Научная статья на тему 'Программа социализации слабослышащих младших школьников в общество здоровых сверстников'

Программа социализации слабослышащих младших школьников в общество здоровых сверстников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1612
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ЭФФЕКТИВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / EFFECTIVE SELF-REALIZATION / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTEGRATED TRAINING / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / SPECIFIC FEATURES / CORRECTIONAL OCCUPATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мушастая Наталья Викторовна, Данченко Ирина Владимировна

Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемым условием успешной социализации и полноценного участия в жизни общества, а также эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Интегрированное обучение на данный момент занимает активную позицию, где сейчас происходят существенные изменения. Изучая многочисленные разработки и исследования, посвященные вопросам интеграции слабослышащих детей, в литературе не представлена четко прописанная модель интеграции. В представленной статье мы приводим наш вариант модели интеграции слабослышащих младших школьников в общество здоровых сверстников. Новизна разработанной программы заключается в успешной интеграции детей с недостатками слуха в полноценную речевую среду, что ведет к лучшему, чем в специальной школе, речевому развитию. Большая часть детей с нарушениями слуха в Краснодарском крае обучается в специализированных детских садах и школах, т. е. в учреждениях закрытого типа. В связи с этим контакты слабослышащих детей с миром слышащих детей чрезвычайно обеднены, а иногда и отсутствуют. Изоляция отрицательно воздействует на разные стороны психического и личностного развития детей с нарушениями слуха. В результате общения у слабослышащих детей вырабатывается привычка к общению, что в дальнейшем позволит легче адаптироваться к социальной среде, обучению в массовой школе. Научно обоснована необходимость специально организованного коммуникативного пространства, создаваемого в условиях интегрированного обучения младших школьников с разными слухоречевыми возможностями, для формирования коммуникативной компетентности слабослышащих учащихся. Разработан комплекс организационно-педагогических условий, способствующих созданию единого коммуникативного пространства для учащихся с разными слухоречевыми возможностями в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе I ступени. Составлен диагностический комплекс, позволяющий определять уровень коммуникативной готовности слабослышащих детей к обучению в общеобразовательной школе по разным вариантам интегрированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program of Socialization of the Younger Pupils with Broken Hearing in Healthy Peers Society

Education for children with disabilities is an essential condition of successful socialization and participation in society, as well as an effective self-realization in different types of vocational and social activities. Integrated training currently takes an active position, where now there are significant changes. Studying the numerous development and research on the integration of deaf children, in the literature is not presented clearly defined model of integration. In this article we present our version of the integration model of hearing of younger pupils in healthy peers society. The novelty of the developed program is the successful integration of children with impaired hearing in full voice environment, which leads to a better than a special school speech development. Most children with hearing impairment in the Krasnodar region are trained in specialized kindergartens and schools, i. e. in closed institutions. In this connection, contacts with the world of deaf children of hearing children are extremely poor, and sometimes absent. Isolation does negative impact on different sides of the mental and personality development of children with hearing impairments. As a result, communication among hearing impaired children develops the habit of dialogue that will make it easier in the future to adapt to the social environment, education in mainstream schools. Scientific grounds are done for the necessity of specially organized communicative space, created in the conditions of the integrated education of primary pupils with different audioverbal opportunities, for formation of communicative competence of hard-hearing students. It is developed the complex of organizational and educational environment conducive to the creation of a common communication space for students with different audioverbal abilities in integrated education in the I stage of secondary school. Diagnostic system is made, which allows to determine the level of communicative readiness of deaf children to learn at secondary school for a variety of options for integrated education.

Текст научной работы на тему «Программа социализации слабослышащих младших школьников в общество здоровых сверстников»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.761

ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕСТВО ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ

Мушастая Наталья Викторовна Данченко Ирина Владимировна

Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемым условием успешной социализации и полноценного участия в жизни общества, а также эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Интегрированное обучение на данный момент занимает активную позицию, где сейчас происходят существенные изменения. Изучая многочисленные разработки и исследования, посвященные вопросам интеграции слабослышащих детей, в литературе не представлена четко прописанная модель интеграции. В представленной статье мы приводим наш вариант модели интеграции слабослышащих младших школьников в общество здоровых сверстников. Новизна разработанной программы заключается в успешной интеграции детей с недостатками слуха в полноценную речевую среду, что ведет к лучшему, чем в специальной школе, речевому развитию.

Большая часть детей с нарушениями слуха в Краснодарском крае обучается в специализированных детских садах и школах, т. е. в учреждениях закрытого типа. В связи с этим контакты слабослышащих детей с миром слышащих детей чрезвычайно обеднены, а иногда и отсутствуют. Изоляция отрицательно воздействует на разные стороны психического и личностного развития детей с нарушениями слуха.

В результате общения у слабослышащих детей вырабатывается привычка к общению, что в дальнейшем позволит легче адаптироваться к социальной среде, обучению в массовой школе.

Научно обоснована необходимость специально организованного коммуникативного пространства, создаваемого в условиях интегрированного обучения младших школьников с разными слухоречевыми возможностями, для формирования коммуникативной компетентности слабослышащих учащихся.

Разработан комплекс организационно-педагогических условий, способствующих созданию единого коммуникативного пространства для учащихся с разными слухоречевыми возможностями в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе I ступени.

Составлен диагностический комплекс, позволяющий определять уровень коммуникативной готовности слабослышащих детей к обучению в общеобразовательной школе по разным вариантам интегрированного обучения.

Ключевые слова: социализация, эффективная самореализация, интегрированное обучение, социальная адаптация, межличностные отношения, индивидуальные особенности, реабилитация, интеграция, коррекционные занятия, самостоятельность.

В Южном районе города Новороссийска, в МАОУ СОШ № 33, обучаются 10120 учащихся. Особенностью является то, что в среду массовой общеобразовательной школы интегрированы ученики с ограниченными возможностями здоровья - это дети с нарушенным слухом. Задача системы образования состоит в организации условий, благоприятных для профилактики или преодоления «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие тугоухости, для реализации потенциала личностного, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного, физического развития данной категории детей, и для получения ими профессий, соответствующих их возросшим в процессе обучения способностям. Эту важнейшую социально-образовательную проблему наиболее эффективно решает инклюзивное образование - доступное всем детям, включая детей с серьезными физическими недостатками. Такое образование предполагает необходимость адаптации обучения к потребностям детей [5].

Наша школа имеет опыт в организации интеграции в общеобразовательной школе для детей с нарушениями слуха. В 1993 г. был открыт класс для детей с нарушениями слуха. Это был первый и единственный класс такого вида в Краснодарском крае. Образовательный процесс был организован по программе и учебникам специальной школы 2 вида (для слабослышащих детей). Дети обучались с первого по двенадцатый класс и получили девятилетнее образование. Помимо изучения учебных предметов, учащиеся получили профессию «Повар 3 разряда». Уже тогда, в 90-е гг., стало очевидно, что в школе, где педагогический, ученический, родительский коллективы подготовлены к приему детей с ограниченными возможностями здоровья, может быть создан психологический климат, в котором эти дети с первых шагов в общеобразовательной школе чувствуют себя комфортно.

В 2011 г. в МАОУ СОШ № 33 начался эксперимент по внедрению элементов инклюзивного образования для слабослышащих детей. В школу были

приняты учащиеся с нарушениями слуха, 3 ребенка имеют двустороннюю тугоухость IV степени, двое - двустороннюю тугоухость III степени, одна ученица имеет двустороннюю глухоту. Основная задача инклюзивного образования - сформировать у слабослышащего ребенка такие качества, как деловитость, инициативность, коллективизм и самостоятельность. Находясь постоянно в кругу слышащих сверстников, дети с ограниченными возможностями приобретают новый социальный и эмоциональный опыт, который усиливает их стремление к общению, содержательной коммуникации с окружающим миром [9].

До прибытия в школу дети посещали специализированный детский сад № 8 г. Новороссийска.

При поступлении детей в общеобразовательное учреждение родители заполняли анкету, в которой надо было указать причины выбора обучения в массовой школе. Такими причинами послужили:

- нежелание отправлять ребенка в интернатное учреждение;

- объективная оценка готовности ребенка с нарушением слуха к обучению в массовой школе;

- престижность пребывания ребенка с нарушением слуха в массовой школе;

- отсутствие достаточной информации о системе специального обучения ребенка с нарушением слуха [26].

Выбор родителей достоин понимания и уважения. Но если взглянуть на проблему в ином ракурсе, то очевиден следующий вывод: в плане образования и развития интеграция в обычные классы массовой школы эффективна лишь для небольшой части детей с нарушениями слуха - для тех, кто благодаря ранней диагностике и своевременным коррекционным занятиям приблизился по уровню речевого и общего развития к возрастной норме [3].

Глухие и слабослышащие дети, обучающиеся в массовом учреждении, должны одновременно находиться под патронатом специальных служб помощи и поддержки. Эти службы (психолого-медико-педагогические консультации, психолого-педагогические медико-социальные центры, сурдоло-гические центры, консультативные пункты при специальных школах и др.) предоставляют детям коррекционную помощь: коррекцию произношения, развитие слухового восприятия, работу над экспрессивной и импрессивной речью [14]. Помощь может быть постоянной, тогда она носит характер регулярных коррекционных занятий. Но может также быть эпизодической - по мере обращения родителей или самого ученика (в старших классах). Все зависит от конкретных нужд каждого ребенка. Бесспорным является одно: отсутствие коррекционной поддержки (особенно в младших классах) не позволит максимально реализовать реабилитационный потенциал неслышащего

ученика, интегрированного в массовую школу, что создаст для него серьезные проблемы в получении полноценного образования наравне со слышащими одноклассниками [2].

Программа разработана на базе МАОУ СОШ № 33 г. Новороссийска Краснодарского края. Программа является комплексной и предназначена для работы со слабослышащими детьми младшего школьного возраста.

Программа рассчитана на 4 года обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса детей. Основное назначение программы - быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива совместно с родителями обучающихся на достижение поставленных целей.

Программа строится по направлениям, которые создают условия для постепенного усвоения обучающимися социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации обучающихся с нарушениями слуха решаются в условиях целенаправленного педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом их личных интересов и возможностей.

Программы реализуются образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации - социальными партнерами школы:

1. ДЮСШ «Олимпиец» г. Новороссийск.

2. МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи им. Н. И. Сипягина» г. Новороссийск.

3. Центр развития образования г. Новороссийска.

4. ППМС - Центр «ДИАЛОГ» г. Новороссийска.

5. Реабилитационный центр для детей-инвалидов «Ромашка».

6. Краевой центр реабилитации слабослышащих и глухих детей «Радуга звука».

7. Петербургский Международный форум «Я СЛЫШУ МИР».

Программа обеспечивает создание благоприятных условий для физического, интеллектуального, психологического, социального становления личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, достижение им уровня образованности, соответствующей уровню образования, потенциальным возможностям с учетом познавательных интересов и склонностей, а также социально-педагогическую реабилитацию для последующей интеграции в общество [11].

Цель: обеспечение благоприятных условий для физического, интеллектуального, психологического, социального становления личности ребенка

с ограниченными возможностями здоровья, достижения им уровня образованности, соответствующей уровню образования, потенциальным возможностям с учетом познавательных интересов и склонностей, а также социально-педагогической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Задачи:

1. Создание условий для интегрированного обучения детей с нарушенным слухом.

2. Развитие коммуникативной функции речи слабослышащих детей.

3. Системный подход к осуществлению коррекционной работы, предполагающей формирование и развитие сенсорной, интеллектуальной и речевой культуры ребенка.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов.

5. Обучение педагогической культуре родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушенным слухом.

Методологические основы педагогической интеграции определены в работах С. М. Гапеенкова, Г. Д. Глейзер, В. А. Караковского, В. В. Краевского, В. С. Леднёва, Л. И. Новиковой, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной, Г. Ф. Федорец и др. К их числу относят философскую концепцию о ведущей роли деятельности в развитии ребенка, положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям, психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития [5].

В настоящее время изучаются возможности интеграции глухих дошкольного и школьного возрастов, разрабатываются различные формы пребывания детей в массовых дошкольных учреждениях и школах (И. М. Гилевич, Э. И. Леонгард, Э. В. Миронова, Л. И. Тигранова, Н. Д. Шматко). Определение ребенка в массовое учреждение зависит также от уровня физического развития и состояния здоровья, познавательного развития. Большое значение имеют личностные свойства ребенка, особенно такие, как активность, самостоятельность, инициативность, которые положительно влияют на развитие общения с другими детьми и педагогами. Определять ребенка в массовое учреждение можно только при наличии у него речи, обеспечивающей общение с детьми и педагогами [2].

Механизмы реализации программы

1. Этап - Подготовительный (2011-2012), реализация программы (адаптационно-диагностический).

Задачи:

- составление учебного плана диагностического класса;

- проведение диагностики личностного развития;

- определение реабилитационного потенциала;

- определение оптимального режима коррекционно-воспитательной работы с детьми.

2. Этап - Основной (2012-2014), реализация программы (формирующе-преобразующий).

Задачи:

- комплексная диагностика межличностных отношений;

- обучение родителей реабилитационным технологиям;

- комплексная диагностика сформированности навыков устной и письменной речи;

- диагностика внятности речи и слухового восприятия;

- диагностика формирования общительности (проведение познавательных, развлекательных, профилактических, спортивно-массовых мероприятий в рамках реализации основных направлений воспитывающей деятельности).

3. Этап - Обобщающий (2014-2015).

Задачи:

- итоговое анкетирование и психологическое тестирование, диагностика уровня здоровья, уровня развития социальной активности личности, уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) и профессионального мастерства педагогов;

- определение результативности реализации программы по разработанным критериям и показателям;

- анализ и подведение итогов работы по реализации всех направлений программы;

- обобщение передового педагогического опыта;

- награждение наиболее активных участников реализации программы. Для определения возможности и успешности интегрированного обучения

детей с различными нарушениями важными являются разработка и обоснование критериев (медицинских, психологических, педагогических, социальных), в соответствии с которыми ребенок может быть интегрирован в среду нормально развивающихся. В ходе анализа литературы, из опыта наблюдения за процессом интеграции ребенка в группе сверстников, а также опираясь на модель интеграции, нами выделены следующие критерии: поведение ребенка, отношения сверстников к ребенку, взаимоотношения ребенка и взрослых [13].

С целью отслеживания результатов образовательного процесса слабослышащих детей, направленного на его реабилитацию и социальную адаптацию, в работе используются следующие методы диагностики:

- наблюдение (проводится с целью определения сформированности адаптивных форм поведения в школе и вне школы, умения взаимодействовать, социальной активности);

- анкетирование («Мои друзья», «Он мой друг»);

- тестирование (проводится с целью выявления уровня сформированности

правовых знаний);

- обследование слухового восприятия (уровень восприятия речи

окружающих);

- обследование внятности произношения (речи, понятной для

окружающих);

- контрольные работы (уровень сформированности ЗУН).

Комплексная диагностика межличностных отношений глухих и слабослышащих детей

Для диагностики были выбраны следующие параметры, характеризующие качество межличностных отношений [6]:

1. Социометрические показатели (социометрический статус, социова-лентность, взаимность). Изучались при помощи социометрической методики Р. Жиля.

2. Критерии социометрического выбора сверстников. Проводилось анкетирование.

3. Эмоционально-психологический климат коллектива. Использовался тест-семантический дифференциал «Оценка отношений в своем коллективе».

4. Уровень конфликтности во взаимоотношениях учащихся. Изучался при помощи социометрической методики Р. Жиля.

5. Коммуникативные качества личности (общительность, стремление к уединению, доминирование в группе сверстников, отношение к учителю). Использовалась проективная методика Р. Жиля.

6. Средства коммуникации, используемые учащимися в общении (устная, дактильная речь) - метод наблюдения.

7. Наличие дезадаптивных учащихся в классе. Использовалась карта наблюдений Д. Стотта.

8. Преобладающий тип настроения - методика «Эмоциональная цветопись» А. Н. Лутошкина, модифицированная Г. А. Карповой.

Пакет методик для психодиагностики познавательных процессов у глухих и слабослышащих детей:

1. Р. С. Немова «Оценка оперативной зрительной памяти».

2. Е. Е. Миронова «Память на числа».

3. Тест А. Н. Бернштейна «Узнавание фигур».

Дети с нарушенным слухом, благодаря компенсаторному свойству организма, опираются на слухо-зрительное восприятие, где зрению отводится

значимая роль в получении информации. Поэтому учитель должен обращать внимание на визуальную составляющую своих уроков.

Длительные устные объяснения педагога требуют от глухого / слабослышащего ребенка максимальной концентрации внимания, что приводит к быстрой утомляемости, сужению объема принятой информации и вызывает практическое выключение этих детей из учебного процесса.

Оптимальное восприятие, осмысление, усвоение материала возможно обеспечить только при расширении сенсорной основы обучения, подключении у детей с нарушенным слухом максимального количества анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический, двигательный и др.) при работе с информацией.

С учетом индивидуальных особенностей учеников педагоги должны подбирать наглядные методы обучения, которые обеспечат объемное, комплексное, многоаспектное восприятие информации, повышающей качество усвоения учебного материала. Кроме того, опора на разные наглядно-чувственные основы позволит обучающимся приобрести как теоретические, так и практические навыки и умения, повлияет на развитие познавательной активности и мотивации к учебной и исследовательской деятельности, создаст здоро-вьесберегающий и комфортный режим в восприятии информации.

Результатом реализации программы, которая обеспечила возможность интегрироваться в ординарное общество сверстников, является успешное социальное развитие слабослышащих детей.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы учителями, психологами, воспитателями общеобразовательных школ, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями, специалистами Центров диагностики и консультирования, учреждений системы социального обеспечения.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. - М.: Педагогика, 2008.

2. БитюцкаяЕ. В. Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации с позиций деятельностного подхода А. Н. Леонтьева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2013. - № 2. - С. 40-56.

3. Бороздина Л. В., Волкова Н. Н. Опыт коррекции «триады риска» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 1. -С. 72-86.

4. БоскисР. М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2003.

5. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 2008.

6. Веракса А. Н. Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. -№ 4. - С. 91-101.

7. ВороноваМ. Н., КорнеевА.А.,Ахутина Т. В.Лонгитюдное исследование развития высших психических функций у младших школьников // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2013. - № 4. - С. 48-64.

8. Гордеева Т. О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -2014. - № 3. - С. 63-78.

9. Гуровец Г. В., Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. - 2006. - № 2. -С. 77-83.

10. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., ИтельсонЛ. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2009. - 288 с.

11. Захарова Е. И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства // Национальный психологический журнал. -2014. - № 2 (14). - С. 97-101.

12. Зинченко Ю. П., Евдокимов В. И., Рыбников В. Ю. Анализ отечественных и зарубежных диссертаций в сфере медицинской (клинической) психологии (1990-2011) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 2. - С. 3-15.

13. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения / Под ред. проф. Р. М. Боскис. - М.: Педагогика, 2009.

14. Исследование личности с нарушением слуха / Под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. - М.: Просвещение, 2011.

15. Капустин С. А. Стили родительского воспитания в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. -№ 4. - С. 76-90.

16. КраснаяМ. А. Разработка и апробация методики определения позиции человека в социальной ситуации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 1. - С. 103-111.

17. ЛеонгардЭ. И., СамсоноваЕ. Г., ИвановаЕ. А. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей. - М.: Просвещение, 2010.

18. Матвеев В. Ф. Психологические нарушения при дефектах зрения и слуха. - М.: Просвещение, 2007.

19. Нудельман М. М. Представление глухих школьников об оценке их личности сверстниками // Дефектология. - 2013. - № 6.

20. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьяч-кова; Академия пед. наук. - М.: Просвещение, 2005.

21. Петрова В. Г. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка / Под ред. И. М. Соловьева и др. - М.: Просвещение, 2011.

22. Прилепская Т. Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слабослышащих школьников // Дефектология. - 2009. - № 5.

23. Пузанов Б. П., Селиверстов В. И., Шаховская С. Н., Костенкова Ю. А. Кор-рекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.: Академия, 2011.

24. Рассказова Е. И. Модели стадий изменения поведения в психологии здоровья: возможности и ограничения // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 4. - С. 102-119.

25. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 2009.

26. ЦукерманИ. В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушениями слуха // Дефектология. - 2008. - № 1.

27. Чеснокова М. Г. Общепсихологические основания исследования здоровья личности // Национальный психологический журнал. - 2013. -№ 1 (9). - С. 96-102.

28. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: ВЛАДОС, 2008.

29. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. Ч. 1. - М.: ВЛАДОС, 2005.

30. Anauate C. Psychological problems of late adoption as observed in Brazil through a cultural-historical approach // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. - 6 (4). - pp. 176-185.

31. Razina N. V. Attitudes to motherhood in different cultures // Psychology in Russia: State of the Art. - 2014. - 7 (2). - pp. 93-104.

32. Rodrigues T. F. Meaning in couples relationships // Psychology in Russia: State of the Art. - 2014. - 7 (3). - pp. 126-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.