Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТАГНАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТАГНАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТАГНАЦИЯ / УТОМЛЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обносов Владимир Николаевич

В статье описана типичная картина поведения педагога в период профессиональной стагнации и возможные пути коррекции его психического состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PROFESSIONAL STAGNATION IN PEDAGOGICAL ACTIVITIES

The article describes a typical picture of the teacher's behavior during the period of professional stagnation and possible ways to correct his mental state.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТАГНАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 657.6

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТАГНАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Владимир Николаевич Обносов

кандидат психологических наук, доцент vladimirobnosov@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье описана типичная картина поведения педагога в период профессиональной стагнации и возможные пути коррекции его психического состояния.

Ключевые слова: профессиональная стагнация, утомление, психическое напряжение, конфликт.

Самые передовые методы, приемы и формы обучения, самые лучшие учебники и прекрасные методические пособия окажутся малоэффективными, если их будет использовать изможденный, переживающий свою неполноценность учитель, который учит утомленного, расторможенного и не желающего обучаться ученика.

Одна из главных проблем школы заключается в том, что многие учителя с большим напряжением выполняют свою работу в существующих условиях и в существующем ее варианте, а у учащихся часто отсутствует содержательная, полноценная мотивация обучения. Утомляет не только и не столько большое количество уроков, не работа сама по себе. Утомление у педагога часто возникает от осознания бессмысленности, неэффективности, неправильности работы, а у учащихся - от смутного или явного понимания того, как мало из преподаваемого материала действительно используется в его сегодняшней жизни, а не в жизни «вообще», ему не верится, что эти знания пригодятся когда-нибудь.

Непродуктивная работа педагога часто связана с хронической усталостью, ухудшением физического здоровья. С большой тревогой многие педагоги проходят ежегодную медицинскую комиссию и бывают расстроены ее результатами. Кроме соматических заболеваний, часто выявляются неврозы и неврозоподобные состояния. После первых 7-10 лет работы у многих педагогов начинают проявляться признаки профессиональной стагнации - устойчивого, болезненного ощущения профессиональной опустошенности,

«выработанности», усталости, глубокого внутреннего нежелания работать. Хотя учитель продолжает трудиться, выполнять свой профессиональный долг и зарабатывать себе на жизнь, но это работа на нервах, на волевом усилии, а искреннего, непринужденного, вдохновенного желания что-то делать, пробовать, творить - нет. Напротив, возникает все более и более нарастающее раздражение и почти ненависть ко всякого рода дополнительным нагрузкам, нововведениям, требованиям. Иногда такое сопротивление понимается как

следствие лени и дурного характера педагога, но часто - это голос утомленного организма, который пытается защитить себя от разрушающих его перегрузок.

В период профессиональной стагнации педагог начинает неадекватно оценивать отношение к себе коллег, администрации. В обычных требованиях или замечаниях он начинает усматривать какой-то скрытый смысл, ему видится какой-то подвох, враждебность, насмешка. Подобные искажения восприятия могут проявляться и в общении с учениками, с их родителями. Это может серьезно осложнить межличностные отношения и стать источником дополнительной психической нагрузки.

В той или иной степени период профессиональной стагнации переживают все педагоги. При подготовке специалистов для сферы педагогического образования надо обязательно изучать эту проблему [1, с.151; 5, с. 93]. Часто стагнация имеет хронический, вялотекущий характер и проявляется в апатичном, механическом исполнении только самых необходимых обязанностей, чтобы как-то сохранить профессиональное лицо и место работы. Отдельные вспышки активности не меняют общей негативной картины, характерной для периода стагнации: напрягая все своё терпение, педагог не работает, а дорабатывает до того времени, когда можно будет отдохнуть: дорабатывает до каникул, до отпуска, до пенсии. Иногда он надеется, что вдруг произойдут какие-то перемены, которые могут облегчить его состояние, однако не верит, что сам может что-то изменить.

Другой тип поведения в период стагнации проявляется в том, что педагог видит причины снижения качества своей профессиональной деятельности не в своей психологической усталости, не в отсутствии работы по самосовершенствованию, а в существовании враждебного окружения в лице администрации, коллег, учеников и их родителей. Поэтому он активно борется с мнимыми врагами, еще более подрывая не только свое здоровье, но и здоровье окружающих, усугубляя своё тяжелое состояние. Такой тип реагирования близок к истерическому, но в здесь в основе реакций лежат не только личностные недостатки, но и отсутствие полноценного отдыха,

нереализованные личные планы, несбывшиеся профессиональные надежды. В благоприятных условиях такие реакции могли бы никогда не проявиться.

Профессиональная стагнация, соматические и психические расстройства организма, семейные и бытовые неурядицы усиливают друг друга. Профессиональное истощение и связанная с ним хроническая усталость негативно сказывается на семейных отношениях, легко возникают семейные конфликты, отнимающие энергию, которой и так не хватает для работы. На фоне низкой энергетики педагогическая работа еще более ухудшается, приводя к профессиональным конфликтам, после которых и вовсе не остается сил ни для школы, ни для улаживания семейных отношений. Все это негативно влияет на организм, еще более ослабляет его, обостряет прежние хронические заболевания и ведет к возникновению новых, отнимающих энергию, необходимую для работы. Выход из этого порочного круга заключается в кардинальном пересмотре отношения к профессии, к своему здоровью, к окружающим.

В первую очередь, надо выделить наиболее важные, первостепенные ценности и все внимание направить на их сохранение и развитие, отсеять все второстепенное и несущественное. В отношениях с окружающими надо видеть, что многие люди тоже находятся в сложном положении и за их негативными проявлениями может скрываться ощущение собственного бессилия, призыв к помощи и пониманию. При таком подходе разрушается картина враждебности мира, возникает ощущение психологической безопасности [2, с. 27], создаются предпосылки для сочувствия окружающим, для взаимной помощи и поддержки, что само по себе уже является важным шагом на пути преодоления профессионального и личностного кризиса. В этом плане большие надежды можно возлагать на педагогику сотрудничества, в основе которой лежит установление подлинно гуманистических отношений между коллегами, между педагогами и воспитанниками [4, с.12].

Необходимо изменение отношения к отдыху, считая его одним из важнейших условий продуктивной работы. К сожалению, у нас даже принято

гордиться тем, что человек работает в выходные и праздничные дни, лишает себя отпуска. Такой пример нередко подают и представители администрации, показывая рядовым работникам, как они горят на работе и ожидая такого же горения от сотрудников. Вспоминается случай, когда директор школы, услышав, как учителя обсуждают какую-то телевизионную передачу, неодобрительно заметил: «А у вас, оказывается, есть еще время, чтобы смотреть телевизор!». В его представлении идеальному учителю и головы некогда поднять, так напряженно он трудится. Однако конечным результатом такого труда является подорванное здоровье и нарастающее с каждым годом отвращение к работе, неприязнь к ученикам и коллегам. Напротив, своевременный, полноценный, регулярный отдых является одним из важнейших условий профилактики эмоционального выгорания [3, с. 146].

Важным шагом в решении поставленной проблемы могло бы стать кардинальное сокращение документации, многочисленных отчетов, которыми перегружен педагог. Надо ставить вопрос о разумных пределах наполняемости школьных классов, позволяющих осуществлять не только коллективную, но и индивидуальную работу. Важно организовать продуктивное взаимодействие с родителями, без помощи которых нагрузка на педагога значительно возрастает и является дополнительным источником профессиональной стагнации. Важно подчеркнуть, что заботиться о здоровье педагога надо не только ради его личного физического и психологического комфорта, но для обеспечения должного качества педагогической работы, которое вряд ли может обеспечить болезненный, изможденный педагог.

Список литературы:

1. Манаенкова М.П. Педагогические основы личностного профессионального становления специалиста // Наука и Образование. 2021. Т.4. № 1. С. 151.

2. Невзорова М.С. Критерии психологической безопасности образовательной среды в современной школе // Наука и Образование. 2018 г. Т.2. №3. С. 27.

3. Обносов В.Н. Проблема профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности // Наука и Образование. 2019 г. Т.2. С.146.

4. Попова Т.И. Попов А.С. Педагогика сотрудничества как условие психологически безопасной среды // Наука и Образование. 2018. № 3 - 4. С. 12.

5. Попов А.С., Попова Т.И. Формирование представления о развитии личности у будущих педагогов // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: сборник материалов Национальной контент-платформы (12 декабря 2019 г.) / под общ. ред. Г.В. Коротковой. Мичуринск: Изд.-во Мичуринского ГАУ. 2019. С. 93.

УДК 657.6

THE PROBLEM OF PROFESSIONAL STAGNATION IN PEDAGOGICAL ACTIVITIES

Vladimir N. Obnosov

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

vladimirobnosov@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article describes a typical picture of the teacher's behavior during the period of professional stagnation and possible ways to correct his mental state.

Key words: professional stagnation, fatigue, mental stress, conflict.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022. The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10. 2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.