Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / МАЛАЯ ГРУППА / СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обносов Владимир Николаевич

В статье поднимается проблема социального контроля за поведением детей, особенностями их развития в условиях сельской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF RURAL SCHOOLS

The article raises the problem of the importance of social control over the behavior of children, the peculiarities of their development in a rural school.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ»

УДК 371.134

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОЙ

ШКОЛЫ

Владимир Николаевич Обносов

кандидат психологических наук, доцент vladimirobnosov@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье поднимается проблема социального контроля за поведением детей, особенностями их развития в условиях сельской школы.

Ключевые слова: сельская школа, социальный контроль, малая группа, сельский учитель.

Жизнь сельской школы, ее состояние зависит от социально-экономических условий, которые сложились в стране и в конкретном регионе. Сельскую школу не могли не затронуть произошедшие перемены. В поисках работы наиболее активная и предприимчивая часть сельского населения или переехала в города или работает там вахтовым методом, оставив детей на попечение родственников, которые не всегда справляются с воспитательными задачами. Село, также как и в город, подвержено влиянию антикультуры, и туда идет поток сомнительной аудио и видеопродукции, нередко имеющей криминальный и развращающий характер. Невысокий культурный уровень, пьянство, неблагополучие в семьях, это, к сожалению, обычное явление. В экономическом плане сельская школа и раньше не всегда могла рассчитывать на поддержку колхозов и совхозов, то и сейчас пришедшие в село агрохолдинги не спешат вникать в школьные проблемы. Мы говорим об этом потому, что для решения практических задач нужно реально оценивать ситуацию, сложившуюся в селе, в сельской школе.

Известно, что основными задачами школы является обучение, воспитание и развитие детей. На их фоне гораздо скромнее выглядит и редко упоминается задача обеспечения социального контроля за поведением детей, задача социального призрения. Слово «призрение» чаще употреблялось в дореволюционной России, и оно, как будто бы, имеет какой-то уничижительный оттенок («дом призрения», «общество призрения»). Но слово «призрение» означает - быть под наблюдением, «при зрении», находится под чьей-то опекой, не оставаться безнадзорным, брошенным и никому не нужным. В таком призрении, надзоре нуждаются многие дети. Порой они не могут выполнить даже минимальных требований учебных программ по причине социальной запущенности, из-за тех или иных отклонений в физическом и психическом развитии. Тем не менее, школа организует и направляет жизнь такого ребенка, стремится занять его полезным делом, оказывает определенное воспитательное влияние. Благодаря школе он включен в систему нормативных социальных отношений, отличающихся от жестокой стихии неформальной

среды. Значимость этой включенности нами часто недооценивается, особенно если акцентировать внимание только на учебных неуспехах ребенка. Но стоит ему только выпасть из школьной среды, перестать посещать школу, в которой он, казалось бы, ничему не учится и ничего не приобретает, то разрушительное влияние неблагоприятной среды на него значительно усиливается и может привести к полной деградации личности. Оказывается, важным для такого ребенка оказывается не только и не столько обучение, сколько само по себе посещение школы, особенно если там создан более или менее благоприятный психологический, нравственный климат.

К сожалению, при анализе работы школы это обстоятельство не учитывается, и деятельность учителя обычно оценивают по успеваемости учащихся. Функция социального призрения, выполнение которой требует большого напряжения сил педагога, значительных душевных затрат не замечается, не принимается в расчет, будто мы живем не в реальном мире, а в схемах, предложенных нормативными документами.

Конечно, настоящий педагог не ограничится в своей работе лишь присмотром за ребенком. Насущной проблемой, которая очень часто встает перед педагогом сельской школы, - это проблема психологической коррекции и даже социально-психологической реабилитации ребенка. В свое время А.С. Макаренко, называя воспитание чрезвычайно сложным делом, отмечал, что оно несравнимо с адским трудом перевоспитания. К сожалению, именно задача перевоспитания часто стоит перед учителем, потому что дети приходят в школу с грузом дурных привычек, усвоенных асоциальных норм поведения, с опытом негативных, отнюдь не детских взаимоотношений.

Преодоление последствий душевных травм и личностных деформаций, всего того негативного опыта, который накопил ребенок до школы и вне школы - все это не входит в прямые обязанности учителя. Тем не менее, педагог не сможет нормально работать, не пытаясь решить эти проблемы или хотя бы как-то сгладить их последствия. В своей работе сельский учитель не всегда может рассчитывать на помощь дефектологов и психологов, которых не хватает и в

городских школах, поэтому большие требования предъявляются к его собственной подготовке [4, с.296]. В обучении будущих педагогов нужно более продуктивно использовать возможности общих курсов психологии, специальных курсов и семинаров, ориентировать студентов на приобретение дополнительных педагогических профессий. Важную роль здесь играет педагогическая практика [1, с.135], однако прохождение ее именно в сельской школе сталкивается с целым рядом трудностей: проблемами проживания, транспорта, обеспечения педагогического руководства и т.д.

При психологическом анализе сельскую школу можно отнести к категории малых групп с их специфическими особенностями. В таких группах часто наблюдается феномен эмоционального пресыщения, возникающий ввиду большой частоты контактов между самими детьми и детьми и учителем. Из-за ограниченности пространства, замкнутости круга общения возможно снижение эмоционального тонуса детей, проявление немотивированной агрессии, ослабление авторитета учителя из-за размывания социальной дистанции между ним и учениками в условиях частого общения и в школе, и в повседневной жизни.

В условиях небольшого по численности класса ограничиваются возможности внутригруппового информационного обмена, стимулирующего учебную деятельность, затрудняется формирование групп по интересам, возникновение избирательных дружеских связей. Нет достаточных условий для здоровой учебной конкуренции, поэтому хорошо успевающие ученики могут иметь неадекватное высокое представление о своих способностях. В малой группе обучение осуществляется в условиях постоянного контроля со стороны учителя, каждый ученик должен быть готов к ежедневному опросу. Такое положение дел имеет не только свои плюсы, но и минусы: в условиях жесткой, авторитарной требовательности возникает страх перед учителем и перед самим процессом обучения. В других случаях ученик адаптируется к этим ежеминутным требованиям и не слишком серьезно их воспринимает, проявляя недостаточно ответственное, а порой и просто пренебрежительное отношение к

своим обязанностям. Поэтому знание и учет в работе психологических особенностей малой группы является одним из важных слагаемых психологической грамотности и педагогического мастерства учителя.

Высокие требования предъявляются к личности сельского учителя и в быту, ведь его повседневная жизнь во многом оказывается на виду у односельчан. Важным здесь является установление благоприятных отношений с родителями учащихся, лишенных как панибратства, так и взаимной отчужденности, отношений, основанных на взаимоуважении и сотрудничестве [5, с.12]. К сожалению, порой приходится говорить о проблеме обеспечения безопасности сельского учителя, особенно молодого специалиста, здесь поселившегося. Чаще всего учитель не живет по месту работы, а ежедневно приезжает в школу на общественном или личном транспорте.

В связи с закрытием многих сельских школ реализуется программа «Школьный автобус». Детей из разных сел и деревень ежедневно возят в более крупные школы. Такая практика имеет свои плюсы - расширяется круг общения детей, большие школы, как правило, лучше оборудованы, в них создаются более широкие возможности для подбора педагогических кадров, организации дополнительной педагогической работы. Но нельзя не сказать и о минусах. Состояние наших дорог и автотранспорта не всегда способствует своевременной, комфортной и безопасной доставке детей в школу и из школы. Надо учитывать и временные затраты на дорогу, что особенно ощутимо для детей младших классов. Есть проблема и в том, что продолжительность обучения детей разных классов неодинакова. Если школьный автобус делает только один ежедневный рейс, то младшие дети должны дожидаться, когда закончатся уроки у старшеклассников, вынуждены оставаться в группах продленного дня, хотя это полезно не для всех. Возникают трудности и при организации внеклассной работы: как задерживать детей после уроков, когда им еще надо добраться до дома, особенно в осеннее и зимнее время при плохой дорожной обстановке и коротком световом дне?

Одной из проблем сельской школы является проблема профессиональной ориентации. Логично предположить, что дети, родившиеся и выросшие на селе, лучше знакомы с сельскохозяйственным трудом и им окажутся боле близкими профессии сельского механизатора, агронома, животновода и т.д. Широкие возможности тут есть и для экологического образования [2, с.88; 3, 283]. Есть большой простор для реальной практической деятельности, ведь раньше многие школы имели свои сады, огороды, сельскохозяйственную технику, старшеклассники проходили первичную профессиональную подготовку и получали соответствующие удостоверения. В настоящее время эти традиции во многом утеряны, хотя при разумном подходе к проблеме многое можно сделать в этом направлении при налаживании продуктивного сотрудничества агрохолдингов с учреждениями образования. Выпускники школ могли бы остаться на родной земле и устроить свою жизнь не хуже, а может быть и лучше тех, которые покинули село.

Если вести речь о возрождении и укреплении села, то нужно приложить максимальные усилия для совершенствования и развития сельской школы.

Список литературы:

1. Каменская С.В., Корепанова Е.В. Педагогическая практика в профессиональной подготовке учителя начальных классов // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 135.

2. Манаенкова М.П. Экологическое образование в высшей школе: проблемы и перспективы // Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в свете развития технологий Индустрии 4.0: сборник материалов Международной научной школы. Мичуринск. 2017. С. 87-91.

3. Обносов В.Н. Психологические аспекты формирования экологического сознания // Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в свете развития Индустрии 4.0 сборник Материалов Международной научной школы (26 октября 2017 г) / под общей редакцией Е.С. Симбирских. Мичуринск: Изд.-во Мичуринского ГАУ. 2017. С. 282 - 285.

4. Обносов В.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки педагогических кадров для работы в условиях сельских территорий / Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы Х Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием); М-во науки и высш. обр. РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина» / отв. ред. Л.Н. Макарова. Тамбов: Издательский дом «Державинский». 2019. С. 295 - 298.

5. Попова Т.И. Педагогика сотрудничества как условие психологически безопасной среды // Наука и Образование. 2018. Т.2. № 3 - 4. С. 12

UDC 371.134

SOCIO-PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF RURAL SCHOOLS

Vladimir N. Obnosov

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

vladimirobnosov@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article raises the problem of the importance of social control over the behavior of children, the peculiarities of their development in a rural school.

Keywords: rural school, social control, small group, rural teacher.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10. 2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.