Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ЕЕ УЧЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА'

ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ЕЕ УЧЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТНОШЕНИЯ / КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обносов В.Н.

В статье анализируются педагогические ошибки, ведущие к возникновению состояния тревожности у детей, пути профилактики и коррекции тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CHILD ANXIETY AND ITS ACCOUNTING IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER

The article analyzes pedagogical errors that lead to the emergence of a state of anxiety in children, ways to prevent and correct anxiety.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ЕЕ УЧЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

УДК 616.89-053.2

ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ЕЕ УЧЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Владимир Николаевич Обносов

кандидат психологических наук доцент кафедры педагогики и психологии vladimirobnosov@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье анализируются педагогические ошибки, ведущие к возникновению состояния тревожности у детей, пути профилактики и коррекции тревожности.

Ключевые слова: тревожность, психическая напряженность, учебная деятельность, отношения, конфликт.

Среди многих человеческих потребностей одной из главных является потребность в безопасности, в ощущении своей защищенности, силы и уверенности в завтрашнем дне. При удовлетворении этой потребности человек чувствует, что ему ничто не угрожает, что окружающий мир не враждебен, а напротив, настроен миролюбиво и дружественно. Поэтому он легко идет навстречу окружающим, охотно сотрудничает с ними, легче преодолевает возникающие противоречия.

Когда потребность в безопасности не реализована, человек живет в состоянии психической напряженности, в ожидании неприятностей и несчастий, рассматривая поведение других как потенциальную угрозу. Поведение начинает строиться по типу психологической защиты и или по типу опережающей агрессии, и тогда не приходится ожидать конструктивного поведения, стремления к сотрудничеству. Постоянное пребывание человека в состоянии тревоги ведет к большой нагрузке на организм, ослабляет его защитные силы и ведет к возникновению психических и соматических расстройств.

Для ребенка особенно важно ощущение своей защищенности, ценности, непреложной значимости. Чтобы он мог успешно развиваться и осваивать мир, вести активную познавательную деятельность, ему нужно постоянно чувствовать себя в безопасности. Чувство тревоги и страха отнимает силы, необходимые для нормального развития организма, личностного роста.

Эффективность учебного и воспитательного процесса резко снижается, если потребность в безопасности оказывается нереализованной, если чувство тревоги постоянно сопровождает учебную деятельность. Могут возникнуть возражения, ведь страх плохой оценки, боязнь того, что учитель будет ругать, а родители могут наказать за плохую учебу, опасение не сдать важный экзамен, напротив, стимулируют учебную деятельность, заставляют ученика работать. Да, но подобная деятельность не является учебной в полном смысле этого слова, это всего лишь псевдодеятельность. В ней отсутствует стремление приобрести знания, нужные для жизни, для будущей профессии, это

деятельность поверхностная, бессодержательная, она побуждается лишь страхом, стремлением избежать наказания. В данном случае является неуместным употребление термина «усвоение знаний», так как учебный материал не становится для ребенка своим, напротив, он чужой, его заучивают для учителя, родителей, но не для себя. Это вольно или невольно поддерживается родителями: они интересуются не тем, что полезного узнал их ребенок в школе, что его заинтересовало и взволновало, а тем, какие отметки он получил. Поэтому работу по психолого-педагогическому сопровождению детей с трудностями в обучении надо строить на основе формирования содержательной, полноценной учебной мотивации [4, 43].

Чувство страха часто эксплуатируется в воспитательных целях. Страх наказания постоянно практикуется многими родителями, нередко его используют педагоги, и порой страх становится единственным действенным средством влияния на ребенка. Вряд ли это может способствовать нормальному развитию полноценной личности, однако трудно встретить воспитателя, который никогда бы не эксплуатировал эмоцию страха.

Детская тревожность зависит от многих факторов, в частности, от положения ребенка в группе. Дети, которые не пользуются авторитетом в классе, имеют низкий социометрический статус и относятся к категории «пренебрегаемых» и «отверженных», проявляют более высокую тревожность, чем лидеры и «звёзды». Именно тревожность может являться причиной их непопулярности: они оказываются в изоляции из-за робости и связанной с ней необщительности, а чувство своей изолированности, отверженности, в свою очередь, еще более усиливает тревожность. Возникает замкнутый круг, из которого можно выйти, только повысив статус ребенка в группе. Большую ошибку делают педагоги, которые вольно или невольно снижают авторитет ребенка в глазах одноклассников. Это особенно опасно в начальных классах, где авторитет учителя достаточно высок, и дети обычно присоединяются к его мнению о том или ином ученике [3, с. 360]. Родители и педагоги до конца не осознают, не понимают, что ребенок - изгой воспринимает свое нахождение в

классе как самую настоящую муку. Отрицательный фон настроения, характерный для такого ребенка, резко снижает эффективность его учебной деятельности или полностью дезорганизует ее. При этом нарушается одно из важнейших требований, предъявляемых к современной школе, - создание для детей психологически безопасной образовательной среды, не осуществляется реализация принципов педагогики сотрудничества [2, с. 27; 5, с.3].

Негативное отношение к ребенку со стороны учителя является одной из серьезных причин возникновения тревожности, большим препятствием для успешного обучения. Не случайно профессиональная этика требует, ровного и доброжелательного отношения ко всем ученикам. Педагоги обычно стараются придерживаться этого правила, однако они не всегда свободны от симпатий и антипатий. В тоже же время самочувствие ученика во многом зависит от того, как к нему относятся: принимают его, или отвергают, любят, или проявляют неприязнь. Ребенок очень остро чувствует негативное отношение к себе, и если отношения с учителем не сложились, ученик будет страдать и вряд ли полюбит учебу. Как правило, если он любит учителя, то любит и предмет, который этот учитель преподает. И, наоборот, неприязнь к учителю распространяется и на его предметы, ученик становится невнимательным на уроках, нарушает дисциплину, получает плохие отметки. Это приводит к тому, что в дальнейшем, особенно в подростковом возрасте, неуспевающие дети начинают грубить учителю, демонстративно уходить с уроков, срывать учебный процесс. У неуспевающих школьников возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера - конфликтность, злобность, аффективная возбудимость. Серьезные проблемы возникают у неуспевающих детей и в отношениях с родителями. Естественно, что после конфликтов с учителями и родителями неуспевающие дети становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными и по отношению к сверстникам, из-за чего одноклассники перестают общаться с ним, отвергают их. В данном случае значительно возрастает риск суицидального поведения [1, с. 135].

Не забывая об отрицательных сторонах состояния тревожности, его не всегда можно рассматривать как проявление неблагополучия личности и как показатель нервного расстройства. Тревожность может выступать как качество, необходимое для подготовки к той или иной сложной ситуации, ответственному действию, она может способствовать выработке более адекватных форм поведения и более успешной социальной адаптации. В целом ряде ситуаций не нужно стремиться избавить ребенка от состояния тревоги с помощью успокаивающих лекарств, прогулок, разного рода психотерапевтических техник, бесед, внушений. Такая тактика нужна только на время, чтобы ослабить чрезмерное, разрушающее психическое напряжение. Необходимо усилить личность человека, который испытывает тревогу, вооружить его способами действий, позволяющих справиться с трудной ситуацией, преодолеть ее. Как бы мы не оберегали ребенка, он все равно столкнется с ситуациями, которые вызывают у него и общую тревогу и конкретный, порой очень сильный, страх. Нас должно беспокоить не само по себе болезненное тревожное переживание ребенка, но то, что он не знает, как действовать в таких трудных случаях, не имеет представления о стратегии безопасности, не имеет соответствующих знаний и навыков. Например, для того, чтобы преодолеть учебную тревожность, нужно не просто успокаивать ребенка, а формировать у него прочные учебные умения и навыки, позволяющие добиться успеха; страх перед общением преодолевается не нашими наставлениями, а путем практической работы по развитию навыков сотрудничества и взаимодействия.

Список литературы:

1. Кирпичева Е.В. Причины суицидального поведения подростков // Молодежь: свобода и ответственность: материалы IV Владимирских духовно-образовательных чтений / сост. Р.С. Леонов. Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ. 2019. С. 134 - 137.

2. Невзорова М.С. Критерии психологической безопасности образовательной среды в современной школе // Наука и Образование. 2018. №3. С. 27.

3. Обносов В.Н., Свиридова Л.В. Причины популярности и отверженности в детском коллективе // Наука и Образование. 2020. Т.3 - № 4. С. 360.

4. Перышкова С.А. Шипилина А.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории практики: сборник материалов Национальной контент-платформы (12 декабря 2019 г.) / под общ. ред. Г.В. Коротковой. Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ. 2019. С. 42 -43.

5. Попова Т.И. Педагогика сотрудничества как условие психологически безопасной среды // Наука и Образование. 2018. № 3 - 4. С. 12.

UDC 616.89-053.2

THE PROBLEM OF CHILD ANXIETY AND ITS ACCOUNTING IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER

Vladimir N. Obnosov

Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology vladimirobnosov@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Abstract. The article analyzes pedagogical errors that lead to the emergence of a state of anxiety in children, ways to prevent and correct anxiety.

Key words: anxiety, mental tension, learning activity, relationships, conflict.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.