Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
381
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТОК / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обносов Владимир Николаевич

В статье рассматриваются различные типы девиантного поведения, анализируются его причины и направления коррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

The article discusses various types of deviant behavior, analyzes its causes, outlines the directions of correctional work.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

УДК 159.9:34.01

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Владимир Николаевич Обносов

кандидат психологических наук, доцент vladimirobnosov@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются различные типы девиантного поведения, анализируются его причины и направления коррекционной работы.

Ключевые слова: девиантное поведение, подросток, несовершеннолетние правонарушители, индивидуально -психологические особенности, коррекционная работа.

При решении проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков важнейшим условием является учет их возрастных, типологических и индивидуально-психологических особенностей. Понятия «трудный подросток», «малолетний правонарушитель» является весьма широкими и расплывчатыми по своему содержанию, так как существуют самые разные категории так называемых «трудных» детей и детей-правонарушителей.

В зависимости от социометрического статуса, от места, которое занимает подросток в группе с асоциальным, антисоциальным или даже криминальным поведением, он может быть лидером группы, «пренебрегаемым» (отверженным) или рядовым ее членом.

Лидеры обычно являются организаторами правонарушений, их вдохновителями, они подталкивают других членов группы к совершению противоправных действий своим примером, уговорами, угрозой. Многие малолетние правонарушители никогда бы не совершили противоправных действий по своей собственной инициативе, без давления группы и ее лидера. Очевидно, что при коррекционной работе индивидуальный подход к лидеру должен существенно отличаться от подхода к рядовым членам группы.

Важно обратить внимание и на характер лидерства. «Физический» лидер может доминировать за счет грубого превосходства в силе, ловкости, дерзости и часто демонстрирует это превосходство, подчиняя себе окружающих, заставляя их испытывать страх. «Эмоциональный» лидер способен увлечь других, представляя противоправные действия как интересное приключение, как проявление лихости, смелости и веселой забавы. «Интеллектуальный» лидер тонко манипулирует другими, воздействуя на их самолюбие, показывая выгоды, которые могут дать противоправные действия, если незаметно и умело их совершить. Когда физические, интеллектуальные и эмоциональные качества хорошо развиты и удачно сочетаются в одном человеке, то его влияние на группу оказывается особенно сильным. Жизненные установки лидеров, характер лидерства надо обязательно учитывать в коррекционной работе.

Двояко могут вести себя «пренебрегаемые». С одной стороны, они хотели бы уйти из группы, в которой их положение является незавидным, где они часто подвергаются насмешкам, унижению, но с другой стороны, им приходится смиряться и терпеть, ведь другой референтной группы у них нет. Страх оказаться в полной изоляции, без общения и даже минимальной групповой поддержки может быть так велик, что «пренебрегаемые» принимают безоговорочное участие в общих противоправных действиях, рассчитывая этим улучшить или хотя бы не усугубить свое положение в группе. Их поведение может оказаться неожиданно более дерзким и жестоким, чем поведение других членов группы, даже когда ситуация того явно не требует. «Пренебрегаемые» порой стремятся повысить свой авторитет за счет унижения новичков, недавно пришедших в группу. Несмотря на невысокий социометрический статус, «пренебрегаемые» все же рассчитывают на то, что группа защитит их от «чужаков». Порой и сами они кому-то угрожают, оказывают на кого-то давление, опираясь на реальную или предполагаемую поддержку своей группы. «Пренебрегаемые», которым потом удается стать лидерами асоциальных групп, могут проявлять себя далеко не с лучшей стороны.

В зависимости от характера совершаемых правонарушений можно выделить подростков, тяготеющих к хулиганским действиям. Мотивы этих действий - непродуктивное самоутверждение, демонстративность, желание добиться превосходства над другими за счёт вызывающей дерзости, физического насилия. Других способов самоутверждения, таких как учеба, спорт, трудовая деятельность, художественное творчество у них может и не быть, поэтому подобное деструктивное поведение становится типичным. Коррекционная работа здесь должна быть направлена не только на формирование правильных нравственных установок (что является очень трудной задачей), но и на повышение их самооценки за счет достижения успехов в социально одобряемой, продуктивной деятельности. Именно в этом направлении работал А.С. Макаренко, в колонии которого несовершеннолетние преступники в процессе серьезного профессионального обучения добивались

самых высоких результатов, реализовывали себя в разных видах профессиональной деятельности и выходили на свободу высококвалифицированными специалистами, имея на личном счету заработанные своим трудом деньги.

Другая категория правонарушителей имеет корыстные ориентации, в основе которых лежит стремление приобрести желанные материальные блага за счет воровства, вымогательства, мошенничества. Следует обратить внимание на то, что часто вовсе не нужда подталкивает их к подобным действиям, а жажда приобретения, обладания, стремление к достижению максимального комфорта, стремление к «красивой» жизни за счет других. Сочувствие к людям, способность понять и почувствовать ту боль, которую они доставляют своим жертвам, у них или полностью отсутствует, или подавляется с помощью таких защитных механизмов как вымещение, рационализация, оглушение. Коррекционная работа с данной категорией подростков является особенно трудной. Чтобы предотвратить подобное поведение, надо с раннего детства формировать у ребенка способность к преодолению эгоцентризма, развивать эмпатию [5, с. 57].

Очень большую группу малолетних правонарушителей составляют дети с аффективными нарушениями. Это, прежде всего, психопаты. При относительной сохранности интеллекта и наличии способности к адекватной оценке ситуации, они практически полностью теряют самоконтроль в состоянии эмоционального возбуждения, склонны к самым опасным и непредсказуемым поступкам, к необычайно бурным аффективным вспышкам и неконтролируемому агрессивному поведению. Авторитарный, несдержанный, эмоционально неуравновешенный педагог не только не добьется никакого успеха в работе с этими детьми, но и осложнит работу своих коллег. Здесь нужна предельная корректность, спокойная доброжелательность, рациональная, объективная требовательность. У этой категории подростков особенно важно формировать чувство ответственности за свое поведение [3, с. 54], надо учить их думать о последствиях своих аффективных действий.

Среди несовершеннолетних правонарушителей нередко встречаются дети с различными психическим аномалиями, в частности, с нарушениями интеллекта. Это могут быть дети с некомпенсированной задержкой психического развития, дети, страдающие олигофренией в стадии дебильности, дети с эпилепотидными и шизоидными нарушениями интеллекта. При поверхностном знакомстве нарушения могут не сразу бросаться в глаза, создается впечатление нормы, однако следует помнить, что такие дети, как правило, не способны адекватно оценивать ситуацию и свои действия, не говоря уже об их полной правовой безграмотности, которая, впрочем, типична для многих других категорий правонарушителей и с сохранным интеллектом. Умственно отсталые дети легко поддаются чужому влиянию, поэтому их могут подталкивать к совершению преступлений более «смышленые» сверстники. Нам представляется, что единственным способом предотвращения такого поведения является полная изоляция этих детей от вредного влияния, разрыв всяких контактов с данной группой.

К противоправному поведению могут быть склонны и подростки с нарушениями в сфере влечений, страдающие алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Особую группу составляют дети-дромоманы (патологическое стремление к бродяжничеству), пироманы (непреодолимое влечение к огню, поджогу), клептоманы (патологическое воровство без корыстной направленности). Очень сложную категорию составляют сексуально расторможенные дети с рано сформированным и повышенным половым влечением; есть дети, склонные к патологической лживости.

Даже это, далеко не полное перечисление групп правонарушителей, должно привести нас к пониманию, что общение с разными категориями детей имеет свои особенности, свои трудности, свою специфику, которую надо учитывать. Педагогические воздействия часто неэффективны потому, что взрослый (родитель, педагог, сотрудник ОВД) совсем не знает или знает недостаточно психологические особенности той или иной категории правонарушителей. Например, крик, грубый «наезд» на детей с аффективными

нарушениями может вызывать у них лишь агрессивную эмоциональную реакцию, реакцию злобы или глубокого отчаяния. Клептоманов мало убеждать в том, что воровать нехорошо, они нуждаются в психиатрической помощи. Знание индивидуально-психологических особенностей «трудных» детей, в том числе детей с психическими аномалиями является необходимым компонентом профессиональной компетентности педагога [2, с. 206].

Следует помнить и о характерном для подростка чувстве взрослости, стремлении к тому, чтобы его уважали, с ним считались. Пренебрежительное отношение к нему «как к маленькому», создает смысловой барьер между подростком и взрослым.

У взрослых обычно вызывает болезненную реакцию подростковый негативизм: стремление во многом (если не во всем) идти наперекор предъявляемым требованиям. Еще не до конца поняв этих требований, подростки уже протестуют и пытаются их игнорировать. Нажим на подростка, при котором, как ему кажется, его хотят унизить, сломать, только усиливает негативную реакцию. Родителям и педагогам необходимо иметь правильное представление о закономерностях развития личности подростка, о возникающем чувстве взрослости, характерном для этого периода [6, с. 93].

Не надо забывать и о том, что в подростковом возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому подросткам бывает трудно себя сдерживать, у них проявляется двигательная расторможенность, выкрики, агрессивные стычки без каких-либо серьезных причин, спонтанные, некорректные высказывания в адрес взрослых. Такое поведение подростков обычно вызывает резкое неприятие родителей и педагогов, которые в ответ могут проявлять такую же возбудимость, несдержанность и агрессию, опускаясь на уровень подростков [1].

Коррекционная работа с подростками, для которых характерно девиантное поведение, является очень трудной, требующей высокой профессиональной квалификации. Педагогу следует запастись огромным терпением и бесконечной доброжелательностью. Он должен знать многие

индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья, особенности детства, характер отношений в семье, семейные проблемы, наличие перспектив, на основе которых можно прогнозировать и направлять дальнейшее развитие ребенка. Следует помнить, что девиантное поведение подростка - это не его вина, а беда, в которой ему надо помочь.

Список литературы:

1. Костюшина Е. В., Парусова Н.Н. Проблема конфликтов в подростковом возрасте // Наука и Образование. 2018. Т. 1. № 3-4. С. 24. - EDN YZVBEL.

2. Манаенкова М.М. Компетенции и компетентность: проблемы профессиональной подготовки // Социально-психологические явления и процессы. 2014. №1 (23). С.205 - 208.

3. Невзорова М.С. Воспитание ответственности личности как готовности к реализации свободного выбора // Молодежь: свобода и ответственность: материалы IV Владимирских духовно-образовательных чтений / сост. Р.С. Леонов. Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ. 2019. С.52 - 56.

4. Обносов В.Н. Социально-психологический анализ девиантного поведения // Наука и Образование. 2019. Т.2. № 2. С. 28.

5. Обносов В.Н. Преодоление эгоцентризма как условие духовно -нравственного развития // Молодежь и ответственность: материалы IV Владимирских духовно-образовательных чтений / сост. Р.С. Леонов. Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ. 2019. С. 56 - 60

6. Попов А.С., Попова Т.И. Формирование представления о развитии личности у будущих педагогов / Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: сборник материалов Национальной контент-платформы (12 декабря 2019 г.) / под общ. ред. Г.В. Коротковой. Мичуринск: Изд.-во Мичуринского ГАУ. 2019. С. 93.

UDC 159.9:34.01

INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

Vladimir N. Obnosov

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

vladimirobnosov@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article discusses various types of deviant behavior, analyzes its causes, outlines the directions of correctional work.

Keywords: deviant behavior, teenager, juvenile delinquents, individual psychological characteristics, correctional work.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.