Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ НЕРВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ'

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ НЕРВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРВНЫЕ РАССТРОЙСТВА / ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ / ЛОГОНЕВРОЗ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обносов Владимир Николаевич

В статье описана симптоматика и причины нервных расстройств у детей, даются рекомендации по их профилактике и психокоррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PEDAGOGICAL WORK WITH CHILDREN SUFFERING FUNCTIONAL NERVOUS DISORDERS

The article describes the symptoms and causes of nervous disorders in children, gives recommendations for their prevention and psychocorrection.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ НЕРВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ»

УДК 616.85

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ НЕРВНЫМИ

РАССТРОЙСТВАМИ

Владимир Николаевич Обносов

кандидат психологических наук, доцент vladimirobnosov@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье описана симптоматика и причины нервных расстройств у детей, даются рекомендации по их профилактике и психокоррекции.

Ключевые слова: функциональные нервные расстройства, перенапряжение нервных процессов, логоневроз, психологическая коррекция.

Почти в каждом классе есть дети, которые доставляют учителю много хлопот из-за своего не совсем обычного поведения. Одни очень ранимы, плачут по самому незначительному поводу, замкнуты, отказываются разговаривать с учителем, отвечать на его вопросы. Другие, напротив, весь урок не умолкают, постоянно вступают в диалог с педагогом, перебивая одноклассников, часто затрагивают темы, совершенно не относящиеся к уроку. Некоторые дети очень быстро утомляются, не выдерживают темп урока, могут вспылить, выйти из равновесия, когда что-то не получается, наотрез отказываются продолжать трудную работу, могут в гневе разбросать школьные принадлежности. Есть те, у которых проявляется заикание, наблюдается непроизвольное подергивание мышц лица, век, шеи, сильный тремор рук. Встречаются дети, страдающие недержанием мочи во время ночного сна, и те, у которых наблюдается снохождение (лунатизм), дети с очень высоким уровнем тревожности

Эти нарушения возникают по разным причинам. В ряде случаев имеют место остаточные последствия раннего органического поражения центральной нервной системы. Причиной могут быть патологии беременности и родов, болезни, перенесенные ребенком, ушибы головного мозга и другие неблагоприятные факторы. Но есть расстройства, при которых хотя и нет органических повреждений, но нарушена нормальная работа нервной системы, полноценное системное взаимодействие органов. Такие психические расстройства относят к категории функциональных, неврозоподобных нарушений. Основная причина их возникновения - неблагоприятное, психотравмирующее воздействие окружающей среды, вызвавшее непосильную для ребенка перегрузку нервных процессов: возбуждения, торможения, переключения. При этом может наблюдаться перенапряжение как одного из процессов, так и сразу нескольких.

Перенапряжение может быть разовым и суммарным. Причиной разового перенапряжения нервной системы выступает отдельное, но очень тяжелое, пугающее, непосильное для восприятия ребенка событие, после которого

может сразу происходить нервный срыв, приводящий к каким-либо нарушениям физического и психического здоровья.

При суммарном перенапряжении происходит постепенное накопление мелких травмирующих факторов. Отдельные обиды, неприятности, огорчения ребенка (хроническое семейное неблагополучие, не слишком значительный, но постоянно ощущаемый им дискомфорт среди сверстников и т.д.) - все это постепенно подтачивает нервно-психическое, а вместе с тем и физическое здоровье ребенка. Взрослые этого не замечают, не придают значения таким «мелочам», а потом удивляются: «Что с ним случилось, отчего он заболел, ведь ничего особенного не произошло?». Психическое состояние ребенка должно быть постоянным объектом пристального внимания взрослых. Недостаточное внимание к психологической атмосфере, в которой живет ребенок, к его настроению, а порой и безответственность, распущенность и эгоизм взрослых самим тяжелым образом отражается на ребенке [2, с. 27].

Психика ребенка страдает из-за семейных ссор, драк, скандалов, алкоголизма родителей, грубого и даже жестокого обращения неуравновешенных родителей и других членов семьи, постоянного несправедливого отношения. Не может не сказаться отрицательно постоянная перегрузка ребенка, перфекционизм родителей, которые хотят сделать из него гения. Свой негативный вклад может внести и школа, в которой ребенок подвергается насмешкам и оскорблениям одноклассников, физическому насилию [1, с. 271]. Отнюдь не укрепляют психическое здоровье ребенка конфликты с учителями, ощущение постоянного учительского недовольства, скрытой или явной неприязни к ребенку из-за его медленной работы, плохой сообразительности, неаккуратности, в чем он, по сути дел не виноват. В этом случае проявляется явный непрофессионализм учителя и полное пренебрежение к принципам педагогики сотрудничества, незнание основных требований к психолого-педагогическому сопровождению детей с трудностями в обучении [4, с. 42; 5, с. 12].

Хотя нервная система семилетнего ребенка, поступающего в школу, является более развитой и стабильной по сравнению с нервной системой дошкольника, однако и в этот период дети очень ранимы и впечатлительны. Поскольку учитель нередко сталкивается с нервными расстройствами, ему надо знать особенности этих нарушений для проведения своевременной педагогической коррекции, позволяющей сохранить здоровье ребенка и обеспечить успешность обучения.

Одним из функциональных нервных расстройств является невротическое заикание, один из видов логоневроза. Оно возникает по разным причинам, среди которых очень опасным является перенесенное ребенком состояние сильного испуга, душевного потрясения. Если такие дети волнуются, вспоминают что-то неприятное, заикание усиливается. Могут возникать ситуации, когда от волнения ребенок не может сказать ни слова. Часто это случается во время устного ответа у доски, поэтому педагоги после ряда неудачных попыток ученика изложить выученный им материал опрашивают его после уроков, дают индивидуальные письменные задания. В тоже время нельзя полностью освобождать ученика от устных ответов в присутствии других и тем самым усиливать у него ощущение своей обособленности и неполноценности. В некоторых случаях он может использовать такое послабление, чтобы не выполнять учебную работу в достаточном объеме. Надо сделать так, чтобы заикающийся ребенок принимал самое активное участие в работе класса, обязательно говорил на уроке, но речевая нагрузка для него должна быть посильной, не требующей подробных, развернутых ответов монологического типа. В классе нужно проводить работу по предотвращению и пресечению каких-либо, даже малейших насмешек над такими детьми, но в тоже время не давать им поблажек [3, с. 135].

Для восстановления нормальной речи нужно обращаться к специалистам -логопедам, детским психологам, врачам, но и учитель может внести свой большой вклад. Если добиться хорошего усвоения учебного материала, если заикающийся ребенок по своим знаниям будет не только не отставать, но даже

и опережать своих сверстников, то формирующееся при этом чувство уверенности будет распространяться и на его речевую деятельность. Помогая ребенку в учебе, можно помочь ему в преодолении заикания.

Учителю надо внимательно наблюдать за состоянием детей, замечать те особенности поведения, которые могут свидетельствовать о каких-либо нервных расстройствах. Довольно часто дети грызут ногти, ручки, совершают какие-то повторяющиеся движения, не могут спокойно усидеть на месте. Наблюдается повышенная тревожность, когда дети при малейшей возможности звонят родителям (хотя и родители могут поступать так же). Такое поведение должно стать предметом бесед педагога и родителей для получения подробной информации о состояния здоровья ребенка, о тех мерах, которые предпринимают родители для его сохранения и укрепления. Речь должна идти о соблюдении режима дня ребенка, о его полноценном отдыхе и особенно продолжительном и здоровом ночном (а порой и дневном) сне, о психологическом климате семьи, стиле взаимоотношений. Здоровье ребенка, его психологическое благополучие является непременным условием успешного обучения и воспитания, условием гармоничного развития личности.

Список литературы:

1. Невзорова М.С. Критерии психологической безопасности образовательной среды в современной школе // Наука и Образование. 2018. Т.2. №3. С. 27.

2. Обносов В.Н., Беляева О.В., Свиридова Л.В. Влияние психических состояний на характер общения детей и взрослых // Наука и Образование. 2021 Т.3. № 4. С.271

3. Обносов В.Н. Психологические аспекты коррекции речевых расстройств // Наука и Образование. 2021 Т.3. № 4. С 135

4. Перышкова С.А. Шипилина А.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении / Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории практики: сборник

материалов Национальной контент-платформы (12 декабря 2019 г.) / под общ. ред. Г.В. Коротковой. Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ. 2019. С. 42 -43.

5. Попова Т.И. Педагогика сотрудничества как условие психологически безопасной среды // Актуальные проблемы науки и образования: электронный сборник статей по итогам научно-исследовательской и инновационной работы ВО Мичуринский ГАУ за 2018. № 3 - 4. С. 12

UDC 616.85

FEATURES OF PEDAGOGICAL WORK WITH CHILDREN SUFFERING FUNCTIONAL NERVOUS DISORDERS

Vladimir N. Obnosov

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

vladimirobnosov@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article describes the symptoms and causes of nervous disorders in children, gives recommendations for their prevention and psychocorrection.

Key words: functional nervous disorders, overexertion of nervous processes, logoneurosis, psychological correction.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022. The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10. 2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.