дает возможность расширить читательский опыт слабослышащих учащихся. Подобранные произведения относятся к детской классике. Мы считаем, что некоторые книги современных детских авторов не только не полезны, но и оказывают отрицательное влияние на формирование психики младшего школьника. К такой литературе относятся, например, произведения Елены Усачевой ("Проклятье вольчей бухты", "Призрак Ивана Грозного") или книга Анны Гуровой "Глюкоза и принц вампиров" о параллельном компьютерном мире, полном Зла и т. д. Таких книг на прилавках книжных магазинов в настоящее время очень много.
Книги для детей становятся все более мрачными и чрезмерно реалистичными и мешают развиваться их воображению (Энни Файн, 2009). С ней согласилась Рона Тутт, президент национальной ассоциации учителей: "Уровень насилия в современных детских книгах действительно становится угрожающе высоким. Это наша новая проблема". Энни Файн призывает современных детских писателей придумывать сказочные повести со счастливой концовкой, т.к. мрачный сюжет и грустное заключение негативно влияют на сознание читающего школьника. У ребенка должна быть надежда, вера в счастливое будущее.
Был организован ряд встреч с родителями слабослышащих младших школьников. Результаты анкетирования показали, что большинство родителей (~70%) начали читать книги своим детям в возрасте 5-6 лет. Чтение проводится нерегулярно, преобладают такие ответы, как "иногда по выходным", "когда есть свободное время". На просьбу указать жанр читаемой литературы, родители часто указывали названия популярных детских журналов, а среди жанров чаще всего называли сказки. Многие родители среди прочитанных за последнее время произведений назвали те, которые не относятся к жанру сказки: детские детективы, фэнтези, повести. Однако не все родители смогли ответить на вопрос: что было прочитано ребенком. 15% родителей либо указывали название детского журнала, либо пропускали данный вопрос.
Данные анкетирования показали необходимость проведения с родителями бесед о детском чтении, которые проводились раз в месяц. Одной из задач этих занятий явилось привлечение внимания родителей к теме бесед. Сначала обсуждался вопрос значимости совместного, а затем и самостоятельного чтения для слабослышащих детей. Затем излагались возможные пути привлечения внимания детей к книге; различные приемы, способствующие возникновению читательского интереса. На первом занятии родители не проявляли активности. Однако, на следующих занятиях они включились в дискуссии, стали обмениваться опытом домашнего чтения, задавать вопросы педагогу. Уделяя больше внимания домашнему, совместному с ребенком чтению, они увидели положительные результаты: их дети с удовольствием слушают и читают вслух произведения, просят родителей почитать еще. Таким образом, близкие люди помогают ребенку эффективно организовать свой досуг.
Взаимодействие с родителями слабослышащих школьников помогло нам в реализации третьего направления работы
Библиографический список
по оптимизации психологического климата, в котором использовался метод проектов для организации совместной деятельности детей. Конечной целью этой деятельности явилось оформление журнала "Хочу всё знать", альбома "Пословицы". После прочтения того или иного произведения, анализа поведения и характера героя, педагог знакомил учащихся с народными пословицами. Затем дети учились самостоятельно подбирать поговорки и пословицы, объяснять их значение. Например, один ученик подобрал пословицу по теме дружба: "Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь". Одноклассники выразили сомнение в правильности подбора пословицы. А ребенок ответил: "Можно словом обидеть друга и тогда не будет больше дружбы". Данный пример показывает, что младшие школьники постепенно учатся анализировать пословицы и доказывать свою точку зрения.
Оформление журнала "Хочу все знать" требовало обращения детей к научно-популярным источникам информации. Чтение научно-популярных текстов представляет определенные трудности для младших школьников с нарушением слуха. Значительную помощь учащимся здесь оказали родители. Они помогали подобрать текст по заданной теме, объясняли детям непонятные им части текста, стимулировали их познавательную деятельность. Например, при оформлении в журнале раздела "Наши удивительные животные" перед детьми ставилась задача - найти интересные сведения о тех животных, которые их привлекают. Было организовано посещение школьной библиотеки учащимися для подбора литературы на заданную тему. Если источников информации в библиотеке оказывалось недостаточно, то ребятам предлагалось самостоятельно найти необходимые источники информации. Педагог старался заинтересовать ребят выполнением ответственного задания, объяснял различие между художественной и научно-популярной литературой. Детям было приятно сознавать, что им поручено серьезное ответственное дело, что их считают умными, способными самостоятельно справляться с трудностями. Научнопопулярные тексты школьники находили в книгах, например, энциклопедиях, периодических изданиях, а также в Интернете. С помощью взрослых ребенок составлял записи о конкретных животных и приносил их в класс. Если несколько детей находили информацию об одном и том же звере, то ребята под руководством педагога обсуждали и выбирали наиболее интересные сведения, после чего составляли общее описание животного. Также проводилась работа и по другим разделам журнала "Хочу все знать".
Таким образом, организованная совместная деятельность детей способствовала сплочению группы, формированию товарищеских отношений. Контрольный эксперимент показал, что слабослышащим детям экспериментального класса знакомы многие понятия, обозначающие качества личности, в классе значительно повысился коэффициент групповой сплоченности. Полученные результаты позволяют прийти к заключению, что необходимо формировать у слабослышащих детей младшего школьного возраста понятия, обозначающие нравственные качества людей, учить их анализировать поступки и поведение героев различных произведений, а также организовывать совместную деятельность детей, объединять над общей темой.
Реализация всех выделенных условий в процессе внеклассной работы в младших классах школы для слабослышащих детей дает возможность оптимизировать психологический климат, тем самым повысив уровень эмоционального благополучия детей.
1. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966.
2. Никитина, М.И. Уроки чтения в школе для слабослышащих детей. М., 1994.
Статья поступила в редакцию 14.05.10